«Второзаконие — одна из величайших книг Ветхого Завета. Ее влияние на культурные и личные верования во все века не превзошла ни одна другая книга Библии. Она более восьмидесяти раз цитируется в Новом Завете и, таким образом, принадлежит к малой группе четырех ветхозаветных книг [Бытие, Второзаконие, Псалтырь и Исаия], к которым часто обращались христиане ранней церкви.» Дж. А. Томпсон
Введение
I. Уникальное положение в каноне
Наш Господь Иисус Христос был искушаем сатаной в пустыне на протяжении сорока дней и сорока ночей. Три примера этих искушений записаны в Евангелиях для нашего духовного наставления. Иисус не только три раза использовал ветхозаветный «меч духовный», но в каждом из этих случаев использовал одну и ту же часть «клинка» — Второзаконие! Возможно, эта книга была одной из любимых книг Иисуса — такой же любимой она должна быть и для нас. К сожалению, во многих аспектах Второзаконие оказалось незаслуженно забытым, возможно, благодаря своему названию, ведущему свое происхождение из греческого перевода — Септуагинты. Значение этого слова — «второй закон» — создало неправильное представление о том, что книга является лишь повторением материала, уже представленного ранее в книгах от Исхода до Чисел. Однако Бог никогда ничего не повторяет просто ради повторения: в повествовании всегда ставится иное, новое ударение или появляются новые подробности. То же можно сказать и о Второзаконии, чудесной книге, достойной тщательного изучения.
II. Aвторство
Авторство книги Второзаконие в целом принадлежит Моисею, хотя Господь, возможно, использовал других вдохновленных Им редакторов, чтобы внести в повествование новые подробности. Последняя глава, описывающая смерть Моисея, могла быть написана как пророчество им самим, либо добавлена позднее Иисусом Навиным или кем-либо еще.
Либеральные критики с уверенностью утверждают, что именно Второзаконие является той самой «книгой закона», которая была найдена во время правления царя Иосии (примерно в 620 г. до н.э.). Они придерживаются мнения, что, на самом деле, Второзаконие — это «благочестивый обман» или «ложь во спасение», которая была создана в то время, якобы Моисеем, чтобы объединить и централизовать иудейское поклонение вокруг иерусалимского святилища.
Однако такой категории как «благочестивый обман» не существует. Если это обман, то в нем нет благочестия; если же книга имеет божественное происхождение, то в ней нет обмана.
Также, нет никакого подтверждения тому, что под «книгой закона», о которой говорится в 4 Царств 22, не подразумевается все Пятикнижие целиком. Предшественники царя Иосии, Манассия и Амон, были нечестивыми царями. Они предавались идолопоклонству в самом храме Иеговы, где, судя по всему, был спрятан Закон Моисеев.
Новое открытие Божьего Слова и подчинение ему всегда приносят с собой возрождение и восстановление, как это произошло при великой протестантской Реформации.
Краткое обоснование авторства Моисея приводится в статье «Вступление к Пятикнижию».
III. Bремя написания
Большая часть книги Второзакония была написана к 1406 году до н.э., но, как было отмечено ранее, некоторые части, равноценно вдохновленные Богом, могли быть добавлены после смерти Моисея.
Более подробное обсуждение времени написания можно найти в статье «Вступление к Пятикнижию».
IV. Исторический фон и тема
Второзаконие является подтверждением (а не просто повторением) закона для нового поколения, выросшего во время странствования по пустыне. Они готовились войти в Землю Обетованную. Для того, чтобы насладиться в ней всей полнотой Божьих обетований, они должны были знать закон и исполнять его.
Книга Второзаконие начинается с духовного истолкования истории Израиля, начиная от Синая (главы 1−3). Подразумевается, что те, кто не учится на уроках истории, обречены повторить ее в своей жизни. Основная часть книги посвящена обзору важных аспектов Божьего закона для Его народа (главы 4−26). Далее следует взгляд в будущее: предсказание Божьих намерений о благодати и правлении для Израиля со времени вхождения народа в Землю Обетованную до второго пришествия Мессии (главы 27−33). Книга заканчивается смертью Моисея и назначением Иисуса Навина в качестве его преемника (глава 34).
Апостол Павел напоминает нам о том, что эта книга обращена не только к Израилю, а и к нам. Комментируя Второзаконие 25:4, он говорит: «... для нас это написано» (1Кор 9:10).
Книга богата наставлениями, смысл которых можно обобщить глаголами Второзакония 5:1: «Слушайте... выучите... старайтесь исполнять».
Содержание
I. ПЕРВАЯ РЕЧЬ МОИСЕЯ — ПРИБЛИЖЕНИЕ К ЗЕМЛЕ ОБЕТОВАННОЙ (Гл. 1−4)
A. Вступление (1:1−5)
Б. От Хорива до Кадес-Варни (1:6−46)
B. От Кадес-Варни до Есевона (Гл. 2)
Г. Захват территорий на восточном берегу Иордана (Гл. 3)
Д. Призыв к послушанию (Гл. 4)
II. ВТОРАЯ РЕЧЬ МОИСЕЯ — ЧИСТОТА В ЗЕМЛЕ ОБЕТОВАННОЙ (Гл. 5−28)
A. Обзор Синайского Завета (Гл. 5)
Б. Предостережения о непослушании (Гл. 6)
B. Указания об отношениях с языческими народами (Гл. 7)
Г. Уроки прошлого (8:1 — 11:7)
Д. Вознаграждения за послушание (11:8−32)
Е. Законы о поклонении (Гл. 12)
Ж. Наказание лжепророков и идолопоклонников (Гл. 13)
З. Чистые и нечистые продукты питания (14:1−21)
И. Десятина (14:22−29)
К. Обращение с должниками и рабами (Гл. 15)
Л. Установление трех праздников (Гл. 16).
М. Судьи и цари (Гл. 17)
Н. Священники, левиты и пророки (Гл. 18)
О. Уголовное право (Гл. 19)
П. Законы о ведении войны (Гл. 20)
Р. Различные законы (Гл. 21−25)
- Искупление нераскрытого убийства (21:1−9)
- Пленницы, захваченные в военных действиях (21:10−14)
- Права перворожденного (21:15−17)
- Упрямые и непокорные сыновья (21:18−21)
- Тела повешенных преступников (21:22−23)
- Девять законов поведения (22:1−12)
- Преступления против девственности (22:13−30)
- Отлученные от общества (23:1−8)
- Чистота в стане (23:9−14)
- Социальные и религиозные законы (23:15−25)
- Развод и повторный брак (24:1−4)
- Различные социальные законы (24:5 — 25:4)
- Закон левирата (25:5−10)
- Три особых закона (25:11−19)
С. Обряды и ратификации (Гл. 26)
- Обряд первых плодов (26:1−11)
- Обряд десятины третьего года (26:12−15)
- Ратификация завета (26:16−19)
Т. Проклятия и благословения (Гл. 27−28)
III. ТРЕТЬЯ РЕЧЬ МОИСЕЯ — ЗАВЕТ ДЛЯ ЗЕМЛИ ОБЕТОВАННОЙ (Гл. 29−30)
A. Завет, заключенный в Моаве (29:1−21)
Б. Наказание за нарушение Завета (29:22−29)
B. Восстановление при возвращении к Завету (Гл. 30)
IV. ПОСЛЕДНИЕ ДНИ МОИСЕЯ — СМЕРТЬ ЗА ПРЕДЕЛАМИ ЗЕМЛИ ОБЕТОВАННОЙ (Гл. 31−34)
A. Преемник Моисея (Гл. 31)
Б. Песнь Моисея (Гл. 32)
B. Благословение Моисея (Гл. 33)
Г. Смерть Моисея (Гл. 34)
комментарии МакДональда на Второзаконие, введение