В этой главе рассказывается о потомках Исава, которые в честь его начали называться Едомлянами, в честь того Исава, который продал первородство и потерял благословения, был менее любим Богом, чем Иаков. Дается краткий перечень нескольких поколений семьи Исава. Это сделано:
(1) Так как он был сыном Исаака, и ему была оказана эта честь ради отца.
(2) Так как Едомляне были соседями Израиля, и их генеалогия могла бы пролить свет на дальнейшие события, касавшиеся обоих народов.
(3) Чтобы показать исполнение данного Аврааму обетования о том, что он будет «отцом многих народов», и подтвердить слова пророчества, сказанные Ревекке, когда она вопрошала к Богу, — «два племени во чреве твоем», чтобы подтвердить благословения Исаака: «от тука земли будет обитание твое». Здесь также приводится:
(I) Перечень жен Исава (ст. 1−5).
(II) Переезд на гору Сеир (ст. 6−8).
(III) Имена его сыновей (ст. 9−14).
(IV) Старейшины, которые произошли от его сыновей (ст. 15−19).
(V) Старейшины Хорреянина (ст. 20−30).
(VI) Цари и старейшины Едома (ст. 31−43). Кроме имен, практически больше ничего не упоминается о них, потому что с божественной точки зрения событиям, происходящим вне церкви (как бы весомы они ни были в политике), придается небольшое значение. Лишь в церкви отличительным образом проявляется особая благодать и особое провидение, которые делают жизнь особенной. Все остальное в этом мире — суетная обыденность. Эта глава сокращена, 1Пар 1:35 и далее.
Стихи 1−8. Обратите внимание, в этих стихах рассказывается:
1. О самом Исаве. Он назван Едомом (ст. 1 и вновь — ст. 8) — именем, увековечившим память о глупой сделке, совершенной при продаже права первородства из-за этого красного, красного этого. Достаточно лишь упоминания имени, чтобы увидеть причину краткого описания жизни его семьи. Заметьте: если человеку напоминают о совершенной глупости, он должен винить лишь себя.
2. О его женах и детях, которых они родили ему в Ханаанской земле. Жен было три, и от них он имел лишь пятеро сыновей. Многие мужья от одной жены имеют больше. В Своем провидении Бог зачастую разочаровывает тех, кто созидает семью неправильным путем. Тем не менее обетование распространялось и на него, поэтому у Исава была семья.
3. О его переезде на гору Сеир, которую Бог дал ему во владение, в то время как землю Ханаанскую сохранил для потомков Иакова. Бог владеет этой землей, впоследствии было сказано: «Исаву я дал гору Сеир» (Втор 2:5; Нав 24:4), поэтому Едомлян не следовало лишать владения ею. Не обладающие правами обетования, какие Иаков имел по отношению к Ханаану, по Божьему провидению могут получить право на свое владение, подобно Исаву, на горе Сеир. Исав поселился среди родственников своих жен до прихода Иакова из Месопотамии (Быт 32:3). Возможно, Исаак послал их в ту сторону (как в свое время Авраам отослал сынов наложниц в землю восточную подальше от Исаака, Быт 25:6), чтобы Иаков имел более четкое представление об обладании обетованной землей. При жизни Исаака, возможно, Исав все еще имел какие-то дела в Ханаане, однако после его смерти он полностью переселился на гору Сеир, взяв с собой причитающуюся ему часть отцовского наследства, и оставил Ханаан не только потому, что эта земля была обещана Иакову, но понимая, что для дальнейшего процветания места для двоих будет недостаточно. И поселился Исав на горе Сеир (ст. 8). Заметьте: несмотря на любое противление, Божье слово будет исполнено, и противящиеся ему рано или поздно увидят необходимость покориться и согласиться с ним. Исав боролся за Ханаан, но теперь покорно удаляется на гору Сеир, потому что планы Божьи относительно ранее определенного времени и границ нашего обитания осуществятся.
Стихи 9−19. Обратите внимание, что здесь (1) записаны имена детей и внуков Исава — только имена, а не история жизни. Моисей сохраняет летопись лишь тех, кто относится к Церкви, а не тех, кто вне ее. О тех старейшинах, которые жили по вере, сделана добрая запись. Сион производит достойных и славных людей, а не Сеир (Пс 86:5). Генеалогическое древо Исава не опускается дальше третьего или четвертого поколения, их имена после погребения предаются забвению. Только родословная израильтян, которым принадлежало наследие Ханаана и через которых должно было прийти обетованное, святое семя, имеет определенное продолжение (если для этого есть повод), где упоминаются все колена, пока Ханаан не был поделен между ними; также упоминается царская линия до пришествия Христа.
(2) Сыновья и внуки Исава названы старейшинами (ст. 15−19). Возможно, они были вельможами или военачальниками, командующими воинами, потому что Исав и его семья жили мечом своим (Быт 27:40). Заметьте, что почетные титулы, данные вне Церкви, были более древними, чем данные в ней. Сыновья Исава были старейшинами, в то время как сыновья Иакова простыми пастухами (Быт 47:3). Это отнюдь не является причиной, из-за которой христиане не должны пользоваться подобными титулами, но это объясняет, почему люди не должны из-за них переоценивать себя и других. Почести, которые приходят от Бога, и имя в Его доме бесконечно более драгоценны. Едомляне могут быть князьями среди людей, а израильтяне в действительности стали царями и священниками Богу.
(3) Возможно, князья имели множество семей с детьми и слугами в княжествах. Бог обещал умножить и обогатить Иакова, а первым возрос и обогатился Исав. Заметьте: нет ничего нового в том, что мирские люди имеют много детей и их чрево наполнено из сокровищниц (Псал 16:14). Божье обетование для Иакова начинает проявляться позже, но его последствия пребывают дольше и имеют полное осуществление в духовном Израиле.
Стихи 20−30. Посредине родословного древа Едомлян вставлена генеалогия Хорреев — тех Хананеян, или Хеттев (ср. Быт 26:34), которые изначально проживали на горе Сеир. Об этом упоминается в Быт 14:6 и отмечается, что они владели горой Сеир до захвата Едомлянами этой земли (Втор 2:12,22). Об этом говорится не только для того, чтобы пролить немного света на их историю, но и осудить Едомлян, которые соединились с ними многими брачными узами, вследствие чего научились их образу жизни и безнравственности. Исав, продав первородство и потеряв благословение, вступает в союз с Хеттеями; его наследие и сыны Сеира здесь упоминаются вместе. Заметьте: предательски оставляющие Церковь справедливо приравнены к никогда не пребывающим в ней. Отступники Едомляне стоят на том же уровне, что и живущие под проклятием Хорреи. Особенно отмечен Ана, напоивший ослов своего отца Цивеона (ст. 24) и названный старейшина Ана (ст. 29). Заметьте: стремящиеся к возвышению должны начинать снизу. Благородное происхождение не должно удерживать человека от честного труда, как и скромное занятие не должно препятствовать его продвижению. Ана был не только трудолюбивым, но также находчивым и успешным, потому что нашел мулов (англ. пер.) или (как читают некоторые) теплые воды в пустыне. Усердные и старательные в своей работе иногда получают больше преимуществ, чем ожидают.
Стихи 31−43. Похоже, Едомляне постепенно выведали все у Хорреев, приобрели землю в полную собственность и управляли ею.
1. Ими правили цари, приходившие на трон посредством избрания, а не по родословной линии (как отмечает епископ Патрик). Эти цари правили в земле Едома прежде царствования царей у сынов Израильских, то есть до времени Моисея, который был царем у Израиля (Втор 33:5). Бог прежде обещал Иакову: цари произойдут из чресл твоих (Быт 35:11); тем не менее кровь Исава стала царской намного раньше, чем Иакова. Заметьте: во внешнем процветании и почестях дети завета зачастую оказываются позади других, в то время как не имеющие завета с Богом преуспевают в этом. Триумф нечестивых может быть стремительным, но он непродолжителен; он быстро созревает и так же быстро увядает; а последствия обетования, хотя и не скоро осуществляются, верны и долговечны: и говорит о конце и не обманет. Можно предположить, что огромным испытанием веры Божьего Израиля было слышать о помпезности и мощи царей Едома, в то время как они были рабами в Египте; однако ожидающие великих свершений от Бога должны быть удовлетворенными и ожидать их; Божье время всегда наилучшее.
2. Впоследствии страной вновь правили старейшины, имена которых упомянуты; предположительно они управляли страной в одно и то же время, находясь в разных местах. Возможно, они установили систему управления, похожую на Хоррейскую, где она уже действовала (ст. 29), или Божье провидение ограничило их в этом, наказав за недоброжелательность по отношению к Израилю (как предполагают) и отказ в прохождении через их страну (Чис 20:18). Заметьте: когда злоупотребляют силой, справедливо с Божьей стороны ослабить ее, направив в другие русла. Когда страна отступит от закона, тогда много в ней начальников. Грех низвел Едом с царей в князья, от венца — к короне. Мы читаем о князьях Едома (Исх 15:15), и затем, впоследствии, об их царях.
3. Гора Сеир называется землей обладания их (ст. 43). В то время как израильтяне пребывали в доме рабства, а их Ханаан все еще оставался лишь землей обетования, Едомляне жили в собственных обителях и Сеир находился в их руках. Заметьте: дети этого мира имеют все в своих руках, но им не на что надеяться (Лк 16:25), в то время как богатство детей Божьих сокрыто в их надежде, хотя в руках у них почти ничего нет. Задумавшись обо всем этом, можно сделать вывод: лучше иметь Ханаан в обетовании, чем гору Сеир во владении.
толкование Мэтью Генри на Бытие, 36 глава