Эта глава включает статьи договора, заключенного между великим Иеговой, Отцом милости, с одной стороны, и благочестивым Аврамом, отцом верующих, с другой. Аврам был назван «другом Бога» не только потому, что исполнял Его намерения, а потому что был с Ним в завете; обе эти тайны были с ним. Этот завет упоминается в Книге Бытие 15:18, а здесь он изложен детально и составлен в виде договора, чтобы Аврам мог получить твердое утешение. Эта глава описывает (I) обстоятельства, время и образ действий, при которых был составлен завет (ст. 1); внутренний настрой и поведение Аврама (ст. 3).
(II) Сам завет. В общих рамках (ст. 1) и далее в частных примерах.
(1) Он будет отцом множества народов (ст. 4−6), и в доказательство этого его имя изменится (ст. 5).
(2) Господь будет Богом его и его потомства, даст им во владение землю Ханаанскую (ст. 7−8). Печатью этой части завета стало обрезание (ст. 9−14).
(3) У него будет сын от Сары, и в доказательство этого ее имя изменится (ст. 15−16). Аврам получил такое обетование (ст. 17). На его вопрос об Измаиле (ст. 18) также был дан подробный удовлетворительный ответ (ст. 19−22).
(III) Обрезание Аврама и его семьи в соответствии с Божьим повелением (ст. 23 и далее).
Стихи 1−3. Здесь описывается:
I. Время, когда Бог нанес Авраму милостивый визит: «Аврам был девяноста девяти лет», прошло тринадцать лет с момента рождения Измаила.
1. Похоже, что на протяжении такого длительного периода необычные явления Бога Авраму были прекращены, и все общение с Богом обычно сводилось к постановлениям и провидениям. Отметьте: существуют особые утешения, которые нельзя причислить к хлебу насущному, получаемому наилучшими святыми, и они благословляются ими время от времени. По эту сторону небес они имеют подходящую пищу, но не постоянное пиршество.
2. На протяжении этого долгого времени исполнение обетования об Исааке откладывалось, (1) возможно, чтобы наказать Аврама за чрезмерно торопливую женитьбу на Агари. Отметьте: утешения, приход которых мы ускоряем греховными методами, справедливо откладываются.
(2) Чтобы престарелые Аврам и Сара благодаря Божьей силе в этом вопросе были еще больше возвеличены, а их вера еще раз подверглась испытанию (см. Втор 32:36; Ин 11:6,15).
(3) Чтобы ребенок, которого так долго ждали, был Исааком, сыном обетования (Ис 54:1).
II. Каким образом Бог заключил с ним завет: Господь явился Авраму в shechinah, в виде некоего мгновенного видимого славного присутствия Бога рядом с ним. Отметьте: Бог вначале является нам и дает возможность видеть Его верой, а затем заключает с нами завет.
III. Реакция Аврама в данном случае: «И пал Аврам на лицо свое, когда Бог продолжал говорить с ним» (ст. 3), (1) как человек, поверженный сиянием божественной славы, который не может вынести ее вида, хотя и видел ее несколько раз ранее. Даниил и Иоанн поступили так же, хотя тоже были знакомы с видениями Всевышнего (Дан 8:17; Дан 10:9,15; Откр 1:17). Или (2) как человек, стыдящийся себя, покрывшийся румянцем при мысли о том, какая честь оказана ему, недостойному. Он смотрит на себя со смирением, а на Бога — с благоговением, и в подтверждение этих чувств он пал на лицо свое, выразив свое восхищение. Отметьте:
[1] Бог милостиво снисходит, чтобы поговорить с теми, с кем заключил завет и имеет общение. Он разговаривает с ними через Свое слово (Притч 6:22) и Свой Дух (Ин 14:26). Эта честь — всем святым.
[2] Тот, кто допущен к общению с Богом, является и должен быть очень смиренным и почтительным, приближаясь к Нему. Если мы говорим, что имеем с Ним общение, и близость порождает пренебрежение, тогда мы обманываем себя.
[3] Тот, кто хочет получить утешение от Бога, должен побудить себя воздать Богу славу и поклониться у подножия Его престола.
IV. Общая цель и краткое изложение завета изложены как основание, на котором зиждутся все остальные; он представляет собой не что иное, как завет благодати, заключенный со всеми верующими в Иисусе Христе (ст. 1). Здесь обратите внимание:
1. Каким может быть Бог по отношению к нам: «Я Бог всемогущий». Чтобы явиться Авраму, Он выбрал для себя это имя, а не имя Иегова (Исх 6:3). Он использовал его, явившись к Иакову (Быт 28:3; Быт 43:14; Быт 48:3). Именно это имя Бога чаще всего упоминается в Книге Иова, по крайней мере, в размышлениях этой книги. После Моисея чаще используется имя Иегова, а это — Эль-Шаддай — крайне редко. Оно говорит о всемогуществе Бога, то ли (1) как мстителя, который разрушает (читают некоторые); и они думают, что Бог взял это имя в честь истребления старого мира. Это мнение поддержано Исаией (Ис 13:6) и Иоилем (Иоиль 1:15). Или (2) как вседостаточного Даятеля. Он — Бог, имеющий достаточно; или, как говорит старый английский перевод с чрезвычайной значимостью: «Я Бог вседостаточный». Отметьте: Бог, с которым мы имеем дело, — Бог, имеющий достаточно.
[1] Он достаточен в самом себе; Он — самодостаточен; Он имеет все и ни в чем не нуждается.
[2] Он достаточен для нас, если мы состоим в завете с Ним; в Нем мы имеем все, и в Нем мы имеем достаточно, чтобы удовлетворить наши самые большие желания, достаточно, чтобы восполнить отсутствие любой вещи и сохранить наши бессмертные души (см. Пс 15:5−6; Пс 72:25).
2. Чего Бог требует от нас по отношению к Нему. Этот завет взаимный: «Ходи предо Мною и будь непорочен», то есть будь искренним и честным, ибо здесь завет благодати вводит в устав, что искренность — это наше евангельское совершенство. Обратите внимание, (1) что быть религиозным означает ходить пред Богом в чистоте. Это значит — всегда иметь Бога перед собой, думать, говорить и действовать всегда как тот, кто находится под Его взглядом. Это значит — постоянно относиться к Его слову, как к нашему правилу, а к Его славе, как к цели всех наших действий; постоянно пребывать в страхе Божьем. Это означает — быть внутренне с Богом во всех действиях религиозного поклонения, так как именно в них мы ходим пред лицом Божьим (1Цар 2:30), и быть полностью посвященным Ему на протяжении всей святой жизни. Я не знаю другой религии, кроме искренности.
(2) Что честное хождение с Богом является условием нашего участия в Его вседостаточности. Если мы пренебрегаем Им или притворяемся перед Ним, то лишаемся выгоды и утешения от нашего родства с Ним.
(3) Постоянная оценка вседостаточности Бога окажет большое влияние на наше честное хождение пред Ним.
Стихи 4−6. Эти стихи торжественно представляют нам обетование: «Я… а что касается Меня… — говорит великий Бог, — вот, смотрите и восхищайтесь им, смотрите и будьте уверены в нем, Мой завет с тобою», как и раньше (ст. 2): «Я поставлю завет Мой». Отметьте: завет благодати — это завет, составленный самим Богом; Он славится им, говоря «Я», а значит можем хвалиться и мы. В этих стихах звучит:
I. Обетование, данное Аврааму в том, что он будет отцом множества народов, то есть (1) его потомки по плоти будут очень многочисленными — и Исаак, и Измаил, и сыновья Хеттуры. Несомненно, что-то необычное включено в это обетование, и мы можем предположить, что события прояснят этот вопрос и покажут, что от Авраама сынов человеческих произошло больше, чем от любого другого человека, находящегося на равном временном расстоянии от Ноя — общего корня.
(2) Что всех верующих во все века будут воспринимать как его духовных потомков, и его самого будут называть не только другом Бога, но и отцом верующих. В этом смысле апостол направляет нас понять это обетование (Рим 4:16−17). Он является отцом тех в каждом народе, кто верой вступил в завет с Богом и (как выражаются еврейские писатели) собран под крыльями божественного Величия.
II. В подтверждение завета его имя было изменено. Теперь он был не Аврамом — отцом великим, а Авраамом — отцом множества. Это должно было (1) облечь его славой. Об этом говорится как о славе Церкви, о том, что назовут ее новым именем, которое нарекут уста Господа (Ис 62:2). Владыки выделяют своих фаворитов, давая им новые титулы; таким же образом был выделен Авраам Тем, кто является источником славы. Все верующие имеют новое имя (Откр 2:17). Не которые считают, что новое имя Авраама добавило ему славы тем, что к нему была добавлена буква от имени Иеговы, как и бесчестием для Иехонии было то, что его имя лишилось первого слога, который являлся первым слогом священного имени (Иер 22:28). Верующие названы именем Христа (Еф 3:15).
(2) Ободрить и укрепить веру Авраама. Пока он был бездетным, возможно, даже само его имя иногда было поводом для скорби: почему он должен был называться великим отцом, когда не был отцом вообще? Но сейчас, когда Бог пообещал ему многочисленное потомство и дал соответствующее имя, имеющее особое значение, это имя стало его радостью. Отметьте: Бог называет несуществующее как существующее, как выразил свои наблюдения апостол (Рим 4:17). Он назвал Авраама отцом множества народов, так как тот должен был стать таковым в должное время, хотя в настоящее время у него был лишь один ребенок.
Стихи 7−14. В этих стихах представлено:
I. Продолжение завета, что подразумевает следующее:
(1) Завет был заключен; его нельзя было изменить или отменить. Он был учрежден, ратифицирован и сделан таким твердым, каким лишь божественная сила и истина могли сделать его.
(2) Он передавался по праву. Этот завет был заключен не только с Авраамом (тогда вместе с ним умер бы и завет), но и с его потомками; не только с плотскими, но и с духовными потомками.
(3) Этот завет был вечным в евангельском смысле и по своему значению. Завет благодати вечен. Он был вечен в своем замысле и по своим последствиям; его внешняя исполнительная власть передается вместе с печатью потомкам верующих, а внутреннее управление с помощью Духа — потомкам Христа во всякое время.
II. Содержание завета. Это завет обетований — великих и ценных обетований. Вот два безусловно вседостаточных обетования:
(1) Что Бог будет их Богом (ст. 7−8). В нем обобщены все привилегии завета, все его радости и надежды. Чтобы быть счастливым человеку не нужно желать большего. Каким Бог является по Своим качествам, таким Он будет для Своего народа: Его мудрость будет принадлежать им, чтобы вести и советовать, Его сила будет принадлежать им, чтобы защищать и поддерживать их, Его милость будет принадлежать им, чтобы восполнять их нужды и утешать их. То, чего верные поклонники могут ожидать от Бога, которому они служат, верующие обретут в Боге, как в своем Боге. Этого достаточно, но это еще не все.
(2) Ханаан будет их вечным владением (ст. 8). Бог и раньше обещал эту землю Аврааму и его потомству (Быт 15:18). Но сейчас, когда она обещана в вечное владение, безусловно, на нее нужно смотреть как на прообраз небесного блаженства — тот вечный покой, который остается для народа Божьего (Евр 4:9). Это та лучшая страна, на которую взирал Авраам, и акт ее дарения в огромной степени и полном объеме соответствовал обетованию о том, что Бог будет их Богом. Поэтому если бы Бог не предназначил и не приготовил ее, то Ему, возможно, было бы стыдно называть себя их Богом (Евр 11:16). Как Ханаан был гарантирован потомкам Авраама по плоти, так и небеса гарантированы его духовным потомкам по завету для истинного вечного владения. Предложение об этой вечной жизни содержится в слове и подтверждается причастиями для всех, кто находится под внешним руководством завета; залог его дан всем верующим (Еф 1:14). Ханаан здесь назван землей, в которой Авраам был пришельцем; а небесный Ханаан — страной, в которой все мы пришельцы, ибо еще не открылось, чем мы будем.
III. Знак завета — обрезание, на основании чего завет назван заветом обрезания (Деян 7:8). Здесь говорится, что это тот завет, который должны хранить Авраам и его потомки как копию или дубликат (ст. 9−10). Обрезание названо знаком и печатью (Рим 4:11), ибо это было (1) подтверждением Аврааму и его потомкам обетований, которые были Божьей частью завета, убеждающей в том, что при исполнении их в должное время Ханаан будет принадлежать им; а продолжение исполнения обетования, после того, как Ханаан будет принадлежать им, подразумевает, что эти обетования взирают дальше — на небесный Ханаан, который они должны продолжать ожидать (см. Евр 4:8).
(2) Обязанностью для Авраама и его потомков. Соблюдение этого долга было их частью завета; они должны были не только принять, согласиться с ним и отложить порочность плоти (что непосредственно и с самого начала символизировалось обрезанием), но и в общем соблюдать все Божьи заповеди, о которых в дальнейшем в любое время они будут извещены, ибо обрезание сделало людей обязанными исполнить весь закон (Гал 5:3). Те, кто хочет иметь Господа своим Богом, должны согласиться и принять решение стать Его народом. Далее:
[1] Обрезание было кровавым постановлением, ибо по закону все очищалось кровью (Евр 9:22, см. Исх 24:8). Но после пролития Крови Христа все кровавые постановления были отменены, поэтому обрезание уступило свое место крещению.
[2] Это постановление особо касалось мужчин, так как муж — глава жены, хотя женщины также были включены в завет. В нашем царстве клятва на верность требуется только от мужчин. Некоторые считают, что при обрезании должна была пролиться лишь кровь мужчин, принимая во внимание Иисуса Христа и Его Кровь.
[3] Нужно было обрезать крайнюю плоть, так как грех распространяется обычным поколением, а нужно было взирать на обетованное семя, которое должно произойти из чресл Авраама. Пока Христос не предложил себя за нас, Бог решил, что человек должен вступить в завет, принеся некую часть своего тела, и никакой другой орган не пострадал бы менее значительно от обрезания. Это сокрытая часть тела, так как истинное обрезание совершается внутри; и именно этой менее благовидной части Бог оказал эту честь (1Кор 12:23−24).
[4] Это постановление должно совершаться, когда ребенку исполнится восемь дней, но не ранее, чтобы он мог накопить какую-то силу, вытерпеть боль и чтобы по крайней мере одна суббота прошла между этими событиями.
[5] Дети иноплеменников, принадлежавшие хозяину семьи, тоже должны быть обрезаны (ст. 12−13), что было милостью, оказанной язычникам, которые в должное время верой будут приведены в семью Авраама (см. Гал 3:14).
[6] Религиозное соблюдение этого постановления требовалось под страхом очень сурового наказания (ст. 14). Пренебрежение обрезанием свидетельствовало о пренебрежении к завету; если родители не обрезали своих детей, то тем самым подвергали себя риску, как в случае с Моисеем (Исх 4:24−25). Если тот, кто не был обрезан в младенчестве, не исполнял это повеление, став взрослым, то Бог, несомненно, наказывал за это. Если они не обрезали крайнюю плоть от своей плоти, то Бог отрезал их от Своего народа. Очень опасно недооценивать божественные постановления и жить, пренебрегая ими.
Стихи 15−22. В этих стихах:
I. Аврааму дается обетование о сыне, рожденном Сарой, о сыне, в котором исполнится обетование о том, что он будет отцом множества народов. Сара также будет благословлена, и произойдут от нее народы, и цари народов произойдут от нее (ст. 16). Отметьте:
(1) Бог постепенно открывает Свои цели и благую волю Своему народу. Он намного раньше говорил Аврааму, что тот будет иметь сына, но до сих пор Он никогда не говорил, что это будет сын от Сары.
(2) Благословения Господни делают плодовитыми и никогда не несут с собой печали такой, как в случае с Агарью. «Я благословлю ее плодовитостью, и тогда ты получишь от нее сына».
(3) Цивилизованное правление и порядок являются великим благословением для Церкви. Обетование говорит, что не только народы, но и цари народов произойдут от нее, то есть это будет не лишенный руководства корень, а хорошо смоделированное и хорошо управляемое общество.
II. Подтверждением данного обетования послужило изменение имени Сара на Сарра (ст. 15), к ее имени была добавлена та же буква, что и к имени Авраама, и по тому же поводу. Имя Сара обозначало «госпожа моя», словно ее слава была ограничена одной семьей, а Сарра означает «госпожа многих», подразумевая, что от нее должен произойти Мессия, Владыка и Царь царей земных.
III. Авраам с радостью и благодарностью принимает это милостивое обетование (ст. 17). По этому поводу он выражает (1) великое смирение: пал Авраам на лицо свое. Чем больше чести и благоволения Бог нам оказывает, тем ниже мы должны быть в собственных глазах, тем более благоговейными и покорными мы должны быть перед Богом.
(2) Великую радость: он рассмеялся. Это был смех восхищения, а не неверия. Отметьте: обетования святого Бога, как и их исполнение, доставляют радость святым душам. Существует радость веры, как и радость осуществления обетования. Теперь Авраам обрадовался, что сможет увидеть Христов день. Он увидел и возрадовался (Ин 8:56), ибо как он увидел небеса в обетовании о Ханаане, так увидел Христа в обетовании об Исааке.
(3) Великое восхищение: «Неужели от столетнего будет сын?» Здесь он не говорит об этом с сомнением (ибо мы уверены, что он не поколебался в обетовании, Рим 4:20), а как о чуде, которое могло быть совершено лишь всемогущей силой Бога, как о великой милости и благоволении, которое особо поражало и обязывало — так было чрезмерно удивительно (Пс 125:1−2).
IV. Молитва Авраама об Измаиле: «О, хотя бы Измаил был жив пред лицем Твоим!» (ст. 18). Этими словами он не выражает свое желание, чтобы Измаилу было оказано предпочтение перед сыном, который должен родиться от Сарры, а опасение, чтобы тот не был оставлен Богом. От его имени он обращается к Богу с просьбой. Сейчас, когда Бог разговаривает с ним, Авраам считает очень хорошей возможностью замолвить словечко об Измаиле, и он не позволит, чтобы оно ускользнуло. Отметьте:
(1) Хотя мы не должны предписывать Богу, что делать, в то же время Он позволяет в молитве смиренно обратиться к Нему с просьбами (Флп 4:6). Мы должны рассказывать Богу в молитве обо всем, что является сутью нашего беспокойства и страха.
(2) Обязанность родителей — молиться о своих детях, обо всех своих детях, как это делал Иов, приносивший всесожжения по числу всех их (Иов 1:5). Авраам не считал, что после того, как Бог пообещал ему сына от Сарры, которого он так сильно желал, он может забыть о сыне Агари. Нет, он продолжает носить его в своем сердце и проявляет заботу о нем. Перспектива будущих благоволений не должна делать нас забывчивыми относительно прежних.
(3) Для наших детей больше всего мы должны желать, чтобы они жили пред Его лицом, то есть, чтобы они вступили с Ним в завет и имели благодать ходить перед Ним непорочно. Духовные благословения являются наилучшими, и именно о них мы должны больше всего ревновать перед Богом, прося их для себя и других. Тот живет хорошо, кто живет перед Богом.
V. Ответ Бога на его молитву. Это положительный ответ. Авраам не может сказать, что напрасно искал лица Божьего.
1. Обычные благословения гарантированы Измаилу (ст. 20): «И о Измаиле, о котором ты так много беспокоишься, Я услышал тебя. Благодаря тебе он обретет благоволение, Я благословлю его, то есть у Меня в запасе есть много благословений для него».
(1) Его потомство будет многочисленным: «…весьма размножу его, больше, чем соседей». Это плод благословения (Быт 1:28).
(2) Его потомство будет значительным: «Двенадцать князей родятся от него». Мы можем доброжелательно надеяться, что ему также были дарованы духовные благословения, хотя видимая Церковь не была произведена из его чресл, а завет не нашел пристанища в его семье. Отметьте: великое множество внешних благ дается детям благочестивых родителей, рожденным по плоти, благодаря их родителям.
2. Заветные благословения предназначены для Исаака и сохранены для него (ст. 19,21). Если Авраам в своей молитве об Измаиле желал, чтобы завет был заключен с ним и обетованное потомство произошло от него, то Бог не ответил ему буквально, но благословил в равной степени, более того, намного щедрее.
(1) Бог повторяет ему обетование о сыне от Сарры: «…Сарра, жена твоя, родит тебе сына». Отметьте: даже истинные верующие нуждаются в том, чтобы обетования удваивались и повторялись для них, чтобы они могли иметь твердое утешение (Евр 6:18).
(2) Он дает имя ребенку — называет его Исаак, «он засмеется», так как Авраам возрадовался в духе, когда ему был обещан этот сын. Отметьте: если Божьи обетования будут вызывать в нас радость, то Его обещанные милости в свое время вызовут в нас чрезмерную радость. Христос будет радоваться, видя тех, кто ищет Его; тот, кто сейчас радуется в надежде, вскоре возрадуется, обретя то, на что надеялся, а его смех не будет безумством.
(3) Этому ребенку он передаст завет по праву: «Завет Мой поставлю с Исааком». Отметьте: Бог вступает в завет с тем, с кем Ему угодно, в соответствии с желанием Своей воли (см. Рим 9:8,18). Так был утвержден завет между Богом и Авраамом с некоторыми ограничениями и оговорками, а затем встреча была закончена, и Бог перестал говорить с Авраамом, а видение исчезло. Бог восшел от него. Отметьте: наше общение с Богом прерывается, но на небесах это будет постоянное и вечное торжество.
Стихи 23−27. Эти стихи описывают послушание Авраама закону обрезания. Он сам и вся его семья были обрезаны; таким образом они получили знак завета и особенность, отличавшую их от других семей, которые в нем не имели ни части, ни жребия.
1. Это было безоговорочное послушание. Он сделал, как сказал ему Бог, не спрашивая, почему и для чего. Воля Божья была для него не только законом, но и основанием; он сделал так потому, что Бог сказал ему.
2. Это было быстрое послушание — в тот самый день (ст. 23,26). Истинное послушание не откладывает (Пс 118:60). Пока повеление все еще звучит в наших ушах и чувство долга свежо, очень хорошо сразу же исполнить его, чтобы мы не обманывали себя, откладывая его до более подходящего времени.
3. Это было всеобщее послушание. Авраам обрезал не только всю семью, но и себя, тем самым подав пример. Он не утешался печатью завета в одиночестве, а захотел, чтобы вся его семья разделила с ним это утешение. Это хороший пример для глав семей: они и их семьи должны служить Господу. Хотя завет Бога не был учрежден с Измаилом, но и он был обрезан, ибо дети верующих родителей, какими бы они ни оказались позже, имеют право обладать привилегиями видимой Церкви и иметь печати завета. Измаил был благословлен и поэтому обрезан.
4. Авраам сделал это, хотя многие могли возражать. Хотя обрезание было болезненным, хотя для взрослых мужчин это было позорно, хотя, пока они были в болезни и негодны для действий, враги могли воспользоваться этим преимуществом, как поступили Симеон и Левий с поколением Сихемовым, хотя Аврааму было девяносто девять лет и он давно уже был оправдан и принят Богом, хотя странный религиозный обряд мог вызвать порицание со стороны хананеев и фаризеев, живших в той земле, — тем не менее ответ на эти и тысячи других подобных возражений заключался в том, что это была Божья заповедь. То, что Бог повелел, должно быть исполнено, и мы не должны советоваться с плотью и кровью.
толкование Мэтью Генри на Бытие, 17 глава