30:1−5 В главе 30 говорится о том, как Езекия восстановил праздник пасхи, который не соблюдали с того момента, как раскололось царство (2Пар 8:13).
В первый месяц царь очистил храм и восстановил богослужения. Во второй месяц он стал готовиться к совершению пасхи и праздника опресноков. Согласно Книге Чисел 9:11, пасху следовало отмечать во второй месяц, если человек осквернился прикосновением к мертвому телу или если он путешествовал и был вдали от Иерусалима. В данном случае празднование пасхи в свое время, в первый месяц, было невозможно, потому что священники еще не освятились в достаточном числе и народ не собрался в Иерусалим (ст. 3). Так как это был национальный праздник, на него приглашался весь народ. Поэтому по всей Иудее и даже в Израиль были отправлены гонцы, приглашавшие людей прийти в Иерусалим. Израиль в то время был провинцией Ассирии, основная часть населения уже была угнана в плен. Езекия смог пригласить оставшихся израильтян, не встретив возражений со стороны ассирийцев.
30:6−12 Большинство израильтян насмехалось над гонцами, которые призывали их обратиться к Господу. Но небольшое количество покаялось и пришло в Иерусалим для празднования пасхи в первый год правления Езекии, 716−715 гг. до Р. Х. (2Пар 29:3).
30:13−15 Рвение этих людей устыдило священников и левитов и побудило их более серьезно относиться к своим обязанностям. Город был очищен от скверны язычества, всех идолов бросили в поток Кедрон.
30:16−27 Левиты помогали тем, кто был нечист с ритуальной точки зрения, а Езекия помолился о том, чтобы Господь простил им все отступления от правил и принял расположение сердец людей. Господь прислушался к его молитве. Праздник опресноков оказался таким радостным, что его было решено продлить еще на семь дней. Царь и вельможи выставили животных для пира, и было веселие великое в Иерусалиме. Все собрание было благословенно; казалось, что вернулся золотой век Израиля, и молитвы священников Иеговы снова были услышаны на небесах.
комментарии МакДональда на вторую книгу Паралипоменон, 30 глава