III. ТРЕТЬЯ РЕЧЬ МОИСЕЯ — ЗАВЕТ ДЛЯ ЗЕМЛИ ОБЕТОВАННОЙ (ГЛ. 29,30)
А. Завет, заключенный в Моаве (29:1−21)
29:1 Первый стих 29 главы может, согласно логике, принадлежать к предыдущей главе, как это обстоит в еврейской Библии. Однако комментарий авторов Кайл и Делицш видит в нем «заголовок» речей, произнесенных в главах 29 и 30.
29:2−9 Народ нарушил завет, который Бог заключил с ним на горе Синай. Теперь Моисей призывает их скрепить своим посвящением завет, содержащийся здесь, в книге Второзаконие, данный на равнинах Моава перед тем, как они вошли в Землю Обетованную. Людям не хватало понимания Господа и Его намерений для них. Иегова желал дать им сердце, чтобы разуметь, очи, чтобы видеть, и уши, чтобы слышать, но они своим постоянным непокорством и неверием проявили себя неспособными принять все это. Израиль наслаждался манной с небес и водой из скалы, его выживание не зависело от вещей, созданных человеком (например, хлеб, вино, сикера). Все это было сделано для того, чтобы он познал Господа Бога своего во всей Его любви и верности.
В качестве мотивации к тому, чтобы соблюсти этот завет, Моисей снова вспоминает проявления Божьей благости по отношению к Израилю: чудеса в Египте, великое освобождение, сорок лет странствования по пустыне, поражение Сигона и Ога, и распределение земли на другой стороне Иордана между коленами Рувима, Гада и половиной колена Манассии.
29:10−21 Моисей призвал всех людей вступить в клятвенный завет с Господом (ст. 10−13) и напомнил им о том, что этот завет относится также и к их потомкам (ст. 14−15). Неисполнение завета приведет к горькому наказанию. Непокорные должны остерегаться всякого искушения служить богам языческих народов или полагать, что, сделав это, они смогут избежать Божьего гнева (ст. 16−21). В одном из новых переводов стих 19 звучит следующим образом: «...такого человека, который, услышав слова клятвенного завета сего, похвалялся бы в сердце своем, говоря: «я буду в безопасности, несмотря на то, что буду ходить по упрямству сердца моего»; и пропадет таким образом сытый с голодным». Никто не спасется.
Б. Наказание за нарушение Завета (29:22−29)
29:22−28 Грядущие поколения и окрестные народы будут поражаться разорению Израиля и будут спрашивать, почему с этой землей происходит то же, что и с городами долины — с Содомом, Гоморрою, Адмы и Севоимом. В ответ они услышат: «... за то, что они оставили завет Господа Бога отцов своих, ... и стали служить иным богам».
29:29 Тогда как некоторые сокрытые вещи принадлежат Господу, особенно то, что касается Его суда, Моисей напоминает людям, что их ответственность явлена и открыта им: хранить завет Господа. Это означает, что откровение приносит с собой и ответственность. Ответственность людей заключается в том, чтобы повиноваться, а не просто рассуждать о слове Господнем. Этот принцип неоднократно встречается и в Новом Завете. «Итак, кто разумеет делать добро [откровение] и не делает [ответственность], тому грех» (Иаков 4:17)
комментарии МакДональда на Второзаконие, 29 глава