12:1−2 Ефрем пасет ветер — чтобы выжить, ему приходится заключать союзы с Ассирией и Египтом. У Бога большие претензии и к Иуде. Он накажет Иакова (Иудею), пусть его грех и не так ужасен, как Ефрема.
12:3 Здесь упоминается патриарх Иаков. Хотя некоторые библейские тексты выставляют его в неприглядном свете, в данном случае он поставлен в пример как человек, который обращался к Богу и побеждал.
12:4−6 Ангел (ст. 4) отождествляется с Богом Саваофом и Господом (ст. 5). Это тот же Ангел (или Ангел Господень), который явился Агари (Быт 16:7−11), Аврааму (Быт 18:1−33; 22:11,15−16) и Иакову (Быт 31:11−13; 48:16; см. также Исх 3:2,6−15 и Чис 22:22−35). Евангельские христиане в большинстве своем верят, что речь идет о втором Лице Троицы до Его воплощения.
Бог увещевает Ефрема подражать Иакову, который больше полагался на Божью силу, чем на свою (см. Быт 32:28).
12:7−8 Но Ефрем — хитрый хананей; этот самонадеянный хвастун и обманщик считает себя неуязвимым.
12:9 Бог напоминает народу: всем, что у него есть, он обязан Тому, Кто вывел его из Египта. Если бы только Израиль был послушным! — Он поселил бы его в кущах, как в дни праздника (кущей).
12:10−12 Иегова неоднократно говорил к пророкам (для народа), но безрезультатно. Галаад и Галгал — две области северного царства, разделенные Иорданом — придут в полное запустение по причине идолопоклонства. При этом упоминается, что их предок, Иаков, бежал в Сирию, где был скромным пастухом — стерег овец в Месопотамии.
12:13 Бог по Своей великой милости рукою Моисея (пророка) вывел потомков Иакова из Египта, где они были рабами.
12:14 Но Ефрему все равно. Своим идолопоклонством он раздражил Господа, поэтому кровь его будет на нем самом. Бог вернет время «египетского позора» и поношение его обратит. на него.
комментарии МакДональда на книгу пророка Осии, 12 глава