Из нее мы узнаем, что Иаков все еще находится на пути в Ханаан. Никогда еще столько запоминающихся событий не случалось во время перехода, как в небольшой семье Иакова во время этого пути. По дороге он узнает:
I. Благие вести от Бога (ст. 1−2).
II. Плохие вести от своего брата, которого он уведомил о своем возвращении (ст. 3−6). В отчаянии:
(1) он разделил своих людей (ст. 7−8).
(2) Он обращается в молитве к Богу (ст. 9−12).
(3) Он посылает подарок брату (ст. 13−23).
(4) Он борется с ангелом (ст. 24−32).
Стихи 1−2. Выяснив все с Лаваном, Иаков следует по дороге домой в Ханаан; когда Бог помог нам пройти через трудности, мы должны продолжить свой путь к небесам с еще большей радостью и решительностью. Теперь:
(1) У Иакова появилось сопровождение (ст. 1): «И встретили его Ангелы Божии». Это было видимым проявлением, но не совсем понятно, то ли это было в видении днем или во сне ночью, как он уже видел их однажды сходящими и восходящими по лестнице (Быт 28:12). Заметьте: кто идет по правильному пути, всегда будет иметь хорошую охрану; сами ангелы являются служебными духами, которые заботятся об их безопасности (Евр 1:14). Там, где Иаков ставил свои палатки, они ставили свои (ополчались вокруг боящихся Его, рус. пер., Пс 33:8). Они встретили и приветствовали его приезд в Ханаан — такой чести не удостаивался ни один князь, которого встречали должностные лица города, согласно установленным правилам. Они встретили его, чтобы поздравить с прибытием и избавлением от Лавана, потому что преуспевание Божьих слуг всегда приносит им радость. Они постоянно пребывали с ним невидимым образом, но теперь появились пред ним, потому что впереди у него находилась большая опасность, чем та, с которой он уже встречался. Заметьте: когда Бог посылает Своему народу чрезвычайные испытания, Он подготавливает их посредством удивительного утешения. Можно предположить, что ангелам лучше было бы явиться Иакову в пору затруднений и волнений, которые вначале причинил ему Лаван, а потом и Исав, чем в этот спокойный и умиротворенный промежуток времени, когда он не видел перед собой никакой надвигающейся угрозы; однако Бог посещает нас, когда мы пребываем в покое, чтобы подготовить к трудностям, а прежний опыт и наблюдения помогают преодолеть их, когда они приходят в нашу жизнь, потому что мы ходим верой, а не видением. Смерть для детей Божьих — это возвращение в Ханаан, в дом Отца, где их встречают Божьи ангелы, чтобы поздравить с радостным завершением служения и перенести к месту покоя.
(2) Иакову было приятно отметить присутствие сопровождающих (ст. 2): «Это ополчение Божье, и поэтому:
[1] Оно могущественное; велик человек, которого они сопровождают, и в безопасности пребывает тот, кого так охраняют.
[2] За подобную защиту необходимо воздавать славу Богу: «Я должен поблагодарить Бога, потому что это Его воинство». Благочестивый человек глазами веры увидит то же, что Иаков увидел природными глазами, веря в обетование (Пс 90:11): «Ангелам Своим заповедает о тебе». Следует ли спорить о том, есть ли у каждого верующего ангел-хранитель, в то время как его охраняет ополчение ангелов? Для сохранения памяти об этой благосклонности Иаков нарекает имя этому месту Маханаим, два ополчения, или два лагеря. То есть, как сказал один из раввинов, одно ополчение охраняющих ангелов в Месопотамии сопровождало его до этого места и в безопасности довело до другого ополчения ангелов в Ханаане, которые встретили его на границе, где он пребывал в данный момент. Скорее, они явились ему в виде двух ополчений — по одному с каждой стороны, или одно находилось впереди, а другое сзади — для защиты от Лавана, находившегося в тылу, и от Исава впереди, чтобы защита была совершенной. Таким образом его сопровождало Божье благоволение. Возможно, ссылаясь на это событие, церковь называется Маханаим, две армии (Песн 6:13). Семья Иакова, подобно одной армии, представляет собой воинственную и странствующую по земле Церковь, а ангелы — другая армия — представляют собой триумфальную и умиротворенную Церковь на небесах.
Стихи 3−8. Теперь, когда Иаков вновь вошел в Ханаан, Бог через видение ангелов напомнил ему о друзьях, которые были у него, когда он покинул это место; но Иаков использует эту ситуацию, чтобы с этого момента помнить о врагах, особенно об Исаве. Возможно, Ревекка поведала ему о поселении Исава в Сеире и о продолжающейся враждебности по отношению к нему. Что же делать бедному Иакову? Он очень желает увидеть отца и в то же время боится встретиться с братом. Он рад вновь увидеть Ханаан, но из-за Исава эта радость наполнена тревогой.
I. Он посылает доброжелательное и смиренное послание Исаву. Возможно, его путь и не проходил через владения Исава и ему не требовалось разрешения для прохождения через эту местность, но его путь пролегал невдалеке от этого места, и он не мог пройти мимо, не используя возможность засвидетельствовать свое почтение брату, брату-близнецу, единственному старшему брату, который был обижен на него. Заметьте:
(1) Хотя, возможно, наши родственники не выполняют свой долг по отношению к нам, но мы всегда должны со своей стороны сознательно выполнять свой долг по отношению к ним.
(2) Символом дружбы и братской любви является осведомленность друзей о том, в каком положении каждый из них находится. Вежливые поступки могут обезоружить врагов. Послание Иакова весьма любезно (ст. 4−5).
[1] Он называет Исава своим господином, а себя рабом, подразумевая, что он не настаивает на привилегии первородства и благословениях, которые приобрел для себя, но все отдал в руки Божии, чтобы Он осуществил Свои цели через его потомство. Кротость покрывает и большие проступки (Еккл 10:4). Нам не следует пренебрегать возможностью обратиться с почтением и покорностью к тем, кто несправедливо раздражен чем-то.
[2] Он вкратце рассказывает о себе, что он не беглец или скиталец, но, несмотря на продолжительное отсутствие, имел определенное место обитания со своими родственниками: «…я жил у Лавана и прожил доныне»; он не был попрошайкой и не вернулся домой подобно блудному сыну, нуждающемуся в самом необходимом и ожидающему что-то от своих родственников. Нет, он отмечает: «…есть у меня волы и ослы…» Он знал, что все это (если вообще хоть что-то) могло сформировать у Исава достойное мнение о нем.
[3] Он стремится обрести его расположение: «…я послал известить о себе… дабы приобрести благоволение пред очами твоими». Заметьте: тот, на чьей стороне правда, не унизит собственное достоинство, став инициатором примирения и ходатаем как за мир, так и за права.
II. Он получает пугающую весть о военных приготовлениях Исава (ст. 6) — не просто слово, но удар, весьма грубый ответ на его доброжелательное послание. Жалкое гостеприимство при возвращении бедного брата: «…он идет навстречу тебе, и с ним четыреста человек». Исав и так устал ожидать дней, когда можно будет оплакать благочестивого отца, и даже еще не встретившись с братом, решает убить его.
1. Он все еще помнит старый раздор и теперь намерен отомстить за утерю первородства, соответствующих благословений, и, если возможно, лишить Иакова надежды в их осуществлении. Заметьте: злоба может долго таиться и много времени может пройти с момента ссоры, пред тем как представится случай, чтобы обрушиться со всей силой. Злые люди имеют хорошую память.
2. Он завидовал Иакову и его небольшому богатству, и хотя сейчас он обладал намного большим состоянием, все же мог удовлетвориться лишь картиной полного истребления Иакова, увидев стада брата, пасущимися на своих полях. Возможно, послание Иакова, в котором описывалось его богатство, спровоцировало его еще больше.
3. Он приходит к выводу, что, пока Иаков находится в пути и является бедным, уставшим, неопределившимся путником без охраны (как он считал), его намного проще уничтожить. Тот, кто обладает змеиной отравой, зачастую ведет себя соответственно — он использует первый и самый удобный случай, чтобы отмстить.
4. Он принимает решение совершить это внезапно, до того момента, как Иаков вернется к своему отцу, чтобы тот не вмешался и не стал посредником между ними. Исав был одним из тех, кто ненавидит мир; когда Иаков говорит, он настроен мирно, но Исав — к войне (Пс 119:6−7). И вот он в походном марше, подгоняемый яростью, с намерением убить и пролить кровь; с ним четыреста человек (возможно, такое же количество сопровождало его на охоте), вооруженные, вне сомнения, исполненные жестокости и дерзости, подобно их лидеру, готовые выполнить любое повеление, каким бы жестоким оно ни было, дышащие угрозами и убийствами. Даже их десятой части было бы достаточно, чтобы истребить бедного Иакова и его невинную и беспомощную семью — корень и ветви. Неудивительно, что последовало за этим (ст. 7): Иаков очень испугался и смутился, возможно, потому что с трудом оправился от пережитого страха в случае с Лаваном. Заметьте, что в этом мире праведники сталкиваются со многими трудностями, и иногда завершение одних проблем является началом других. Тучи возвращаются после дождя. Иаков, будучи великим мужем веры, все же был весьма напуган. Заметьте: осознание опасности и зарождение в связи с этим страха вполне может уживаться со смиренной уверенностью в Божьей силе и обетовании. Сам Христос, пребывая в агонии смерти, был жестоко поражен.
III. Он занял самую лучшую оборону, которую могли позволить данные обстоятельства. Безрассудно было думать о сопротивлении, вся его изобретательность и находчивость были направлены на совершение побега (ст. 7−8). Он считает, что благоразумно было бы не продолжать путешествие всем вместе, поэтому разделяет своих спутников на две группы на случай, если одна из них будет поражена, то другая смогла бы ускользнуть. Подобно нежному и заботливому господину своей семьи, он более беспокоится об их безопасности, чем о своей. Он разделяет своих домашних не как Авраам (Быт 14:15), для сражения, а для побега.
Стихи 9−12. Хорошее правило — взывать к Богу в трудные моменты, и в этой истории мы видим пример этому, благоприятный исход которой побуждает нас всегда следовать ему. Сейчас Иаков находится в беде, от которой он будет избавлен, и мы находим его молящимся о спасении (Иер 30:7). В своем отчаянии он искал Бога, и Тот услышал его. Заметьте: времена страха должны быть временами молитвы; что бы ни ужасало нас, оно должно приводить на колени пред нашим Богом. Совсем недавно Иаков видел ополчение ангелов, но в данный момент отчаяния он обращается не к ним, а к Богу, зная, что те являются Его сослужителями (Откр 22:9). Он не обращался и к терафиму Лавана, для него было достаточно, что Бог вступится за него. К Нему он обращается со всей возможной торжественностью, прибегая за безопасностью к имени Господнему как крепкой башне (Притч 18:10). Эта молитва весьма примечательна, потому что благодаря ей он обрел честь назваться Израилем, царствующим с Богом, и отцом молящегося остатка, который впредь называется семенем Иакова и которому Бог никогда не скажет: напрасно искали вы меня. Весьма важно отметить, что же было необычного в этой молитве, благодаря которой ему была оказана подобная честь.
I. Просьба одна, но весьма выразительная: «Избавь меня от руки брата моего» (ст. 11). Хотя с человеческой точки зрения это было невозможно, он все же верил в силу Божью, которая может избавить его, как агнца, из кровожадных львиных челюстей. Заметьте:
(1) В обращении к Богу нам следует быть конкретными, упоминая лишь особенные трудности и нужды, которые мы испытываем, потому что Бог, с которым мы имеем дело, предоставляет нам свободу общения: мы имеем свободу слова (parresia) перед престолом благодати.
(2) Когда наши братья стремятся стать нашими губителями, утешением является наш Отец, к которму мы можем обратиться как к нашему избавителю.
II. Просьб великое множество, и они весьма сильные: никогда еще дело не было изложено лучшим образом (Иов 23:4). Иаков возносит свою мольбу с огромной верой, рвением и смирением. С какой настойчивостью он просит! Избавь меня, молю Тебя (ст. 11, англ. пер.). Страх побудил его к настойчивости. С какой святой логикой он убеждает! С каким божественным красноречием он просит! Здесь мы находим благородный пример, которому должны следовать.
1. Иаков обращается к Нему как к Богу своих отцов (ст. 9). Он обладал таким смиренным чувством собственной незначительности, что не мог называть Его своим Богом, а Тем, Кто находится в завете с его прародителями: «Боже отца моего Авраама и Боже отца моего Исаака»; это было наилучшее ходатайство, с которым он мог обратиться, потому что завет по божественному определению наследовался и им. Заметьте: Божий завет с нашими родителями может послужить утешением в минуты отчаяния. Подобное часто происходило с народом Божьим (Пс 21:5). Будучи рождены в доме Божьем, мы находимся под особенной защитой.
2. Он обращается к Его предписанию: «Господи, сказавший мне: возвратись в землю твою». Он не покинул поспешно Лавана и не предпринял путешествие ради развлечения или из безрассудной любви к отчизне, а сделал это из абсолютного послушания Божьему повелению. Заметьте:
(1) Мы можем выполнять наши обязанности и в то же время сталкиваться с трудностями и стесненными обстоятельствами на пути. Как процветание еще не удостоверяет нашу праведность, так и страдания не являются доказательством того, что мы на неверном пути; мы можем направляться туда, куда нас призывает Бог, и все же считать, что наш путь усеян шипами.
(2) Тщательно исполняя свой долг, мы можем с уверенностью доверить Богу нашу безопасность. Если Бог ведет нас, то Он будет и нашим защитником.
3. Он в смирении признает, что недостоин принять какую-либо благосклонность от Бога (ст. 10): «Недостоин я». Это была необычная просьба. Можно предположить, что ему следовало бы ходатайствовать о своих близких, оказавшихся в опасности, о том, что весь мир ополчился на него и он и так дорого за все заплатил; но нет, он обращается со следующими словами: Господь, я недостоин этого. Заметьте: самоотречение и уничижение в наших обращениях приводят к престолу благодати. Из всех просителей Христос больше всего одобрил того, кто сказал: «Господи! я недостоин» (Мф 8:8), и ту, которая сказала: «Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их» (Мф 15:27). Теперь рассмотрим следующее:
(1) Как почтительно и величественно он говорит о проявленных к нему Божьих милостях. Мы имеем здесь милости во множественной форме — неисчерпаемый источник и бесчисленные потоки милостей и благодеяний, которые указывают на прошлые милости, данные в соответствии с обетованием, и будущие милости, которые обеспечены обетованием. Заметьте: то, что заложено в Божьей истине и в Божьих милостях, является сущностью ободрения и хвалы настоящих верующих. Более того, обратите внимание: говорится о всех милостях и всех благодеяниях; манера выражения весьма обширна и указывает на то, что его сердце исполнено Божьей благости.
(2) Насколько скромно и смиренно говорит он о себе, без каких-либо намеков на свои заслуги: «Я недостоин и наименьшей Твоей милости (англ. пер.), в еще меньшей мере я достоин той великой благосклонности, о которой прошу». Иаков был достойным человеком, и во всех смыслах заслуживал многих благ. В общении с Лаваном он справедливо настаивал на своих заслугах, но только не перед Богом. «Я меньше всех Твоих милостей» — дословный перевод. Заметьте: самые лучшие и великие люди абсолютно недостойны наименьшей милости Божьей и справедливо готовы признать это во всех жизненных ситуациях. Прекрасный девиз мистера Герберта звучал следующим образом: меньший, чем наименьшая из Божьих милостей. Тот, кто видит себя недостойным наименьшего, наилучшим образом приготовлен к принятию величайших Божьих милостей.
4. Он с благодарностью признает милость Божью, проявленную во время изгнания, и говорит, насколько она превзошла его ожидания: «Я с посохом моим перешел этот Иордан, бедный и одинокий, подобно несчастному и унылому пилигриму». У него не было ни спутников, ни слуг, никаких удобств в пути, никто не указывал ему дорогу; лишь его посох, больше не на что было опереться. «А теперь у меня два стана, и я окружен многочисленной и благословенной свитой детей и слуг». Хотя стесненные обстоятельства заставили его разделить семью на два стана, тем не менее он возвеличивает милость Божью за свое умножение. Заметьте:
(1) Увеличение наших семей становится утешением в том случае, когда мы видим Божью милость и истину в этом.
(2) Тот, чье благосостояние к концу жизни значительно увеличилось, должен со смирением и благодарностью помнить о своем маленьком начале. Иаков просит: «Господи, Ты хранил меня, когда я был с одним посохом и мог потерять лишь одну жизнь, не сохранишь ли меня сейчас, когда столько людей зависит от меня?»
5. Он убеждает в чрезвычайной опасности, в которой оказался: «Господи, избавь меня… от руки Исава, ибо я боюсь его» (ст. 11). Дети Божьи не стыдятся рассказывать о своих страхах Богу, потому что знают, что Он осведомлен и исследует их. Страх, побуждающий нас к молитве, сам по себе является ходатайственным. Он боялся не грабителя, а убийцу, и не за свою жизнь, но за матерей и детей, которые оставили родную землю, чтобы отправиться с ним. Заметьте, что природная привязанность обеспечивает нас позволительными и приемлемыми просьбами в молитве.
6. В особенности он настаивает на обетовании, которое Бог дал ему (ст. 9): «Ты сказал: Я буду благотворить тебе!» И вновь, в заключение (ст. 12): «Ты сказал: Я буду благотворить тебе». Отметьте:
(1) Наилучшее, что мы можем сказать Богу в молитве, — это то, что Он сказал нам. Божьи обетования — не только наилучший путеводитель для наших желаний в молитве, так как они снабжают нас наилучшими просьбами, но и самые твердые основания для наших надежд. Они обеспечивают нас наилучшими прошениями. «Господи, ты сказал это, так не будешь ли Ты так же благ, как Твое слово? Слово, на которое Ты повелел мне уповать (Пс 118:49).
(2) Самые общие обетования применимы в особенных случаях. «Ты сказал: Я буду благотворить тебе. Господь, сотвори мне благо в этой ситуации». Он просит также об особенном обетовании — умножении его семени: «Господь, что случится с этим обетованием, если они все будут истреблены?» Заметьте:
[1] Существуют обетования для семей благочестивых людей, которые совершенствуются в молитве о семейных благословениях и милостях — обычных и чрезвычайных (Быт 17:7; Пс 111:2; Пс 101:29).
[2] Угрозы со стороны этого мира должны влечь нас к Божьим обетованиям.
Стихи 13−23. Иаков, сделав Бога своим другом благодаря благочестивой молитве, через даяние теперь предусмотрительно стремится сделать Исава своим другом. Он молился Богу, чтобы Он избавил его от руки Исава, потому что боялся его. Однако страх не погрузил его в состояние безысходности, отчаяния и бездействия. В свою очередь и молитва не допускала, чтобы он во всем полагался на милость Божью, ничего сам не предпринимая. Заметьте, когда мы молимся Богу о какой-либо милости, нам следует дополнить молитву собственными усилиями, иначе вместо проявления доверия к Богу мы искушаем Его. Насколько мы доверяем Божьему провидению, настолько нам необходимо использовать свое благоразумие. «Помоги себе, и Бог поможет тебе». Бог отвечает на наши молитвы, научая приводить наши дела в порядок с особенной рассудительностью. Чтобы успокоить Исава:
I. Иаков посылает ему очень великодушный подарок — не драгоценности или прекрасные одежды (у него просто не было этого), но большое стадо, состоящее из 580 животных (ст. 13−15). Теперь мы видим, что (1) это было свидетельством огромного роста благосостояния, которым Бог благословил Иакова, и тот мог свободно отделить такое количество скота от основного поголовья.
(2) Это было свидетельством его мудрости, так как он готов был поделиться частью, чтобы сохранить остаток (жадность некоторых людей приводила к ущербу, а не способствовала умножению богатства). Жалея о небольшом ущербе, они требовали шкуру за шкуру и все, что у него есть, в то время как мудрый человек все отдаст ради своей жизни.
(3) Это был дар, который, по его усмотрению, должен был понравиться Исаву, который так много занимался охотой на диких зверей, что, по всей вероятности, был недостаточно обеспечен домашним скотом, который был необходим для его новых завоеваний. И можно предположить, что пестрый и в крапинку скот Иакова придется по вкусу Исаву.
(4) Он был убежден, что благодаря этому подарку приобретет благосклонность Исава, потому что дар обычно, куда ни обратится он, успеет (Притч 17:8), он дает ему простор (Притч 18:17), более того — он тайный тушит гнев и сильную ярость (Притч 21:14). Заметьте:
[1] Нам не следует падать духом и терять надежду примириться с теми, кто более других раздражен против нас. Нам не следует считать непримиримыми людей, не попытавшись умиротворить их.
[2] Мир и любовь, хотя и достаются дорогой ценой, сослужат хорошую службу тем, кто приобрел их. Многие угрюмые и недоброжелательные люди на месте Иакова сказали бы: «Исав поклялся убить меня без причины, он никогда не будет лучше относиться ко мне. Я должен увидеть его до того, как пошлю подарок». Но Иаков прощает и забывает.
II. Он посылает ему весьма смиренное послание, которое приказал своим слугам доставить наилучшим образом (ст. 17−18). Они должны называть Исава господином, а Иакова его слугой; они должны уведомить его, что имеющийся скот — лишь небольшой подарок, который Иаков послал ему как образец того приобретения, которое получил, пока был за пределами страны. Посланный скот состоял из нескольких стад, и слуги, доставлявшие его, должны были передавать одно и то же послание, чтобы подарок выглядел более ценным, и покорность Иакова, проявленная в каждом из них, могла в большей мере воздействовать на Исава. Особенно они должны были позаботиться и уведомить его о последующем прибытии Иакова (ст. 18−20), чтобы Исав не заподозрил Иакова в бегстве от страха. Заметьте, дружеская уверенность в доброте людей может предотвратить зло, замышлявшееся их порочностью. Если окажется, что Иаков не боится Исава, можно надеяться, что Исав не станет ужасом для Иакова.
Стихи 24−32. Здесь излагается удивительная история борьбы Иакова с ангелом, в которой он побеждает его, о чем упоминается в Книге Осии 12:4. Рано поутру, задолго до начала дня, Иаков помог своим женам и детям переправиться через реку и захотел уединиться, чтобы еще раз выразить свой страх и озабоченность перед Богом в молитве. Заметьте, что нам следует быть постоянными в молитве, всегда молиться и не ослабевать. Постоянство и настойчивость в молитве подготавливают нас для милости. В то время как Иаков настойчиво молился, побуждая себя, чтобы ухватиться за Бога, ангел ухватился за него. Некоторые считают, что он был сотворенным ангелом, ангелом лица Его (Ис 63:9), одним из тех, кто всегда находится пред лицом Отца и сопровождает Божественное Величие, которое Иаков также видел. Другие считают, что это был Михаил, наш князь, вечное Слово, Ангел Завета, который в действительности есть Господь ангелов и часто являлся в человеческом облике, пред тем как принять человеческую сущность для вечности. Кто бы это ни был, мы уверены, что Божье имя было в Нем (Исх 23:21). Отметьте:
I. Каким образом Иаков и ангел встретились (ст. 24). Это было единоборство, рука за руку, ни секунды на промедление. Иаков был преисполнен озабоченности и страха в ожидании встречи, которая должна была состояться на следующий день. Казалось, что сам Бог выступил против него как противник, усугубляя его испытания, чтобы воспрепятствовать вхождению в обетованную землю, ставя под сомнение его путь, не позволяя следовать за своими женами и детьми, посланными впереди него. Заметьте: утвержденные верующие должны быть готовы к различным испытаниям, и иногда весьма серьезным. Пророк говорит нам (Ос 12:4), как Иаков плакал и умолял Его; молитвы и слезы были его оружием. Это было не только физическое, но и духовное противостояние, посредством энергичных действий веры и благочестивых побуждений; и подобным образом все духовное семя Иакова, которое ходатайствует в молитве, все еще борется с Богом.
II. В чем же заключался успех этого противостояния.
1. Иаков добился своего; хотя борьба продолжалась довольно долго, ангел не одолел его (ст. 25), то есть упадок духа не сокрушил его веру, и его молитва не утихла. Он боролся и одолел ангела, полагаясь не на свои силы, но благодаря крепости, сошедшей с небес. Иов образно выразил это следующим образом (Иов 23:6): «Неужели Он в полном могуществе стал бы состязаться со мною?» Нет (если бы ангел поступил подобным образом, он бы сокрушил Иакова), но Он укрепил меня, и благодаря этой силе он превозмог Ангела (Ос 12:4). Заметьте: мы можем превозмогать Бога только лишь Его силою. Это Его Дух Святой ходатайствует в нас и подкрепляет нас в немощах наших (Рим 8:26).
2. Ангел взял бедро Иакова, демонстрируя ему Свои возможности и показывая, что Иаков борется с Богом, ведь ни один человек не может лишь прикосновением отделить суставы бедра. Некоторые считают, что Иаков испытал лишь небольшую боль или это вообще было безболезненно. Вполне возможно, что так оно и было, потому что он до конца противостояния не прекращал борьбу (ст. 31). Если так, то это свидетельствует о божественном прикосновении, которое ранит и исцелят в одно и то же время. Иаков превозмог, но его бедро все же было повреждено. Заметьте, борющиеся верующие могут одерживать величественные победы и все же выходить с поврежденными костями, потому что когда они немощны, тогда сильны; немощен в себе — силен во Христе (2Кор 12:10). Наши почести и утешения в этом мире имеют свои примеси.
3. Ангел с удивительным снисхождением, мягко просит отпустить его (ст. 26), подобно тому, как Бог сказал Моисею (Исх 32:10): «Оставь меня». Мог ли могущественный ангел освободиться от захвата Иакова? Конечно, мог; но тем самым он облачил почестями веру и молитву Иакова и в дальнейшем испытал ее стойкость. Царь увлечен твоими кудрями (Песн 7:5). «Я ухватилась за него, — говорит возлюбленная, — и не отпустила его» (Песн 3:4). Ангел объясняет причину своего ухода: ибо взошла заря; поэтому он больше не будет задерживать Иакова, у которого еще много дел, дальняя дорога и семья, нуждающаяся в его присутствии в этот критический момент, о которой надо позаботиться. Заметьте: все хорошо в свое время; даже религиозное служение и утешение от общения с Богом иногда должны уступать место решению наших насущных жизненных дел: Бог хочет милости, а не жертвы.
4. Иаков настаивает, проявляя благочестивую назойливость: не отпущу Тебя, пока не благословишь меня; что бы ни произошло в пути с его семьей, он полон решимости воспользоваться случаем и не упустить возможные преимущества этой победы. Он не был намерен впустую бороться всю ночь, но в смирении решил получить благословение, и скорее согласится, чтобы все кости были вывихнуты из сустава, чем уйдет без него. Честь победы не доставит ему никакой радости без утешения от благословения. Вымаливая его, он признает свое низкое положение, хотя внешне кажется, что он побеждает в борьбе, потому что меньший благословляется большим. Заметьте, что тот, кто стремится получить Христовы благословения, должен проявлять настойчивость и упорство, подобно тем, кто решил не иметь отказа ни в чем. Усиленная молитва является эффективной.
5. Изменив его имя, Ангел запечатляет его неизменным знаком славы и чести (ст. 27−28). «Ты храбрый борец, — отмечает ангел, — человек героической решительности; как тебя зовут?» — «Иаков, — отвечает он, — тот, кто вводит в заблуждение». — «Ну что ж, — говорит ангел, — ты больше не будешь так называться, впредь ты будешь известен не ловким и искусным управлением, а благодаря своей отваге получишь имя Израиль, царствующий с Богом. Это имя значительнее имени любого из самых известных людей на земле». Он действительно князь, если царствует с Богом, а могущественные и доблестные в молитве действительно являются израильтянами. Иаков здесь выступает в роли доблестного воина на поле сражения; он получает славное имя от Того, кто является источником славы и чести, которая пребудет ради Его имени во веки веков. Но это еще не все. Имея силу с Богом, он будет также обладать силой в общении с людьми. Добившись благословений небесных, он, вне сомнения, добьется благосклонности Исава. Заметьте: кто бы ни был нашим врагом, если мы сумеем подружиться с Богом, то обязательно преуспеем, проявляя через веру силу Божью здесь, на земле, по мере необходимости.
6. Он отпускает его с благословением (ст. 29). Иаков пытается узнать имя ангела, чтобы, по возможности, воздать ему честь (Суд 13:17). Однако в этом ему было отказано, чтобы Иаков не возгордился своей победой и не думал, что он смог бы обязать ангела сделать то, что ему хотелось. Отнюдь нет. «На что ты спрашиваешь о имени Моем? Что доброго оно принесет тебе, если будешь знать его?» Эта истина оставалась тайной до смертного одра Иакова, где ему было открыто, что имя его Shiloh — Примиритель. Однако вместо того, чтобы открыть ему свое имя, ангел благословляет его, ради чего он, в принципе, и боролся — и благословил его там. Это было повторение и утверждение данного ранее благословения. Заметьте, что духовные благословения, которые гарантируют наше блаженство, намного лучше и желаннее, чем прекрасные понятия, лишь удовлетворяющие наше любопытство. Выгода от ангельского благословения важнее, чем знание его имени. Дерево жизни намного превосходит дерево познания. Таким образом Иаков достиг своего: он получил благословение, за которое боролся, и имел полученное ранее благословение; с того времени ни один из его молитвенных потомков не искал напрасно. Видите, каким чудесным образом Бог снисходит, чтобы поощрить и вознаградить настойчивые молитвы. Те, кто решителен в молитве и доверяет Богу во всем, даже будучи под угрозой смерти, в конечном счете оказываются более чем победителями.
7. Иаков дал новое название этому месту: он назвал его Пенуэл, лицо Бога (ст. 30), потому что там Бог явился ему и он обрел Его благоволение. Заметьте, что название, которое он дает этому месту, сохраняет память не о почитании его мужества или достигнутой победы, но воздает славу лишь свободной Божьей благодати. Он не говорит: «На этом месте я боролся с Богом и превозмог», а иначе: «На этом месте я видел Бога лицом к лицу и моя жизнь была сохранена». Он не хвастался: «Благодаря себе я вышел победителем из этой ситуации», но: «Благодаря милости Божьей моя жизнь была спасена». Отметьте, что тем, кого Бог почитает, приличествует скромно относиться к себе и с восторгом — к проявлениям свободной Божьей благодати. Так поступил Давид, когда Бог послал ему милостивое послание (2Цар 7:18), спросив: «кто я, Господи?» В своих костях Иаков носил память об этом: «Хромал он на бедро свое» (ст. 31). Некоторые полагают, что он продолжал хромать до конца своих дней. И если так, то у Иакова не было причин жаловаться, потому что слава и утешение, приобретенные в борьбе, в преизбытке компенсировали ему урон, хотя и пришлось ему сойти в могилу прихрамывающим. Он не почитал позором носить язвы Господа Иисуса на теле своем (Гал 6:17). Возможно, это увечье, подобно жалу во плоти для Павла, помогло ему не превозноситься множеством откровений. Обращается внимание на восход солнца, когда он переходил через Пенуэл, потому что в душе, которая имеет общение с Богом, восходит солнце. Вдохновенный автор упоминает о традиции, которую соблюдали потомки Иакова в память об этом событии: никогда не употреблять в пищу сухожилия или мышцы какого-либо животного, посредством которых скрепляется тазовая кость. Так они сохранили память об этом событии и об Иакове для своих детей. Мы также можем иметь назидание от этой истории, осознавая милость Божью и свои обязанности перед Иисусом Христом, чтобы поддерживать наше общение с Богом в вере, надежде и любви, не рискуя жизнью или суставом.
толкование Мэтью Генри на Бытие, 32 глава