В. Желание Давида построить храм и ответ Бога (Гл. 17)
Глава 17 делится на три части: желание Давида построить дом Богу (ст. 1−2), решение Бога создать династию потомков Давида (ст. 3−15) и ответная молитва Давида (ст. 16−27). Во 2 Царств 7 есть параллельный отрывок.
17:1−4 Давид сообщил Нафану пророку, что нехорошо ему самому иметь такой роскошный дом, в то время как ковчег завета находится в шатре. Нафан поспешно одобрил его желание построить дом для Господа. Но потом Господь сказал Нафану: Давид — не тот человек, который избран для этой задачи.
17:5,6 Ковчег никогда не находился в доме, а только в шатре. Бог также не давал никаких указаний строить Себе дом. Позже Давид объяснил своему сыну Соломону один момент, о котором здесь не говорится: он не должен был строить храм, потому что пролил так много крови и совершил насилия (22:7−8). Задача создать постоянное место для ковчега Господня была оставлена для его сына, «человека мирного» (22:9).
17:7−15 Как в прошлом Бог в благодати Своей говорил с патриархами, так и теперь Он обещал пастырю-царю Израиля незаслуженное благословение. Эти безусловные обетования известны как завет Давида. Во 2 Царств 7:12−16 и Псалме 88 также упоминается этот завет. Джон Уолворд обобщает данный завет:
«Завет, заключенный Богом с Давидом, включает в себя... следующее: 1) У Давида будет сын, еще не родившийся, который станет его преемником и укрепит его царство. 2) Этот сын (Соломон) построит храм вместо Давида. 3) Престол его царства будет стоять вовеки. 4) Престол не будет отнят у него (Соломона), несмотря на то, что его грехи заслуживают наказания. 5) Дом, престол и царство Давида будут существовать вечно».
Этот завет, как и остальные безусловные заветы, заключенные Богом, играет важную роль в Его отношениях с человечеством. Он упоминается в нескольких других местах Писания (например, Ис 9; Иер 23,33; Иез 37; Зах 14). Он найдет свое полное исполнение в Господе Иисусе Христе, Которому принадлежат навеки престол и царство.
17:16−27 Услышав об этом, Давид стал пред лицом Господним и излил свое сердце в молитве с верой. Его ответ Богу позволяет нам понять две особенности характера Давида: смирение и веру в Господа. Стихи 16 и 17 вдохновили бывшего работорговца, а позже проповедника Евангелия Джона Ньютона на написание знаменитой песни «О, Благодать». Как и Давид, он считал себя недостойным и незначительным по сравнению с действительно удивительной благодатью Бога.
комментарии МакДональда на первую книгу Паралипоменон, 17 глава