Библия тека

Собрание переводов Библии, толкований, комментариев, словарей.


1-я Царств | 28 глава

Толкование Мэтью Генри


Здесь начинаются приготовления к войне, которая положит конец царствованию и жизни Саула и таким образом проложит Давиду путь к престолу. В этой войне:

(I) Нападающей стороной становятся филистимляне, а их царь Анхус делает Давида своим доверенным лицом (ст. 1−2).

(II) Израильтяне готовятся к встрече с ними, а Саул призывает в тайные советники дьявола и таким образом наполняет меру своего беззакония. Примите во внимание:

(1) Отчаянное положение, в котором оказался Саул (ст. 3−6).

(2) Его обращение к волшебнице, чтобы та вызвала ему Самуила (ст. 7−14).

(3) Его разговор с видением (ст. 15−19). Охватившее Саула оцепенение (ст. 20−25).

Стихи 1−6. Здесь приводится:

I. Сообщение о замыслах филистимлян против Израиля. Они решили воевать с ним (ст. 1).

1. Если бы израильтяне не оставили Бога, то не осталось бы никаких досаждавших им филистимлян; если бы Саул не оставил Бога, то к этому времени никакая опасность со стороны филистимлян им не грозила бы. Филистимляне воспользовались возможностью и предприняли нападение именно сейчас, когда среди них находился Давид, которого они боялись больше, чем Саула со всеми его войсками.

II. Сообщение о том, что Анхус рассчитывал на помощь Давида в этой войне, а Давид побуждал его к такому упованию: «...ты пойдешь со мною в ополчение, говорит Анхус, если я тебя защищаю, то вправе требовать от тебя служения». И он считает, что ему повезло иметь на своей стороне такого человека, как Давид, который преуспевал, куда бы ни пошел. Давид ответил ему двусмысленно: «Посмотрим, как пойдут дела; у нас будет достаточно времени поговорить об этом потом; но ты непременно узнаешь, что сделает раб твой» (ст. 2); то есть: «Я подумаю, на каком посту смогу послужить тебе лучше, если только ты предоставишь мне возможность выбора». Так он не связывает себя обещанием, но поддерживает при этом упования Анхуса; ибо тот воспринял данные слова исключительно как обязательство помочь и поэтому пообещал Давиду, что поставит его начальником своей стражи, защитником или премьер-министром государства.

III. Сообщение о подтягивании войск обеих сторон к полю боя: Филистимляне... стали станом в Сонаме (ст. 4), то есть в уделе колена Иссахарова, на огромном расстоянии к северу от собственной страны. По-видимому, земля Израиля плохо охранялась, если филистимляне смогли провести свою армию в самое сердце страны. Саул, преследуя Давида, оставил свой народ незащищенным и уязвимым. Саул собрал свои войска на расположенных рядом горах Гелвуя, готовясь к бою с филистимлянами, хотя мужества ему для этого теперь недоставало, поскольку дух Господень отошел от него.

IV. Описание ужаса, который охватил Саула и привел его в полное замешательство: и увидел Саул стан Филистимский, и на основании увиденного и донесений лазутчиков понял, что армия филистимлян исполнена мужества, более многочисленна и лучше вооружена, нежели его собственная; это заставило его испугаться, так что крепко дрогнуло сердце его (ст. 5). Держись он ближе к Господу, ему не пришлось бы пугаться при виде армии филистимлян; но теперь, когда Саул спровоцировал Бога оставить его, он утратил свои преимущества, его войско деградировало, имело жалкий вид и, что еще хуже, сам Саул лишился присутствия духа, его сердце сжалось в комок, а нечистая совесть заставляла вздрагивать даже при шелесте листьев. Теперь он вспомнил, что пощадил амаликитян, не пролив крови виновных, зато пролил кровь невинных священников. Грехи Саула выстроились в ряд перед его взором, и это привело царя в замешательство, расстроило его советы, полностью лишило мужества и произвело в нем некое страшное ожидание суда и ярости огня. Следует заметить: любые невзгоды приводят детей непослушания в ужас. В таком жутком состоянии вопросил Саул Господа (ст. 6). Нужда заставит прибежать к Богу тех, кто в дни своего процветания пренебрегал Его Словом и жертвенником. Господи! в бедствии он искал Тебя (Ис 26:16). Было ли когда-нибудь такое, чтобы кто-то искал Бога и не нашел? Но именно так произошло с Саулом: Господь не отвечал ему, не обращал внимания ни на его просьбы, ни на его вопросы; не давал ему указаний, что делать, не побуждал надеяться, что когда-нибудь будет с ним. Может ли Он вообще отвечать таким, как Саул? (Иез 14:3). Нет, Саул не вправе рассчитывать на мирный ответ, ибо (1) он вопрошал таким образом, как будто бы не вопрошал вовсе. Поэтому о нем и сказано: не взыскал Господа (1Пар 10:14); ведь, по сути, его поиски были слабыми и холодными, причем сопровождались тайными мыслями о том, что если Бог ему не ответит, то он посоветуется с дьяволом. Он искал не с верою, а с двоящимися и колеблющимися мыслями.

(2) Он стал вопрошать Господа, когда было слишком поздно, когда дни его испытания закончились и он был окончательно отвергнут. Ищите Господа, когда можно найти Его, ибо наступит время, когда его уже не найдешь.

(3) Саул лишился привилегии вопрошать Господа каким-либо из определенных Им методов. Мог ли ненавидевший и преследовавший Самуила и Давида (а ведь и тот и другой были пророками) рассчитывать на ответ через пророка? Мог ли убивший первосвященника рассчитывать на ответ через урим? Мог ли тот, кто из-за своих грехов лишился Духа благодати, рассчитывать на ответ в сновидениях? Нет. Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает.

V. Упоминание о произошедших достаточно давно событиях в качестве предисловия к следующей истории (ст. 3).

1. Смерть Самуила. Самуил умер, из-за чего филистимляне стали более дерзкими, а Саул более боязливым; ибо, будь Самуил жив, Саул, вероятно, думал бы, что пророк поможет ему в трудной ситуации своим присутствием и моральной поддержкой, добрыми советами и молитвами.

2. Указ Саула, направленный против колдовства. Он привел в исполнение законы против волшебников, которых нельзя оставлять в живых (Исх 22:18). Существует мнение, что Саул сделал это в начале своего царствования, пока находился под влиянием Самуила; согласно другому мнению, он сделал это позже, потому что здесь об этом говорится как о недавнем указе (англ. пер., ст. 9). Возможно, когда самого Саула беспокоил злой дух, он подозревал, что это является следствием колдовства, и по этой причине изгнал всех волшебников. Многие кажутся ревностными борцами против греха, когда таковой тем или иным образом досаждает им (они донесут на сквернослова, если услышали ругательства в свой адрес, или на пьяницу, если тот, будучи пьян, оскорбил их), тогда как в других ситуациях они не заботятся о Божьей славе и не испытывают антипатии к греху как таковому. Как бы там ни было, Саул заслуживает похвалы за запрет злодеяний подобного рода и за борьбу со злодеями. Следует заметить: многие кажутся врагами грехов других людей, тогда как потакают собственным беззакониям. Саул хочет изгнать дьявола из своего царства, но тем не менее приютил его в своем сердце, будучи завистливым и злым.

Стихи 7−14. Здесь сообщается:

I. Что Саул разыскивает волшебницу (ст. 7). Господь не отвечал ему, но если бы Саул смирил себя тогда покаянием и настойчиво продолжал искать Бога, то кто знает, может быть, в конечном счете ему удалось бы упросить Его? А поскольку он не сумел разглядеть утешение ни на небе, ни на земле (Ис 8:21−22), то решил постучать во врата ада и проверить, не найдет ли там дружеской поддержки и не получит ли совет: сыщите мне женщину волшебницу (ст. 7). И слуги Саула проявили особое усердие, чтобы помочь ему в этом злом деле; они сразу же порекомендовали ему волшебницу из Аэндора (близлежащего города), которой удалось избежать казни, грозившей ей согласно Саулову указу. К ней-то он и решил обратиться. Здесь ему вменяется в вину:

(1) Пренебрежение к Богу Израилеву; как будто бы какая-либо тварь могла оказать Саулу любезность, если Бог оставил его, будучи рассерженным.

(2) Противоречие самому себе. Он знал, насколько отвратителен грех колдовства, иначе не стал бы истреблять волшебников; теперь же он обращается к одной из них за прорицанием, которое прежде осудил как мерзость. Людям свойственно яростно нападать на грехи, которые их не искушают, а впоследствии уступать таковым. Скажи кто-нибудь Саулу, когда тот уничтожал волшебников, что вскоре он и сам будет советоваться с одной из них, то он бы ответил словами Азаила: что такое раб твой, пес? Но кто знает, на какое злодеяние способны люди, оставившие Бога и оставленные Им?

II. Как, узнав о волшебнице, Саул поспешил к ней; но отправился ночью, вероятно, пешком, переодевшись и взяв с собой лишь двух слуг (ст. 8). Видите, как приходится пленникам сатаны:

(1) Унижаться. Никогда Саул не выглядел столь презренным, как теперь, когда украдкой шел к жалкой волшебнице, чтобы узнать свою судьбу.

(2) Маскироваться. Злые дела это дела тьмы, и они ненавидят свет, не желая выходить на него. Саул пошел к волшебнице не в своей одежде, а в обмундировании простого солдата, и не только потому, что волшебница, узнав его, могла отказать ему в услуге (либо из страха, что он пришел заманить ее в ловушку, либо решив отомстить за указ против ее коллег по ремеслу), но и из опасения быть узнанным собственным народом, который возненавидит его за это. Такова сила природной совести, что даже совершающие злодеяния стыдятся делать их и краснеют при этом.

III. Как он представил ей задание и пообещал освободить от наказания.

1. Все, что он от нее хочет, это вывести из мертвых одного человека, с которым имел намерение побеседовать. Речь идет о некромантии, или предсказании посредством умерших, именно этот метод, как Саул надеялся, послужит его цели. Спрашивать мертвых о живых (Ис 8:19) явно запрещалось законом (Втор 18:11). Выведи мне, о ком я скажу тебе (ст. 8). Здесь предполагается, что существование души после смерти, как правило, считали само собой разумеющимся, как и то, что смерть человека не означает конец; также предполагается, что вызывание душ требовало огромных знаний. Но как нелепо думать, что некая благочестивая душа захочет явиться по распоряжению злого духа или что Бог, Который отказал некому человеку в пользовании благами Своих собственных установлений, позволит таковому достичь цели посредством преданных проклятию ухищрений дьявола!

2. Волшебница сообщила о своем страхе перед законом и о своих подозрениях, что этот незнакомец пришел, чтобы заманить ее в ловушку: ты знаешь, что сделал Саул (ст. 9). Провидение распорядилось так, что Саулу прямо в лицо было сказано о его указе против волшебников именно в то время, когда он пришел посоветоваться с одной из них, что еще сильнее усугубило его грех. Она настойчиво говорит о риске нарушения закона, возможно, чтобы поднять цену; ибо, хотя здесь не упоминается стоимость ее услуг, вне всякого сомнения, таковая была огромной. Обратите внимание, как сильно она чувствует опасность, исходящую от Саулова указа и как старается оградить себя от таковой; но при этом совершенно не боится нарушить обязательства перед Божьим законом и не испытывает страха перед гневом Господним. Она принимает во внимание деятельность Саула (а не Бога!), направленную против колдовской практики, и опасается сети, расставленной для ее жизни, сильнее, чем сети для уловления души. Грешникам свойственно больше бояться наказания от людей, нежели праведного суда Божия.

3. Но Саул дает клятву, что не поступит с ней коварно (ст. 10). Долг царя обязывал Саула наказать волшебницу, и он знал это, тем не менее клянется, что не поступит так; как будто бы своей клятвой он мог обезопасить ее от действий, которые обязан совершать по Божьему повелению. Но Саул пообещал ей большее, чем смог бы действительно сделать, когда сказал: не будет тебе беды за это дело; ведь он не способен оградить от Божьего возмездия самого себя, тем более эту женщину.

IV. С каким человеком хотел поговорить Саул, а именно с недавно умершим Самуилом. И волшебница своим чародейством удовлетворяет это желание и сводит их вместе.

1. Как только Саул дал женщине заверения, которых та хотела (что не станет ее разоблачать), она принялась колдовать и спросила довольно уверенно: кого же вывести тебе? (ст. 11). Следует заметить: упование на безнаказанность дает грешникам большее дерзновение идти по пути зла и ожесточает их сердца.

2. Саул желает поговорить с Самуилом: Самуила выведи мне. Самуил помазал его на царство и прежде был ему верным другом и советником; поэтому именно с ним Саул и захотел посоветоваться. Мы не находим ни одного упоминания о том, чтобы Саул ходил в сложных ситуациях за советом (что, несомненно, пошло бы ему на пользу) к Самуилу, когда тот жил неподалеку от Гивы Сауловой в Раме и возглавлял там школу пророков; тогда Саул пренебрегал Самуилом и, возможно, ненавидел его, считая сторонником Давида. А теперь, когда он умер: «О, если бы Самуил был жив! Во что бы то ни стало Самуила выведи мне». Следует заметить: многие презирающие и преследующие Божьих святых и служителей при жизни были бы рады видеть их рядом, когда те уже умерли. Пошли мне Лазаря и пошли его в дом отца моего (Лк 16:24−27). Могилы праведников украшены по-особому.

3. В этой истории что-то может показаться пропущенным. Саул сказал: Самуила выведи мне, а вслед за этим идут слова: и увидела женщина Самуила (ст. 12), тогда как читающие ожидали повествования о том, какие действия она совершала, к каким заклинаниям и чарам прибегала, или хотя бы краткой информации о словах и делах волшебницы; но полное молчание Писания по этому поводу свидетельствует, что нам запрещено стремиться к познанию глубин сатанинских (Откр 2:24) или потакать своему любопытству в области тайн беззакония. О книгах некоторых католических исповедников сказано, что приведенными в них описаниями греха они научили людей совершать таковой. Писание же не раскрывает секретов искусства греха, чтобы мы были просты на зло (Рим 16:19).

4. Когда появилось видение, волшебница узнала, что ее заказчиком был Саул, вероятно, об этом ей сообщил дух волхвования: «зачем ты обманул меня, переодевшись; ведь ты Саул именно тот человек, которого я боюсь больше любого другого?» (ст. 12). Итак, она увидела, кто скрывается за чужой одеждой, и дала Саулу понять, насколько велика сила ее ремесла; и все же она опасалась, что, по крайней мере, впоследствии Саул может использовать против нее то, что она сейчас делала. Если бы она верила, что перед ней действительно Самуил, то у нее было бы больше причин бояться именно его хорошего пророка, а не Саула плохого царя. Но гнева земных правителей люди боятся намного сильнее, нежели гнева Царя царей.

5. Саул (которого, можно предположить, держали на расстоянии, в соседней комнате) велел волшебнице не бояться его, а продолжать свои действия и спросил: что ты видишь? (ст. 13). Женщина сказала: вижу как бы бога (то есть духа), выходящего из земли. Богами называли и ангелов, поскольку они духовные существа. Бедные боги, если им приходится выходить из земли! Но она говорит на языке язычников, у которых были свои адские божества, причем таковых почитали. Если бы Саул думал, что для беседы с Самуилом необходимо вывести тело последнего из гроба, то он отправился бы вместе с волшебницей в Раму, где находилась могила пророка. Но он намеревался поговорить исключительно с душой Самуила, которая, если станет видимой, то, как он ожидал, явится в обычном подобии тела; и, чтобы удовлетворить намерение Саула, Бог позволил дьяволу принять вид Самуила, дабы не принявший любви истины получил действие заблуждения и верил лжи. Они могли бы понять, что данное видение не может быть душой самого Самуила, по тому, что видели выходящего из земли, а дух сынов человеческих, тем более благочестивого человека, восходит вверх (Еккл 3:21). Но если люди желают быть обманутыми, то со стороны Бога справедливо сказать: «Пусть обманываются». А в том, что дьявол с Божьего позволения смог принять образ Самуила, нет ничего странного, поскольку сатана принимает вид Ангела света! И не удивительно, что ему разрешили сделать это в данном случае: пусть Саула охватит отчаяние за то, что он вопрошал дьявола и не пожелал надлежащим образом вопросить Господа, а ведь последнее могло принести ему утешение. Когда Саулу сказали о «выходящем боге», он тотчас же захотел узнать, как выглядит божество, в каком облике оно явилось, слишком далек он был от того, чтобы испытать при этом ужас, ибо сердце его сильно ожесточилось, обольстившись грехом. По-видимому, Саулу не разрешили разглядеть некое подобие видения самому, но ему надлежало поверить женщине на слово, что она увидела мужа престарелого, одетого в длинную одежду, или мантию, обычное облачение судьи, которое Самуил подчас носил; и существует мнение, что по этой причине, а также благодаря величию внешнего вида она и назвала данное видение Элохим бог или боги; ибо так говорили о судьях (Пс 81:1).

6. По описанию, которое привела женщина, Саул понял, что это был Самуил, пал лицем на землю либо (по общепринятой точке зрения) из почтения к Самуилу (хотя он его и не видел), либо чтобы внимать бормотанию тихим голосом, которое он ожидал услышать (потому что волшебники шептали и бормотали, англ. пер., Ис 8:19); и, похоже, Саул поклонился (наверное, по указанию женщины), чтобы расслышать шепот и внимать сказанному; ибо о голосе чревовещателя сказано, что таковой говорит с земли и шепчет из праха (Ис 29:4). Саул поклонился тому, кто не пожелал поклониться Слову Божию.

Стихи 15−19. Здесь приводится обмен мнениями между Саулом и сатаной. Саул пришел в другой одежде (ст. 8), но сатана быстро его разоблачил (ст. 12). И сам сатана приходит в другой одежде, в подобии Самуиловой мантии, но Саул не может его разоблачить. Когда мы боремся против мироправителей тьмы века сего, то находимся в невыгодном положении, потому что они знают нас, а нам неведомы их хитрости и уловки.

I. Фантом, или призрак, принявший облик Самуила, спрашивает, зачем за ним посылали: для чего ты тревожишь меня, чтобы я вышел? (ст. 15). Нам отсюда становится ясно, что это был злой дух в облике Самуила; ибо (как отмечает епископ Патрик) волшебники не обладают властью тревожить покой благочестивых людей и выводить их снова в этот мир, когда заблагорассудится; и настоящий Самуил не стал бы свидетельствовать, что колдовское искусство имеет такую силу; но на Саула данная уловка сатаны подействовала, чтобы заставить его поклониться себе, навязать ему мнение о великой силе предсказания и таким образом использовать его в своих дьявольских интересах.

II. Саул представляет свою жалобу на рассмотрение этого мнимого Самуила, ошибочно принимая его за истинного. Жалоба полна печали: «Тяжело мне очень, и я не знаю, что делать, ибо Филистимляне воюют против меня; и я бы прекрасно справился с ними, если бы располагал знаками Божьего присутствия; но увы! Бог отступил от меня». Саул не сетовал на то, что Бог удалился, пока не попал в беду, пока филистимляне не стали воевать против него, и только после этого начал оплакивать уход Господа. Не искавший Бога в дни своего процветания счел жестоким, что Господь не ответил ему, когда он попал в беду, и даже не обратил внимания на его вопросы, не дал ответа ни в сновидениях, ни через пророков, не ответил непосредственно Сам и не отправил кого-нибудь из Своих посланников. В отличие от кающегося грешника, Саул не признает в этом Божью правоту; но ведет себя как человек в ярости, сердится на Бога за немилость и поспешно убегает от Него. Потому я вызвал тебя; как будто бы Самуил, будучи Божьим слугой, проявит благосклонность к тому, на кого Сам Господь сердится, или как будто бы мертвый пророк мог послужить Саулу лучше, чем живые. На этом основании напрашивается вывод, что на самом деле Саул хотел встретиться с дьяволом (пусть даже под прикрытием имени Самуила) и никого иного не ждал, ибо стремился получить совет явно не от Бога, а значит, от дьявола, который соперничает с Господом. «Бог отрекся от меня, поэтому я пришел к тебе. Flectere si nequeo superos, Acheronta movebo — Если я не смогу покорить небеса, то приведу в движение силы ада».

III. Саул получает слабое утешение от злого духа в Самуиловой мантии, который явно намерен довести царя до отчаяния и самоубийства. Будь это настоящий Самуил, то на вопрос Саула, что ему делать, он велел бы тому покаяться, помириться с Богом и вызвать из изгнания Давида, и после этого сказал бы, что только так у него появится надежда снискать милость у Господа. Но вместо этого говорящий представляет дело Саула пропащим и безнадежным и «помогает» ему точно так же, как «помог» Иуде выступив сначала искусителем, а потом мучителем, убедив того сначала предать своего Учителя, а затем повеситься.

1. Злой дух досаждает Саулу напоминанием о постигших того в данное время несчастьях (ст. 16), говоря ему, что Бог не просто отошел от него, а стал ему врагом, и поэтому Саулу нечего ждать утешительного ответа: «для чего же ты спрашиваешь меня? Как я могу быть тебе другом, когда Бог твой враг, или быть тебе советчиком, когда Бог отошел от тебя?»

2. Злой дух досаждает ему напоминанием, что Давид помазан на царство (ст. 17). Он мог бы и не касаться струны, издающей самый неприятный звук для Саулова уха. Ничего не говорится, чтобы помирить его с Давидом, но сказанное, скорее, настроит Саула против Давида и углубит разделяющую их пропасть. Но дабы он поверил, что перед ним Самуил, видение заверило Саула, что через него говорил именно Бог. Дьявол умеет создавать впечатление религиозности и учить лжеапостолов принимать вид Апостолов Христовых и подражать их речи. Прибегающие к заклинаниям и чарам и говорящие в свою защиту, что не находят в них ничего, кроме добра, должны помнить, что и здесь дьявол говорит добрые слова, но со злым умыслом.

3. Злой дух упрекает Саула в непослушании Божьему повелению об уничтожении амаликитян (ст. 18). Сатана помогал Саулу преуменьшить значение и найти извинение этому греху, когда Самуил старался привести царя к покаянию, теперь же он представляет грех весьма тяжким, чтобы Саул отчаялся в обретении Божьей милости. Видите, что получает тот, кто прислушивается к искушениям сатаны. Последний сам выступит в роли обвинителя и нанесет удар. Видите, на кого похожи те, кто склоняет других к злодеяниям, а затем упрекает их в содеянном.

4. Злой дух предсказывает Саулу неминуемый крах (ст. 19).

(1) Его армию истребят филистимляне. Об этом говорится дважды: стан Израильский предаст Господь в руки Филистимлян. Это можно было предвидеть, учитывая превосходящую силу и численность филистимлян, слабость войска Израилева, страх Саула и в особенности удаление Бога от них. Но чтобы утвердиться в образе пророка, злой дух неоднократно со всей серьезностью приписывает это Богу: Господь и делает это.

(2) Саул и его сыновья будут убиты в бою: завтра, то есть через небольшой промежуток времени (и если предположить, что описываемое событие происходило после полуночи, то можно утверждать, что речь идет о следующих сутках после начавшихся сейчас), ты и сыны твои будете со мною, то есть мертвыми, отделенными от тела. Будь это настоящий Самуил, он не смог бы предсказать данное событие, если бы ему не открыл это Бог; и, хотя здесь предстал злой дух, Бог мог предсказать и через него; мы читаем о том, как злые духи, предсказавшие падение Ахава в Рамофе Галаадском, были использованы в таковом (3Цар 22:20 и след.); возможно, злой дух с Божьего позволения сыграл такую же роль в падении Саула. В первом случае злой дух льстил Ахаву, а в данном пугал Саула, чтобы обоих постигло падение; так жалок находящийся во власти сатаны; ибо сердится ли, смеется ли, не имеет покоя (Притч 29:9).

Стихи 20−25. Здесь говорится о том, как Саул получил ужасную весть от духа, с которым советовался. Он желал, чтобы ему сказали, что делать (ст. 15), а ему сообщили о том, чего он не сделал и что с ним будет. Кто ожидает получить добрый совет или утешение не от Бога и не по Его установлениям, тот будет жестоко разочарован, как здесь Саул. Примите во внимание:

I. Каким тяжким гнетом стала для Саула эта весть (ст. 20). Он действительно не был готов ее вынести, ибо он не ел хлеба весь тот день и всю ночь. Он вышел голодным из стана и продолжал голодать, но не из-за недостатка пищи, а из-за нежелания есть. Страх перед мощью филистимлян (ст. 5) лишил его аппетита; или, возможно, из-за борьбы с собственной совестью, после того как он начал лелеять мысль о совещании с волшебницей, Саул стал испытывать отвращение к необходимой ему пище, даже к деликатесам. Это сделало его легкой добычей для нового страха, который напал на него, как человек вооруженный. Он вдруг пал всем телом своим на землю, как будто бы его уже поразили стрелы, выпущенные из луков филистимлян; притом и силы не стало в нем, чтобы вынести эти тяжкие вести. Он был сыт по горло совещаниями с волшебниками и нашел их жалкими утешителями. Когда Бог в Своем Слове предрекает грешникам ужасы, Он в то же время открывает и дверь надежды, если они покаются; но кто ищет помощи у врат ада, того ждет беспросветная тьма.

II. С каким трудом удалось уговорить его принять необходимую пищу, чтобы добраться назад на свой пост в стан. Видимо, волшебница оставила Саула наедине с призраком, чтобы он смог побеседовать с ним сам; но, наверно, услышав, как Саул со стоном падает, и поняв, что того постигли сильные муки, она пришла к нему (ст. 21) и стала настойчиво уговаривать, чтобы он немного подкрепился и смог бесследно покинуть ее дом; она опасалась, что если Саул болен и умрет здесь, то ее накажут за предательство, даже если ей удалось избежать наказания за колдовство. Скорее всего, именно это, а не добрые чувства, побудило волшебницу столь усердно проявлять заботу о Сауле. До какого же плачевного состояния он себя довел, если ему понадобился такой жалкий утешитель!

1. Женщина проявила немалую настойчивость, чтобы уговорить Саула подкрепиться. Она ссылалась на то, что сама послушалась голоса Саула с риском для своей жизни (ст. 21), почему бы теперь ему не прислушаться к ее голосу для спасения собственной жизни? (ст. 22). У нее под рукой оказался откормленный теленок (согласно истинному значению слова, речь идет о животном, которое молотило зерно и без которого, следовательно, трудно обойтись); именно такое угощение предложила волшебница (ст. 24). Иосиф Флавий сильно восхищается необычайной учтивостью и щедростью этой женщины, считая ее поступок достойным подражания примером сочувствия к страждущим и готовности отдать последнее без надежды на вознаграждение.

2. Саул отнесся к предложению подкрепиться с полным отвращением: он отказался и сказал: не буду есть (ст. 23), предпочитая ничем не примечательную смерть от голода благородной гибели от меча. Если бы проблема заключалась лишь в недостатке жизненных сил, то пища помогла бы ее решить; но увы! В данной ситуации подобные средства не принесут облегчения. Значат ли что-нибудь изысканные яства для больной совести? Что уксус на рану, то поющий песни печальному сердцу так это неприемлемо и неприятно.

3. В конце концов с помощью Сауловых слуг женщине удалось убедить его, вопреки нежеланию и упрямству, немного подкрепиться. Не силой, а дружеским советом они убедили его (англ. пер., ст. 23); именно о разумном и вежливом убеждении идет речь и в притче: убеди придти (Лк 14:23). Как сильны слова правды, когда, вняв им, люди склоняются к тому, что пойдет им на благо! (Иов 6:25). Благодаря этому угощению Саул немного ожил; так что он и его слуги, поев, встали и ушли еще до рассвета (ст. 25), чтобы быстрее приступить к делу и чтобы никто не увидел, как они выходят из дома со столь скандальной репутацией. Иосиф Флавий сильно восхищается смелостью и великодушием Саула в данной ситуации, ибо, несмотря на заверения в том, что он лишится и жизни и чести, своей армии царь не оставил, но вернулся в стан и приготовился к бою. Меня же больше удивляет ожесточение Саулова сердца, а также то, что он снова не пожелал обратиться к Богу с молитвой и покаянием в надежде хотя бы на отсрочку приговора, но отчаянно бросился прямо навстречу собственной погибели. На самом же деле возможно, что теперь, когда ярость и зависть завладели им до предела, ему стало легче примириться со своей тяжкой долей, после того как он узнал, что его сыновья, в том числе и Ионафан, которого он ненавидел за привязанность к Давиду, умрут вместе с ним. Если Саулу суждено умереть, то его не волнует, какое опустошение в семье и в государстве будет сопутствовать его падению: что же тем хуже для преемника. Emou thanontos gaia michtheto pyri — Мне нет дела до того, что после мой смерти весь мир запылает в огне. Он не стал умолять, как Давид: «Пусть Твоя рука будет на мне, а не на Твоем народе».

толкование Мэтью Генри на первую книгу Царств, 28 глава

ПОДДЕРЖИТЕ НАШ ПРОЕКТ

Получили пользу? Поделись ссылкой!


Напоминаем, что номер стиха — это ссылка на сравнение переводов!


© 2016−2024, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога.