Библия тека

Собрание переводов Библии, толкований, комментариев, словарей.


Бытие | 11 глава

Толкование Мэтью Генри


Старые отличия между сынами Божьими и сынами человеческими (верующими и мирскими людьми) выжили во время потопа и теперь вновь проявились, когда люди стали умножаться. Соответственно этим отличиям в данной главе нам представлено:

(I) Рассеивание сынов человеческих во времена строительства Вавилонской башни (ст. 1−9), где описан (1) их самонадеянный и наглый план, который заключался в том, чтобы построить город и башню (ст. 1−4).

(2) Праведный суд Божий, разрушивший их планы смешением языков и рассеиванием их (ст. 5−9).

(II) Родословная сынов Божьих до Авраама (ст. 10−26) и общий рассказ о его семье и отъезде из родной страны (ст. 27 и далее).

Стихи 1−4. Последний стих предыдущей главы говорит нам, что сыновьями Ноя или от сыновей Ноя распространились народы по земле после потопа, которые были разделены на несколько племен или колоний. И так как со временем места их обитания становились слишком ограниченными, то ли Ной назначил, то ли сами сыновья решили, в каком направлении должно идти каждое племя или колония, начиная с близлежащих стран, и куда они должны двигаться в дальнейшем, удаляясь друг от друга на все большее расстояние, как того требовало умножение их отдельных обществ. Этот вопрос был полностью урегулирован в течение ста лет после потопа, приблизительно во время рождения Фалека. Но похоже, что сыны человеческие не хотели заселять отдаленные места; они искали больше веселья и безопасности и поэтому решили держаться вместе и не стремились, чтобы пойти и взять в наследие землю, которую дал им Господь Бог отцов их (Нав 18:3), считая себя мудрее Бога или Ноя. В этих стихах нам представлены:

I. Преимущества, сопутствующие их намерению держаться вместе.

1. У них был один язык (ст. 1). Если до потопа и было несколько языков, то сохранился лишь язык Ноя, который, похоже, был языком Адама, и остался после него. И раз они все понимали друг друга, то были более готовы любить друг друга и помогать друг другу, а также не желали отделяться друг от друга.

2. Они нашли очень удобное место для поселения (ст. 2) — равнину в земле Сеннаар — пространное место, способное вместить их всех, плодородную долину, способную прокормить всех при их нынешней численности, но, похоже, не подумали о том, достаточно ли здесь будет места, когда их численность еще больше возрастет. Отметьте: предпочтение, отданное удобствам в настоящее время, часто приводит к сильному искушению пренебречь долгом и выгодой в перспективе.

II. Способ, которым они пытались связать себя друг с другом для учреждения одного тела. Вместо того, чтобы стремиться расширить свои границы с помощью мирного переселения под божественной защитой, они решили укрепить их и, подобно тем, кто решает вести войну с небесами, поставили себя в положение обороняющихся. Их единодушное решение звучало так: «Построим себе город и башню». Заслуживает внимания тот факт, что строители городов и в старое время (Быт 4:17), и в новом мире не обладали наилучшими характерами и репутацией среди людей, так как жилищем для подданных Бога служили палатки, а города впервые были построены теми, кто противился Богу и восставал против Него. Здесь обратите внимание:

1. Как они стимулировали и ободряли друг друга приняться за эту работу. Они говорили: «…наделаем кирпичей (ст. 3)» и вновь: «…построим себе город (ст. 4)». Благодаря взаимному ободрению они становились более дерзкими и решительными. Отметьте: можно совершить великие дела, если участники многочисленны, единодушны и ободряют друг друга. Давайте научимся побуждать друг друга к любви и добрым делам, как грешники стимулируют и ободряют друг друга ко злым делам (см Пс 121:1; Ис 2:3,5; Иер 50:5).

2. Какие материалы они использовали при строительстве. Так как выбранная ими страна представляла собой равнину, то здесь не было ни камней, ни извести для раствора, но это не заставило их отказаться от своих планов: они изобрели кирпич, который служил вместо камня, и липкий раствор или смолу вместо извести. Обратите внимание, (1) какие средства изобретают те, кто решает добиться поставленной цели; и если бы мы были так же ревностны в совершении добрых дел, то не оставляли бы наши дела так часто, как это бывает под предлогом того, что нам не хватает средств для их совершения.

(2) Какая разница между человеческим строительством и Божьим: когда люди строили Вавилонскую башню, то кирпич и замазка были их наилучшими материалами, а когда Бог строит Свой Иерусалим, то делает основание из сапфиров и украшает основания города драгоценными камнями (Ис 54:11−12; Откр 21:19).

3. Для какой цели они строили. Некоторые считают, что они стремились обезопасить себя от вод следующего потопа. Конечно, Бог сказал им, что больше не будет топить мир, но они доверяли башне собственного изготовления больше, чем Божьему обетованию или Его ковчегу. Однако если бы это было целью, то строить башню стоило на горе, а не в долине. При построении башни они, похоже, стремились достичь трех целей:

(1) Публично оскорбить самого Бога, так как хотели построить себе башню высотою до небес, что было вызовом Богу или, по крайней мере, соперничеством с Ним. Они хотели быть как Всевышний или приблизиться к Нему, насколько это в их силах, но не святостью, а величием. Они забыли свое место и, не желая ползать по земле, решили взобраться на небеса, но не с помощью двери или лестницы, а каким-то другим способом.

(2) Так они надеялись сделать себе имя; они желали сделать нечто, о чем бы говорили сейчас и тем самым продемонстрировать потомкам, что в мире были такие люди, как они. Вместо того, чтобы умереть и унести о себе память, они оставили монумент своей гордости, амбициям и безрассудству. Отметьте:

[1] Стремление людей обрести славу и имя чаще всего вдохновляет на страстное рвение к великим и трудным мероприятиям и часто приводит к тому, что является злом и оскорблением для Бога.

[2] Бог поступает справедливо, хороня во прахе имена тех, кто возносится благодаря греху. Строители Вавилонской башни понесли огромные безрассудные расходы, чтобы сделать себе имя, но не смогли добиться этого, так как нигде в истории мы не находим имени ни одного из строителей Вавилонской башни. Фило Юдеус (Philo Judeaus) говорит: «Каждый из них выгравировал свое имя на кирпиче in perpetuam rei memoriam — как вечную память, но это не помогло им добиться своей цели.

(3) Они сделали это, чтобы предотвратить собственное расселение: «…чтобы нам не рассеяться по лицу всей земли» (англ. пер., ст. 4). «Это было сделано, — говорит Джозефус, — в знак непокорства заповеди «Наполняйте землю» (Быт 9:1)». Бог повелел им рассеяться. «Нет, — отвечают они, — мы хотим жить вместе и умереть вместе». Чтобы добиться этого, они убеждают себя и друг друга взяться за это великое дело. Чтобы объединиться в прославленной империи, они решают построить башню и город, который был бы столицей и центром их единства. Возможно, связующим звеном служили амбиции Нимрода. Он не мог удовлетвориться владычеством в одной отдельной колонии, а стремился ко всеобщей монархии. Для достижения этой цели под предлогом объединения людей для общей безопасности он замыслил держать людей как одно целое, чтобы, имея их перед глазами, удерживать в своей власти. Обратите внимание на наглую самоуверенность этих грешников. Здесь представлена [1] дерзкая оппозиция Богу. «Вы будете рассеяны», — говорит Бог. «Нет, мы не желаем», — отвечают они. Горе тому, кто препирается с Создателем своим.

[2] Дерзкое соперничество с Богом. Только Бог обладает правом быть вселенским монархом, Господином всего сущего, Царем царей; а человек, стремящийся к этому, посягает на престол Бога, который не отдаст Своей славы другому.

Стихи 5−9. Эти стихи описывают крах проекта строителей Вавилонской башни и изменение намерений этих безрассудных людей: Бог совершит задуманное, несмотря на них. Мы читаем:

I. Что Бог ознакомился с планами, которые были в стадии приготовления: «Сошел Господь посмотреть город» (ст. 5). Это выражение больше соответствует человеческой манере, так как Бог видел ситуацию так же четко и полно, как люди, пришедшие на место, чтобы обозреть его. Обратите внимание:

(1) Прежде чем рассудить их поступок, Он исследует его, так как Бог неоспоримо справедлив и честен во всех Своих провидениях, направленных против греха и грешников, и никого не осуждает не выслушав.

(2) Это свидетельствует о снисхождении Бога, обратившего внимание даже на это строение, которым так гордились строители, ибо он смиряет себя, созерцая труды этого мира, даже самые значительные (Пс 112:6).

(3) Писание говорит, что это была башня, которую строили сыны человеческие; эти слова подразумевают [1] их человеческую нечестивость и моральную неустойчивость. Это был очень безрассудный поступок со стороны сынов человеческих, червей земли, — бросать вызов небесам и возбуждать в Господе ревность. Разве они сильнее Его?

[2] Их греховность и отвратительность. Они были сынами Адама (как написано на еврейском); более того, сынами того Адама — греховного и непокорного Адама, чьи дети по своей природе являлись сынами непослушания, сынами наследующих тление.

[3] Их отличие от сынов Божьих, исповедующих религию, от которых отделились эти дерзкие строители, построившие башню, чтобы поддержать и увековечить отделение. Благочестивого Евера не было найдено среди этого нечестивого общества, так как он и его потомки названы сынами Божьими, поэтому их души не собираются тайно и не объединяются с собранием сынов человеческих.

II. Планы и решения вечного Бога по этому вопросу. Он спустился вниз не как обычный наблюдатель, а как судья, как владыка, чтобы взглянуть на всех высокомерных и унизить их (Иов 40:7−10). Обратите внимание:

1. Прежде чем положить конец этому строительству, вначале Он позволил им благополучно осуществлять задуманное, чтобы у них было время покаяться; если бы они задумывались об этом, то устыдились и устали бы от него, если же нет, то их разочарование было бы более позорным и каждый проходящий мимо мог посмеяться над ними, говоря: «Эти люди начали строительство и не смогли закончить». Так дела их рук, которыми они надеялись обрести себе вечную славу, превратились бы в их вечное порицание. Отметьте: Бог имеет мудрые и святые цели, позволяя врагам Своей славы в значительной степени осуществлять их нечестивые планы и долго процветать в своих мероприятиях.

2. Когда с большим трудом и проблемами они значительно продвинулись в строительстве, тогда Бог решил разрушить их средства и рассеять их. Обратите внимание:

(1) На праведность Бога, проявившуюся в размышлениях, приведших к данному решению (ст. 6). Он задумался о двух вещах:

[1] Об их единстве, которое Он рассматривал как основание для рассеяния: «…вот, один народ, и один у всех язык. Если они будут продолжать жить вместе, то большая часть земли останется необитаемой; власть их правителя скоро станет чрезмерной; развращенность и порочность станет невыносимой и необузданной, ибо в этом они будут укреплять руки друг друга; и что самое худшее — они значительно перевесят Церковь, и, объединившись, эти сыны человеческие поглотят небольшой остаток сынов Божьих». Поэтому было решено не оставлять их одним целым. Отметьте: единство — это политика, но оно не является надежным признаком истинной Церкви; и как жалко и стыдно, что в то время, как строители Вавилонской башни, принадлежавшие к разным семьям, имевшие разные характеры и интересы, единодушно объединились в противостоянии Богу, строители Сиона, объединенные одной Главой и одним Духом, разделены в служении Богу! Но не удивляйтесь этому, Христос пришел не для того, чтобы принести мир.

[2] Об их упрямстве: «…не отстанут они от того, что задумали делать»; и это стало основанием, почему им нужно было воспрепятствовать и расстроить их планы. Своими повелениями и предостережениями Бог пытался отговорить их от этого проекта, но все было напрасно, поэтому Он был вынужден пойти другим путем. Здесь обратите внимание, во-первых, на порочность греха и несговорчивость грешников: с тех пор как Адама не удалось удержать от запретного дерева, его неудовлетворенные потомки не терпели никакого ограничения и были готовы восстать против него. Во-вторых, отметьте необходимость Божьих судов над землей, чтобы удержать мир в каком-то порядке и связывать руки тех, кто не желал подчиняться закону.

(2) На мудрость и милость Бога, проявившиеся в методах, с помощью которых Бог разрушил это дело (ст. 7): «Сойдем же и смешаем там язык их». Это было сказано не ангелам, так как Бог не нуждался ни в их совете, ни в их помощи; эти слова Бог сказал сам себе или Отец — Сыну и Святому Духу. Строители сказали: «Наделаем кирпичей и построим башню», побуждая друг друга к действию, а теперь Бог говорит: «Сойдем же и смешаем там язык их», ибо если люди побуждают себя ко греху, то Бог побудит себя к отмщению (Ис 59:17−18). Здесь обратите внимание [1] на милость Бога, проявившуюся в том, что Бог смягчил наказание и не сделал его равным оскорблению, ибо Он не по грехам нашим воздает нам. Он не говорит: «Сойдем же в громе и молнии и в одно мгновение поглотим этих бунтарей»; или: «Да откроется земля и поглотит их и их строение, и пусть немедленно окажутся в аду те, кто взбирался к небесам неверным путем». Нет, Он лишь сказал: «Сойдем же и рассеем их». Они заслуживали смерти, но были лишь изгнаны и переселены, так как велико терпение Бога по отношению к этому раздражающему миру. Наказания чаще всего хранятся для будущего состояния. Божьи суды над грешниками в этой жизни по сравнению с тем, что их ожидает, не много отличаются от ограничений.

[2] На мудрость Бога, проявившуюся в выборе эффективного средства, чтобы остановить их действия. Он решил смешать их язык, чтобы они не понимали речь друг друга и не смогли успешно объединить свои руки, когда их языки были разделены. Поэтому это был самый подходящий метод, чтобы отвлечь их от строительства (ибо если они не могли понять друг друга, то не могли и помочь друг другу), а также склонить их рассеяться, так как раз они не могли понять друг друга, то не могли и получать удовольствие от общения друг с другом. Отметьте: у Бога есть различные и эффективные средства, чтобы разрушить планы гордых людей, восстающих против Него, в особенности — разделить их между собой, то ли разделив их духи (Суд 9:23), то ли разделив их языки, о чем молился Давид (Пс 54:10).

III. Исполнение планов Бога разрушить планы людей (ст. 8−9). Бог дал им узнать, чье слово сбудется: Его или их, как говорит Писание (Иер 44:28). Несмотря на их единство и упрямство, Бог слишком силен для них, и как бы гордо они ни вели себя, Он был выше их, ибо кто восставал против Него и оставался в покое? Было осуществлено следующее:

1. Их язык смешался. Сотворив человека, Бог научил его говорить и вложил в его уста нужные слова, чтобы выразить ими представления своего разума. А теперь он сделал так, что строители забыли свой прежний язык и начали говорить на новом языке, который в то же время был общим для определенного племени или семьи, но не для других; члены одной колонии могли общаться между собой, но не с другими.

(1) Это было великим чудом и доказательством великой власти Бога над разумом и языками людей, которыми Он управлял, как потоками воды.

(2) Это был великий суд, совершенный над этими строителями, ибо, лишившись знаний древнего святого языка, они не могли общаться с истинной Церковью, в которой Он сохранился. Возможно, это в значительной степени повлияло на потерю ими знаний об истинном Боге.

(3) Из-за этого мы все страдаем до нынешнего дня. Сталкиваясь с неудобствами, которым мы подвержены из-за различия в языках, с усилиями и трудностями, которые сопутствуют изучению языков, мы расплачиваемся за неповиновение наших предков в Вавилоне. Более того, всем тем разногласиям, которые возникают из-за соперничества слов и являются результатом неправильного понимания чужого языка, насколько мне известно, мы обязаны этому смешению языков.

(4) Мне кажутся напрасными попытки некоторых сформировать всемирный характер, соответствующий универсальному языку, как бы желанно это ни казалось, ибо это означает выступление против божественного приговора, согласно которому языки народов будут разделены, пока мир будет стоять.

(5) У нас есть повод оплакивать утерю всемирного пользования еврейским языком, который с этого момента стал заурядным языком лишь еврейского народа, существовавшим лишь до вавилонского пленения, где даже среди евреев был изменен на сирийский.

(6) Как смешение языков разделило и рассеяло сынов человеческих по всей земле, так и дар языков, переданный апостолам (Деян 2 гл.), в основном, способствует собиранию детей Божьих, рассеянных по всей земле, и единению их во Христе, чтобы одним разумом и одними устами они могли прославить Бога (Рим 15:6).

2. Их строительство остановилось: «…они перестали строить город». Это было результатом смешения языков, так как это не только лишило их возможности помогать друг другу, но, возможно, настолько подавило их дух, что они не могли продолжать работу, увидев во всем происшедшем руку Бога, действующего против них. Отметьте:

(1) Мудро поступает тот, кто оставляет дело, видя, что Бог сражается с ним.

(2) Бог в состоянии разрушить все планы и свести на нет все замыслы и изобретения строителей Вавилонской башни. Он сидит на небесах и смеется над замыслами царей земных против Него и Его Помазанника; и Он заставит их исповедать, что Нет мудрости, и нет разума, и нет совета вопреки Господу (Притч 21:30; Ис 8:9−10).

3. Строители были рассеяны по всей земле (ст. 8−9). Они разъезжались группами, состоящими из семей, которые делились по языкам (Быт 10:5,30−31), в разные страны и места, отведенные им во время разделения, о которых они знали раньше, но не отправлялись, чтобы завладеть до тех пор, пока их не вынудили. Здесь обратите внимание:

(1) К ним пришло именно то, чего они боялись. Расселение, которого они старались избежать с помощью бунта, бунтом навлекли на себя, ибо мы чаще всего попадаем именно в ту беду, которой пытаемся избежать с помощью нечестных и греховных методов.

(2) Это совершил Бог: «…рассеял их Господь». Во всех рассеивающих провидениях мы должны признавать руку Бога; если семья, родственники и церкви рассеиваются, то это дело Божьих рук.

(3) Хотя их союз был очень крепким, Бог все-таки рассеял их, так как человек не может соединять то, что Бог разъединяет.

(4) Так Бог справедливо отомстил за их единство в самонадеянной попытке построить себе башню. Постыдное рассеяние является справедливым наказанием за греховные союзы. Симеон и Левий, будучи братьями по беззаконию, были разделены в Иакове (Быт 49:5,7; Пс 82:4−14).

(5) Позади себя они оставили вечную память о своем порицании, сохранившемся в имени, данном этому месту. Оно было названо Вавилон — «смешение». Чаще всего тот, кто стремится иметь великое имя, получает плохое.

(6) Теперь сыны человеческие были окончательно рассеяны; они больше никогда не соберутся вместе до того великого дня, когда Сын Человеческий воссядет на престоле во всей Своей славе и все народы соберутся пред Ним (Мф 25:31−32).

Стихи 10−26. Эти стихи приводят генеалогию, но не бесконечную, так как здесь она заканчивается Аврамом, который был другом Бога, и ведет далее ко Христу, обетованному семени, который был сыном Аврама, и от Аврама начинается генеалогия Христа (Мф 1:1 и далее). Поэтому если сложить вместе главы 5 и 11 Книги Бытие и Евангелия от Матфея 1, то получится полная генеалогия Иисуса Христа. Насколько мне известно, в мире не существует подобной генеалогии ни для кого, кто не входит в родословную Христа, находящейся на таком же значительном расстоянии от главного источника. Сложив вместе эти генеалогии, мы определяем, что дважды десять и трижды четырнадцать поколений прошло между первым и вторым Адамом. Это четко говорит о том, что Христос был не только Сыном Авраама, но и Сыном человеческим и семенем жены. Здесь обратите внимание, что (1) в записи этой родословной ничего не сохранилось, кроме имен и возраста. Похоже, Святой Дух торопился упомянуть о них и побыстрее добраться до Аврама. Мы мало мы знаем о тех, кто жил в этом мире до нас, даже о тех, кто жил там же, где и мы; так же мало мы знаем о наших современниках, живущих в отдаленных местах! Мы можем анализировать работу нынешнего дня, но пусть Бог воззовет прошедшее (Еккл 3:15).

(2) Наблюдалось постепенное уменьшение продолжительности их жизни. Сим прожил 600 лет, но в то время его возраст был меньше возраста патриархов, живших до потопа. Следующие его три потомка не дожили до 500 лет; следующие три не достигли 300, а далее мы не находим никого, за исключением Фарры, кто достиг 200 лет. И спустя некоторое время Моисей подвел итог, что семьдесят или восемьдесят лет — это тот возраст, которого чаще всего достигает человек. С тех пор как земля начала населяться, жизнь человека становилась короче; поэтому сокращение жизни нужно приписать мудрому руководству провидения, а не угасанию природы. Ради избранных дни человека сокращены, и так как они наполнены злом, то их мало: они не достигли до лет жизни отцов моих (Быт 47:9).

(3) Евер, именем которого были названы евреи, жил дольше всех из родившихся после потопа, что, возможно, было наградой за его выдающееся благочестие и строгое следование путями Божьими.

Стихи 27−32. С этого момента начинается история Аврама, чье имя известно и упоминается в обоих Заветах. Эти стихи сообщают нам:

I. Его страну — Ур Халдейский. Это была страна, в которой он родился, где поклонялись идолам и даже дети Евера стали хуже. Отметьте: даже тот, кто через благодать стал наследником земли обетованной, должен помнить, в какой земле он родился и каковым являлось по своей природе его порочное и греховное состояние — скала, из которой они были высечены.

II. Кем были его родственники. Они упоминаются ради Аврама, так как участвовали в дальнейших событиях.

1. Его отцом был Фарра, о котором говорилось, что он служил иным богам (Нав 24:2) по другую сторону реки — так скоро идолопоклонство укоренилось в этом мире и так сложно даже для тех, кто имеет хорошие принципы, плыть против течения. Хотя говорится (ст. 26), что Фарре было семьдесят лет, когда он родил Аврама, Нахора и Арана (что, похоже, сообщает нам, что Аврам был старшим сыном Фарры и родился, когда тот достиг семидесяти лет), в то же время, сравнивая стих 32, который говорит, что Фарра умер, когда ему было двести пять лет, с Книгой Деяния 7:4 (где говорится, что ему было семьдесят пять лет, когда он вышел из Харрана), оказывается, что он родился, когда Фарре было 130 лет и, скорее всего, был младшим сыном, ибо, согласно Божьему выбору, последний часто становится первым, а первый последним.

2. Сообщается некоторая информация о его братьях.

(1) Нахор, из семьи которого Исаак и Иаков взяли себе жен.

(2) Аран, отец Лота, о котором сказано (ст. 28), что он умер при Фарре, отце своем. Отметьте: дети не должны быть уверены, что переживут своих родителей, так как смерть не забирает по старшинству. Мрак тени смертной, где нет устройства (Иов 10:22). Подобным образом сообщается, что он умер в Уре Халдейском до счастливого переселения своей семьи из страны, где поклонялись идолам. Отметьте: мы должны заботиться поскорее выйти из своего природного состояния, чтобы смерть не опередила нас.

(3) Его жену звали Сара, которая, как считают некоторые, была Иской, дочерью Арана. Сам Аврам говорит, что она была дочерью его отца, но не дочерью его матери (Быт 20:12). Она была на десять лет моложе Аврама.

III. Его выход из Ура Халдейского вместе с отцом Фаррой, племянником Лотом и остатком семьи из послушания Божьему повелению, о котором мы будем читать далее в главе 12. Эта глава заканчивает свое повествование, когда они жили в Харране, который располагался на полпути между Уром и Ханааном, до тех пор, пока не умер Фарра, так как, возможно, из-за слабости и возраста он не мог продолжать путешествие. Многие доходят до Харрана, но не достигают Ханаана; они находятся недалеко от Царства Божьего, но так и не добираются туда.

толкование Мэтью Генри на Бытие, 11 глава

ПОДДЕРЖИТЕ НАШ ПРОЕКТ

Получили пользу? Поделись ссылкой!


Напоминаем, что номер стиха — это ссылка на сравнение переводов!


© 2016−2024, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога.