Библия тека

Собрание переводов Библии, толкований, комментариев, словарей.


Бытие | 12 глава

Толкование Мэтью Генри


В предыдущей главе описывалась родословная Аврама и его семьи. Но с этого момента в действие вступает Святой Дух, и далее Аврам и его потомки становятся почти единственными субъектами священной истории. Эта глава рассказывает:

(I) О призыве Бога к Авраму отправиться в землю Ханаанскую (ст. 1−3).

(II) О послушании Аврама этому повелению (ст. 4−5).

(III) О его благополучном поселении в Ханаане (ст. 6−9).

(IV) О его путешествии в Египет и о том, что с ним случилось там. Бегство и ошибка Аврама (ст. 10−13). Опасность для Сары и ее избавление (ст. 14−20).

Стихи 1−3. Эти стихи рассказывают о призыве, обращенном к Авраму, из-за которого он переселился из земли, где родился, в землю обетованную. Это было задумано, чтобы испытать его веру и послушание, а также отделить его от людей для Бога, для особых служений и благоволения, в дальнейшем предназначенного для него. Понять обстоятельства этого призыва, возможно, нам поможет речь Стефана (Деян 7:2), где рассказывается, (1) что Бог славы явился ему, чтобы призвать его, и таким образом продемонстрировал свою славу, что у Аврама не было никаких сомнений по поводу божественной силы этого призыва. В дальнейшем Бог обращался к нему различными способами, но в первый раз, когда было необходимо установить взаимоотношения, Он явился как Бог славы и обратился к нему.

(2) Что этот призыв прозвучал для него, когда он жил в Месопотамии, до того, как поселился в Харране, поэтому правильно читать его так: «И сказал Господь Авраму, а именно в Уре Халдейском; и в послушание этому призыву, как далее рассказывает Стефан (Деян 7:4), он вышел из земли Халдейской и поселился в Харране; а оттуда, по смерти отца его, следуя новому повелению, согласующемуся с предыдущим, переселил его Бог в землю Ханаанскую». Некоторые считают, что Харран находился в Халдее и поэтому был частью страны Аврама; или что Аврам, прожив там пять лет, начал называть его своей страной и укоренился там, пока Бог не дал ему понять, что Он не это место предназначал для него. Отметьте: если Бог любит и хранит для нас милость, то Он не допустит, чтобы мы обустраивали свой покой в каком-либо другом месте, кроме Ханаана, а милостиво повторит Свой призыв, пока доброе дело не начнет совершаться, а наши души — полагаться лишь на Бога. В самом призыве мы получаем и заповедь, и обетование.

I. Испытывающая заповедь: «Пойди из земли твоей» (ст. 1).

1. Этой заповедью Бог испытывал Аврама, действительно ли он любит свою родину и близких друзей, сможет ли добровольно оставить все и пойти вместе с Богом. Его страна покорилась идолопоклонству; близкие и дом его отца были для него постоянным искушением, и он не мог продолжать жить вместе с ними, не подвергаясь опасности заразиться от них. Поэтому «пойди из земли твоей, lk-lk — Vade tibi, убегай с возможной поспешностью, спасай душу свою; не оглядывайся назад» (Быт 19:17). Отметьте: тот, кто пребывает в греховном окружении, старается побыстрее выйти из него. Выйди ради себя (читают некоторые), то есть для своего блага. Заметьте: тот, кто оставляет свои грехи и обращается к Богу, благодаря этой перемене получит неизреченные блага (Притч 9:12). Повеление Бога Авраму совпадает с евангельским призывом, с помощью которого все духовные потомки верного Аврама вступают в завет с Богом, ибо (1) природные привязанности должны уступить путь божественной благодати. Наша страна, наши близкие и дом нашего отца являются самым дорогим для нас, тем не менее мы должны возненавидеть их (Лк 14:26), то есть любить меньше, чем Христа, — ненавидеть по сравнению с Ним; и если что-либо начинает соперничать с Ним, то это нужно отложить, а предпочтение должно быть отдано воле и славе Господа Иисуса.

(2) Грех и ситуации, способствующие греху, должны быть оставлены, а именно — плохие компании. Мы должны отказаться от идолов беззакония, утвердившихся в наших сердцах, и сойти с пути искушения, даже вырвать свой правый глаз, если он ведет нас ко греху (Мф 5:29), добровольно расстаться со всем, что дороже всего для нас, если не можем владеть им без риска для нашей чистоты. Тот, кто решает хранить заповеди Божьи, должен оставить общество злодеев (Пс 118:115; Деян 2:40).

(3) На мир и его развлечения нужно смотреть со святым безразличием и презрением; мы не должны смотреть на него, как на нашу страну или дом, а как на гостиницу, стараться не привязываться к нему и быть выше наших чувств к нему.

2. Эта заповедь испытывала его: сможет ли он доверяться Богу в дальнейшем, ибо он должен был оставить свою страну и отправиться в ту землю, которую Бог укажет ему. Господь не говорит: «В землю, которую Я дам тебе», а просто: «Землю, которую покажу тебе». Он не сообщает, что это будет за земля, и какого вида. Аврам должен был следовать за Богом своей слепой верой, а для этого принимать Его слова; хотя конкретно ему не было дано никаких особых гарантий в том, что он ничего не потеряет, последовав за Богом и оставив свою страну. Отметьте: тот, кто собирается иметь дело с Богом, должен иметь веру; мы должны оставить видимое ради невидимого, подчиниться страданиям нынешнего времени в надежде на славу, которая будет явлена (Рим 8:18), ибо еще не открылось, что будем (1Ин 3:2). Тем более это не было открыто Авраму, когда Бог призвал его идти в землю, которую покажет, тем самым уча его жить в постоянной зависимости от Божьих наставлений и взирая на Него.

II. Здесь приводится ободряющее обетование, более того, сочетание обетований, великих и драгоценных. Отметьте: все Божьи заповеди для послушных сопровождаются обетованиями. Когда Бог являет себя как Награждающий (если мы повинуемся Его заповеди), то Он обязательно исполнит обетование. Здесь приведены шесть обетований:

1. «Я произведу от тебя великий народ». Когда Бог забрал его от своего народа, то пообещал сделать его родоначальником другого. Он отрезал его от дикой маслины, чтобы укоренить и сделать ветвью благородной маслины. Это обетование было (1) великим облегчением для бремени Аврама, так как до того времени у него не было детей. Отметьте: Бог знает, как Своим благоволением восполнить нужды и дать необходимое Своим детям. Тот, кто имеет пластырь для любой раны, позаботится о самой болезненной.

(2) Великим испытанием веры Аврама, так как его жена долго была бесплодной; и если он поверит, то это будет противоречить надежде, а его вера должна полностью основываться на той силе, которая может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму и сделать их великой нацией. Отметьте:

[1] Бог создает народы; Он рождает народ в один раз (Ис 66:8) и говорит, что устроит и утвердит его (Иер 18:9).

[2] Если народ становится великим благодаря богатству и силе, то это Бог сделал его таким.

[3] Бог может воздвигнуть великий народ из земли сухой и от малого произвести тысячу.

2. «Я благословлю тебя» либо особым благословением плодородия и умножения, как благословил Адама и Ноя, либо в общем «благословлю тебя различными благословениями и высших, и низших источников. Оставь дом своего отца — и Я дам тебе отцовское благословение, которое лучше благословения предков». Отметьте: послушные верующие уверены в наследовании благословений.

3. «Я возвеличу имя твое». Покинув свою страну, он терял там свое имя. «Не беспокойся об этом, — говорит Бог, — а доверься мне, и Я сделаю твое имя более величественным, чем ты имел бы там». Не имея детей, Аврам опасался, что не будет иметь имени, но Бог обещает сделать его родоначальником великого народа, и таким образом его имя станет великим. Отметьте:

(1) Бог — источник почестей, и от Него исходят все продвижения (1Цар 2:8).

(2) Имя послушного верующего, несомненно, будет знаменитым и великим. Самое лучшее свидетельство древние получали благодаря своей вере (Евр 11:2).

4. «Будешь ты в благословение», то есть (1) «твое блаженство будет примером блаженства, и тому, кто захочет благословить своих друзей, будет достаточно помолиться, чтобы Бог сделал его таким, как Аврама» (как в Руфь 4:11). Отметьте: Бог обращается с послушными верующими настолько милостиво, что нам не нужно желать для себя или своих друзей лучшего обращения; иметь Бога своим другом — достаточное благословение.

(2) «Ты будешь благословением для мест, по которым будешь проходить». Отметьте: благочестивые люди — благословение для страны, а их неизреченная слава и блаженство заключаются в том, что они стали таковыми.

5. «Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну». Эти слова звучат, как активно-оборонительный союз, заключенный между Богом и Аврамом. Аврам всем сердцем поддерживает дело Бога, а Бог обещает участвовать в его делах.

(1) Он обещает быть другом для его друзей, воспринимать милость, проявленную к нему, как к себе, и соответственно вознаграждать за нее. Бог заботится, чтобы в итоге никто не был в убытках из-за служения Его народу. Награда будет даже за стакан воды.

(2) Он обещает выступать против Своих врагов. Были такие, которые ненавидели и проклинали даже самого Аврама, но если их беспочвенные проклятия не могли навредить Авраму, то праведное проклятие Бога обязательно достигнет своей цели и погубит их (Чис 24:9). Это поясняет, почему мы должны благословлять проклинающих нас: достаточно того, что Бог проклянет их (Пс 37:14−16).

6. И благословятся в тебе все племена земные. Это обетование венчает все остальные, так как указывает на Мессию, в котором все обетования «да» и «аминь». Отметьте:

(1) Иисус Христос является великим благословением для мира — самым великим, которым когда-либо был благословлен мир. Он — благословение для семьи, так как благодаря Ему спасение приходит в дом (Лк 19:9); когда мы оцениваем благословения своей семьи, то давайте ставить Христа на imprimis — на первое место, как благословение благословений. Но как все семьи земли благословятся во Христе, когда так много семей незнакомы с Ним? Ответ:

[1] все благословленные, благословлены в Нем (Деян 4:12).

[2] Каждый, кто верит, из какой бы семьи он ни был, благословится в Нем.

[3] Некоторые из всех семей земли благословятся в Нем.

[4] Есть некоторые благословения, которыми все семьи земли благословляются во Христе, ибо евангельское спасение — это общее спасение (Иуд 1:3).

(2) Великая честь — иметь родственные отношения со Христом. Более великим имя Аврама стало благодаря тому, что Мессия должен был произойти из его чресл, а не потому, что он должен был стать отцом многих народов. Для Аврама была честь — стать отцом Христа по природе, а для нас — стать Его братьями по благодати (Мф 12:50).

Стихи 4−5. Эти стихи описывают:

I. Выход Авраама из его страны — вначале из Ура, а потом из Харрана — во исполнение Божьего повеления: «И пошел Аврам». Он был послушен небесному видению и делал то, что ему было велено, не советуясь с плотью и кровью (Гал 1:15−16). Его послушание было быстрым и неотложным, покорным и несомненным, ибо он пошел, не зная, куда идет (Евр 11:8), но зная, за Кем следует и по чьему указанию. Так Бог призвал его следовать за собою (Ис 41:2).

II. Его возраст, когда он отправился в путь: он был семидесяти пяти лет — возраст, когда люди обычно обретают покой, но раз Бог пожелал, чтобы он в таком преклонном возрасте начал новый мир — то Аврам подчинился. Это пример старого обращенного мужа.

III. Сопровождавшую его группу и груз, который он взял с собой.

1. Он взял с собой свою жену и своего племянника Лота, но не силой и вопреки их воле, а с помощью убеждений. Его жена Сара, безусловно, отправилась бы с ним, так как Бог соединил их и ничто не могло разлучить их. Если бы Аврам оставил все, чтобы следовать за Богом, то и Сара оставила бы все, чтобы следовать за Аврамом, хотя никто из них не знал куда. Тем самым Авраму была явлена милость — иметь такого попутчика и помощницу в его путешествиях. Отметьте: очень благоприятно, когда муж и жена в согласии вместе идут по пути, ведущему к небесам. Для Лота, его родственника, поведение Аврама также было хорошим примером, так как, возможно, он воспитывал юношу после смерти его отца, и тот также выразил желание отправиться вместе с ним. Отметьте: тот, кто идет в Ханаан, не должен идти один, ибо хотя немногие находят узкие врата, но благословен Бог, что хотя бы некоторые находят. И мы поступаем мудро, идя с теми, с кем Бог (Зах 8:23), куда бы они ни шли.

2. Они взяли с собой все свое имущество — все имение движимое, которое они приобрели, ибо (1) они были готовы отказаться от всего, чтобы быть в распоряжении Бога, не утаивали даже части цены, а рискнули все положить к одному подножию, зная, что это подножие было надежным.

(2) Они обеспечили себя всем необходимым для служения Богу и проживания своей семьи в стране, куда шли. Оставив все свое имущество на основании того, что Бог обещал благословить Аврама, они бы искушали Бога, а не доверились Ему.

(3) У них не было в таком случае искушения вернуться, так как после себя они не оставили ничего, что напоминало бы им страну, из которой они вышли.

3. Они взяли с собой всех людей, которых они имели, то есть (1) слуг, которых приобрели и которые теперь стали частью их имущества. Здесь они названы людьми или душами (англ. пер.), чтобы напоминать хозяевам, что их бедные рабы имеют души, драгоценные души, о которых они должны заботиться и обеспечивать необходимой пищей.

(2) Они убеждали прозелитов, которыми владели, посещать поклонение истинному Богу и отправиться с ними в Ханаан — те души, которые (как выразился один раввин) они собрали под крыльями божественного величия. Отметьте: те, кто служит Богу и следует за Ним, должны делать все возможное, чтобы побудить других служить Богу и следовать за Ним. Писание говорит, что эти души они имели, приобрели (англ. пер.). Мы можем считать себя действительно богатыми лишь в том случае, если приобрели души для Христа.

IV. Благополучное прибытие к цели своего путешествия. Они вышли, чтобы идти в землю Ханаанскую — это уже было раньше (Быт 11:31), но тогда они не дошли до нее. Теперь же они продолжили свой путь и благодаря милостивой руке Божьей над ними пришли в Ханаан, где новое откровение свидетельствовало, что это была та земля, которую Бог обещал показать им. Они не были удручены сложностями, встретившимися на их пути, и не были отвлечены наслаждениями, поджидавшими по дороге, а стремились к цели. Отметьте:

(1) Тот, кто начал свой путь к небесам, должен быть постоянным до конца, продолжая стремиться к поставленной цели.

(2) Поступки, что мы совершаем из послушания Божьей заповеди, и смиренная покорность Его провидениям, несомненно, приведут к успеху и закончатся утешением.

Стихи 6−9. Кто-то мог бы предположить, что с Авраамом после таких необычных призывов прийти в Ханаан должно произойти необычное событие по его прибытии туда: он должен быть отмечен всеми возможными знаками почета и уважения и цари Ханаанские должны сразу сложить перед ним свои венцы и уважать его. Но нет; его приход не сопровождается торжественной церемонией и мало кто обращает на него внимание, ибо Бог хочет, чтобы он продолжал жить верой и смотрел на Ханаан, даже живя в нем, как на землю обетованную. Поэтому здесь обратите внимание:

I. Как мало утешений он имел в стране, куда пришел, ибо (1) он не владел ею; в этой земле тогда жили Хананеи. Он увидел, что страна была населена и ею владеют хананеи, которые, похоже, были плохими соседями и землевладельцами, ибо Аврам не мог без их разрешения завладеть участком земли, чтобы поставить свою палатку. Поэтому кажется, что проклятые хананеи жили в лучших условиях, чем благословенный Аврам. Отметьте: сыны этого мира часто обладают большими мирскими благами, чем сыны Божьи. (

2) Он не мог найти места, чтобы поселиться там. Он прошел по земле сей (ст. 6). Оттуда двинулся он к горе (ст. 8); он продолжал идти (ст. 9). Обратите внимание:

[1] Иногда участь благочестивых людей — быть неустроенными и вынужденными часто менять места обитания. Святому Давиду приходилось скитаться и спасаться бегством (Пс 55:9).

[2] При переездах в этом мире мы часто меняем условия своего проживания. Вначале Аврам переехал в долину (ст. 6), затем поселился на горе (ст. 8). Бог поставил одно против другого.

[3] Все добрые люди должны считать себя странниками и путешественниками в этом мире и верой не привязываться к нему, как к незнакомой стране. Так поступал Аврам (Евр 11:8−14).

[4] Пока мы находимся здесь, в этом состоянии, мы должны путешествовать и переходить от силы к силе, словно не достигшие.

II. Как много он имел утешений в Боге, за которым следовал; если он не мог получить удовлетворение, общаясь с хананеями, проживавшими там, то в изобилии мог наслаждаться общением с Богом, который привел его туда и не оставил. Общение с Богом поддерживается с помощью слова и молитвы, и ими, в соответствии со средствами данной диспенсации, поддерживалось общение Бога с Аврамом в стране его паломничества.

1. Бог явился Авраму, возможно, в видении и обратился с добрыми и утешительными словами: «…потомству твоему отдам Я землю сию». Отметьте:

(1) Ни место, ни условия жизни не могут лишить нас утешения от милостивых Божьих посещений. Аврам был путешественником, не устроенным среди хананеев, но даже в таких обстоятельствах он встречается с Тем, кто живет и видит его. Враги могут разделить нас с нашими палатками и алтарями, но не с нашим Богом. Более того:

(2) Из уважения к тем, кто следует за Ним по пути долга, хотя Он уводит их от друзей, Бог восполнит эти потери Своим милостивым явлением к ним.

(3) Божьи обетования тверды и несут удовлетворение всем, кто тщательно соблюдает и повинуется Его заповедям; и тот, кто, следуя Божьему призыву, оставляет или теряет что-то дорогое, может быть уверен, что взамен получит что-то намного лучшее. Аврам оставил землю рождения своего; а Бог говорит: «Хорошо, Я дам тебе эту землю» (Мф 19:29).

(4) Бог являет себя и Свое благоволение Своему народу постепенно; раньше Он обещал ему показать эту землю, а теперь обещает дать ее ему — как возрастает благодать, так и утешение.

(5) Приятно владеть землей, которую дал Бог не только Своим провидением, но и обетованием.

(6) Милости, проявленные к детям, — это милости родителям. «Я дам ее, но не тебе, а твоим потомкам». Это был ответный дар его потомкам, который, похоже, в то же время Аврам воспринял как ответный дар для себя той лучшей земли, прообразом которой она являлась, ибо он стремился к небесной стране (Евр 11:16).

2. Аврам служил Богу, выполняя учрежденные Им постановления. Он создал там жертвенник Господу, Который явился ему, и призвал имя Господа (ст. 7−8). А теперь подумайте о том, что (1) он сделал это по особому поводу. Когда Бог явился ему, тогда и в том месте он построил жертвенник, взирая на явившегося ему Бога. Тем самым он ответил взаимностью Богу и поддержал общение с небесами как тот, кто решил, что с его стороны это общение не должно разрушиться; тем самым он с благодарностью признал милость Бога, проявившуюся к нему в этом благословенном посещении и обетовании. Тем самым он подтвердил свое упование и зависимость от изреченного слова Божьего. Отметьте: действующий верующий может сердечно благословить Бога за обетование, исполнение которого он еще не видел, и построить жертвенник славе Бога, который явился ему, хотя еще и не вступился за него.

(2) Это было его постоянной практикой, куда бы он ни переезжал. Вступив в Ханаан, Аврам установил и хранил поклонение Богу в своей семье, хотя был странником и путешественником в этой стране; где бы ни находилась его палатка, Бог там имел жертвенник, освященный молитвой. Аврам не только заботился о церемониальной части служения — принесении жертв, но и исполнял свой естественный долг — искал Бога и призывал Его имя, то есть приносил духовную жертву, которая была угодна Богу. Он проповедовал об имени Господа, то есть наставлял семью и соседей в познании истинного Бога и Его святой религии. Люди, которых он имел в Харране, став учениками, нуждались в учении. Отметьте: чтобы быть признанными детьми верного Аврама и наследовать его благословение, мы должны сознательно поддерживать торжественное поклонение Богу, особенно в своих семьях, по примеру Аврама. Путь семейного поклонения является добрым старым путем, это не новое изобретение, оно с древних времен использовалось всеми святыми. Аврам был очень богат и имел многочисленную семью, хотя был неустроен и находился среди врагов; в то же время, где бы он ни поставил свою палатку, он строил жертвенник. Куда бы мы ни шли, давайте не забывать брать с собой нашу религию.

Стихи 10−13. Эти стихи описывают:

I. Голод в Ханаане. Со временем усилился голод в земле той. Плодоносная земля Ханаана стала бесплодной, но не только в наказание за беззакония проживающих там хананеев, но и для испытания веры Аврама, который пришел туда. Это было очень суровое испытание, а именно: что он подумает (1) о Боге, который привел его туда; не скажет ли он вместе со своими ропщущими потомками, что Бог вывел его, чтобы уморить голодом (Исх 16:3). Ничто, кроме сильной веры, не поддержит в нас добрые мысли о Боге, если мы подвергаемся подобному провидению.

(2) О земле обетованной. Будет ли он считать эту землю достойным подарком, чтобы принять его, и не будет ли он сожалеть о том, что оставил собственную страну, раз, как теперь оказалось, это была земля, поедающая живущих на ней. Бог испытывал, останется ли стойкой и непоколебимой его уверенность в том, что Бог, который привел его в Ханаан, сохранит его там, и будет ли он радоваться в Нем, как в Боге своего спасения, когда смоковница не расцветет (Авв 3:17−18). Отметьте:

[1] Сильная вера обычно испытывается различными искушениями, чтобы она оказалась к похвале и чести и славе (1Пет 1:6−7).

[2] Богу иногда угодно испытать великими страданиями тех, кто является начинающим в религии.

[3] Возможно, что человек стоит на пути долга и на пути к счастью, но в то же время сталкивается с великими трудностями и огорчениями.

II. Переезд Аврама в Египет из-за голода. Посмотрите, как мудро Бог заботится о том, чтобы в одном месте было изобилие, когда в другом ощущается явная нужда, чтобы, являясь членами одного великого тела, мы не говорили друг другу: «Вы мне не нужны». Божье провидение позаботилось, чтобы в Египте было достаточно продуктов и благоразумие Аврама воспользовалось этой возможностью, ибо мы искушаем Бога, и оказываем Ему недоверие, если во времена бедствия не используем средства, которыми Он милостиво обеспечил нас для нашей сохранности. Мы не должны ожидать ненужных чудес. Но, к похвале Аврама, заслуживает особого внимания то, что в связи с этим событием он решает не возвращаться в страну, из которой вышел, и не приближаться к ней. Земля, в которой он родился, находилась на северо-востоке от Ханаана, и поэтому, когда ему пришлось на какое-то время покинуть Ханаан, он решает идти в Египет, расположенный на юго-западе, в противоположном направлении, чтобы не показалось, что он возвращается (см. Евр 11:15−16). Далее обратите внимание: когда он спустился в Египет, то это было временное проживание, и он не собирался поселяться там. Отметьте:

(1) Хотя провидение на какое-то время может поместить нас в плохие места, в то же время мы не должны оставаться там больше необходимого; мы можем временно находиться там, но не поселяться.

(2) Благочестивый человек, находясь по эту сторону небес, является странником, где бы он ни находился.

III. Великую ошибку Аврама, когда он отказался признать Сару своей женой и притворился, что она его сестра. Писание непредвзято относится к ошибкам самых прославленных святых, описанных в нем, но не для того, чтобы мы их повторяли, а для нашего предостережения: кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть.

1. Его вина заключалась в том, что он решил умолчать о своих брачных отношениях с Сарой, говорил о них двусмысленно, учил этому свою жену и, возможно, всех своих спутников. То, что он сказал, в определенном смысле было правдой (Быт 20:12), но это говорилось для обмана. Он скрыл вторую часть истины, чтобы в действительности отказаться от нее и таким образом подвести свою жену и египтян ко греху.

2. Причиной тому была ревнивая трусливая фантазия, что египтяне, очарованные красотой Сары (в Египте было мало таких красавиц), узнав, что он является ее мужем, найдут тот или иной повод, чтобы убить его, а затем кто-то из них женится на ней. Он предположил, что они, скорее, пойдут на убийство, чем на прелюбодеяние, так как в то время оно считалось отвратительным преступлением, а священное уважение оказывалось брачным узам. Поэтому, не имея никакого основания, он делает вывод: «Они убьют меня». Отметьте: страх человека является сетью, и многие склоняются ко греху из страха перед смертью (Лк 12:4−5). Благодать Аврама была более известна благодаря его вере, но в то же время и ему приходится пройти через неверие и недоверие божественному провидению даже после того, как Бог дважды явился ему. Увы, что же станет с ивами, если могучие кедры так расшатываются?

Стихи 14−20. Эти стихи описывают:

I. Опасность, в которой оказалась Сара. Ее целомудрие могло подвергнуться насилию со стороны египетского царя, и, безусловно, угроза греха является самой великой опасностью, в которой мы можем оказаться. Вельможи фараоновы (скорее, его сводники) увидели ее и, обратив внимание, что она была красивой женщиной, похвалили ее фараону, но не за то, что действительно было ее славой — добродетель, скромность, вера и благочестие (это не было совершенством в их глазах), — а за красоту, которую считали слишком превосходной для объятий подданного. Они порекомендовали ее царю, и она была тотчас взята в дом фараонов, как Есфирь — в дом к Артаксерксу (Есф 2:8), чтобы оказаться в его постели. Мы не должны рассматривать Сару, как ищущую продвижения, но как приближающуюся к искушению, а поводом послужила ее собственная красота (которая является сетью для многих) и хитрость Аврама, которая часто является грехом, открывающим путь большему греху. Пока Сара находилась в опасности, Аврам преуспевал благодаря ей. Фараон дал ему овец, волов и т.д. (ст. 16), чтобы получить его согласие и чтобы он с охотой убедил ту, которая считалась его сестрой. Нет оснований предполагать, что Аврам ожидал этого, когда пришел в Египет, как и того, что он стремился к этому, когда отрекся от нее как от жены. Но Бог обратил зло в добро. И оказывается, что богатство грешников, тем или иным образом, хранится для праведных.

II. Избавление Сары от опасности. Если бы Бог, благодаря Своему исключительному праву, часто не избавлял нас от уз и бедствий, в которые мы попадаем из-за своего греха и безрассудства (и потому не можем ожидать избавления по обетованию), то мы скоро погибли бы, более того, погибли бы намного раньше. Но Господь не поступает с нами так, как мы того заслуживаем.

1. Бог наказал фараона, тем самым предотвратив дальнейший грех. Отметьте: счастливыми являются те наказания, которые становятся препятствием на нашем греховном пути и действенно побуждают нас восстановить то, что мы ошибочно взяли и удерживаем. Обратите внимание: не только фараон, но и его дом был поражен ударами; возможно, ударам подверглись именно те вельможи, которые рекомендовали Сару фараону. Отметьте: партнеры по греху справедливо становятся партнерами по наказанию. Тот, кто служит похотям другого, должен быть готов разделить его участь. Нам не сообщается, какие именно это были удары, но, несомненно, в них присутствовали достаточно убедительные разъяснения, убеждавшие виновных в том, что они подверглись ударам из-за Сары.

2. Фараон обвинил Аврама, а затем отпустил его с почетом.

(1) Обвинение было спокойным, но очень справедливым: «Что ты это сделал? Какой недостойный поступок! Какой неподобающий поступок для мудрого и благочестивого человека!» Отметьте: если тот, кто считает себя верующим, поступает несправедливо и лицемерно, особенно если его слова граничат с ложью, то он должен быть готов услышать об этом и поблагодарить того, кто скажет ему об этом. Мы читаем о том, что пророка Божьего справедливо обвинил и укорил капитан-язычник (Иона 1:6). Фараон рассуждает с ним: «Для чего не сказал мне, что она жена твоя?», подразумевая, что, зная об этом, он не взял бы ее в свой дом. Отметьте: довольно часто добрые люди совершают ошибку, проявляя чрезмерную подозрительность к другим, когда для этого нет повода. Часто люди оказываются более благородными, добродетельными и честными, чем мы себе их представляем; и для нас огромное удовольствие — разочароваться подобным образом, как в данном случае — Аврам, который увидел, что фараон лучше, чем он ожидал. Милосердие учит нас надеяться на лучшее.

(2) Проводы были щедрыми и добрыми. Фараон вернул Авраму жену, не причинив вреда ее чести, со словами: «Вот жена твоя» (ст. 19). Отметьте: тот, кто хочет предотвратить грех, должен убрать искушение или оставить путь, ведущий к нему. Фараон отправил Аврама с миром; и, как оказалось, он был настолько далек от планов убить его, что особым образом позаботился о нем. Отметьте: мы часто усложняем и запутываем себя страхами, которые вскоре оказываются беспочвенными. Мы часто пугаемся, когда нет повода. Мы страшимся ярости притеснителя, как бы он готов был истребить, когда в действительности нет опасности (Ис 51:13). Если бы Аврам вначале сказал правду, то это больше послужило бы его хорошей репутации и утешению, ибо, кроме того, честность — наилучшая политика. Более того, Писание говорит (ст. 20), что дал о нем фараон повеление людям, то есть [1] повелел им не причинять ему вреда. Отметьте: недостаточно для начальствующих самим не наносить вред, они должны воспрепятствовать своим слугам и окружающим причинять зло. Или [2] он повелел им, когда Аврам решил вернуться домой после голода, сопроводить его благополучно под охраной из страны. Возможно, он был напуган казнями (ст. 17) и сделал вывод, что Аврам — любимец небес, и поэтому из страха, что они вернутся, особым образом позаботился, чтобы никто не обидел его в этой стране. Отметьте: Бог часто воздвигает друзей для Своего народа, давая понять людям, что, обижая их, они подвергаются опасности. Опасно обижать Христовых (Мф 18:6). На этот отрывок, среди прочих, ссылается псалмопевец: «…возбранял о них царям: не прикасайтесь к помазанным Моим…» (Пс 114:13−15). Возможно, если бы фараон не проводил его, то Аврам захотел бы остаться в Египте и забыл о земле обетованной. Отметьте: иногда Бог использует врагов Своего народа, чтобы обличить его и напомнить, что этот мир — не место его покоя, и они должны думать об уходе.

И наконец, обратите внимание на схожесть между выходом Аврама из Египта и выходом его потомков оттуда же 430 лет спустя, после того как Аврам из-за голода отправился в Египет, они по той же причине оказались там. Он был избавлен благодаря великим казням над фараоном, как и они. Как Аврам был отпущен фараоном, обогатившись у египтян, так и они. Ибо забота Бога о Своем народе вчера, сегодня и вовек та же.

толкование Мэтью Генри на Бытие, 12 глава

НАМ НУЖНА ТВОЯ ПОМОЩЬ

Получили пользу? Поделись ссылкой!


Напоминаем, что номер стиха — это ссылка на сравнение переводов!


© 2016−2024, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога.