В предыдущей главе мы читали об осуществлении истолкованных Иосифом снов. В этой и последующей главах мы увидим осуществление снов самого Иосифа, в которых семья отца должна воздать ему почет и уважение. История весьма пространно повествует о том, что произошло между Иосифом и его братьями, и не просто потому, что она увлекательна сама по себе (возможно, об этом много говорилось как среди израильтян, так и египтян), но, прежде всего, благодаря своей поучительности и тому, что стала поводом для переезда семьи Иакова в Египет, с которым связаны последующие знаменательные события. В этой главе описывается:
(I) Смиренное обращение сыновей Иакова к Иосифу с просьбой приобрести пшеницу (ст. 1−6).
(II) Страх, которому подверг их Иосиф, когда испытывал их (ст. 7−20).
(III) Обличение совести, которому подверглись его братья за содеянный прежде грех против Иосифа (ст. 21−24).
(IV) Возвращение в Ханаан с хлебом и огромное душевное потрясение их благочестивого отца после выслушанного отчета о совершенном путешествии (ст. 25 и далее).
Стихи 1−6. Хотя все сыновья Иакова были женаты и имели собственные семьи, тем не менее складывается впечатление, что они все еще объединены в единое сообщество под управлением и руководством своего отца. В этих стихах:
I. Иаков посылает их в Египет для покупки пшеницы (ст. 1−2). Отметьте:
(1) Голод в Ханаане был свирепым. Было отмечено, что все три патриарха, для которых Ханаан был обетованной землей, пережили там голод; он должен был не только испытать их веру и доверие к Богу, который мог погубить их от голода, но и научить всегда искать иного отечества, то есть небесного (Евр 11:14−16). Мы нуждаемся в том, что отталкивает нас от этого мира и побуждает искать лучший.
(2) И все же, когда в Ханаане был голод, в Египте был хлеб. Так распорядилось божественное провидение, чтобы страждущим в одном месте можно было оказать помощь и поддержку из другого места, потому что все мы братья. Египтяне, семя проклятого Хама, имели в избытке, в то время как благословенный Божий Израиль нуждался. Подобным образом распределяя общие блага, Бог часто скрещивает руки. Тем не менее, отметьте, что изобилием (по воле Божьей) Египет был обязан предусмотрительности и заботе Иосифа. Если бы братья не продали его в рабство, а он был уважаем соответственно своим заслугам, то кто знает, не сделал бы он для дома Иакова то, что совершил для дома фараона, и, возможно, египтяне приходили бы покупать хлеб у них. Прогоняющие мудрых и благочестивых людей не ведают, что делают.
(3) И узнал Иаков, что в Египте есть хлеб, он видел, что соседи приобрели его там и привезли к себе домой. Видя, где можно восполнить нужду, а также других обеспеченными, мы испытываем побуждение к действию. Почему другие находят пищу для себя, а мы должны голодать?
(4) Иаков упрекает сыновей в задержке с покупкой хлеба для семьи. Что вы смотрите друг на друга? Заметьте: находясь в трудностях и нужде, глупо стоять и смотреть друг на друга — пребывать в печали и разочаровании, как будто нет надежды, нет помощи, споря о том, кто по праву должен первым идти, а кто в целях безопасности последним, дискутируя о том, что необходимо делать, и в то же время ничего не делая, — мечтательно дремля, как будто больше нечего делать, оттягивая время, как будто мы им управляем. Давайте никогда не говорить: «Мы отложим на завтра то, что можно сделать сегодня».
(5) Он торопит их идти в Египет: пойдите туда. Главы семей должны не только молиться о хлебе насущном и надлежащем пропитании для семей, но и прилагать старание и изобретательность в их обеспечении.
II. Их послушание отцовским повелениям (ст. 3). Они пошли купить хлеба в Египте; они не послали слуг, но благоразумно отправились сами, тратя на все свои деньги. Давайте не считать себя слишком великими или хорошими, чтобы прилагать усилия. Главы семей должны все видеть своими глазами и не полагаться во многом на слуг. Лишь Вениамин остался дома, потому что был любимцем отца. Прибыв в Египет вместе с другими, с намерением приобрести значительное количество зерна, они были представлены Иосифу, возможно, ожидавшему их прихода, и согласно этикету они поклонились ему лицем до земли (ст. 6). Теперь их пустые снопы поклонились наполненному снопу Иосифа (ср. Ис 60:14 и Откр 3:9).
Стихи 7−20. Можно удивляться тому, что Иосиф за двадцать лет пребывания в Египте, особенно за последние семь лет власти, никогда не посылал отцу весть о своих делах, более того, он, так часто проходивший по всей земле Египетской (Быт 41:45−46), никогда не бывал в Ханаане и не предпринимал попыток навестить престарелого отца, находясь на границе Египта с Ханааном. Возможно, такое путешествие на колеснице заняло бы не больше трех-четырех дней. Есть предположение, что в этом вопросе он руководствовался особым водительством с небес, чтобы Божьи цели для Иакова и семьи смогли осуществиться в полной мере. Пришедших братьев Иосиф узнал по знакомым ему знакам, но те не узнали его, даже не предполагая найти его там (ст. 8). И вспомнил Иосиф сны (ст. 9), в то время как братья забыли. Храня Божьи пророчества в своем сердцах, мы сможем чудесным образом воспользоваться ими во всех своих поступках. Иосиф в отношениях с братьями всегда помнил о снах, зная об их божественном происхождении; он хотел не только их исполнения, но чтобы и братья покаялись за прошлые грехи, чего и достиг в конечном итоге.
I. Он отнесся к ним грубо и сурово. Лишь манеры его речи (принимая во внимание его положение) было достаточно, чтобы напугатьих, ибо он говорил с ними сурово (ст. 7). Он обвинил их в злых намерениях против его власти (ст. 9) и обращался с ними как с опасными людьми, говоря: вы соглядатаи, клянясь жизнью фараона, что они таковыми были (ст. 16). Некоторые видят в этом высказывании клятву, другие — торжественное заявление наподобие: как жива душа твоя. Тем не менее это было более чем «да, да» или «нет, нет», а значит, от лукавого. Заметьте: плохим словам скорее научишься в общении с теми, кто их употребляет, но не так быстро можно отучиться от них. Иосиф, проведя много времени при дворе, научился дворцовой клятве: клянусь жизнью фараона. Возможно, в данном случае он хотел, чтобы братья поверили, что он египтянин, а не израильтянин. Они знали, что дети Авраама на таком наречии не разговаривают. Когда Петр хотел доказать, что не является учеником Христа, он проклинал и ругался. Почему же Иосиф был так суров к братьям? Мы уверены, что им не двигало чувство мести, жаждущее попирать тех, кто прежде попирал его; у него был другой характер. Но он так повел себя, чтобы (1) в полной мере осуществились его сны.
(2) Привести братьев к покаянию.
(3) Узнать от них подробности о состоянии дел в семье и стране, о чем он так страстно хотел знать. Обратись он к ним как друг, они бы узнали его, поэтому он обращается к ним как судья. Не увидев Вениамина с ними, возможно, он заподозрил, что они избавились и от него, и поэтому предоставляет им возможность рассказать о семье и брате. Заметьте: Бог иногда по своему провидению обращается сурово к тем, кого Он любит и для кого приготовил много милостей.
II. После случившегося братья были очень покорны. Они обращались к Иосифу с великим почтением, на которое только были способны, называя его господин наш (ст. 10) — огромные перемены с того времени, когда они говорили: вот, идет сновидец. Они очень сдержанно отрицают вину: рабы твои не бывали соглядатаями. Они рассказали ему суть дела: их цель — покупка хлеба, вполне законное путешествие, а они — такие же, как и многие другие странники, пришедшие в Египет в это время. Они решились рассказать больше о себе и семье (ст. 13) — как раз то, чего желал Иосиф.
III. Он заключил всех в темницу на три дня (ст. 17). Подобным образом Бог поступает с теми, кому уготовано особенное утешение и почет. Вначале Он смиряет их, внушает страх, заключая в узы рабства, а затем залечивает их раны духом усыновления.
IV. В завершение Иосиф пришел к решению, что один из них останется заложником, остальные же вернутся домой, чтобы привести Вениамина. Ободрением для них послужили слова Иосифа (ст. 18): я боюсь Бога, которые равнозначны таким словам: «Будьте уверены, что я не причиню вам вреда; я не осмелюсь этого сделать, так как знаю, что, какое бы высокое положение ни занимал, есть Тот, Кто выше меня». Заметьте: от боящихся Бога мы можем ожидать честного поведения в отношении нас. Страх Божий будет контролировать обладающих властью, сдерживая их от злоупотребления силой и полномочиями, не допуская угнетения и жестокости. Не могущие стоять в благоговейном страхе перед кем-то должны трепетно относиться к голосу совести. Я же не делал так по страху Божию (Неем 5:15).
Стихи 21−28. Эти стихи описывают (I) осознание вины и раскаяние, пришедшее к братьям, которые размышляли о причиненном вреде Иосифу (ст. 21). Они говорили об этом на еврейском языке, не подозревая, что Иосиф, которого они приняли за египтянина, понимает их, и еще меньше предполагая, что он и есть тот человек, о котором они говорят.
1. Братья с сожалением вспоминали о том, с какой варварской жестокостью преследовали Иосифа. Точно мы наказываемся за грех против брата нашего. Мы не видим, чтобы они так говорили во время трехдневного тюремного заключения. Однако теперь, когда всплыло дело, находясь в замешательстве, они начали смягчаться. Возможно, упоминание Иосифом страха Божьего (ст. 18) побудило их задуматься и осудить себя. Здесь обратите внимание, (1) что задача совести — напоминать, воскрешать в памяти слова и дела давно минувших дней, чтобы указать нам на совершенную ошибку, даже если, как в данном случае, прошло более двадцати лет после согрешения. Точно так, как время не может умалить вину греха, не может быть стерта память у совести. Совершив злодеяние против Иосифа, они без особенного угрызения совести приняли пищу. Но сейчас, много лет спустя, совесть напомнила им об этом.
(2) На преимущество страданий; во многих случаях они оказываются чудесным и действенным средством для пробуждения совести и напоминания о совершенном грехе (Иов 13:26).
(3) На чувство вины перед нашими братьями. Из всех грехов именно в этом обличала их совесть. Когда мы размышляем о соделанном нам зле, следует вспомнить о неправильных поступках в отношении других людей (Еккл 7:21−22).
2. Лишь Рувим с утешением вспоминал о том, что заступался за брата, сделав все возможное для предотвращения зла (ст. 22): не говорил ли я вам: не грешите против отрока? Заметьте:
(1) Усугубляет вину любой грех, совершенный вопреки предостережениям.
(2) Разделяя с другими их бедствия, мы утешимся, если наша совесть будет свидетельствовать о том, что мы не участвовали в их беззакониях, а наоборот, свидетельствовали против них. Это даст нам повод возрадоваться в дни печали и выдернет жало.
II. Мягкость Иосифа, проявленная к ним в этой ситуации. Он отошел от них и заплакал (ст. 24). Хотя здравый смысл подсказывал ему все еще выдавать себя за незнакомца, так как они недостаточно смирились, но его естественная привязанность не могла не проявиться, потому что он был человеком мягкого духа. В этом мы можем видеть прообраз чудных милостей Божьих по отношению к кающимся грешникам (см. Иер 31:20): ибо, как только заговорю о нем, всегда с любовью воспоминаю о нем (см. Суд 10:16).
III. Заключение Симеона в темницу (ст. 24). Возможно, он выбрал его за враждебность, помня, что тот был самым злобным его врагом, или Иосиф отметил, что случившееся меньше всего затронуло и смирило его. Он связал его пред глазами их, чтобы произвести на них впечатление; хотя можно подразумевать и другое: несмотря на суровое отношение в присутствии братьев, после их ухода Иосиф освободил его.
IV. Освобождение остальных братьев. Они пришли за хлебом и получили его, но не только хлеб — каждому были возвращены деньги, которые они хранили в мешках. Подобным образом Христос, «наш Иосиф», обеспечивает нас всем необходимым без денег и цены. Поэтому бедные приглашаются покупать (Откр 3:17−18). Случившееся повергло их в оцепенение (ст. 28): И смутилось сердце их, и они с трепетом друг другу говорили: что это Бог сделал с нами?
1. Действительно, это был благородный жест; я надеюсь, что ничего, кроме доброжелательности, в этом поступке не было, тем не менее они были очень напуганы. Заметьте:
(1) Люди с нечистой совестью склонны воспринимать добрые проявления провидения в искаженном свете и давать неправильное истолкование тому, что содействует им во благо. Они убегают даже тогда, когда никто не преследует их.
(2) Богатство иногда приносит еще больше забот, чем нужда. Если бы у них украли деньги, они бы меньше испугались, чем сейчас, когда их мешки были вновь наполнены серебром. Поэтому имеющий хороший урожай говорит: что мне делать? (Лк 12:17).
2. Тем не менее в их ситуации происшедшее вызывало удивление. Они знали, что египтяне относятся к ним с презрением (Быт 43:32), поэтому не ожидали милости с их стороны; братья пришли к заключению, что все это было сделано преднамеренно с целью возбудить ссору, потому что начальствующий той земли обвинил их в шпионаже. Их совесть пробудилась, и совершенные грехи предстали перед ними, приводя в замешательство. Заметьте:
(1) Когда дух человека погружается в отчаяние, все вокруг содействует этому.
(2) Когда мы удивлены действиями Божьего провидения, полезно задуматься о том, что Бог сделал и делает в нашей жизни, рассуждая о воздействиях Его руки.
Стихи 29−38. В них рассказывается о том, что (1) сыновья Иакова рассказали отцу о несчастьях, постигших их в Египте: как их подозревали в шпионстве, затем угрожали и принудили оставить Симеона в заключении до тех пор, пока не приведут с собой Вениамина в эту страну. Могли ли они предполагать, покидая отчий дом, что, подобное может случиться? Выезжая в другую страну, следует помнить, что прежде чем мы вернемся домой, там на нас могут обрушиться многие неприятности, которые мы практически не принимаем во внимание. Мы не знаем, что родит тот день, поэтому всегда должны быть готовым к худшему.
(2) Сильное впечатление, которое эта новость произвела на благочестивого человека. Узлы серебра, возвращенные Иосифом в знак признательности к отцу, испугали Иакова (ст. 35), ибо он решил, что за этим кроется злой умысел или, возможно, преступление сыновей, за которое они должны теперь понести praemunire — наказание, что и подразумевается в его словах (ст. 36): вы лишили меня детей. Кажется, что Иаков возлагает всю вину на них; зная их нрав, он боялся, что те могли спровоцировать египтян и, возможно, силой или подлогом вернули деньги себе. Иаков явно не может сдержать себя.
[1] Положение семьи он представляет в мрачных тонах: Иосифа нет, и Симеона нет (в то время как Иосиф находился в славе и почете, а Симеон был на пути к этому). Заметьте: зачастую мы сбиваем себя с толку, ошибаясь даже в очевидных вещах. Настоящая скорбь и печаль может возникнуть от ложной информации и предположения (2Цар 13:31). Иаков смирился с потерей Иосифа, Симеон и Вениамин находились в опасности, в итоге он приходит к заключению: все это на меня! (все это против меня, англ. пер.). Все оказалось по-другому, происшедшие события способствовали во благо ему и семье, однако сейчас он предполагает, что все настроено против него. Заметьте: из-за собственных ошибок и невежества, из-за слабости веры нам часто кажется, что все противодействует нам, в то время как оно содействует нашему благу. Страданиям подвержено наше тело, имущество, имя и родственники; и нам кажется, что все это направленно против нас, в действительности же они производят для нас вечную славу.
[2] Сейчас он приходит к решению не отпускать Вениамина. Рувим гарантирует вернуть Вениамина в сохранности (ст. 37). Он не говорит: если будет угодно Господу, не принимает во внимание опасности, обычно подстерегающие путешественников, а безрассудно предлагает Иакову убить своих двух сыновей (которыми, вероятно, очень гордился), если не вернет Вениамина домой, как будто смерть двух внуков могла удовлетворить Иакова и быть платой за смерть сына. Нет, сейчас Иаков думает о другом: не пойдет сын мой с вами. Этим он явно указывает на недоверие к ним, помня о том, что больше не видел Иосифа после его встречи с братьями; поэтому он говорит: «Вениамин не пойдет туда, куда вы идете, потому что сведете вы седину мою с печалью в могилу». Заметьте: нехорошо, когда дети ведут себя так плохо, что родители не знают, могут ли доверять им.
толкование Мэтью Генри на Бытие, 42 глава