Библия тека

Собрание переводов Библии, толкований, комментариев, словарей.


1-я Царств | 9 глава

Толкование Мэтью Генри


От имени Бога Самуил пообещал Израилю, что он будет иметь царя. Странно, что за этим не следует новость, извещающая о кандидатах на правление, имеющих влияние на народ и представляющих себя Самуилу и через него Богу для назначения на эту должность. Почему князь из колена Иудина, кем бы он ни был, не подумал о себе, вспомнив о том, что Иакову принадлежало право на владение скипетром? Неужели в Израиле не было смелого честолюбивого человека, который сказал бы: «Я буду царем, если Бог изберет меня»? Насколько мне известно, не нашлось ни одного такого, то ли из-за чувства вины и боязливости, то ли из-за похвального чувства смирения, но, безусловно, трудно провести подобную параллель в истории какого-нибудь другого царства. Учреждается царство, и никто не претендует на него. Большая часть царств начинается с амбиций владыки, желающего царствовать, а Израиль стремился, чтобы над ним царствовали. Если бы кто-либо из этих старейшин, просивших поставить царя в Израиле, впоследствии просил поставить его царем, то можно было бы подозревать, что поводом для подобного побуждения послужили человеческие амбиции, но в то время (следовало бы их похвалить за то хорошее, что в них было) все было не так. Еще в законе Бог сказал, что решил дать им царя (Втор 17:15), и они терпеливо ожидали этого, пока не услышали положительный ответ с небес, о чем и рассказывает данная глава, с которой начинается история Саула их первого царя. Необычные шаги Божьего провидения приводят его к Самуилу, чтобы тот лично помазал его и с помощью жребия подготовил его избрание; народ одобрил этот выбор, о чем рассказывает следующая глава. В данной же главе:

(1) Вкратце описывается родословная Саула и он сам как личность (ст. 1−2).

(II) Подробно описываются события, приведшие его к Самуилу, который ранее не был знаком с ним.

1. Бог через откровение велел Самуилу ожидать его (ст. 15−16).

2. Бог через провидение привел его к Самуилу.

(1) Саул оказался в затруднительной ситуации, когда его послали искать ослиц отца (ст. 35).

(2) По совету слуги он решил обратиться за советом к Самуилу (ст. 6−10).

(3) Благодаря указаниям девиц, он нашел его (ст. 11−14).

(4) Самуил, получив информацию о нем от Бога (ст. 17) и встретив у ворот, с уважением принял его (ст. 18−21); он пригласил его на обед и в частной беседе подготовил к поразительной новости что он будет царем (ст. 25−27). Начало этой части истории было весьма обнадеживающим и многообещающим, если бы источником этих великих событий не был грех народа.

Стихи 1−2. Данные стихи рассказывают:

(1) В какой хорошей семье родился Саул (ст. 1). Он был из колена Вениаминова; из того же колена был новозаветный Саул Савл (в рус. пер.), позднее названный Павлом; он упоминает об этом, как о большой чести, ибо Вениамин был любимцем (Рим 11:1; Флп 3:5). Это колено стало очень малочисленным из-за фатальной войны, в которую оно было вовлечено из-за Гивы; очень трудно было обеспечить женами 600 мужчин жалкий остаток этого униженного колена, которое в данном месте на весьма добром основании называется меньшим коленом Израилевым (ст. 21). Саул взошел как росток из сухой земли. Этому самому малочисленному колену была оказана великая честь, ибо Бог внушил о менее совершенном большее попечение (1Кор 12:24). Его отцом был Кис человек знатный, или, как написано на полях, человек состоятельный, обладающий смелым духом, сильным телом и значительным состоянием. Весь удел колена Вениаминова был разделен между 600 мужчинами, и мы можем предположить, что их наследство было намного значительнее наследства в других коленах; это преимущество в какой-то степени помогало сбалансировать недостаток, связанный с их малочисленностью.

(2) Каким благовидным был его внешний облик (ст. 2). В данных стихах ничего не говорится о его мудрости или добродетели, о его образованности и благочестии или достоинствах его разума, а лишь то, что он был высоким и красивым мужчиной, обладавшим приятной внешностью и хорошей фигурой, обходительным и хорошо сложенным: не было никого из Израильтян красивее его; и, словно сама природа отметила его для высокого положения и превосходства, он от плеч своих был выше всего народа самым подходящим соперником для исполинов Гефа чемпионов среди филистимлян. Когда Бог выбирал царя по сердцу Своему, то вообще не обращал внимания на высоту фигуры или привлекательную внешность, а на простодушие и неиспорченность (1Цар 16:7,12). Но когда Он выбирал царя по сердцу людей, которые обращают внимание прежде всего на великолепие и знатность, то выбрал этого огромного высокого мужа, который если и не обладал другими ценными качествами, то по крайней мере выглядел величественно. Из текста не следует, что он отличался силой так же, как и статью; таковым был Самсон, но они им пренебрегли, связали и передали в руки филистимлян, поэтому вполне справедливо теперь им подсунули мужа, который хотя и обладал необычным ростом, но был таким же слабым, как и другие. Они хотели иметь царя, как у других народов, а люди обычно выбирают царями внушительных мужей.

Стихи 3−10. I. Великие люди чаще всего имеют незначительное начало. Из Писания не следует, что Саул занимал какое-либо особое положение или ему был доверен какой-то ответственный пост, пока не был выбран царем Израиля. Многие, достигшие высокого положения, продвигались постепенно, но Саул, занимавший такое же положение, как и его соседи, сразу шагнул на престол, ибо, как сказала Анна: «Господь из праха подъемлет бедного, посаждая его с вельможами» (1Цар 2:8). Похоже, Саул, хотя был женат и имел взрослых детей, но при этом жил в доме отца и подчинялся ему. Возвышение не приходит случайно или соответственно вероятности, а от Бога, Который судит.

II. Великие события начинаются с незначительных происшествий. Посмотрите, с каких презренных эпизодов начинается эта история! Проследив путь Саула к царскому венцу, мы находим его сперва посвятившим себя такому же презренному занятию, как и любой другой персонаж, избранный для возвеличения.

1. Отец Саула послал его вместе с одним из своих слуг искать заблудившихся ослиц. Возможно, в то время у них не было заведено публично объявлять об определенном количестве ослиц, украденных или покинувших землю Киса Вениамитянина. Израильтяне имели очень хороший закон, повелевавший, чтобы всякий, встретивший заблудившегося вола или осла, приводил его к хозяину, но, похоже, этим, как и другими хорошими законами, в то время пренебрегали и предали забвению. В этой ситуации легко обратить внимание, что имеющий что-то должен быть готов потерять это, что мудро поступает тот, кто ищет утерянное, что ни один человек не должен считать ниже своего достоинства знать состояние своего стада, что дети должны стремиться содействовать интересам своих родителей. Саул с готовностью отправился искать ослиц своего отца (ст. 3−4). Тот факт, что он заботился об ослицах, свидетельствует не столько о смирении его духа, сколько о простых и открытых взаимоотношениях в то время. Его послушание своему отцу заслуживало похвалы. Видел ли ты человека проворного в своем деле, исполнительного для своих начальников, желающего послужить и готового прилагать усилия? Он так же, как Саул, заслуживает продвижения. Слуга Киса был всего лишь верным слугой, а Саул сыном в деле отца, и поэтому он был послан вместе с ним. В поиске ослиц Саул со слугой зашли довольно далеко (возможно, пешком), но все было напрасно: они не нашли их. Саул не нашел того, что искал, но у него не было повода жаловаться на огорчение, ибо он встретил царство, о котором никогда не мечтал.

2. Не найдя овец, Саул решил вернуться к отцу (ст. 5), понимая, что отец волнуется о нем, и осознавая, что если они задержатся дольше, то его престарелый отец начнет опасаться (как Иаков относительно Иосифа), что дикий зверь сожрал их или с ними приключилось какое-то зло; отец, оставив ослиц, мог стать беспокоиться о них. Дети должны стараться не совершать поступков, которые могут огорчить родителей, а быть с ними чуткими.

3. Раз они находились в Раме, то слуга предложил (ибо, похоже, он был религиознее своего хозяина) обратиться за советом к Самуилу по этому важному вопросу. Обратите внимание:

(1) Они находились рядом с городом, в котором жил Самуил, и поэтому в их головы пришла мысль посоветоваться с ним (ст. 6): «Вот, в этом городе есть человек Божий». Отметьте: где бы мы ни находились, мы должны использовать возможность познакомиться с мудрыми и благочестивыми людьми. Так многие готовы посоветоваться с мужем Божьим, если он появится на их пути, но при этом не сделают и шага в сторону от своего пути, чтобы обрести мудрость.

(2) Слуга очень уважительно отзывался о Самуиле, хотя лично не был знаком, а только слышал о нем: «Он человек Божий, человек уважаемый». Отметьте: мужи Божьи уважаемые люди; именно такими они должны быть в наших глазах. Знание Божьих истин и полезное служение для царства Божьего облачают людей истинными почестями и делают их великими. Самуил как муж Божий прославился тем, что все, что он ни скажет, сбывается. Когда он был молодым пророком, то обратили внимание (1Цар 3:19), что не осталось ни одного из слов его неисполнившимся.

(3) Они решили посоветоваться с ним относительно пути, по которому им идти: «Может быть, он укажет нам». Человек Божий был им нужен лишь для того, чтобы получить совет, стоит ли им возвращаться домой, или, если есть надежда найти ослиц, в каком направлении следует идти. Каким презренным делом они хотели занять пророка! Если бы они сказали: «Давай будем считать ослиц потерянными, и теперь, когда мы оказались рядом с человеком Божьим, давай пойдем и получим у него доброе познание о Господе; давай посоветуемся, как нам правильно наблюдать за путем своим, и спросим закон от уст его, ибо можем больше не иметь такой возможности тогда наше путешествие будет не напрасным». Такое предложение следовало бы сделать истинным израильтянам, но тот факт, что они заставляли пророка, который был славой Израиля, служить таким презренным целям, в полной мере раскрывало, какого низкого духа они были. Отметьте: многие люди больше хотят узнать свою судьбу, а не свой долг; как стать богатым, а не как спастись. Если бы служение мужей Божьих заключалось в том, чтобы находить заблудившихся ослиц, то к ним обращались бы намного чаще, чем сейчас, когда их задача направлять для исцеления заблудшие души. Такими нелепыми являются заботы большей части людей!

(4) Саул задумался о том, какой подарок они могут принести человеку Божьему, чем могут заплатить ему за совет (ст. 7): «Что мы принесем тому человеку?» Они не могли преподнести ему (как жена Иеровоама Ахии) хлебы и лепешки (3Цар 14:3), ибо съели весь хлеб; но слуга вспомнил, что у него в кармане лежит четверть сикля серебра около семи пенсов, стоимостью полпенни, и это он был готов заплатить человеку Божьему, чтобы тот направил их (ст. 8). «Подходит, ответил Саул, пойдем» (ст. 10). Некоторые считают, что когда Саул говорил о плате Самуилу, то отсчитывал ее как для себя или своих сыновей, словно его нанимали сделать доброе дело для честного израильтянина, и он был похож на лжепророков, которые предвещают за деньги (Мих 3:11). Он пришел к Самуилу как к предсказателю, а не как к пророку, и поэтому считал, что достаточно заплатить ему четверть сикля. То, что сеющий духовные блага должен пожинать не только вечные блага от нанимающего его, но и земные, похоже, вполне соответствовало обычаям того времени и закону естественной справедливости. Самуилу не нужны были их деньги, и он не отказался бы дать им совет, если бы у них их не было (скорее всего, когда у него были деньги, то он отдавал их бедным), но они принесли ему плату в знак своего уважения и высокой оценки его служения. Самуил не отказался взять деньги, ибо они могли заплатить, и хотя сумма была невелика, но приравнивалась к плате вдовы. Так как Саул не планировал посетить человека Божьего, пока слуга не предложил ему сделать это, то, похоже, упоминая об отсутствии подарка, он старался привести возражение; он не признался, что у него в кармане лежат деньги, но когда слуга щедро предложил оплатить расходы, тогда он согласился. «Хорошо, сказал Саул, пойдем». Большинство людей любит дешевую религию, и им особенно нравится, когда они могут переложить расходы на других.

(5) Историк обращает внимание на имена, в то время даваемые пророкам: их называли провидец или прозорливец (ст. 9). Это не значит, что в то время слово пророк не использовалось и не применялось в адрес таких людей, но слово «прозорливец» использовалось чаще. Отметьте: называющиеся пророками в первую очередь должны быть прозорливцами; кто взял на себя обязанность говорить другим об истинах Божьих, тот должен иметь способность вникать в эти вещи.

Стихи 11−17. 1. Саула, задавшего обычный вопрос, направили к Самуилу (ст. 11−14). Гива Саулова находилась на расстоянии не более двадцати миль от Рамы, где жил Самуил, и недалеко от Массифы, где он часто судил Израиль, но, похоже, Саул жил довольно уединенно, был мало ознакомлен с государственными делами и никогда не видел Самуила, ибо когда он встретил его (ст. 18), то не узнал; поэтому не было причин подозревать, что между ними по этому вопросу был заключен какой-то тайный договор или соглашение. «Я не знал Его», сказал Иоанн Креститель о Христе (Ин 1:31). Но я думаю, тот факт, что Саул не знал о Самуиле, не характеризует его с положительной стороны. Тем не менее:

1. Девицы из Рамы, которых они встретили у места, где те черпали воду, дали ему и его слуге необходимые сведения о Самуиле; в своей информации они были очень детальны (ст. 12−13). Мы всегда должны быть готовы оказать необходимую помощь тем, кто спрашивает о Божьих пророках, и направить их дальше. Девицы рассказали им, (1) что в тот день собирались совершить жертвоприношение на высоте; это был либо обычный праздник, либо особый день для молитвы и благодарения, когда приносились жертвы. В скинии не было ковчега, и жертвенник теперь не имел той же репутации, что прежде, равно как и люди не были им ограничены, что имело бы место в том случае, если бы Бог вновь выбрал место, чтобы там пребывать имени Его, поэтому теперь жертвоприношение можно было совершать в других местах. Самуил построил жертвенник в Раме (1Цар 7:17), и здесь мы читаем, что он пользовался этим жертвенником.

(2) Что в тот день Самуил отправился в город, возможно, чтобы совершить обход, или по государственному делу. Он был известным государственным деятелем, и все знали о его передвижениях.

(3) Это было как раз то время, когда встречались, чтобы вкушать жертву пред Господом: «Приблизительно в это время вы встретите его на улице, когда он будет направляться на высоту». Они знали время торжественного праздника.

(4) Что люди не будут есть, пока не придет Самуил, но не потому что он был самым главным человеком и они должны были согласно правилам хорошего тона ожидать его, не потому что (как полагают некоторые) он делал этот праздник и жертва приносилась за его счет, а потому что всякий, кто делает праздник, в качестве человека Божьего должен благословить жертву, то есть те части жертвы, которые они будут вкушать:

[1] Чтобы они считались обычной пищей. Поэтому данная ситуация является примером великой обязанности произносить благословение над пищей, которую мы собираемся вкушать. Не следует ожидать пользы от пищи, которая не была благословлена, и у нас нет оснований ожидать, что она будет благословением, если мы не молимся о ней. Так мы должны воздавать славу Богу как своему Даятелю, признавать свою зависимость от Него и свои обязанности перед Ним.

[2] Чтобы это считалось религиозным собранием. Когда совершалось жертвоприношение, представлявшее собой церемонию, то Самуил благословлял жертву, то есть молился о ней и вместе с ней возносил духовные жертвы, которые и представляли ее сущность. После совершения святых обрядов, люди садились есть. Душу нужно питать в первую очередь. Вкушение жертвы было священным обрядом, и поэтому было необходимо, чтобы ее особым образом благословляли как христианское причастие. Они ели в знак примирения с Богом посредством жертвы, свидетельствуя о том, что стали сопричастниками ее привилегий; а Самуил благословлял пищу, то есть молился Богу о благодати, чтобы Он удостоил праздник Своим особым присутствием и он мог достичь своих великих целей. Епископ Холл обращает внимание на то, что девицы могли дать такое детальное описание обрядов, совершавшихся во время этих торжественных праздников, и из этого делает вывод, что «там, где практикуется благочестие в своей наилучшей форме, об этом размышляют самые простые люди. Проживание в религиозных местах является немалым преимуществом, ибо нам придется выслушать много обвинений, если все благочестие пройдет мимо нас».

2. Саул и его слуга последовали наставлениям девиц и очень своевременно встретили Самуила, направлявшегося на высоту, в городскую синагогу (ст. 14). Кажется, это произошло случайно, но так распорядилось божественное провидение, чтобы приблизить это великое событие. Благодаря незначительным и случайным происшествиям мудрый Бог достигает Свои великие и неизменные цели. Ни один воробей не падает на землю без воли нашего Отца.

II. Самуил через особое откровение был извещен о Сауле. Он был провидцем и поэтому должен был предвидеть это событие особым образом.

1. За день до этого Бог сказал ему, что в это время пришлет к нему человека, который будет для народа Израиля таким царем, которого они хотят иметь как у прочих народов (ст. 15−16). Он сказал ему на ухо (в англ. пер.), то есть тайно прошептал или, возможно, тихим голосом, некими мягкими и приглушенными звуками передал эту мысль его разуму, когда он тайно молился, чтобы получить наставления о различных делах народа. Ранее Самуил говорил в слух Господа (1Цар 8:21), а теперь Бог говорил ему на ухо в знак дружбы и близких взаимоотношений, ибо Он открывает Свои тайны рабам Своим, пророкам (Ам 3:7). Бог сказал ему об этом заранее, чтобы он не был удивлен, и, возможно, именно в ожидании этого события он назначил праздник и жертвоприношение, чтобы привлечь Божье благоволение для этого великого и важного дела, хотя мог оставить для себя его детали, так как Бог сказал об этом только ему на ухо. На иврите эта фраза звучит так: «Он открыл ухо Самуила», и на нее ссылаются некоторые богословы, чтобы пояснить, каким образом Бог являет Себя нам; Он не только говорит, но и открывает наше ухо. Мы естественным образом прикрываем свои уши, чтобы не понимать, что Бог говорит нам (Иов 33:14), но когда Бог являет Себя душе, то открывает ухо, говоря: «Ephphratha — откройся»; Он снимает покрывало с сердца (2Кор 3:16). Хотя Бог с недовольством удовлетворил их требование и дал им царя, но здесь Он с любовью говорит об Израиле, ибо даже во гневе помнит о милости.

(1) Он вновь называет его Своим народом: хотя тот был упрямым и непокорным, но так и остался Его народом.

(2) Он посылает к ним мужа, который был бы их вождем, чтобы они не были телом без головы и чтобы он спас народ Его от руки Филистимлян, что, возможно, превосходило цели многих, желавших иметь царя.

(3) Он делает это, выражая уважение к ним самим и их воплю: «Я призрел на народ Мой, так как вопль его достиг до Меня». Он удовлетворил их требование, о котором они просили Его, как нежная мать ублажает своего капризного ребенка, чтобы его сердце не разорвалось. И (как обращает внимания епископ Патрик) хотя Он не собирался прислушиваться к их воплю о помощи против притеснения своих царей (1Цар 8:18), но был настолько добр, что сделал этих царей инструментами их освобождения от угнетения соседних народов, что намного превосходило их ожидания.

2. Когда Саул вышел к нему навстречу на улице, то Бог вновь прошептал Самуилу в ухо (ст. 17): «Вот человек, о котором Я говорил тебе!» Так как Саул был необычно высоким, то, естественно, Самуил издалека увидел и внимательно посмотрел на него, так как настал час, когда Бог послал ему человека, который должен был стать царем Израиля; и он подумал, что он может им стать. Но для того, чтобы он был полностью удовлетворен, Бог сказал ему четко: «Вот человек, который обуздает Мой народ» (в англ. пер.), ибо гражданская власть является наследником ограничения.

Стихи 18−27. Наконец провидение свело вместе Самуила и Саула, и в данных стихах описываются их встречи возле ворот, во время праздника, и наедине.

I. В городских воротах. Проходя через ворота, Саул увидел его (ст. 18), мало задумываясь о том, что это был сам пророк, и спросил у него, как пройти к дому Самуила: «Скажи мне, где дом прозорливца?», ибо именно там надеялся найти его. Посмотрите, каким обычным человеком выглядел Самуил, хотя был великим мужем: он не демонстрировал богатство, не имел свиты, перед ним не несли никаких отличительных знаков, и он не был одет в особое одеяние, даже когда направлялся в церковь, а предстал во всех отношениях таким обычным человеком, что Саул, несмотря на то что был предупрежден о встрече с ним, не подозревал, что это был он, а (словно он был больше похож на привратника, чем на пророка) спросил у него дорогу к дому прозорливца. Так великие достоинства часто прячутся под довольно презренным внешним видом. Самуил знал, что ему нужен не столько дом, сколько человек, живущий в этом доме, и поэтому ответил: «Я прозорливец человек, которого ты ищешь» (ст. 19). Самуил узнал его раньше, чем он узнал Самуила; подобным образом все, призванные в царство славы, приходят к познанию Бога, но вначале Бог познает их (Гал 4:9).

1. Самуил принуждает Саула остаться у него до следующего дня. Большую часть дня он посвятил жертвоприношению, а его остаток хотел посвятить святому вкушению жертвы и поэтому сказал: «Отпущу тебя утром, но не раньше, а сейчас иди впереди меня на высоту; давай вместе помолимся, а потом вместе поговорим». У Саула не было других планов, он хотел всего лишь найти своих ослиц, а Самуил хотел отвлечь его от этой заботы и расположить к обрядам благочестия. Поэтому он велел ему идти на высоту, впереди него, ибо, возможно, некоторое дело обязывало Самуила зайти куда-то по дороге.

2. Он ответил ему на вопрос об ослице (ст. 20): «Об ослицах не заботься и не думай больше о них, ибо они нашлись». По этим словам Саул мог догадаться, что это и есть тот пророк, раз он дал ответ на вопрос, который ему еще не задали, и сказал, о чем он думает; исходя из этого, он мог сделать вывод, что раз все это мог сделать человек Божий, то еще больше Сам Бог, Который разумеет помышления наши издали.

3. Он удивляет его намеком на его будущее продвижение: «Кому все вожделенное в Израиле? Разве оно не предназначено для царя, и нет другого такого человека в Израиле, который подошел бы для этого, как ты». Из этих слов не следует, что страна считала его подходящим для руководства, ибо они предоставили всецело Богу выбирать им царя; но в то же время Саул был таким, какого они желали, и его возвышение будет возвышением для его семьи и родственников: для Авенира и других.

4. На этот странный намек Саул дает довольно скромный ответ (ст. 21). Он подумал, что Самуил всего лишь подшучивает над ним, ибо он был высоким человеком, но весьма неподходящим, чтобы стать царем, ибо хотя историк говорит (ст. 1), что его отец был человеком знатным (мужем сильным в англ. пер.), но он отзывается довольно скромно о своем колене и семье. «Вениамина, самого младшего из сыновей Иакова, стали называть младшим (Быт 44:20), когда он стал мужем; это колено значительно уменьшилось из-за войны в Гиве; а я сын Вениамина, и племя мое малейшее»; возможно, он имел в виду, что его семья была самой молодой и не занимала видного положения даже в своем колене. Гедеон так же отзывался о себе (Суд 6:15). Смиренный характер является хорошим предзнаменованием продвижения.

II. Во время праздника. Самуил привел на праздник Саула и его слугу. Хотя возвышение Саула означало для Самуила смещение с должности, но этот благочестивый пророк не только не завидовал и не желал ему зла, но и был первым и самым ревностным в оказании ему почестей во исполнение воли Божьей. Если Бог избрал этого человека, то хотя он и не был близким другом или преемником Самуила, но пророк сердечно пригласил его к столу, более того, полюбил его всем сердцем. Можно предположить, что Саулу была своевременно оказана милость, когда ему предложили угощение, ибо из его слов (ст. 7) следует, что они съели все продукты и потратили все деньги. Но это было еще не все. Самуил обращался с ним не как с обычным человеком, а человеком знатным и занимающим высокое положение в обществе, чтобы подготовить его и людей к последующим событиям. Он почтил его, (1) посадив на наилучшее место как самого почетного из всех гостей, которым он сказал: «Уступите ему место» (Лк 14:9). Хотя мы можем предположить, что там находились представители городских властей, которые занимали более высокое положение, но хозяин праздника дал первое место Саулу и его слуге (которого, если бы Саул был царем, должны были уважать, как премьер-министра государства) между званными (ст. 22). Отметьте: мы должны быть вежливыми с теми людьми, которые благодаря Божьему провидению занимают важное положение в государстве.

(2) Подав ему лучшую часть, которую он предназначил для будущего царя, получив с небес извещение о его приходе (ст. 16), и повелел повару отложить для него, когда отдавал повеления для приглашения гостей и для их приема. Что же это была за драгоценная часть, которую так тщательно хранили для избранного царя? Кто-то мог бы подумать, что это было нечто весьма изысканное и утонченное, но это было обычное плечо барана (ст. 23−24). Правое плечо мирной жертвы отдавалось священникам, принимавшим жертву от имени Бога (Лев 7:32); за ним самым ценным и почетным считалось левое плечо, которое, возможно, всегда предназначалось для тех, кто сидел во главе стола, и, как правило, в другие времена передавалось Самуилу; и поэтому тот факт, что теперь оно было отдано Саулу, подразумевал, что он уступал ему свое место. Некоторые обращают внимание на значение этого угощения. Плечо символизировало силу, а грудь, которая, как полагают некоторые, прилагалась к нему, символизировала привязанность, то есть царь имел владычество на раменах своих, ибо должен был нести его тяготы; он также должен любить свой народ, и тот должен быть дорог ему.

III. Что происходило между ними наедине. Вечером того же дня и ранним утром следующего Самуил общался с Саулом на плоской кровле своего дома (ст. 25−26). Мы можем предположить, что пророк рассказал ему во всем объеме о том, как народ захотел иметь царя, что послужило основанием для подобного желания, и сообщил, что Бог пообещал удовлетворить его. Так как Саул жил уединенно, то он, скорее всего, ничего не знал об этом. Самуил успокоил его, сказав, что именно он был тем человеком, которого Бог избрал для царствования, и в то время, когда Саул возражал, ссылаясь на то, что руководство принадлежало Самуилу и что он ни за какие блага в мире не возьмет его из рук пророка, Самуил (мы можем предположить) давал все необходимые заверения в том, что он добровольно оставляет этот пост. Рано утром Самуил отправил его домой, решив немного проводить; а чтобы иметь возможность пообщаться наедине (ст. 27), он попросил отослать слугу вперед; и там, о чем нам рассказывает следующая глава, он помазал его и тем самым открыл, что сказал Бог, то есть полностью подтвердил, что он был избран царем, ибо не мог насмехаться над священным обрядом. Именно помазанием Святого Духа Христос, великий пророк, показывает нам Слово Господне. Сие помазание учит вас всему (1Ин 2:27).

толкование Мэтью Генри на первую книгу Царств, 9 глава

ПОМОЧЬ НАМ В РАЗВИТИИ

Получили пользу? Поделись ссылкой!


Напоминаем, что номер стиха — это ссылка на сравнение переводов!


© 2016−2024, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога.