Библия тека

Собрание переводов Библии, толкований, комментариев, словарей.


Бытие | 41 глава

Толкование Мэтью Генри


В этой главе божественное провидение:

(I) Способствует продвижению Иосифа.

(II) Поддерживает и хранит Иакова и его семью во время голода, потому что очи Господа достигают пределов земли и направляют дела сынов человеческих для блага тех немногих, чье сердце обращено к Нему. В осуществление этих намерений здесь повествуется:

(1) О снах фараона (ст. 1−8).

(2) О представлении фараону Иосифа как толкователя снов (ст. 9−13).

(3) Об истолковании снов и предсказании семи годах изобилия и семи годах голода в Египте, на основании которого был дан благоразумный совет фараону (ст. 14−36).

(4) О продвижении Иосифа по службе на наивысший пост в Египте (ст. 37−45).

(5) Об исполнении предсказаний Иосифа, его преданности и верности в том, что ему доверили (ст. 46 и далее.)

Стихи 1−8. Обратите внимание:

(1) Освобождение Иосифа откладывается. Оно произошло лишь по прошествии двух лет (ст. 1). Так долго ему пришлось ждать с того времени, как он поведал главному виночерпию о его деле и сам начал надеяться на освобождение. Заметьте: нам необходимо терпение не только когда мы переносим трудности, но и когда ждем. Иосиф находился в темнице, доколе исполнилось слово Его (Пс 104:19). Существует время, установленное для освобождения народа Божьего, которое обязательно наступит, хотя и кажется, что оно медлит исполниться. Но когда это происходит, оказывается, что оно случилось в наиболее подходящее время, и поэтому нам следует ожидать его (Авв 2:3). Не следует считать, что два полноценных года являются слишком долгим временем для ожидания.

(2) Здесь рассказывается о снах фараона, которые послужили средством спасения Иосифа. Если бы нам надлежало рассмотреть их как обыкновенные сны, то мы могли бы лишь отметить глупость и бессмыслицу блуждающего воображения: домашние коровы представлены хищными животными (более того, настолько алчными, что пожирают себе подобных), а зерновые колосья — пожирающими один другого. Действительно, во множестве сновидений, мало того, даже в одном сне много суеты (Еккл 5:6). Сейчас Бог не обращается к нам подобным образом. Мне кажется, не имеет значения, насколько мы уделяем им внимание или делимся ими. Пересказ глупых снов не принесет пользы большей, чем бессмысленная беседа. Однако сны фараона свидетельствовали о том, что были посланы Богом. Поэтому утром его дух был смущен (ст. 8). Получение чрезвычайного послания с небес может лишь озаботить нас, так как мы осознаем, что у нас нет никаких причин ожидать оттуда хороших новостей. Волхвы фараона были озадачены, их навыки и мастерство подвели их. Казалось, сны правителя не вписывались ни в какие рамки, поэтому они не могли предложить какого-либо их толкования. Все это произошло для того, чтобы представить действие Иосифа в силе Духа Святого еще более поразительным. Человеческий разум, рассудительность, предвидение должны оказаться в затруднительном положении, чтобы Божье откровение могло предстать еще величественнее во свете продуманного плана нашего искупления (1Кор 2:13−14). Сравните это со следующей историей (Дан 2:27; Дан 4:7; Дан 5:8). Сны Иосифа послужили причиной его затруднений, а теперь сны фараона стали поводом для его освобождения.

Стихи 9−16. Эти стихи описывают (1) представление Иосифа фараону как толкователя снов. Главный виночерпий сделал это, скорее, чтобы оказать любезность правителю и сделать его обязанным, чем в знак благодарности Иосифу или из сострадания его положению. Он честно признается (ст. 9): «…забыв Иосифа, грехи мои вспоминаю я ныне». Заметьте: стоит помнить о наших обязанностях и вовремя их выполнять. Если же мы пренебрегли ими, то следует вспомнить о наших просчетах, покаяться и, наконец, исполнить обещанное. Лучше позже, чем никогда. Некоторые считают, что он говорил о своих прегрешениях перед фараоном, из-за которых был заключен в темницу. Этим он как бы хотел намекнуть, что хотя фараон простил его, но он тем не менее не простил себя. Виночерпий хотел поведать в двух словах следующее: в царской темнице находится неприметный молодой человек, который в точности истолковал его сон и сон главного хлебодара (с последующим исполнением каждого истолкования); и он может представить его для истолкования снов царя. Заметьте, что Божье время для освобождения своих избранников в конечном итоге оказывается наиболее подходящим. Если бы главный виночерпий сразу побеспокоился об освобождении Иосифа и тот получил его, то, возможно, после получения свободы Иосиф вновь вернулся бы в землю Евреев, о которой он так страстно говорил (ст 40:15). И в этом случае он и его семья не были бы благословлены таким образом, как это произошло впоследствии. Однако, оставшись в темнице еще на два года и, наконец, покидая ее для истолкования снов фараона, он стал на путь, ведущий к великому продвижению по службе. Тот, кто терпеливо ожидает от Господа, будет вознагражден за ожидание (Плач 3:26); он получит не только причитающееся, но и проценты.

(2) Представление Иосифа фараону. Решение царских дел требует поспешности. Из темницы Иосифа поспешно выпускают. Приказ фараона освободил его из темницы и от рабства и сделал кандидатом на один из высочайших постов при царском дворе. Вряд ли фараон позволил ему замешкаться, однако правила приличия требовали, чтобы Иосиф остригся и сменил одежду (ст. 14). Все это было сделано с поспешностью, и когда Иосифа представили при дворе, то, возможно, он был не менее удивлен, чем апостол Петр (Деян 12:9). Пленение так внезапно оказалось у него за плечами, что он находился как во сне (Пс 125:1). Тотчас же фараон, не спросив, кто он и откуда, рассказывает ему о сути своего дела и ожидает истолкования рассказанных снов (ст. 15). Иосиф дает очень скромный и сдержанный ответ, (ст. 16), в котором [1] воздает честь и славу Богу: «Я не обладаю этим умением, Бог должен наделить меня им». Заметьте: величайшие дары проявляются наиболее благодатно и величественно, когда обладающие ими используют их смиренно, во всем воздавая славу Богу, а не себе. Таковых Бог наделяет еще большей благодатью.

[2] Проявляет почтение к фараону, доброжелательное отношение к нему и его правлению, предполагая, что толкование будет утешительным. Заметьте: кто советуется с Божьими прорицателями, всегда может надеяться на получение утешительного ответа. Если за истолкование берется Иосиф, мы преисполнены самой большой надежды.

Стихи 17−32. I. Фараон рассказывает свои сны. Ему снилось, что он стоял на берегу Нила и увидел коров, тучных и тощих, которые вышли из реки. Поскольку в Египетском царстве не было дождя (Зах 14:18), то достаток всего года зависел от разлива реки. Каждый год разлив реки происходил в определенное время. Если река поднималась на 6−7 метров, то урожай был обильным. Если же только на 4−5 метров и ниже, то тогда он был скудным. Посмотрите, как много способов есть у божественного провидения, чтобы распределять свои дары. Тем не менее, какими бы ни были вторичные причины, мы в большей мере зависим от Первопричины, Которая повелевает всякому творению быть таким, какое оно есть — то ли это дождь, то ли река.

II. Иосиф истолковывает сон и отмечает, что он символизирует семь лет изобилия, которые тотчас же наступят, а за ними последуют столько же лет голода. Отметьте:

(1) Оба сна предвещают одни и те же события, однако их повторение указывает на определенность, близость и важность этого события (ст. 32). Подобным образом Бог зачастую показывает непреложность Своей воли в двух непреложных вещах (Евр 6:17−18). Завет запечатлен двумя таинствами. И в одном из них находятся два символа: хлеб и вино. Хотя сон и один, но повторен дважды для утверждения определенности его исполнения.

(2) Тем не менее эти сны имеют четкое указание на две вещи, в которых мы чаще всего испытываем обилие и недостаток, а именно: тростник и колос. Обилие и скудость тростника для коров было выражено тучными и тощими коровами. Обилие и скудость растительности, предназначенной людям, были представлены полными и тощими колосьями.

(3) Давайте рассмотрим, что может изменить комфортность этой жизни. После чрезвычайного изобилия может наступить огромный недостаток. Как бы прочно горы ни стояли в нашем понимании, если Бог проговорит слово, то они будут сдвинуты. Мы не можем быть уверены, что завтра то же будет, что сегодня, и следующий год — как этот, да еще и больше (Ис 56:12). Мы должны научиться жить и в скудости, и в изобилии.

(4) Благость Бога, пославшего семь лет изобилия перед наступлением голода, чтобы приготовить необходимый запас. Во всем мы видим, что то и другое соделал Бог (Еккл 7:14). Какая удивительная премудрость была проявлена провидением, величайшим домоправителем, в устроении всех дел этого многочисленного семейства с самого начала! Год на год не был похож, земля плодоносила то больше, то меньше, но если сравнивать один период с другим, то сверхъестественная природа манны являлась обычным подтверждением хода провидения: у того, кто собрал много, не было лишнего, и у того, кто мало, не было недостатка (Исх 16:18).

(5) Посмотрите на преходящую сущность радостей этого мира. Процветание во времена изобилия было утеряно и поглощено годами голода. Полученный излишек, казавшийся таким большим, лишь помог людям выжить в трудные времена (ст. 29−31). Пища для чрева, и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то и другое (1Кор 6:13). Есть хлеб, который пребывает вечно, который не следует забывать и ради которого стоит трудиться (Ин 6:27). Тот, кто ставит ценности этого мира главным благом жизни, получит мало удовольствия от воспоминания, что они были получены им (Лк 16:25).

(6) Отметьте: Бог заранее открыл это фараону, который, будучи царем Египта, должен быть отцом страны, с рассудительностью обеспечивающим свой народ. Судьи здесь названы пастухами, которые должны заботиться не только об управлении, но и о насыщении.

Стихи 33−45. В этих стихах:

I. Иосиф дает хороший совет фараону:

(1) В годы изобилия делать запасы на голодные годы, покупая хлеб по дешевой цене, чтобы иметь возможность и обогатиться и обеспечить страну во времена недостатка хлеба и его дороговизны. Заметьте: за искренним предостережением всегда должен следовать хороший совет. Поэтому предусмотрительный человек предвидит зло, чтобы избежать его. Бог в Своем слове говорит о временах испытаний и трудностей, когда нам потребуется вся имеющаяся у нас благодать, и все равно ее будет недостаточно, поэтому «сейчас требуется сделать соответствующие запасы». Отметьте далее: необходимо рассудительно поступать во времена приобретения, потому что обязательно наступит время, чтобы расходовать накопленное. Давайте пойдем к муравью и научимся у него этой мудрости (Притч 6:6−8).

(2) Так как то, что является обязанностью каждого, чаще всего никем не выполняется, Иосиф советует фараону назначить надзирателей, которые должны заниматься заготовкой хлеба, и избрать управляющего над ними (ст. 33). Возможно, без совета Иосифа это не было бы сделано. Советники фараона точно так же могли применить сон, как волхвы истолковать его. Поэтому и говорится об Иосифе (Пс 104:22), что он и старейшин его учил мудрости. Мы можем вместе с Соломоном справедливо отметить (Еккл 4:13), что лучше бедный, но умный юноша, нежели старый, но неразумный царь.

II. Фараон воздает Иосифу великие почести.

1. Он почтительно засвидетельствовал о нем: вот человек, в котором Дух Божий; подобная фраза во многом возвышает любого человека, таких людей необходимо ценить (ст. 38). Он является образцом рассудительности: нет столь разумного и мудрого, как ты (ст. 39). Теперь Иосиф в преизбытке вознагражден за унижение в прошлом, его праведность подобна утреннему свету (Пс 36:6).

2. Фараон поставил его на почетное место: он не просто нанял его для закупки зерна, но и сделал премьер-министром страны, управителем царского дома: ты будешь над домом моим, справедливым судьей всего царства; твоего слова держаться будет весь народ мой (или, как читают некоторые, твоим словом вооружаться будет весь народ мой, что свидетельствует о том, что он будет главенствовать над армией). Его полномочия весьма обширны: я поставлю тебя над всею землею Египетскою (ст. 41); без тебя никто не двинет ни руки своей, ни ноги своей во всей земле Египетской (ст. 44); все дела царства должны проходить через него. Более того (ст. 40), только престолом я буду больше тебя. Заметьте: мудрость царей и благословение для народа проявляется в продвижении тех, в ком пребывает Дух Божий, на высокие посты власти и доверия. Возможно, при царском дворе находились люди, препятствовавшие продвижению Иосифа, что побуждало фараона так часто торжественно и утвердительно повторять о принятом решении: я фараон. Когда было высказано предложение о назначении верховного управляющего по сбору урожая, сказано, что (ст. 37) сие понравилось всем слугам его, надеющимся получить вожделенное место; однако после провозглашения фараона: «Этим человеком будет Иосиф», мы не находим, чтобы они каким-то образом ответили на это, возможно, испытывая недовольство и уступив лишь потому, что ничего не могли предпринять. Без сомнений, у Иосифа были враги — лучники, которые стреляли в него (Быт 49:23) и ненавидели, как в свое время Даниила (Дан 6:4).

3. Фараон наделил его всеми видимыми знаками почтения, представив как царского фаворита, которому необходимо воздавать почет и уважение, — как того, кого ему самому нравилось почитать.

(1) Он дал ему свой собственный перстень, который утверждал его полномочия и был доказательством его особой благосклонности; или это напоминало передачу ему огромной важности печати.

(2) Вместо тюремных лохмотьев фараон одел его в виссонные одежды, так как пребывающие в царских дворцах должны носить шелковые одежды. Еще утром Иосиф тащил за собой железные кандалы, а уже вечером был украшен золотой цепью.

(3) Фараон велел везти его на второй из своих колесниц и приказал почитать, как самого фараона: «Преклоняйтесь, как перед самим фараоном!»

(4) Он дал ему новое имя, чтобы показать свою власть над ним, и это имя свидетельствовало, что фараон высоко ценил его: Цафнаф-панеах — открыватель тайн.

(5) Он с почетом женил его на дочери жреца. Когда Бог проявил щедрость в наделении мудростью и иными достоинствами, фараон не был скуден в жаловании благ и почестей. Теперь в возвышении Иосифа мы видим [1] щедрые воздаяния за невинное и терпеливое страдание, непреходящее свидетельство справедливости и благости Божьего провидения и ободрение для детей Божьих во всем доверять милостивому Богу.

[2] Прообраз возвеличивания Христа, величайшего открывателя тайн (Ин 1:18), или, как некоторые переводят новое имя Иосифа, — Спасителя мира. Он был облачен в величайшую славу высшего мира, Ему было оказано величайшее доверие, вся власть на небе и на земле была дана Ему. Он является собирателем, хранителем и даятелем всей божественной благодати и главным управителем Божьего Царства среди людей. Задача служителей — провозглашать перед Ним: «Преклонитесь и почтите Сына».

Стихи 46−57. Отметьте следующее:

I. Созидание семьи Иосифа и рождение двух сыновей — Манассии и Ефрема (ст. 50−52). Давая сыновьям имена, он признал роль божественного провидения в счастливом изменении его судьбы.

1. Он забыл о страданиях (Иов 11:16). Проходя через трудности и лишения, всегда следует помнить, что Божье провидение впоследствии может настолько восполнить утешением, что мы забудем о бедствиях. Но сможет ли Иосиф забыть весь дом отца своего? Забыть недоброжелательное отношение братьев, богатство и уважение, которое надеялся получить от отца, и право первородства? Одежды, которые он носил теперь, заставили его забыть разноцветную одежду в доме отца.

2. Он сделался плодовитым в земле своего страдания. Она была землей страданий и в определенном смысле еще оставалась такой, потому что он не находился в Ханаане, обетованной земле. Расстояние между ним и его отцом все еще причиняло страдания. Заметьте: праведникам свет сеется иногда в бесплодной и неприглядной почве. Но если это Бог сеет и поливает, то она произрастет. Бедствия и несчастья праведников содействуют их плодовитости. Ефрем означает плодовитость, а Манассия — забывчивость, потому что эти понятия часто вместе встречаются в жизни. Когда утучнел Израиль, то оставил он Бога, создавшего его.

II. Осуществление предсказаний Иосифа. Фараон очень доверял им, возможно, находя в них то, что другие не могли найти, — точную аналогию между ними и снами, подобную той, что есть между ключами и замком; и последующие события показали, что он не ошибался. Наступили семь лет изобилия (ст. 47), которые в конечном итоге завершились (ст. 53). Заметьте: мы должны предвидеть приближающийся период процветания и возможностей и поэтому не расслабляться, наслаждаясь изобилием, и не лениться, используя появившуюся возможность. Годы изобилия закончатся, поэтому все, что можешь сделать — делай и собирай во времена сбора. Приближается утро, но еще ночь (Ис 21:12), изобилие, но и голод. И наступили семь лет голода (ст. 54). Видите, каким переменам этого мира мы подвержены и как необходимо радоваться в дни процветания и размышлять во дни несчастья (Еккл 7:14). Похоже, что голод случился не только в Египте, но и в других странах, во всех землях, другими словами, во всех соседних государствах; земля плодородная вскоре превратилась в солончатую, за нечестие живущих на ней (Пс 106:34). Сказано, что во всей земле Египетской был хлеб, возможно, имея в виду не только запасы зерна, заготовленные и приобретенные Иосифом для царского двора, но и хранилища отдельных лиц, последовавших примеру Иосифа после услышанного предсказания, руководствуясь благоразумной предусмотрительностью.

III. Проявление ответственности Иосифа. Он оказался верным, каким и надлежит быть управляющему.

1. Он был усерден, накапливая хлеб, пока продолжалось изобилие (ст. 48−49). Тот, кто собирает подобным образом, является мудрым сыном.

2. Он был рассудительным и осмотрительным, раздавая хлеб, когда пришел голод, и поддерживал спокойствие на рынках, сохраняя цены на своих складах на приемлемом уровне. Люди в отчаянии взывали к фараону, подобно женщине, обратившейся к царю Израиля (4Цар 6:26): «Помоги, господин мой царь»; и он посылал их к хранителю: «…пойдите к Иосифу». Таким же образом в Евангелии Бог направляет взывающих к Нему за милостью и благодатью: «Идите к Иисусу Христу, в котором пребывает вся полнота; и то, что скажет Он вам, то сделайте». Вне сомнений, Иосиф проявил мудрость и справедливость в определении цены на продаваемое зерно, чтобы фараон, за чьи деньги оно приобреталось, имел выгоду с этого и чтобы, с другой стороны, не угнетать страну непомерным бременем, пользуясь моментом насущной необходимости. Удерживающий хлеб от продажи, в надежде на дальнейшее подорожание, в то время как многие гибнут от его недостатка, во многом навлекает на себя проклятие (и это не беспочвенное проклятие), а на голове продающего благоволение (Притч 11:26). Пусть цена всегда определяется золотым правилом справедливости — поступать с другими так, как мы хотим, чтобы с нами поступали.

толкование Мэтью Генри на Бытие, 41 глава

ПОДДЕРЖИТЕ НАШ ПРОЕКТ

Получили пользу? Поделись ссылкой!


Напоминаем, что номер стиха — это ссылка на сравнение переводов!


© 2016−2024, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога.