В этой главе все события способствуют, хотя и постепенно, дальнейшему продвижению Иосифа.
I. Двое слуг фараона заключены в темницу под опеку Иосифа и становятся свидетелями его необычного управления в темнице (ст. 1−4).
II. Каждому из них приснился сон, которые Иосиф истолковал (ст. 5−19), и последующие события подтвердили его толкования (ст. 20−22). Таким образом они стали свидетелями его исключительных способностей.
III. Иосиф рассказывает о своем деле одному из них, чье продвижение по службе он предвидел (ст. 14−15), но все напрасно (ст. 23).
Стихи 1−4. Не было бы этих историй о фараоновых виночерпии и хлебодаре, записанных в Писании, если бы они не послужили Иосифу в его продвижении по службе. Мир существует ради церкви и управляется ради ее блага. Отметьте:
1. Двое видных управляющих из окружения фараона, нанесших оскорбление своему царю, были заключены в темницу. Заметьте: высокое положение в обществе является очень скользким местом. Нет ничего более неопределенного, чем благосклонность князей. Тот, кто находит блаженство в благоволении Бога и делает делом жизни служение Ему, найдет в Нем намного лучшего Господина, чем фараон; Он не будет так строго оценивать их недостатки в работе. Существует много предположений, относительно обвинений, предъявленных этим царедворцам. Некоторые полагают, что это было не менее чем покушение на жизнь фараона. Иные считают, что это было не более чем случайное попадание мошки в чашу фараона или немного песка в его хлебе. Что бы ни было, Божье провидение привело их в темницу, где находился Иосиф.
2. Сам начальник телохранителей, Потифар, приставил Иосифа к ним (ст. 4), что может указывать на то, что он начал примиряться с ним, все более убеждаясь в его невиновности, хотя и не осмеливаясь освободить из страха огорчить свою жену. Ради угождения Иродиаде Иоанну Крестителю надлежало потерять свою голову.
Стихи 5−19. Отметьте:
I. Особенное Божье провидение в течение одной ночи наполнило сознание этих двух заключенных необычными снами, которые чрезвычайно впечатлили их и свидетельствовали о божественном происхождении. Заметьте: Бог обладает прямым доступом к человеческому духу, который может послужить исполнению Его целей, когда Ему угодно, вне зависимости от намерений самих людей. Ему открыты все сердца. В древности Он обращался во сне к разным людям, а не только к Своему народу (Иов 33:15). Таким образом предсказывались грядущие события, хотя и весьма неотчетливо.
II. Впечатление, произведенное снами на заключенных (ст. 6): они были в смущении. Не темница смутила их (они довольно хорошо приспособились к ней и, возможно, неплохо и весело жили там), но увиденные сны. Заметьте: Бог имеет множество путей, чтобы смутить дух тех, кто должен быть опечален. Бог может найти способ наказать грешников, на которых не оказывают воздействие внешние трудности, и они не покоряются им. Он может отнять от них удачу, поразив их дух и возложив бремя на них.
III. Огромная доброта и сострадание, проявленное Иосифом к ним. Он спрашивает с беспокойством: отчего у вас сегодня печальные лица? (ст. 7). Иосиф был их надсмотрщиком и в этом положении проявлял милосердие. Заметьте: мы должны быть осведомлены о горечи даже тех, кто находится под нашим контролем. Иосиф был их попутчиком в бедствии, вместе с ними о был и заключенным и видел сны. Заметьте: общность страданий помогает проявлять сострадание к тем, кто страдает. Поэтому давайте учиться (1) беспокоиться о скорбях и бедствиях других людей, интересоваться причиной печали и смущения на лицах наших братьев. Нам следует чаще рассуждать о слезах угнетенных (Еккл 4:1). Пребывающего в горести утешает тот факт, что кто-то видит это.
(2) Задумываться о причинах нашей собственной печали: «Почему я выгляжу таким печальным? В чем причина этого? Насколько она весома? Нет ли повода утешиться и сбалансировать печаль, какой бы она ни была? Что унываешь ты, душа моя?
IV. Сами сны и их истолкование. Бывших царедворцев беспокоило то, что, будучи заключенными в темнице, они не имели доступа к египетским прорицателям, которые претендовали на роль толкователей снов: истолковать их некому здесь в темнице (ст. 8). Заметьте: те, кто пребывает в темнице и скорбях, хотели бы иметь рядом с собой толкователей, могущих наставить их в целях и предназначении божественного провидения (на таковых указывает Елиуй, когда говорит: есть ли у него Ангел-наставник (толкователь, англ. пер.), один из тысячи, чтобы показать человеку прямой путь его (Иов 33:23−24), который бы дал водительство для совести, а не просто удовлетворил любопытство? Иосиф же направляет их взор в правильную сторону: не от Бога ли истолкования? Он подразумевал Бога, которому поклонялся и к познанию Которого теперь намеревался привести их. Отметьте: лишь Бог обладает правом предвещать будущее (Ис 46:10). Ему необходимо воздать славу за все дары предвидения, которыми обладают люди, являются ли они обычными или исключительными. Иосиф обосновывает и тщательно следит, чтобы не прославлять себя, а всю славу воздает Богу, как Даниил (Дан 2:30). Он предполагал: «Если все истолкования принадлежат Богу, то Он по собственному усмотрению может наделить силой толкования того, кто угоден Ему. Поэтому вы можете рассказать мне ваши сны». Заметьте:
(1) Сон виночерпия являлся счастливым предсказанием его освобождения, восстановления в должности и дальнейшего продвижения в течение трех дней, о чем Иосиф и сказал ему (ст. 12−13). Возможно, виночерпий выжимал ягоды прямо в чашу фараона, поскольку в те времена люди не были знакомы с современным искусством приготовления вина. Отметьте, что Иосиф предсказал освобождение виночерпия, но не предвидел своего собственного. Задолго до этого у него был сон о его славном положении и о том уважении и почтении, которые его братья должны были оказывать ему. И только память об этом видении (без каких-либо новых открытий) сейчас должна поддерживать его. Видения, которые ободряют Божьих святых, предназначены для долгосрочного осуществления и относятся к весьма далеким обстоятельствам, в то время как предсказания для других людей (как в этой истории) проявляются за три дня до их осуществления.
(2) Сон хлебодара предвозвестил его позорную смерть (ст. 18−19). Счастливое истолкование чужого сна вдохновило его поведать и о своем. Подобным образом лицемеры, услышав о благах, обещанных благочестивым христианам, претендуют на свое участие в них, не имея ни части, ни удела в этом. Иосиф не был виноват в том, что принес ему плохие новости. Служители подобны истолкователям. Они не могут изменить порядок вещей. И если они верны в служении и их послание оказывается кому-то неприятным, то это не их вина. Нельзя ожидать хорошего истолкования плохих снов.
V. Иосиф использовал данную ситуацию, чтобы приобрести друга в окружении фараона (ст. 14−15). Он скромно попросил об одолжении виночерпия, чье продвижение по службе предсказал: «Вспомни же меня, когда хорошо тебе будет». Хотя уважение, оказанное Иосифу в темнице, делало его пребывание там легче (насколько это возможно), никто не может упрекнуть его в желании обрести свободу. Обратите здесь внимание:
(1) С какой скромностью он рассказывает о своем деле (ст. 15). Он не бросает тень на своих братьев, продавших его в рабство, а лишь упоминает: я украден из земли Евреев, то есть несправедливо выслан, и поэтому не имеет значения, кто виноват в этом. Не бросает он тень и на несправедливое лишение свободы по вине преследовавшей его госпожи, ничего не говорит и о господине, который вершил суд. Иосиф спокойно заявляет о своей невиновности: здесь ничего не сделал, за что бы бросить меня в темницу. Когда нам требуется отстаивать себя, мы должны тщательно избегать, насколько это возможно, говорить что-то плохое о других. Нужно удовлетвориться доказательством собственной невиновности и не укорять других в их вине.
(2) С какой скромной просьбой он обращается к виночерпию: «Только вспомяни меня. Умоляю, сделай мне благодеяние, если это будет удобно тебе». И особенным пожеланием было: выведи меня из этого дома. Он не говорит: «Введи меня в дом фараона и дай место при дворе». Нет, он просит об освобождении, а не о продвижении по службе. Заметьте: Божье провидение венчает величайшим почетом тех, кто менее всего этого жаждет или ожидает.
Стихи 20−23. В них повествуется следующее:
(1) Подтверждение толкования снов в точно указанный день. Виночерпий и хлебодар получили продвижение: один к месту своей работы, а другой к подмосткам эшафота; и для обоих это произошло в конце третьего дня. Отметьте: огромные изменения и к лучшему и к худшему зачастую происходят в короткий промежуток времени — настолько непредсказуемы изменения во всемирном круговороте. Поводом для вынесения им приговора было торжественное празднование дня рождения фараона; присутствовать на нем, по традиции, должны были все царские слуги. Об этих двоих был сделан запрос, и рассмотрено их дело. Торжественное празднование дня рождения царей было данью уважения в древнем мире. И если оно не было осквернено, как в случае с Иеровоамом (Ос 7:5) и Иродом (Мк 6:21), то это было бы довольно невинной традицией. Мы же можем с пользой отмечать свои дни рождения, благодаря за милости своего рождения, скорбя о его греховности и ожидая дня смерти — более благоприятного события, чем приход в этот мир. Во время празднования дня рождения фараона тот возвысил головы этих двух заключенных, то есть привлек их к суду и вынес приговор (когда судили Навуфея, то он был посажен на высоте среди народа, 3Цар 21:9). Фараон возвратил главного виночерпия, а главного хлебодара повесил. Если виночерпий был невиновен, а хлебодар повинен в преступлении, то мы должны признать справедливость провидения, прояснившего невиновность невинного и грех виновного. Если же они оба были в равной степени виновны или невиновны, то это может послужить примером произвола великих князей, которые гордятся могуществом, учрежденным Навуходоносором (кого хотел, он убивал, и кого хотел, оставлял в живых, Дан 5:19), забывая, что над ними есть высшая власть, которой они подотчетны.
(2) Разочарование ожиданий Иосифа в отношении главного виночерпия. Он не вспомнил об Иосифе, но забыл его (ст. 23).
[1] Мы видим здесь пример обыкновенной неблагодарности. Иосиф заслужил большего. Он прислуживал ему, сочувствовал, помог в благосклонном истолковании сна, во всем демонстрируя свои необыкновенные качества. И тот все же забыл его. Не надо считать странным в этом мире, когда в ответ на нашу любовь и уважение к нам проявляют ненависть и пренебрежение.
[2] Обратите внимание: те, кому спокойно и беззаботно в этой жизни, склонны забывать тех, кто находится в беде. Возможно, пророк ссылается на эту историю, когда говорит, что вы пьете из чаш вино, мажетесь наилучшими мастями, и не болезнуете о бедствии Иосифа! (Ам 6:6). Поэтому давайте научимся не полагаться на людей. Возможно, Иосиф слишком надеялся на главного виночерпия и слишком много ожидал от него. Через свое разочарование в нем он научился доверять лишь Богу. Мы не можем ожидать слишком малого от людей и слишком многого от Бога. Некоторые отмечают в этой истории сходство между Иосифом и Христом. Сострадальцы Иосифа были подобны двум разбойникам, распятым вместе со Христом — один был спасен, другой осужден (замечание д-ра Лигтфута на вопрос м-ра Броугтона). Один из них, к которому обратился Иосиф со словами: «Вспомни же меня, когда хорошо тебе будет», все же забыл о нем. Но один из разбойников, который обратился ко Христу: «Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!», не был забыт. Мы справедливо обвиняем главного виночерпия в неблагодарности по отношению к Иосифу, в то время как сами намного больше проявляем неискренности в отношении Господа Иисуса. Иосиф лишь предсказал освобождение главного виночерпия, а Христос приобрел нашу свободу, став посредником и ходатаем перед Царем царей ради нас. И все же мы забываем Его, хотя обещали всегда помнить и нам часто напоминают о Нем. Так плохо мы воздаем Ему, подобно глупым и неразумным людям.
толкование Мэтью Генри на Бытие, 40 глава