3. Возврат ковчега (Гл. 6−7)
6:1−6 Всего через семь месяцев Филистимляне обрели должный страх перед ковчегом. Они захотели вернуть его в Израиль, но сделать это как полагается во избежание дальнейшего осуждения. Они посоветовались с языческими жрецами и прорицателями. Те предложили вернуть ковчег с жертвой повинности; состоящей из пяти золотых наростов и пяти золотых мышей. Среди этого народа получил широкое распространение обычай ублажать своих богов и возмещать убытки, принося в жертву то, что явилось причиной их погибели. Упоминание мышей наводит изучающих Библию людей на мысль о том, что бедствие, постигнувшее эти города, было бубонной чумой, разносившейся блохами на мышах. Жрецы далее напомнили им о судьбе Египта от руки Иеговы, и призвали их не ожесточать свои сердца, как ожесточили свои сердца Египтяне и фараон, а приложить все усилия к тому, чтобы вернуть ковчег туда, где он должен быть.
6:7−12 Чтобы удостовериться в том, что все произошедшее с ними было судом Иеговы, а не простой случайностью, Филистимские жрецы запланировали вернуть ковчег таким образом, который потребовал бы божественного вмешательства. У двух первородивших коров, которых впрягли в колесницу, были маленькие телята, и если бы они бросили своих телят, это противоречило всем природным инстинктам. На этих коровах никогда не было ярма, однако они хорошо шли вместе в упряжке, не уклоняясь ни направо, ни налево. Несмотря на то, что их никто не направлял, коровы пошли прямо по дороге к Вефсамису, расположенному на территории Иуды.
6:13−18 Жители Вефсамиса жали пшеницу, когда они увидели ковчег. Что за зрелище — две коровы, идущие сами по себе, привезли ковчег Божий обратно в Израиль! Излилась великая радость. Колесницу раскололи на дрова, чтобы разжечь костер, а коров принесли во всесожжение Господу. Ковчег и ящик, в котором была жертва повинности, поместили на большой камень.
Можно провести духовные параллели с историей с коровами Вефсамиса. Христианские миссионеры оставляют дом и семьи и несут весть Господа туда, куда направит их Господь, не сворачивая ни направо, ни налево. Услышав о Господе, неверующие радуются. Миссионеры готовы к служению и самопожертвованию.
6:19−21 Но жители Вефсамиса не стали обращаться с ковчегом, как со святыней; они заглянули в ковчег. В результате, Бог убил из народа пятьдесят тысяч семьдесят человек. Испугавшись того, что ковчег останется у них, они послали гонцов жителям Кириаф-Иарима и попросили их забрать ковчег. (Возникают сомнения, что в Вефсамисе было 50 070 человек. Джосефус, Кайл и Делицш, и многие другие авторитетные мнения говорят, что в тексте должно просто значиться семьдесят человек, так как число 50 000 отсутствует во многих еврейских рукописях).
комментарии МакДональда на первую книгу Царств, 6 глава