I. ПРОЛОГ: ИСПЫТАНИЕ ИОВА (Гл. 1,2)
А. Сцена I: Земля Уц (1:1−5)
1:1−3 Иов был богатым человеком, жителем земли Уц. Из Пл. Иер 4:21 явствует, что земля Уц находилась в Едоме, на юго-востоке Палестины. У справедливого и богобоязненного Иова было семь сыновей и три дочери. Принадлежавшие ему стада скота были столь велики, что он слыл самым знатным человеком на Востоке.
1:4−5 Одним из самых сильных доводов в подтверждение датировки событий книги Иова эпохой патриархов служит то обстоятельство, что Иов, как отец семьи, выступал в роли священника, освящая для своих сыновей жертвы всесожжения. Всегда существует опасность легкомысленных и даже кощунственных речей, когда люди, пусть и вполне благочестивые, начинают праздновать и веселиться. В своих вечерних размышлениях о дне Рождества Чарльз Сперджен превосходно изложил суть этих соображений применительно к нашей христианской эпохе:
«То, что патриарх делал рано утром после семейных праздников, верующему следовало бы самому сделать для себя сегодня вечером, прежде чем он отойдет ко сну. Среди всех радостей домашних торжеств легко впасть в греховное легкомыслие и забыть о наших признанных христианских качествах. Так не должно быть, но это так — наши праздничные дни очень редко оказываются днями освященного удовлетворения, и слишком часто превращаются в нечестивое увеселение. Святая благодарность должна очищать точно так же, как горе. Увы! увы для наших бедных душ — эти факты доказывают, что дом плача лучше дома веселия. Итак, верующий, в чем ты согрешил сегодня? Вместе со всеми другими расточал бездумные слова и несдержанные речи? Тогда исповедуй свой грех и поспеши к жертве. Жертвоприношение очищает. Драгоценная кровь закланного Агнца освобождает от вины и очищает скверну наших грехов невежества и бездумности».
Б. Сцена II: Небеса — пред лицом Господа (1:6−12)
По ходу действия перед нами разворачивается сцена на небесах, в которой сыны Божии (ангелы) являются пред лицо Господа. Сатана (это древнееврейское слово означает «обвинитель») тоже присутствует. Когда Бог указывает сатане на праведность Своего раба Иова, сатана возражает, что богобоязненность Иова объясняется исключительно благоволением к нему Бога. По убеждению сатаны, если бы Бог перестал ограждать Иова от несчастий, тот проклял бы своего Творца пред Его лицом.
В. Сцена III: Земля Уц — гибель имущества и потомства Иова (1:13−22)
1:13−19 Итак, Господь дал сатане разрешение испытать Иова, уничтожив все его достояние. Однако дьяволу не было позволено вредить лично Иову. На Иова стремительно обрушился целый град ужасных бедствий:
1. Савеяне похитили пятьсот пар волов и пятьсот ослиц, убив людей Иова, которые пасли этих животных.
2. Молния уничтожила семь тысяч овец вместе с их пастухами.
3. Халдеи угнали три тысячи верблюдов, убив их погонщиков.
4. Ураганный ветер обрушил дом, в котором пировали и пили вино сыновья и дочери Иова, так что все они погибли.
1:20−22 Несмотря на эти жестокие утраты, Иов сохранил в себе силы поклоняться Богу, сказав: «наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно!»
комментарии МакДональда на книгу Иова, 1 глава