Библия тека

Собрание переводов Библии, толкований, комментариев, словарей.


Бытие | 35 глава

Толкование Мэтью Генри


В этой главе описаны три общения и три погребения.

I. Три общения между Богом и Иаковом.

1. Бог повелел Иакову пойти в Вефиль, и, повинуясь этому приказу, Иаков очистил свой дом от идолов и приготовился к путешествию (ст. 1−5).

2. Иаков устроил жертвенник в Вефиле, чтобы поклониться Богу, который явился ему, и совершить обет (ст. 6−7).

3. Бог вновь явился ему и подтвердил изменение имени и завет, заключенный с ним (ст. 9−13), в честь чего Иаков поставил благодарственный памятник (ст. 14−15).

II. Три погребения.

1. Деборы (ст. 8).

2. Рахили (ст. 16−20).

3. Исаака (ст. 27−29). В этой главе также говорится о кровосмешении Рувима (ст. 22) и дается перечень сынов Иакова (ст. 23−26).

Стихи 1−5. В этих стихах:

I. Бог напоминает Иакову о клятве, данной при Вефиле, и посылает туда, чтобы он исполнил ее (ст. 1). В дни печали Иаков сказал: «Если я в мире возвращусь в дом отца моего… то этот камень… будет домом Божиим» (Быт 28:21−22). Бог выполнил Свою часть договора и обеспечил не только хлебом на пропитание и одеждой: Иаков имел имущество, которое превратилось в два огромных стада. Но кажется, что он забыл о данной клятве или, по крайне мере, надолго отложил ее исполнение. Уже прошло семь — восемь лет с момента возвращения в Ханаан; он приобрел там землю и построил жертвенник в память о последнем Божьем посещении, когда Бог назвал его Израилем (Быт 33:19−20), но Вефиль пребывал в забвении. Заметьте: время угашает чувство благодарности за полученные милости и произведенные ими впечатления; так не должно быть, но почему-то происходит. Бог испытал Иакова серьезнейшим бедствием в семье (Быт 34 гл.), чтобы увидеть, заставит ли это его вспомнить об обете и выполнить его. Этого не произошло, поэтому Бог сам приходит к нему и напоминает: «Встань, пойди в Вефиль». Заметьте:

(1) Насколько Бог любит, в такой же мере Он будет напоминать о пренебрегаемых обязанностях по-разному — через совесть людей или Своим провидением.

(2) Дав обет Богу, не нужно откладывать его (Еккл 5:3), но все же лучше исполнить позже, чем никогда. Бог повелел Иакову идти в Вефиль и там находиться; и не только самому отправиться, но со всей семьей, чтобы они также участвовали в служении Богу. Заметьте: мы должны стремиться пребывать в Вефиле, в доме Божьем (Пс 26:4.). Он должен быть нашим домом, а не постоялым двором. Бог напоминает конкретно не об обете, а о событии, при котором он был дан: когда ты бежал от лица Исава. Заметьте: память о прежних скорбях должна напоминать о переживаниях, через которые мы проходили (Пс 65:14−15).

II. Иаков повелевает домашним подготовиться к торжественному событию — не просто к путешествию и переселению, а к религиозному служению, которое надлежало совершить (ст. 2−3). Заметьте:

(1) Необходимо серьезно готовиться перед торжественными богослужениями. Омойтесь, очиститесь… Тогда придите — и рассудим (Ис 1:16−18).

(2) Главы семейств должны использовать свою власть, чтобы способствовать религиозному воспитанию в семьях. Не только мы, но и весь наш дом должен служить Господу (Нав 24:15). Обратите внимание на повеления, которые Иаков (подобно Аврааму) дает домашним (Быт 18:19).

[1] Они должны бросить чужих богов. Чужие боги в семье Иакова! Они были действительно чужими! Как могла семья, получившая надлежащее познание о Боге, принять их? Как мог глава семьи, которому Бог являлся много раз, потворствовать этому? Вне сомнения, это была его слабость. Заметьте: хорошие люди не всегда окружены такими же людьми, как они. Существуют религиозные семьи, где созидается жертвенник Божий, в которых, однако, совершается больше ошибок и присутствует больше чужих богов, чем можно ожидать. В семье Иакова у Рахили был терафим; и я боюсь, что она тайно и суеверно использовала его. Пленники Сихема прихватили с собой божков, и, возможно, сыновья Иакова взяли несколько из них как трофей. Они пришли с ними, но теперь должны бросить их.

[2] Они должны очиститься и переменить одежды свои; они должны были соблюсти внешнее приличие и выглядеть наилучшим образом. У Симеона и Левия руки были в крови; им особенно следовало омыть их и отложить одежды, чрезмерно запачканные. Эти церемонии подразумевали собой очищение и изменение сердца. Для чего новые и чистые одежды без чистого и нового сердца? Д-р Лайтфут под очищением и омовением подразумевает крещение, благодаря которому жители Сихема и Сирии были допущены к религии Иакова и стали прозелитами, так как ритуал обрезания стал для них ненавистным.

(3) Они должны пойти с ним в Вефиль (ст. 3). Заметьте: главы семейств должны приходить с семьями в дом Божий.

III. Его семья отдала все, имеющее отношение к идолопоклонству или суеверию (ст. 4). Возможно, обратись Иаков к ним раньше, они быстрее расстались бы с ними, убедившись в тщетности идолов благодаря обличениям совести. Заметьте: иногда попытки изменить что-то приводят к большему успеху, чем ожидалось, и люди оказываются не такими упрямыми, как казалось. Рабы и слуги Иакова отдали всех идолов и серьги, которые носили для украшения или почитания божков; они расстались со всеми ними. Отметьте: реформация не искренняя, если она не всесторонняя. Мы надеемся, что они с радостью расстались с ними, а не с неохотой, как Ефрем, сказавший: «Что мне еще за дело до идолов?» (Ос 14:9), подобно людям, обращающимся к идолам: «…прочь отсюда» (Ис 30:22). Мы можем предположить, что Иаков позаботился, чтобы были закопаны все символы в неизвестных для них местах и их невозможно было бы обнаружить и вернуть в будущем. Заметьте: мы должны полностью отделиться от грехов, как мы отделены от мертвых и того, что погребено от нашего взгляда, и бросить их кротам и летучим мышам (Ис 2:20).

IV. Иаков беспрепятственно переехал из Сихема в Вефиль (ст. 5), и был ужас Божий на окрестных городах. Хотя жители Ханаана были разгневаны на сыновей Иакова за их варварское отношение к жителям Сихема, но они настолько сдерживались божественной силой, что не могли использовать подвернувшуюся возможность, когда те переселялись, чтобы отомстить за ссору с соседями. Заметьте, путь исполнения долга — безопасный путь. Когда в доме Иакова пребывал грех, он боялся своих соседей, но теперь чужие боги были выброшены, все находились на пути в Вефиль, и уже соседи боялись их. Выполняя Божье поручение, мы находимся под особенной защитой. Бог с нами, когда мы пребываем с Ним; если Он за нас, кто против нас? Никто не пожелает земли твоей, если ты будешь являться перед лицо Господа Бога (Ис 34:24). Бог управляет миром через таинственный страх в человеческих сердцах в большей степени, чем мы осведомлены в этом.

Стихи 6−15. Иаков в безопасности прибыл с домашними в Вефиль, и здесь повествуется о происшедших событиях.

I. Он воздвиг там жертвенник (ст. 7) и, несомненно, принес жертвоприношение, возможно, десятую часть стада, согласно обету: я дам Тебе десятую часть. К этим жертвам он добавил благодарность за прежние милости, в особенности за те, которые пришли на память при виде этого места; он также молился за продолжение Божьей благосклонности к нему и семье. И назвал место (то есть жертвенник) Эл-Вефиль, Бог Вефиля. Выражая благодарственную признательность за оказанную Богом честь называться Израилем, он поклонялся Богу, называя Его Господом Богом Израиля; но теперь, отмечая Его благосклонность при Вефиле, он поклоняется Богу, называя Ел-Вефиль, Бог Вефиля, потому что там Господь явился ему. Заметьте: утешение, получаемое святыми от исполнения Божьих указаний, приходит не столько от Вефиля, дома Божьего, как от Эл-Вефиля, Бога этого дома. Постановления не имеют смысла, если в них мы не встречаемся с Богом.

II. Он совершил там погребение Деворы, кормилицы Ревекки (ст. 8). Можно предположить, что Иаков, придя в Ханаан, сам отправился в Хеврон посетить отца, в то время как семья находилась возле Сихема. Вероятно, Ревекка уже умерла, а старая няня (о которой упоминается в Быт 24:59) пережила ее. Иаков взял ее с собой как спутницу для жен (они были соотечественницами) и наставницу для детей; находясь в Вефиле, она скончалась, оплакиваемая горестными стенаниями. Они были так велики, что дуб, под которым ее похоронили, назвали дубом плача. Заметьте:

(1) следует относиться с уважением к старым, преданным слугам семьи. Семья Иакова оказала почтение няне при погребении, хотя та не принадлежала к семье и была в преклонном возрасте. В подобных случаях важно помнить о прежних заслугах человека.

(2) Мы не знаем места встречи со смертью; возможно, это произойдет в Вефиле, доме Божьем, — так давайте всегда будем к этому готовы.

(3) Скорби могут прийти и во время духовного и семейного обновления. Будем радоваться с трепетом.

III. Бог явился ему там (ст. 9), чтобы признать Свой жертвенник, ответить на имя, которым Иаков нарек Его, Бог Вефиля (ст. 7), и утешить в печали (ст. 8). Заметьте: Бог проявит благость к тем, кто служит Ему. Здесь Бог (1) подтверждает изменение имени Иакова (ст. 10). Это было сделано ранее ангелом, который сражался с ним (Быт 32:28), и теперь подтверждается божественным Величием, Shechinah, явившимся ему. Там Бог ободрял его не бояться Исава, здесь — жителей Ханаана. Может ли кто противостоять Израилю, царствующему с Богом? Удостоенным такой чести не пристало опускать руки и падать духом.

(2) Он обновил и утвердил завет с ним именем Эль-Шадай, Я Бог Всемогущий, Бог вседостаточный (ст. 11), который может исполнить обетование в надлежащее время, поддержать и обеспечить тебя в трудный час. Бог повторяет два данных ему обетования, с которыми мы часто встречались ранее.

[1] Он будет отцом великого народа, славного и сильного: множество народов будет от тебя (каждое колено Израиля представляло собой народ, а все двенадцать колен — множество народов), славного и сильного: цари произойдут из чресл твоих.

[2] Он будет господином благословенной земли (ст. 12), данной в дар Аврааму и Исааку, а не оккупантам хананеянам, которым принадлежала в данный момент. Земля, данная Аврааму и Исааку, здесь по праву передается Иакову и его потомкам. У него не будет множества потомства без богатства, что часто является уделом бедных, или богатства без наследия, что часто является печалью богатых, но будет обладать и тем, и другим. Эти два обетования имеют огромное духовное значение. Представление об этом имел и Иаков, хотя и не такое отчетливое, как мы сейчас. Вне сомнения, Христос является обетованным семенем, а небеса — обетованной землей; первое — основанием, а второе — вершиной всех Божьих милостей.

(3) Затем Бог восшел от него, точнее, над ним, в определенном и видимом проявлении славы, покрывавшей Его во время беседы (ст. 13). Заметьте: самые прекрасные общения с Богом, которые святые имеют в этом мире, непродолжительны и скоротечны и быстро приходят к завершению. На небесах же мы сможем лицезреть Бога бесконечно; мы будем вечно пребывать с Господом — не так, как на земле.

IV. Иаков установил памятник в честь этого события (ст. 14).

1. Он воздвиг столп. На пути в Месопотамию он соорудил памятник из камня, на котором приклонил свою голову. Это вполне соответствовало его бедственной ситуации и торопливому бегству; сейчас же Иаков уделил время для сооружения более величественного и прочного монумента, вверху которого, возможно, он водрузил тот камень. В знак памяти об общении с Богом Иаков возлил елей и другие возлияния на памятник. Он дал обет, что этот камень будет домом Божьим, то есть устроенным для почитания Бога, наподобие домов, возводимых для возвеличивания их создателей; через возлияние елея Иаков посвящает памятник Богу.

2. Он утвердил название, уже прежде данное этому месту (ст. 15), — Вефиль, дом Божий. К сожалению, в дальнейшем оно утратило славу своего имени и превратилось в Беф-Авен, дом беззакония, ибо там Иеровоам устроил одно из своих капищ. Даже наилучший человек не должен придавать месту особое значение и облачать в религиозную форму.

Стихи 16−20. Здесь повествуется о смерти Рахили, возлюбленной жены Иакова.

1. Она скончалась во время родовых мук в дороге, так и не достигнув Вифлеема, находившегося рядом. Иногда на женщину внезапно обрушиваются родовые муки, и их невозможно избежать или отложить. Возможно, Иаков быстро соорудил удобный шатер со всем необходимым для принятия родов.

2. Рахиль испытывала неистовую боль. Роды были очень тяжелые, намного труднее обычных: в этом мы видим последствия греха (Быт 3:16). Заметьте: человеческая жизнь начинается в скорби, и розы радостей жизни окружены шипами.

3. Повивальная бабка, находившаяся рядом, ободряла ее (ст. 17). Безусловно, с ней была акушерка, готовая оказать помощь, но это не спасло ее. Родив Иосифа, Рахиль сказала: «Господь даст мне и другого сына». Повивальная бабка напоминает Рахили ее слова, которые исполнились, но это не ободряет ее. Если Бог не уберет страх, человек ничем не сможет помочь. Только Он может властно сказать: «Не бойся». Подвергаясь чрезвычайному риску, мы склонны утешать себя и друзей надеждой на временное облегчение, в которой часто разочаровываемся. Лучше искать утешение в том, что не подведет, — в надежде на вечную жизнь.

4. Ее родовые муки закончились рождением ребенка и смертью роженицы. Заметьте: несмотря на то что боли и опасности при деторождении являются следствием греха, в то же время они иногда приводят к летальным исходам и благочестивых женщин, которые хотя и не спаслись во время родов, но получили вечное спасение через чадородие. Рахиль страстно говорила: «Дай мне детей, а если не так, я умираю», и теперь, имея их (это уже второй у нее), она умирает. Смерть Рахили названа здесь выхождением души. Заметьте: смерть тела является ничем иным, как отходом души в духовный мир.

5. Умирающими губами она дала имя новорожденному: Бенони, Сын моей печали. Часто дети, доставшиеся родителям без тяжелых родовых мук, действительно становятся печалью и бременем для матерей. Дети и так доставляют достаточно скорбей своим бедным матерям, когда те вынашивают, рожают и кормят их. Поэтому, взрослея, дети должны учиться приносить родителям радость и, по возможности, исправляться. Но Иаков, не желая с печалью вспоминать о смерти Рахили всякий раз, когда будет звать сына, изменил его имя и назвал Вениамин, сын моей правой руки; то есть «кто мне дорог, восседающий по правую руку для благословений, поддержки в старости — тот, на которого могу опереться».

6. Иаков похоронил ее недалеко от места смерти. Поскольку Рахиль умерла при родах, то необходимо было поторопиться с захоронением, поэтому Иаков не доставил ее к месту захоронения семьи. Если душа находится в покое после смерти, то не имеет особого значения, где пребывает тело. Пусть оно успокоится там, где оборвалась жизнь. Нет упоминания об оплакивании Рахили, но оно легко подразумевается. Вне сомнений, Иаков был истинным плакальщиком. Заметьте: после великого утешения иногда приходят великие бедствия. Иакову было послано жало в плоть для смирения, чтобы он не превозносился видениями Всемогущего, которыми был удостоин. Тот, кто наслаждается благоволением Божьим, которое принадлежит Его детям, должен быть готов к трудностям в жизни, присущим сынам человеческим. Девора, будь живой, могла бы утешить Рахиль в этой ситуации, но она скончалась немного ранее. Заметьте: приходя в семью, смерть зачастую поражает дважды. Через нее Бог говорит один раз и даже дважды. Иудейские писатели говорят: «Смерть Деворы и Рахили искупали вину за истребление жителей Сихема, из-за случая с Диной, дочерью семейства».

7. Иаков установил памятник над ее гробом, и впоследствии это место стало известным как гроб Рахили (1Цар 10:2). По Божьему провидению, в дальнейшем оно досталось уделу Вениамина. Иаков установил памятник в память о радостном событии (ст. 14), а теперь для печальных воспоминаний; как нам, так и всем другим людям хорошо бы помнить об обоих переживаниях. Намного позднее Церковь признала, что сказанное Богом Иакову в Вефиле с помощью слова и жезла, также предназначалось для ее назидания: «Он там говорил с нами» (Ос 12:4).

Стихи 21−29. Эти стихи описывают:

1. Переезд Иакова (ст. 21). Подобно праотцам, он пребывал в обетованной земле как в чужой стране и недолго находился на одном месте. Сразу после смерти Рахили Иаков именуется Израилем (ст. 21−22), что впоследствии не так часто встречается. Иудеи отмечают: «Летописец воздает ему честь, потому что он перенес горе и печаль с удивительным терпением и подчинением Божьему провидению». Заметьте: настоящими израильтянами, князьями с Богом, являются те, кто управляет своими страстями. Владеющий своим духом лучше сильного. Израиль, князь с Богом, живет в шатрах; для него город подготовлен в другом мире.

2. Грех Рувима. Самым ужасным в отвратительном злодеянии Рувима была вина (ст. 22) в грехе, как говорит апостол (1Кор 5:1), о котором не слышно даже у язычников, что некто вместо жены имеет жену отца своего. Писание говорит, что это произошло во время пребывания Израиля в той стране; похоже, в то время он отсутствовал, что послужило неудачным поводом для случившихся беспорядков. Возможно, Валла в большей мере виновата, и Иаков из-за этого оставил ее, тем не менее грех Рувима был настолько вызывающим, что из-за него он потерял свое первородство и благословение (Быт 49:4). Первородный сын не всегда наилучший или подающий наибольшие надежды. Рувим согрешил, а страдания достались Иакову; все болезненное огорчение выражено в кратких словах: и услышал Израиль. Больше ничего не говорится, уже этого достаточно; он услышал об этом с огромной печалью и стыдом, ужасом и досадой. Рувим намеревался скрыть происшедшее, чтобы отец никогда не узнал об этом, но тот, кто надеется покрыть грехи тайной, в основном, разочаровывается, так как земля слухами полнится.

3. Полный перечень сынов Иакова, самым младшим является Вениамин. Здесь впервые приводятся вместе имена глав двенадцати колен; впоследствии они часто упоминаются и перечисляются. Даже в конце Библии о них говорится (Откр 7:4; Откр 21:12).

4. Визит Иакова к своему отцу Исааку в Хевроне. Можно предположить, что он посещал отца и прежде, по возвращении в Ханаан, потому что он нетерпеливо хотел быть в доме отца своего; но никогда прежде он не приводил семью, чтобы жить вместе или рядом с ним (ст. 27). Возможной причиной такого поступка могла послужить смерть Ревекки, из-за утраты которой Иаков чувствовал себя одиноко, не желая вновь жениться.

5. Возраст и смерть Исаака, хотя по подсчетам видно, что он умер намного позже продажи Иосифа в рабство, в период его возвышения в Египте. Исаак, умеренный и спокойный человек, прожил самую продолжительную жизнь из всех патриархов, ибо ему было 180 лет, а Аврааму — 175. Исаак прожил около сорока лет после того, как составил завещание (Быт 27:2). Мы не умрем ни часом раньше, но сделаем несравненно лучше, если своевременно приведем свои сердца и дома в порядок. Особенно отмечено мирное, дружелюбное соглашение между Исавом и Иаковым во время торжественного погребения отца (ст. 29), что показало, каким чудесным образом Бог изменил намерения Исава, поклявшегося убить брата сразу после смерти отца (Быт 27:41). Заметьте: у Бога много способов предотвратить злые умыслы нечестивых людей; Он может связать им руки или обратить их сердца.

толкование Мэтью Генри на Бытие, 35 глава

СТАНЬТЕ ЧАСТЬЮ КОМАНДЫ

Получили пользу? Поделись ссылкой!


Напоминаем, что номер стиха — это ссылка на сравнение переводов!


© 2016−2024, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога.