Библия тека

Собрание переводов Библии, толкований, комментариев, словарей.


Бытие | 13 глава

Толкование Мэтью Генри


Эта глава также посвящена Авраму и в общем описывает:

(I) Условия проживания и образ его жизни в земле обетованной, которая в то время была землей его странствий:

(1) Его переезды (ст. 1,3−4,18).

(2) Его богатство (ст. 2).

(3) Его набожность (ст. 4,8).

(II) Более детально описана ссора, произошедшая между ним и Лотом:

(1) Неудачный повод для их соперничества (ст. 5−6).

(2) Стороны, принявшие участие в раздоре и раздувшие его (ст. 7).

(III) Улаживание ссоры благодаря благоразумию Аврама (ст. 8−9).

(IV) Отделение Лота от Аврама и поселение в долине Содомской (ст. 10−13).

(V) Явление Бога Авраму для подтверждения обетования о переданной ему земле Ханаанской (ст. 14 и далее).

Стихи 1−4. Эти стихи описывают:

I. Возвращение Аврама из Египта (ст. 1). Он вернулся вместе со всеми обратно в Ханаан. Отметьте: хотя иногда возникает необходимость отправиться в места искушения, но мы должны торопиться покинуть их как можно быстрее (см. Руфь 1:6).

II. Его богатство: «Был Аврам очень богат» (ст. 2). Он много весил (обозначает еврейское слово), ибо богатство — это бремя, и тот, кто стремится быть богатым, лишь обременяет себя залогами (Авв 2:6). Человек обременяет себя заботами, чтобы накопить его, боится потерять его, испытывает искушения использовать его, вину, неправильно используя его, печаль при потере его, а в самом конце обязан дать о нем отчет. Большое богатство делает человека обремененным и громоздким. Аврам был не только богат верой, добрыми делами и обетованиями, но был богат скотом, и серебром, и золотом. Отметьте:

(1) Бог Своим провидением иногда делает хороших людей богатыми и учит их жить не только в нужде, но и в изобилии.

(2) Богатство благочестивых людей является плодом Божьего благословения. Бог сказал Авраму: «Благословлю тебя» — и это благословение сделало его богатым; такое богатство печали с собою не приносит (Притч 10:22).

(3) Истинное благочестие будет очень хорошо сосуществовать с великим процветанием. Хотя богатому трудно войти в Царство Небесное, но возможно (Мк 10:23−24). Аврам был очень богатым, но в то же время очень религиозным. Более того, как благочестие идет рука об руку с внешним процветанием (1Тим 4:8), так и внешнее процветание, если им правильно распоряжаться, является украшением для благочестия и дает возможность совершать больше добра.

III. Его переезд в Вефиль (ст. 3−4). Сюда Аврам отправился не только потому, что раньше у него там стояла палатка и он желал встретиться со старыми знакомыми, а потому, что раньше он там построил жертвенник. И хотя тот был разрушен (возможно, он сам снес его, покидая эти места, чтобы он не был осквернен идолопоклонниками Ханаана), в то же время он пришел до места жертвенника, то ли для того, чтобы оживить в памяти приятное общение с Богом, имевшее там место, то ли для того, чтобы исполнить обеты, данные Господу, когда решил отправиться в Египет. Намного позже Бог послал Иакова в то же место с тем же поручением: «Встань, пойди в Вефиль, где ты дал Мне обет» (Быт 35:1). Мы нуждаемся в напоминании и должны использовать все случаи, чтобы напоминать себе о данных торжественных обетах; и, возможно, место, где они были даны, может освежить их в памяти, поэтому его полезно посещать.

IV. Его набожность. Его жертвенник был разрушен, поэтому он не мог принести жертву, но он призвал имя Господа, как делал раньше (Быт 12:8). Отметьте:

(1) Весь Божий народ — молящийся народ. Вы с таким же успехом найдете живого человека без дыхания, как и живого христианина без молитвы.

(2) Тот, кто хочет, чтобы Бог нашел его правым, должен быть постоянным в совершении религиозных служений. Находясь в Египте, Аврам не оставил свою религию, как многие делают во время путешествий.

(3) Когда мы не можем делать то, что обязаны, то должны стараться исполнять те действия религиозного поклонения, которые можем. Если у нас нет жертвенника, то мы можем помолиться; и где бы мы ни находились, можем призвать имя Господне.

Стихи 5−9. Эти стихи описывают неуместную ссору между Аврамом и Лотом, которые до того момента были неразлучными попутчиками (см. ст. 1, Быт 12:4), но сейчас разделились.

I. Поводом для ссоры послужило их богатство. Мы читаем (ст. 2), как богат был Аврам, а здесь (ст. 5) рассказывается, что Лот, который ходил с Аврамом, тоже был богат. Бог благословил его богатством, так как он ходил с Аврамом. Отметьте:

(1) Хорошо быть в благочестивой компании и ходить с теми, с кем Бог (Зах 8:23).

(2) Тот, кто разделяет с народом Божьим его послушание и страдания, разделит с ним его радость и утешение (Ис 66:10). Так как они оба были очень богаты, то непоместительна была земля для них, чтобы жить вместе в мире и утешении. Поэтому их богатство можно рассматривать:

[1] Как причину их отдаления друг от друга. Так как место для проживания было слишком ограничено и для их стад не было достаточно пастбищ, возникла необходимость им жить порознь. Отметьте: любое утешение этого мира сопровождается страданием. Бизнес — это утешение, но он несет в себе неудобства, так как часто не позволяет нам быть в обществе любимых столько времени, сколько нам хочется.

[2] Как причину, вызвавшую конфликт между ними. Отметьте: богатство часто становится поводом для раздора и разногласий между родственниками и соседями. Оно является одной из многих безрассудных и вредных похотей, в которую впадают желающие обогащаться (1Тим 6:9). Богатство не только дает повод для раздора и является чаще всего причиной ссоры, но и пробуждает дух соперничества, делая людей гордыми и алчными. Meum and tuum — мое и твое — вот самые великие возбудители гнева в мире. Бедность и трудности, нужда и блуждания не могли разделить Аврама и Лота, а богатство сделало это. Друзья быстро теряются, а Бог является тем другом, от чьей любви нас не отделит ни высота процветания, ни глубина бедствия.

II. Непосредственными инструментами ссоры были слуги. Спор начался между пастухами скота Аврамова и между пастухами скота Лотова (ст. 7). Возможно, они спорили, кому принадлежит лучшая пажить или лучшая вода, и обе стороны при этом отстаивали интересы своих хозяев. Отметьте: плохие слуги часто приносят много зла в семьи своей гордостью и вспышкой гнева, лживой клеветой и сплетнями. Слуги поступают нечестиво и совершают плохую службу, ссоря родственников и соседей, сея раздор. Поступающий так является слугой дьявола и наихудшим врагом своего хозяина.

III. Усугубляло ссору то, что Хананеи и Ферезеи жили тогда в той земле. Это делало ссору (1) очень опасной. Если Аврам и Лот не могли договориться, чтобы их стада паслись вместе, то их общий враг мог напасть на них и разорить обоих. Отметьте: разделение семей и церквей часто приводит к их разрушению.

(2) Очень позорной. Несомненно, что глаза всех соседей были направлены на них в основном из-за своеобразия их религии и необычного освящения, которое они исповедовали. Этот раздор был бы замечен, и хананеи с ферезеями, к их бесчестью, вскоре воспользовались бы этим. Заметьте: ссоры верующих являются позором для религии и дают повод врагам Господа для богохульства.

IV. Конфликт был улажен очень благоприятно. Лучше сохранить мир, чем его разрушить. Следующий шаг: если ссора все-таки произошла, то поспешите уладить ее и погасить разгоревшийся огонь. Усилие для улаживания этой ссоры было сделано со стороны Аврама, хотя он был старшим и занимал главенствующее положение (ст. 8).

1. Его просьба о мире была очень нежной: «…да не будет раздора между мною и тобою, я прошу тебя». Аврам демонстрирует себя мужем (1) невозмутимого духа, который умеет сдерживать свои страсти и знает, как отвратить гнев мягким ответом. Тот, кто хочет сохранить мир, не должен отвечать бранью на брань.

(2) Снисходительного духа: ради мира он был согласен просить даже низшего по званию и первым предложить примирение. Завоеватели считают своей славой — даровать мир силой; и не менее благородно даровать мир кротостью мудрости. Отметьте: народ Божий всегда должен демонстрировать свое миролюбие; за что бы ни боролись другие — они должны быть за мир.

2. Его просьба о мире была очень убедительной.

(1) «Да не будет раздора между мною и тобою. Пусть Хананеи и Ферезеи спорят о пустяках, но мы не должны ссориться, ибо знаем лучшие истины и ожидаем лучшей страны». Отметьте: верующие больше всех остальных должны стараться избегать ссор. Но вы не так (Лк 22:26). Мы не имеем такого обычая (1Кор 11:16). «Да не будет раздора между мною и тобою; мы так долго жили вместе и любили друг друга». Отметьте: воспоминания о прежней дружбе должны быстро положить конец новым ссорам, которые время от времени происходят.

(2) Давайте помнить, что мы родственники, братья (англ. пер.), что мы мужи братья (евр.) — двойной аргумент.

[1] Мы — мужи; являясь мужами — смертными творениями — мы можем завтра умереть, и мы должны заботиться, чтобы умереть в мире. Мы — разумные творения и должны управляться разумом. Мы — люди, а не животные, мужи, а не дети; мы — общительные творения, так давайте такими быть до конца.

[2] Мы — братья, мужи той же природы, одного родства и семьи, одной религии; мы партнеры по послушанию и терпимости. Отметьте: размышление о наших взаимоотношениях друг с другом, как братьев, должно всегда усмирять наши страсти и либо предотвращать, либо прекращать раздоры. Братья должны любить друг друга, как братья.

3. Его предложение мира было очень справедливым. Многие, называющие себя миротворцами, ничего не делают в этом плане, но Аврам своим поступком доказал, что он является действительным миротворцем, предложив замечательный выход для сохранения мира: «Не вся ли земля пред тобою?» (ст. 9). Кажется, тем самым он хотел сказать: «Зачем нам ссориться из-за земли, раз вокруг земли достаточно для обоих?»

(1) Он приходит к выводу, что им нужно разделиться, и очень желательно, чтобы они расстались друзьями: «Отделись же от меня, прошу тебя». Каких более любящих слов можно было ожидать? Он не выгоняет и не вынуждает его уйти, а советует отделиться. Он не вынуждает его уйти, а смиренно желает ему отделиться. Отметьте: тот, кто имеет власть повелевать, иногда из любви и ради сохранения мира должен просить; мы также должны просить друг друга о примирении (2Кор 5:20).

(2) Аврам предлагает Лоту значительную часть земли, которой они владели. Хотя Бог пообещал отдать эту землю Авраму и его потомкам (Быт 12:7), из текста не следует, что подобное обетование когда-либо было дано Лоту, на чем, возможно, настаивал Аврам, но не Лот; в то же время он позволил ему сотрудничать с ним и предлагает равную часть тому, кто не имеет равных прав. Аврам не приводит Божье обетование в качестве преимущества в споре и с его помощью не желает причинять трудности своему родственнику.

(3) Он дает ему право выбора и выражает готовность смириться с тем, что ему достанется: «…если ты налево, то я направо…» По всем правилам, Аврам должен был выбрать первым, но он отказывается от своего права. Отметьте: мы одерживаем благородную победу, желая уступить ради сохранения мира; тем самым мы побеждаем себя, свою гордость и страсти (Мф 5:39−40). Во многих случаях ради мира лучше пожертвовать не только славой, но и выгодой.

Стихи 10−13. Эти стихи говорят о выборе, сделанном Лотом, когда он отделился от Аврама. В подобном случае кто-то предположил бы, (1) что он должен выразить нежелание покинуть Аврама или, по крайней мере, сделать это неохотно.

(2) Что он был настолько вежлив, что вернул бы право выбора Авраму. Но в поведении Лота мы не видим проявления почтения или уважения к своему дяде. После того как Аврам предложил ему сделать выбор, тот, даже не поблагодарив, принял это предложение и сделал выбор. Страсти и эгоизм делают людей грубыми. В выборе, сделанном Лотом, обращает на себя внимание:

I. Как долго он обозревал благодатную землю. Он увидел всю окрестность Иорданскую — равнинную страну, где расположился Содом. Она восхитительным образом вся орошалась водою (возможно, раздор получился из-за воды, и эта выгода особенно заинтересовала его). И избрал себе Лот всю окрестность Иорданскую (ст. 10−11). Долина, напоминавшая Едемский сад, теперь представляла для него приятное зрелище. В его глазах ее расположение было прекрасным, и она была радостью всей земли; поэтому он не сомневался, что будет иметь там благоприятное поселение, что на такой плодородной почве он, несомненно, будет процветать и станет богатым. Именно это увидел Лот. Но что из этого вышло? Почему следующая новость о нем сообщает, что он и его близкие в плену. Живя среди жителей той земли, он досаждал своей праведной душе их разговорами и не имел ни одного хорошего дня, пока, наконец, Бог не сжег город над его головой и не заставил бежать в горы ради безопасности того, кто выбрал долину ради богатства и удовольствий. Отметьте: выбор, сделанный под воздействием чувств, греховен, и редко скоропалительность хорошо заканчивается. Кто при выборе партнеров, профессии или места проживания руководствуется похотями плоти и очей или гордостью житейской, но не советуется с выгодой для души и своей религии, тот не должен надеяться на Божье присутствие и Его благословение, а чаще всего огорчается даже достигнув своей цели, не находя в ней обещанного удовлетворения. В своем выборе мы должны руководствоваться одним принципом: для нас лучше то место, где лучше нашей душе.

II. Как мало он задумывался о порочности обитателей этой земли: «Жители же Содомские были злы…» (ст. 13). Отметьте:

(1) Хотя все люди грешники, но одни грешники в большей степени, чем другие. Мужи содомские были великими грешниками; они были весьма грешны пред Господом, то есть дерзкими, бесстыдными грешниками — так о них говорили. Именно поэтому мы читаем о тех, кто о грехе своем рассказывает открыто, как Содомляне, не скрывает (Ис 3:9).

(2) Что некоторые становятся большими грешниками из-за того, что проживают на хорошей земле. Так было с Содомлянами; вот в чем было беззаконие Содома: в гордости, пресыщении и праздности (Иез 16:49); и этому способствовало великое изобилие их страны. Так и процветание глупцов погубит их.

(3) Что иногда Бог дает великое изобилие великим грешникам. Порочные Содомляне жили в городе, в плодородной долине, в то время как верный Аврам и его благочестивая семья жили в палатках на бесплодных горах.

(4) Когда порочность достигает высоты, то недалеко гибель. Преизобилующие грехи являются безусловным предзнаменованием приближающихся судов. Поселение Лота среди обитателей Содома можно рассматривать [1] как проявленную к ним великую милость и средство для приведения их к покаянию, так как теперь они имели пророка и проповедника праведности, и если бы они прислушались к нему, то, может, изменились бы и предотвратили собственную гибель. Отметьте: Бог посылает проповедников, прежде чем послать губителей, ибо не желает, чтобы кто-либо погиб.

[2] Как великое страдание для Лота, который не только скорбел из-за их порочности (2Пет 2:7−8), но был преследуем ими, ибо не поступал, как они. Отметьте: довольно часто благочестивым людям выпадал досадный жребий жить среди нечестивых соседей, пребывать у Мосоха (Пс 119:5); и особенно печально, если, подобно Лоту, они сами необдуманно выбрали его.

Стихи 14−18. Эти стихи описывают благодатный визит Бога к Авраму, чтобы подтвердить Свое и его обетование. Обратите внимание:

I. Когда было обновлено и утверждено обетование: после того, как Лот отделился от него, то есть (1) после того, как ссора закончилась, ибо наилучшим образом для визитов божественной благодати подготовлены те, чей дух спокоен и уравновешен, а не раздражен какой-либо страстью.

(2) После того, как Аврам снизошел до Лота и отказался от своих прав ради сохранения мира. И тогда Бог пришел в нему в доказательство Своего благоволения. Отметьте: Бог обильно возместит духовным миром наши потери ради сохранения мира с соседями. Когда Аврам добровольно предложил Лоту половину своих прав, тогда пришел Бог и подтвердил, что ему принадлежит все.

(3) После того, как он лишился приятного общества своего родственника, в результате чего его руки ослабли, а сердце огорчилось, к нему пришел Бог с добрыми и утешительными словами. Отметьте: общение с Богом может в любое время возместить недостаток общения с друзьями; когда наши близкие отделены от нас, то Бог с нами.

(4) После того, как Лот выбрал красивую плодородную долину и отправился осваивать ее, чтобы Аврам не поддался искушению позавидовать и не пожалел, что отдал ему выбор, Бог пришел к нему и подтвердил, что все, что ему принадлежит, останется ему и его потомкам навеки. Поэтому, хотя, возможно, Лот имел лучшую землю, в то же время у Аврама было лучшее право. Лот обладал раем в том виде, каким он был, а Аврам имел обетование, и вскоре события показали, что как бы дела ни обстояли тогда, но в действительности Аврам владел лучшей частью (см. Иов 22:20). Бог признавал Своим Аврама после его ссоры с Лотом, как и церкви — Павла после его ссоры с Варнавой (Деян 15:39−40).

II. Сами обетования, которыми Бог утешил и обогатил Аврама. Он убедил его в том, что эта хорошая земля будет принадлежать ему и его многочисленные потомки будут наслаждаться ею.

1. Это — акт дарения хорошей земли, которая известна более всех других земель, так как была святой землей и землей Эммануила. Именно об этой земле шла речь.

(1) Бог показывает Авраму землю, как и обещал ранее (Быт 12:1), позже Он покажет ее Моисею с вершины Фасги. Лот возвел очи свои и увидел всю окрестность Иорданскую (ст. 10), он отправился насладиться тем, что увидел. «Пошли, — говорит Бог Авраму, — возведи очи твои и посмотри… ибо всю землю, которую ты видишь, тебе дам Я». Отметьте: то, что Бог хочет показать нам, намного лучше и желаннее всего, что имеет мир и предлагает нашему обозрению. Видение глаза веры намного богаче и прекраснее, чем видение чувственного глаза. Те, кто предназначен для небесного Ханаана в другом мире, верой иногда имеют его приятное видение уже в нынешнем состоянии, ибо мы видим невидимое, как реальное, хотя и на расстоянии.

(2) Он навсегда сохранит эту землю для него и его потомков (ст. 15): «…тебе дам Я и потомству твоему навеки», и вновь (ст. 17): «…Я тебе дам ее». Каждое повторение обетования — это его подтверждение. «Тебе и потомству твоему», а не Лоту и его потомству; они не должны были получить наследство в этой земле, и поэтому провидение распорядилось так, чтобы Лот вначале отделился от Аврама, а затем акт дарения подтвердился для него и его потомков. Так Бог часто обращает зло в добро, делая человеческие грехи и безрассудство средством содействия Своей мудрости и святой воле. «Тебе и потомству твоему» — тебе, временно проживающему на ней, словно страннику, а твоим потомкам, чтобы жить на ней и царствовать, как владельцам. Тебе, то есть твоим потомкам. Акт дарения этой земли ему и его потомкам навечно подразумевал, что это был прообраз небесного Ханаана, который даруется навечно духовному семени Аврама (Евр 11:14).

(3) Он дает им право владеть этой собственностью, хотя это был возврат к предыдущему: «Встань, пройди по земле сей» (ст. 17). Войди и овладей ею, осмотри участки земли, и она окажется лучше, чем на расстоянии». Отметьте: Бог желает более подробно показать наследникам обетования неизменность Своего завета и неоценимое достоинство заветных благословений. Пойдите вокруг Сиона и обойдите его (Пс 47:13).

2. Здесь звучит обещание о многочисленном потомстве, которое населит эту добрую землю в таком количестве, что она никогда не будет нуждаться в наследниках (ст. 16): «И сделаю потомство твое, как песок земной, то есть оно будет увеличиваться непостижимым образом, и все вместе они составят такую огромную толпу, что никто не сможет сосчитать». Так было во время Соломона (3Цар 4:20): «Иуда и Израиль, многочисленные как песок у моря». И здесь именно это Бог обещает ему. Отметьте: Бог, который обеспечивает наследством, обеспечивает и наследниками. Приготовивший святую землю готовит и святое семя; а дающий славу дает благодать, которая делает нас достойными славы.

И наконец, эти стихи сообщают нам, что сделал Аврам, когда Бог подтвердил ему Свое обетование (ст. 18).

1. Двинул Аврам шатер. Бог велел ему пройти по земле, то есть хотел сказать: «Не думайте здесь обосноваться, а будьте готовы к постоянным переездам и скитаниям по ней, приближаясь к лучшему Ханаану». В соответствии с Божьей волей, он снимает свою палатку (англ. пер. ст. 18), покоряясь условиям скитания.

2. Он создал там жертвенник в доказательство своей благодарности Богу за милостивое посещение. Отметьте: когда Бог встречает нас с милостивыми обетованиями, то мы должны ответить Ему смиренной хвалой.

толкование Мэтью Генри на Бытие, 13 глава

СТАНЬТЕ ЧАСТЬЮ КОМАНДЫ

Получили пользу? Поделись ссылкой!


Напоминаем, что номер стиха — это ссылка на сравнение переводов!


© 2016−2024, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога.