Д. Призыв к послушанию (Гл. 4)
Глава 4 открывает пересказ закона Моисеем. Первая ее часть посвящена поклонению одному истинному Богу и наказаниям, которые последуют за любым обращением к идолопоклонству.
4:1−24 Израилю заповедано было повиноваться постановлениям и законам, данным им Господом Богом, когда они войдут в землю Ханаанскую (ст. 1). Они не должны были ни прибавлять к ним, ни убавлять ничего от них (ст. 2). Божье наказание за идолопоклонство у Ваал-Фегора должно было служить для них вечным предостережением (ст. 3−4). (Возможно, именно этот пример божественного гнева, вызванного идолопоклонством, упоминается здесь потому, что он произошел незадолго до описываемых событий и был еще свеж в памяти людей). Послушание закону привело бы к тому, что Израиль стал бы великим народом в глазах окружавших его язычников (ст. 5−8). Из опыта своего прошлого Израиль должен был помнить благословения, которые приносит следование за Господом (ст. 8). Моисей особенно увещевает народ помнить, как были даны Десять Заповедей у горы Синай (Хорив) (ст. 9−13). В то время они не видели образа Божьего, то есть, хотя они воочию лицезрели проявления Бога, им не дано было видеть физический образ, который можно было бы воплотить в идоле или изображении. Им было запрещено изготавливать какие-либо изображения, представляющие Бога, или поклоняться солнцу, луне или звездам (ст. 14−19). Израильтянам напоминается об их избавлении и выходе из Египта, о непослушании Моисея и последовавшим за ним наказанием, и о Божьем гневе, излившемся на идолопоклонство (ст. 20−24). «Только берегись и тщательно храни душу твою, чтобы тебе не забыть...» (ст. 9); «Твердо держите в душах ваших, ... дабы вы не развратились» (ст.15,16); «Только берегись и тщательно храни душу твою, чтобы тебе не забыть.» (ст. 23). Моисей хорошо знал естественную тенденцию человеческого сердца, поэтому он ревностно и искренне призывал народ прислушаться и принять во внимание его слова.
4:25−40 Если позднее народ обратится к идолам, он будет уведен в плен (ст. 25−28). Но даже тогда, если сыны Израилевы раскаются и обратятся к Господу всем сердцем, Он восстановит их (ст. 29−31). Ни один народ никогда не обладал такими привилегиями, как Израиль, особенно в том, что касается чудес, сопутствующих их избавлению из Египта (ст. 32−38). Поэтому они должны быть послушны Ему и тогда будут бесконечно наслаждаться Его благословениями (ст. 39−40). Скорбный факт иудейской истории заключается в том, что народ был подвергнут наказанию пленением за свое неповиновение и нежелание принять во внимание предостережения Иеговы. Божьи предостережения — не пустые слова. Ни один человек и ни одна нация не может пренебрегать ими безнаказанно.
4:41−43 Моисей отделил три города-убежища на восточной стороне Иордана — Бецер, Рамоф в Галааде, и Голан (ст. 41−43).
4:44−49 Здесь начинается вторая речь Моисея, произнесенная им на равнинах Моава к востоку от Иордана. Стих 48 является единственным местом, где гора Ермон названа горой Сион.
комментарии МакДональда на Второзаконие, 4 глава