В предыдущей главе мы встретились с Самуилом в качестве молодого священника (хотя по происхождению он был всего лишь левитом), ибо он служил пред Господом в льняном ефоде. В этой главе он предстает молодым пророком (что более почетно); Бог сверхъестественным образом открылся ему и в нем восстановил (если не начал) пророчество в Израиле. В данной главе:
(I) Бог впервые сверхъестественным образом явился Самуилу (ст. 1−10).
(II) Через него Бог отправил послание Илию (ст. 11−14).
(III) Самуил честно передал послание Илию, а тот в свою очередь покорно принял его и признал, что Бог праведен в Своем решении (ст. 15−18).
(IV) Самуил был поставлен пророком в Израиле (ст. 19−21).
Стихи 1−10. Прежде чем приступить к описанию первого явления Бога Самуилу, данная глава рассказывает:
(1) Как усерден был Самуил в служении Богу, соответственно занимаемой должности и своим возможностям (ст. 1): «Отрок Самуил (хотя он был всего лишь отроком) служил Господу при Илии». Тем самым он усугублял нечестие сыновей Илия. Они восстали против Господа, а Самуил служил Ему; они с пренебрежением отнеслись к предостережениям отца, а Самуил принимал их во внимание. Он служил при Илии, под его наблюдением и наставлением. К похвале Самуила следует отметить, что их плохой пример ни в коей мере не воздействовал на него, а лишь укрепил на правильном пути. Это испытание должно было подготовить его для дальнейших почестей, которые Бог запланировал для него; тот, кто был верен в малом, вскоре получит намного больше. Кто с юного возраста отличается смирением и усердием, тот убедится, что это надежный путь к продвижению. Более всего для руководства подходят те, кто научился повиноваться.
(2) Каким редким явлением в то время было пророчество, из-за чего призыв Самуила вызвал в нем изумление и был величайшим благословением для Израиля: слово Господне было редко в те дни. Время от времени мужи Божьи были задействованы в качестве посланников в чрезвычайных ситуациях (как в 1Цар 2:27), но не было постоянных пророков, к которым люди могли бы обратиться за советом или от которых могли бы надеяться услышать откровение о божественной воле. Редкость пророчеств делала их особенно ценными для всех, кто знал, как правильно оценить их. Пророчество было ценным, ибо, похоже, оно было сугубо личным и не было никого, кто был бы публично известен как человек, имеющий видения: видения были не часты. Возможно, порочность и нравственная нечистота, преобладавшая в скинии и, безусловно, растлившая весь народ, рассердила Бога, и Он в знак Своего недовольства удалил Дух пророчества, пока не решил поставить более верного священника, и тогда в качестве залога был поставлен этот верный пророк. В данных стихах очень подробно описывается, каким образом Бог явил себя Самуилу, ибо это было весьма необычно.
I. Илий удалился отдыхать. Самуил подошел к его постели, а остальные, принимавшие участие в служении во святилище, разошлись (как мы можем предположить) по своим комнатам (ст. 2): «Илий лежал на своем одре»; он вовремя лег в постель, ибо ощущал недомогание, не мог совершить служение и быстро устал. Возможно, он слишком любил покой или слишком много времени проводил в своей комнате, и это давало его сыновьям полную свободу действий. Он все чаще желал покоя, потому что его глаза ослабли, и это было справедливым наказанием за то, что он сквозь пальцы смотрел на ошибки своих сыновей.
II. Самуил лег спать в небольшой комнате рядом с комнатой Илия, как его верный слуга, готовый явиться по первому зову престарелого человека, если ночью ему что-либо понадобиться: возможно, почитать ему, если он не сможет заснуть. Илий выбрал для этого служения Самуила, а не какого-либо члена своей семьи за его послушание, на которое обратил внимание. Если сыновья были причиной его скорби, то этот маленький слуга радовал его. Пусть те, кто страдает из-за своих детей, благодарят Бога, если в их окружении есть кто-то, доставляющий им утешение. И светильник Божий еще не погас, и Самуил лежал в храме Господнем (ст. 3). Похоже, он лег спать недалеко от святого места, где горел светильник, пока лампады, отходящие от светильника, не погасли (основная лампада никогда не гасла), поэтому это была скорее полночь. До того времени Самуил был занят каким-то полезным делом: читал или молился, возможно, убирал или готовил святое место, а затем тихо лег спать. Когда мы постоянно и усердно исполняем свой долг, то можем надеяться, что Бог милостиво посетит нас.
III. Бог позвал Самуила по имени, но тот решил, что его зовет Илий, и поспешил к нему (ст. 4−5). Самуил лежал в постели, но не спал, а его мысли, безусловно, были заняты хорошим делом (как мысли Давида, Пс 62:7), когда Бог позвал его, как предполагает епископ Патрик, из святого места; халдейский парафраз читает так: «Глас раздался в храме Господнем». Но Илий, похоже, хотя и лежал рядом, ничего не услышал; в то же время, возможно, все было по-другому. В данной ситуации приведен пример:
(1) Трудолюбия Самуила и его готовности услужить Илию. Предположив, что это был голос первосвященника, отрок поспешно вылез из теплой постели и поспешил посмотреть, не нужно ли чего ему; возможно, он опасался, что тот нездоров. «Вот я», ответил он. Это хороший пример для слуг, чтобы они приходили, когда их зовут, а также для молодежи, чтобы они не только подчинялись старшим, но были внимательны и нежны с ними.
(2) Его неспособности и неведения в вопросах видений Всевышнего, ибо он принял призыв Бога за призыв Илия. Подобные ошибки мы совершаем чаще, чем сами это осознаем. Бог призывает нас Своим словом, а мы воспринимаем это только как призыв служителя и соответственно реагируем на него; Он призывает нас Своими провидениями, а мы смотрим только на инструменты. Его голос вопиет, но лишь кое-где муж мудрости понимает, что это Его глас. Илий заверил Самуила, что не звал его, тем не менее не побранил отрока за то, что тот побеспокоил и был чрезмерно назойлив, не назвал глупцом, не сказал, что это приснилось ему, а мягко велел ему идти спать, ибо от него ничего не требовалось. Если слуги должны быть готовы реагировать на призывы своих господ, то господа тоже должны заботиться об утешении для своих слуг: чтобы отдохнул раб твой, и раба твоя, как и ты. Поэтому Самуил пошел и лег. Бог призывает многих служением слова, и они говорят, как Самуил: «Вот я!», но если при этом они не взирают на Бога, не различают в призыве Его голос, то впечатления быстро проходят; они ложатся спать, и обличения ни к чему не приводят.
IV. Тот же призыв повторился, и та же ошибка была сделана во второй и в третий раз (ст. 6−9).
1. Бог вторично воззвал к Самуилу (ст. 6), и еще в третий раз (ст. 8). Отметьте: призыв, который божественная благодать хочет сделать эффективным, будет повторяться, пока он не воздействует, то есть пока мы не придем на призыв, ибо цель Бога, соответственно которой мы призваны, обязательно осуществится.
2. Самуил все еще не догадывался, что его призывал Господь (ст. 7): «Самуил еще не знал тогда голоса Господа». Он знал написанное слово, знал мысли Бога, изложенные в нем, но еще не постиг способ, с помощью которого Бог являет себя Своим слугам пророкам, особенно когда это спокойный тихий голос; все это было новым и странным для него. Возможно, он быстрее осознал бы божественное откровение, если бы оно пришло во сне или в видении, но об этом способе он не только не знал, но и не слышал. Кто имеет самые глубокие познания о божественных истинах, тот должен помнить время, когда был еще младенцем, неискусным в слове праведности. Когда я был младенцем, то по-младенчески мыслил. Тем не менее давайте не будем пренебрегать днем, когда пpoиcxoдят незначительные вещи. Самуил еще не знал тогда Господа (написано на полях), и еще не открывалось ему слово Господне; такие ошибки он совершал одну за другой, пока лучше не ознакомился со своим долгом. Подобным образом часто ошибаются верные сердцем в свидетельстве Духа, из-за чего теряют сопутствующее ему утешение; подобным образом часто ошибается совесть грешника, когда с ней борется Дух, и из-за этого обличения не приносят пользы. Бог говорит однажды и, если того не заметят, в другой раз (Иов 33:14).
3. Самуил подошел к Илию во второй и в третий раз; возможно, голос был похож на голос священника, и мальчик находился недалеко от него, поэтому он с уверенностью говорил старцу: «Ты звал меня (ст. 6−8), больше некому». Тот факт, что Самуил приходил всякий раз, когда его звали, хотя это был всего лишь Илий, говорит о том, что он был обязательным и активным, вполне годным для того, чтобы ему была оказана милость; Бог именно таких выбирает, чтобы поручить Свое дело. Но то, что он часто должен был подходить к Илию, было особым провидением: благодаря этому первосвященник наконец-то понял, что Господь зовет отрока (ст. 8).
(1) То, что Бог выбрал отрока Самуила, прислуживавшего ему, а не его первосвященника, когда решил что-то сказать, должно было огорчить его, ибо данный шаг свидетельствовал о том, что его семья начала деградировать. Еще больше он смирился, впоследствии узнав, что послание предназначалось ему, хотя было передано отроку. У него были основания считать это еще одним знаком Божьего недовольства.
(2) Это вынудило его спрашивать Самуила, что Бог сказал ему, и в дальнейшем он был полностью удовлетворен и уверен в истинности услышанного; у него не осталось никаких оснований предполагать, что Самуил все это придумал, ибо до того, как послание было передано, он сам осознал, что Бог собирается говорить с ним, но не должен был узнать, пока не услышал его от Самуила. Так даже слабости и ошибки слуг Божьих побеждаются безграничной Мудростью, и они становятся годными для осуществления Божьих планов.
V. Наконец Самуил был готов принять послание от Бога: не хранить его для себя, не давая ему хода, а стать совершенным пророком, который мог бы принимать и возвещать видения.
1. Илий, осознав, что Самуил слышал голос Бога, научил его, что говорить (ст. 9). Он поступил честно, хотя для него позорным был тот факт, что Божий призыв прошел мимо него и был направлен Самуилу; тем не менее он наставил отрока, как вести себя. Если бы он завидовал чести, оказанной Самуилу, то сделал бы все возможное, чтобы она не досталась ему; и раз сам отрок не понял этого, он велел бы ему отправиться спать и не обращать внимание, раз это был всего лишь сон. Но Илий был благородный человек и не сделал этого, а дал наилучший совет, который способствовал бы его продвижению. Подобным образом старики должны без зависти делать все возможное, чтобы помочь молодым продвинуться, даже если видят, что те затмят и превзойдут их. Давайте всегда быть готовыми проинформировать и наставить тех, кто придет после нас, даже тех, которые очень скоро превзойдут нас (Ин 1:30). Когда Бог позвал в следующий раз, то Илий научил его так говорить: «Говори, Господи, ибо слышит раб твой». Он должен был назвать себя рабом Божьим и стремиться узнать волю Божью. «Говори, Господи, говори со мной, говори сейчас». Он должен быть готов слушать и пообещать быть внимательным: «Твой раб слышит». Отметьте: мы можем надеяться, что Бог будет говорить с нами в том случае, если настраиваемся слушать, что Он говорит (Пс 84:9; Авв 2:1). Когда мы приходим и читаем слово Божье, когда слушаем проповедь, то должны иметь подобное расположение, подчиняя себя повелевающему свету и его силе: «Говори, Господи, ибо слышит раб Твой».
2. Похоже, Бог обратился в четвертый раз, но по-другому; хотя призыв звучал так же, как прежде, и Бог позвал его по имени, но теперь Он встал и воззвал. Эти слова подразумевают, что теперь Самуилу открылось некое видимое явление божественной славы видение, которое стояло перед ним, как видение перед Елифазом, хотя тот не распознал вида его (Иов 4:16). Самуил убедился в том, что его звал не Илий, ибо увидел голос, говоривший с ним (Откр 1:12). Теперь призыв был удвоен: «Самуил, Самуил», словно Богу нравилось повторять его имя; или это означает, что теперь он поймет, Кто разговаривает с ним. Однажды сказал Бог, и дважды слышал я это (Пс 61:12). Ему была оказана честь, раз Богу было угодно знать его по имени (Исх 33:12); Его призыв был могущественным и действенным, когда Он назвал его по имени и обратился именно к нему (как призыв к Павлу: «Савл, Савл»), Так Бог называл по имени Авраама (Быт 22:1).
3. Самуил ответил так, как был научен: «Говори, ибо слышит раб Твой». Отметьте: хорошие слова нужно своевременно вкладывать в уста детей, равно как и подходящие слова, выражающие благочестивые чувства, с помощью которых они могут лучше ознакомиться с божественными истинами и быть наставленными к священному общению с ними. Учите молодежь, что они должны говорить, ибо в этой тьме они ничего не могут сообразить. Теперь Самуил не встал и не побежал, как раньше, когда думал, что его зовет Илий, а остался лежать и слушать. Чем более спокоен и сосредоточен наш дух, тем лучше мы подготовлены для божественных открытий. Мы должны контролировать все свои беспокойные мысли и страсти, чтобы душа была спокойна и уравновешена, и тогда мы будем готовы услышать Бога. Все должно молчать, когда Он говорит. Но обратите внимание: Самуил пропустил одно слово; он не сказал: «Говори, Господи», а только: «Говори, ибо слышит раб Твой» (в англ. пер.); теперь он был готов принять послание и ознакомиться со словами Бога и видениями Всевышнего. Некоторые иудейские толкователи придают мистический смысл ст. 3: «И светильник Божий еще не погас в храме Господнем» — Бог призвал Самуила и сделал его пророком до падения Илия и до того, как потускнела слава урима и туммима; при этом их теологи отмечают, что восходит солнце, и заходит солнце (Еккл 1:5), то есть, говорят они, до того, как зайдет солнце одного праведного человека, Бог поднимает солнце другого праведного человека. Smith ex Kimchi.
Стихи 11−18. В данных стихах:
1. Изложено послание, которое после этого вступления Бог передал Самуилу. Оно касалось дома Илия. Тогда Бог пришел к нему не для того, чтобы рассказать, каким великим мужем он будет в свое время, какое важное место в обществе будет занимать и каким благословением будет для Израиля. В молодом возрасте люди часто хотят, чтобы им рассказали их судьбу, но Бог пришел к Самуилу не для того, чтобы удовлетворить его любопытство, а чтобы задействовать его в служении и послать с поручением к другому человеку, что было намного лучше; тем не менее суть первого послания безусловно произвела на него сильное впечатление. Это могло пригодиться ему в будущем, когда его собственные сыновья окажутся хотя и не такими плохими, как сыновья Илия, но и не такими хорошими, какими должны быть (1Цар 8:3). Это послание короткое, не такое Длинное, как принесенное человеком Божьим (1Цар 2:27). Так как Самуил был еще ребенком, то не следовало ожидать, что он сможет запомнить такое длинное послание, и Бог учел это. Память детей не следует перегружать божественными истинами. Но это послание было грустным, исполненным гнева, чтобы подтвердить послание, изложенное в предыдущей главе, и привязать к провозглашенному ранее приговору, ибо Илий не уделил ему должного внимания. Чем меньше внимания мы уделяем божественным угрозам, тем с большей вероятностью они обрушатся на нас и будут тяжелее. Здесь приводятся ссылки на то, что было сказано ранее об их грехе и наказании.
1. О грехе: он знал их вину (ст. 13). Об этом говорил ему человек Божий и его собственная совесть. Как много вины и порочности присутствует в нас, если мы можем сказать: «Об этом беззаконии знало сердце наше, мы осознавали, что делали!» Вкратце беззаконие заключалось в следующем: «Сыновья его нечествовали, и он не обуздывал их». На иврите написано: «Он не проявлял своего неодобрения». Если он и выразил свое недовольство их нечестивыми путями, то не в должной степени: он порицал, но не наказывал их за совершенное ими зло, не лишал их возможности поступать нечестиво, хотя должен был сделать это как отец, первосвященник и судья. Отметьте:
(1) Грешники своими нечестивыми поступками делают себя отвратительными. Они развращают себя (ибо каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью, Иак 1:14) и тем самым унижают, делая себя не только презренными, но и отвратительными для святого Бога, святых людей и ангелов. Грех мерзкая вещь, и он более всего портит человека (Пс 14:4). Сыновья Илия с пренебрежением относились к Богу и делали Его приношения презренными в глазах людей, но позор обратился на них: они сделали себя презренными (ст. 13, англ. пер.).
(2) Кто не обуздывает грехи других, когда это в его власти, тот делает себя сопричастником их вины и будет обвинен как соучастник. Людям, обладающим властью, придется ответить за многое, если они не делали меч, который носили, ужасом для злодеев.
2. О наказании: это то, что Я говорил о доме его (ст. 12 и 13). «Я объявил ему, что Я накажу дом его на веки», то есть это проклятие будет переходить в его семье от поколения к поколению. Детали этого проклятия изложены ранее; здесь они не повторяются, но добавлено:
(1) Что когда этот приговор начнет исполняться, это вызовет страх и изумление у всего Израиля (ст. 11): кто услышит, у того зазвенит в обоих ушах. Каждый израильтянин ужаснется и поразится, услышав об убийстве сыновей Илия, о том, что сам Илий сломал хребет и его семья рассеялась. Господи, как ужасен Ты в Своих судах! Если это происходит с зеленеющим деревом, то что будет с сухим? Отметьте: суды Божьи, поражающие других, должны вызывать в нас святой страх (Пс 118:120).
(2) Что эти зловещие начатки наказания безусловно будут залогом их дальнейшего полного осуществления: «Я начну, и продолжу, и окончу то, чем грозил» (ст. 12). Эти слова подразумевают, что суд может начаться несколько ранее, но пусть не называют Его терпение погашением долга, а отсрочку прощением; ибо когда Бог наконец-то начнет наказывать, то Он основательно совершит Свое дело, и хотя Он долго не действовал, но поразит дом Илия.
(3) Что не останется никакой надежды, что этот приговор будет пересмотрен, а наказание остановлено или смягчено (ст. 14).
[1] Бог не будет пересматривать приговор, ибо подкрепил его клятвой: «Я клянусь дому Илия»; Бог не отменит то, в чем поклялся: то ли это милость, то ли суд.
[2] Бог никогда не пойдет на компромисс: «Вина дома Илиева не загладится ни жертвами, ни приношениями хлебными вовек». Нельзя принести искупление за грех и нельзя смягчить наказание. Несовершенство жертв, которые приносились по закону, заключалось в том, что они не могли изгладить беззаконие и очистить; только Кровь Иисуса Христа очищает от всех грехов и защищает тех, кто верой имеет в ней часть, от вечной смерти, которая является платой за грех.
II. Послание передано Илию. Обратите внимание:
1. Самуил пытался утаить его (ст. 15).
(1) Он спал до утра, и мы можем предположить, что он бодрствовал, вникая в смысл услышанного, мысленно повторяя его и задумываясь, что с этим можно сделать. После того, как мы получили пищу слова Божьего, нам следует успокоиться и уделить время, чтобы переварить полученное.
(2) Он отворил двери дома Господня утром, как обычно делал, ибо первым приходил в скинию. То, что Самуил делал это в другое время, является примером необычного послушания в ребенке, а тот факт, что он отворил двери этим утром, является примером великого смирения. Бог почтил его превыше всех детей Своего народа, но он не возгордился оказанной ему честью, не посчитал себя слишком важным и благочестивым, чтобы заниматься таким презренным и рабским трудом, а с готовностью, как всегда, пошел и отворил дверь скинии. Отметьте: Бог делает ничтожными в своих глазах тех, кому Он являет себя; они с радостью снисходят до всего, что может послужить Его славе, даже если это труд привратника в Его доме. Может, кто-то ожидал, что Самуил будет настолько наполнен видениями, что забудет о своем обычном служении и в превознесенном состоянии отправится к своим сослуживцам, чтобы рассказать о своем общении с Богом этой ночью. Но отрок скромно хранил эти откровения в себе, не рассказал о видении ни одному человеку, и тихо приступил к своей работе. О своем тайном общении с Богом не стоит возвещать на крыше дома.
(3) Он боялся объявить видение сие Илию. Если он боялся, что Илий разгневается и накажет его, то у нас есть основание подозревать, что Илий был в той же степени суров к этому послушному ребенку, в какой был снисходительным к собственным нечестивым сыновьям, и это плохо характеризовало бы его. Но мы вполне можем предположить, что Самуил скорее боялся огорчить и обеспокоить этого благочестивого старика и поэтому не решался сделать это. Если бы он сразу поспешил со своими новостями к Илию, то это выглядело бы так, словно он с радостью ждал горестного дня и надеялся возвысить собственную семью на руинах семьи Илия; поэтому ему не приличествовало спешить объявить о своем видении. Ни один благочестивый человек не любит сообщать плохие новости, особенно Самуил Илию, ученик учителю, которого он любил и уважал.
2. Илий осторожно спросил о видении (ст. 16−17). Услышав, что Самуил проснулся, он позвал его к себе, возможно, к своей постели, и, еще ранее осознав, что Бог разговаривал с ним, потребовал, чтобы отрок открылся ему. Им двигала не назойливость («прошу, не скрой от меня»); увидев, что Самуил боится и медлит, священник прибегнул к клятве: «То и то сделает с тобою Бог, и еще больше сделает, если ты утаишь от меня что-либо!» У него были основания бояться, что послание содержало не хорошие, а плохие пророчества о нем, но так как это было послание от Бога, то он не мог спокойно оставаться в неведении относительно его содержания. Благочестивый человек желает знать всю волю Бога: благоприятна она в его адрес или нет. Его клятва то и то сделает с тобою Бог, если ты утаишь от меня что-либо, может означать пугающую участь, которая ожидает всех неверных стражников; если они не предупреждают грешников, то навлекают на себя гнев и проклятие, о которых должны были возвестить во имя Бога тем, кто закоснел в своих беззакониях.
3. Наконец Самуил честно пересказал послание Бога (ст. 18): «Он объявил ему все». Увидев, что должен все рассказать первосвященнику, Самуил не смягчил суть послания, не попытался представить его лучше, чем оно было на самом деле, затупить то, что было острым, или подсластить горькую пилюлю, а пересказал послание во всем объеме и так же четко, как получил его, не упустив возможности возвещать всю волю Божию. Так честно должны поступать служители Христа.
4. Илий благочестиво принял его. Он не сомневался в честности Самуила, не сердился на него, не возражал против справедливости приговора, не жаловался на наказание, как Каин, что оно было более суровым, чем он мог вынести, а терпеливо подчинился и принял наказание за свои беззакония: «Он Господь; что Ему угодно, то да сотворит». Он понял, что этот приговор касается только его временного наказания и передает позор и бедность его потомству, но не приговаривает к окончательному отделению от благоволения Бога, и поэтому с готовностью подчинился ему. Он не роптал, потому что знал недостатки своей семьи; он также не ходатайствовал о пересмотре приговора, ибо Бог подтвердил его торжественной клятвой, о которой никогда не раскается. Поэтому он признал и смиренно покорился воле Божьей, как Аарон в похожей ситуации (Лев 10:3): «Аарон молчал». В нескольких словах:
(1) Он подтвердил истину, удовлетворившую его: «Он Господь; именно Он провозглашает наказание; против Его суда невозможно подать апелляцию, и Его суду подлежат все. Именно Он совершает суд, Его силе невозможно противостать, Его справедливости нельзя предъявить обвинение, равно как и соперничать с Его всемогущей силой. Он Господь; подобными действиями Он освятит и прославит себя, а это главное, к чему Он стремится. Он Господь, в Котором нет неправды; Он никогда не причинял и не причинит зла своим творениям и не взыщет с них больше, чем они заслужили».
(2) Из всего этого он делает удовлетворяющий вывод: «Что Ему угодно, то да сотворит. Я не могу ничего плохого сказать о Его действиях. Он праведен во всех Своих путях и свят во всех Своих делах, поэтому да будет воля Его. Гнев Господень я буду нести, потому что согрешил пред Ним». Подобным образом мы должны успокаивать себя, когда Бог нас наказывает, и никогда не бороться со своим Творцом.
Стихи 19−21. Так Самуил ознакомился с видениями Божьими; и в данных стихах описывается, какие дальнейшие почести ему были оказаны как пророку.
I. Бог почтил его. Начав оказывать ему благоволение, Он продолжил и увенчал Свое дело в нем: «И возрос Самуил, и Господь был с ним» (ст. 19). Своим возрастанием в мудрости и благодати мы обязаны присутствию Бога с нами; это самое главное для нашего роста. Бог почтил Самуила:
(1) Продолжая являться ему. Самуил честно передал вверенное ему послание, и поэтому Бог вновь задействовал его в Своем служении: «Продолжал Господь являться в Силоме Самуилу» (ст. 21). Отметьте: Бог с милостью вторично посетит тех, кто правильно отнесся к Его визитам.
(2) Исполнив то, что Он сказал через него: «Не осталось ни одного из слов его неисполнившимся» (ст. 19). Все, что Самуил говорил как пророк, исполнялось: его слова оказывались истиной, и его предсказания осуществлялись в свое время. Возможно, вскоре после этого исполнились поразительные истины, предсказанные Самуилом; это подтвердило, что исполнятся и другие слова, им изреченные, и утвердило его в этом служении. Бог утверждает слово раба Своего и приводит в исполнение изречение Своих посланников (Ис 44:26), Он исполняет то, что говорит.
II. Израиль почитал его. Все израильтяне знали и признавали, что Самуил удостоен быть пророком (ст. 20).
1. Он стал известным; все, кто приходил в Силом поклониться, обращали на него внимание, восхищались им и говорили о нем, когда возвращались домой. Благочестие в раннем возрасте будет величайшей славой молодых людей и обеспечит им вскоре хорошую репутацию. Бог почтит тех, кто почитает Его.
2. Он стал полезным для своего поколения. Кто своевременно стал благочестивым, тот рано начинает делать добро. Он получил должность от Бога, установил хорошую репутацию среди людей, ему была дана величайшая возможность сиять как свет в Израиле. Когда был отвергнут старый Илий, то был поставлен молодой Самуил, ибо Бог никогда не оставит себя без свидетеля, равно как и Свою Церковь без вождя.
толкование Мэтью Генри на первую книгу Царств, 3 глава