В данной главе рассказывается, что Саул был окончательно отвергнут от царства за непослушание Божьей заповеди, когда ему было велено полностью уничтожить амаликитян. С помощью войн и побед он надеялся возвеличить и сохранить в вечности свое имя и славу, но из-за неправильного руководства погубил себя и похоронил свою славу в прахе.
I. Бог повелел ему уничтожить амаликитян; он должен был полностью истребить их (ст. 1−3).
II. Саул подготовился к этому походу (ст. 4−6).
III. Он добился успеха и частично исполнил данное ему поручение (ст. 7−9).
IV. Самуил изучил это дело, опросил Саула и вынес ему приговор, несмотря на многие несерьезные отговорки, которыми он хотел оправдать себя (ст. 10−31).
V. Убийство Агага (ст. 32−33).
VI. Прощание Самуила с Саулом (ст. 34−35).
Стихи 1−9. В данных стихах:
I. Самуил во их Бога торжественно требует, чтобы Саул был послушен повелению Бога, тем самым четко намекая, что его ожидает испытание; на данном определенном примере будет испытано, послушен он или нет (ст. 1). Тот факт, что он был четко извещен об испытании своего послушания, в значительной мере усугубляет его непослушание.
1. Самуил напоминает ему, что Бог сделал для него: «Господь послал меня помазать тебя царем. Бог дал тебе власть и поэтому ожидает, что ты будешь использовать ее для Него. Он облачил тебя почестями, и теперь ты должен учиться воздавать Ему славу. Он сделал тебя царем над Израилем, и теперь ты должен заступиться за дело Израиля и отомстить за нанесенные ему обиды. Тебя возвысили, чтобы ты руководил Израилем, но знай, что ты подданный Бога Израилева и во всем должен слушаться Его». Возвышение людей не освобождает их от послушания Богу, а обязывает быть более послушными. Самуил был задействован для того, чтобы помазать Саула, и поэтому более других подходил для роли посланника, который должен был доставить ему эти повеления.
2. В общем, размышляя обо всем сказанном, он говорит, что царь обязан делать все, что Бог велит ему: «Теперь послушай гласа Господа». Отметьте: Божьи милости, оказанные нам, строго обязывают нас быть Ему послушными. Мы должны воздавать Ему послушанием (Пс 115:3).
II. Он велит ему совершить определенное служение, в котором он должен проявить Богу свое послушание более, чем когда-либо раньше. Самуил обосновывает, что это повеление от Бога: «Так говорит Господь Саваоф, Господь всех воинств и воинства Израилева». Он также приводит основание для этого повеления, чтобы ему нетрудно было быть суровым при его исполнении: «Вспомнил Я о том, что Амалик сделал Израилю» (ст. 2). Бог с времен древних ссорился с амаликитянами за вред, причиненный Его народу Израиля, когда Он выводил его из Египта. Эта история описывается в Книге Исход 17:8 и далее; вина Амалика усугубляется (Втор 25:18), когда он подло побил отставших и не боялся Бога. Тогда Бог поклялся, что будет воевать против Амалика из рода в род и что со временем совершенно изгладит память об Амалике. Именно это было велено тогда совершить Саулу (ст. 3): «Иди и порази Амалика. Теперь Израиль стал сильным, и мера беззаконий Амалика наполнилась; теперь пойди и полностью истреби этот заклятый народ». Бог четко повелел ему убивать всякого, кто окажется перед ним мужа и жену, отрока и грудного младенца, — и никого не щадить из жалости. Он также должен был предать смерти всех животных от вола до овцы, от верблюда до осла и не щадить их из жадности. Отметьте:
(1) Рано или поздно за все зло, причиненное Израилю, будет взыскано, особенно за противостояние израильтянам, когда они выходили из Египта.
(2) Бог часто долготерпит тех, кто отмечен для гибели. Провозглашенный приговор не быстро приводится в исполнение.
(3) Хотя Он терпит долго, но не всегда будет терпеть. Наконец наступит год воздаяния за противостояние Израилю. Хотя божественная справедливость поражает медленно, но неизбежно.
(4) Чем чаще и на более длительное время откладывается суд, тем более суровым он будет, когда придет.
(5) Для совершения Своего дела Бог выбирает инструменты, которые больше всего подходят для этого. Это было кровавое дело, и поэтому его должен был совершить Саул грубый и суровый человек.
III. Для этого Саул сразу же собрал армию и напал на страну Амалика. Он вывел на поле боя огромную армию (ст. 4): «Двести тысяч Израильтян пеших». Когда он пришел, чтобы вступить с бой с филистимлянами и дело было рискованным, то у него было всего лишь 600 воинов (1Цар 13:15), а теперь, когда ему нужно было атаковать амаликитян согласно четкому повелению небес и он был уверен в успехе, в его распоряжении были тысячи. И как бы ни было в другие времена, но не для славы Иуды их войска были пересчитаны ими самими, ибо их часть была поразительно ничтожной (какой бы ни была причина) двадцатая часть от всей численности войска, ибо их было 10000, в то время как остальные десять колен (ибо я исключаю Левия) привели на поле боя 200000. День славы Иуды приближался, но еще не настал. Саул пересчитал их в Телаиме, что означает агнцы. Он пересчитал их как агнцев (говорит Вульгата), пересчитал их по пасхальным агнцам (в халдейском переводе), полагая по десять человек на одного агнца; подобный способ исчисления использовался иудеями в более поздние времена. Саул привел все свои войска к городу Амалика их главному городу (ст. 5), чтобы спровоцировать их выйти на бой.
IV. Он дружески посоветовал кинеянам отделиться от амаликитян, среди которых они жили, пока проходило сражение (ст. 6). В этом он поступил разумно и благочестиво и, возможно, по наставлению Самуила. Кинеяне были близкими родственниками и происходили из семьи Иофора, тестя Моисея. Они жили в палатках и поэтому в случае необходимости легко переезжали в другую, не принадлежащую им землю. В то время много кинеян проживало среди амаликитян, и хотя они жили в палатках, но были защищены природой, ибо на скале полагали гнезда свои и были мужественным и ловким народом, который мог жить в любом месте (Чис 24:21). Валаам предсказал, что они будут разорены (Чис 24:22). Как бы ни было, но не Саул должен был опустошить их, ибо (1) он признал, что со стороны их предков Израилю была оказана милость, когда он выходил из Египта. Иофор со своей семьей оказали значительную помощь и послужили израильтянам, когда они проходили через пустыню; они были им вместо глаз, и много веков спустя это припомнилось их потомкам. Подобным образом благочестивый человек оставляет божественное благословение в наследство детям своих детей; пришедшие после нас смогут пожинать блага благодаря нашим добрым делам, когда мы сами уже будем в могиле. Праведен Бог, чтобы не забывать милости, оказанные Его народу; о них вспомнят в другой день, самый отдаленный день, и за них воздастся в воскресение праведных. Алкал Я, и вы дали Мне есть. Бог вспомнил о милостях, оказанных предками кинеян, и оказал им любезность как раз в то время, когда Он наказывал амаликитян за зло, причиненное их предками; и это поможет доказать праведность Бога в данной диспенсации. Если по праву наследства Он передает Свое благоволение, то почему не может передавать Свое недовольство? Он поддерживает дело Своего народа и благословляет благословляющих их, а поэтому и проклинает проклинающих их (Чис 24:9; Быт 12:3). Они не могут сами отблагодарить за оказанную им милость или отомстить за причиненное зло, но Бог может сделать и то и другое.
(2) Он хочет, чтобы они сняли свои палатки и ушли от амаликитян: «Пойдите, отделитесь, выйдите из земли Амалика». Когда повсюду бушуют разрушительные суды, то Бог заботится, чтобы отделить драгоценное от ничтожного и спрятать кротких земли в день Своего гнева. Опасно оказаться в компании врагов Бога, а мы исполним свой долг и посодействуем своим интересам, если выйдем от них, чтобы нам не быть соучастниками их грехов и наказаний (Откр 18:4). У евреев есть пословица: «Горе нечестивому и горе его соседу».
V. Саул победил Амалика, ибо это была, скорее, казнь преступника, чем война с сопротивляющимся врагом. Итог события не может вызывать сомнение, если дело справедливое и получен четкий призыв: «И поразил Саул Амалика (ст. 7), а народ весь истребил (ст. 8)». Теперь им пришлось дорого заплатить за грех, совершенный их предками. Бог иногда бережет для детей несчастье. Они были идолопоклонниками, виновными во многих грехах, и за это заслужили гнев Божий; но когда Бог захотел взыскать с них, то в качестве основания для противостояния взял грех их предков, которые причиняли зло Израилю. Господи, как непостижимы Твои суды и как непреложна Твоя праведность!
VI. Но он сделал свое дело наполовину (ст. 9).
1. Он пощадил Агага, так как тот был царем, как и он сам, возможно, надеясь получить за него богатый выкуп.
2. Он пощадил наилучший скот, а уничтожил только отбросы, ни на что не годные. Мы можем предположить, что многим амаликитянам удалось сбежать в другие страны вместе со своим добром, поэтому после этих событий мы вновь сталкиваемся с ними; но с этим ничего нельзя поделать. Вина Саула заключалась в том, что он не уничтожал тех, которые попадались ему в руки и оказывались в его власти. То, что было уничтожено в то время, фактически было жертвой для справедливости Бога, ибо Он Бог, Которому принадлежит отмщение; Саул, думая, что украденное, хромое и больное вполне подойдет для этой цели (в то время как для своих полей и своего стола он оставил тучных первенцев), показал, что на самом деле почитает себя больше, чем Бога.
Стихи 10−23. Данные стихи рассказывают, что Самуил позвал Саула, чтобы тот отчитался о том, как исполнил свое поручение и выступил против амаликитян. В данных стихах приводятся поразительные примеры строгости, с которой действует справедливость Бога, а также примеры обманчивости и вероломства сердца человеческого. Они повествуют о том:
I. Что в связи с этим событием произошло между Богом и Самуилом наедине (ст. 10−11).
1. Бог решил отвергнуть Саула и ознакомил Самуила со Своим решением: «Жалею, что поставил Я Саула царем». Когда Бог раскаивается, то не поступает подобно нам и не меняет Свое мнение, а изменяет Свой метод или диспенсацию. Он не меняет Свое намерение, а желает изменений. Перемена произошла в Сауле, ибо он отвратился от Бога. Этот вывод Бог сделал исходя из его частичного послушания и преобладания в нем алчности. Тем самым он сделал Бога своим врагом. Бог раскаялся, что дал Саулу царство, славу и силу, которые сопутствовали ему, но Он никогда не раскаивался в том, что дал какому-либо человеку мудрость и благодать, страх Божий и любовь; Он никогда не раскаивался в этих Своих дарах и призваниях.
2. Самуил оплакивает и возражает против этого решения. Опечалился Самуил из-за того, что Саул лишился Божьего благоволения и что Бог решил отвергнуть его; он взывал к Господу целую ночь, провел всю ночь, ходатайствуя о нем, чтобы этот указ, не был приведен в исполнение. Когда другие спали в своих кроватях, он стоял на коленях, молясь и борясь с Богом. Он не возражал подобным образом, когда его лишили руководства, и не радовался тайно, как поступили бы многие, что Саул, пришедший ему на смену, так скоро получил отставку, а, наоборот, ревностно молился, дабы он остался на престоле, не желая, чтобы настал день бедственный. Отвержение грешников вызывает скорбь у благочестивых людей; Бог не радуется их смерти, поэтому и мы не должны радоваться этому.
II. Что произошло между Самуилом и Саулом публично. Так как Бог послал Самуила к Саулу с этими печальными новостями, то он пошел, как Иезекииль, в скорби души, чтобы встретиться с царем, возможно, согласно назначенной встрече, когда Саул вернулся из похода, ибо он пришел в Галгал (ст. 12) то место, где он был поставлен царем (1Цар 11:15) и где теперь хотел бы быть утвержден в этой должности, если окажется, что он хорошо справится с испытанием его послушания. Но Самуилу сказали, что Саул поставил в Кармиле городе, расположенном в горах Иудеи, триумфальную арку, или памятник, в честь своей победы, ибо старался больше прославить себя, а не Бога; он воздвиг это сооружение (или место, дословно) для себя, хотя ему следовало покаяться в своем грехе и заключить мир с Богом, а не хвалиться своей победой. Самуилу также доложили, что он прошел с большой помпезностью и при полном параде до Галгала, ибо, похоже, именно это подразумевается в словах: «Он ходил... проходил и сошел» (ст. 12, англ. пер.). Там Самуил встретил его.
1. При встрече Саул похвалился Самуилу своим послушанием, ибо теперь собирался отличиться именно этим качеством (ст. 13): «Благословен ты у Господа, ибо ты послал меня выполнить это хорошее поручение, исполняя которое я добился огромного успеха; я исполнил слово Господа». Скорее всего, если бы в то время совесть бросила ему вызов и обвинила в непослушании, то он не был бы настолько дерзок, чтобы возвещать о своем послушании, ибо таким образом он надеялся помешать Самуилу порицать его. Так грешники, оправдывая себя, надеются избежать и не быть судимы Господом, в то время как единственный путь избежать этого осудить самого себя. Кто больше других хвалится своей религиозностью, того можно подозревать в лицеприятии и лицемерии.
2. Самуил обличает его, четко показывая его неповиновение. «Исполнил ли ты повеление Господа? А что это за блеяние овец?» (ст. 14). Наверно, Саул думал, что Всемогущий Бог будет чудесным образом обязан ему за то хорошее служение, которое он совершил, но Самуил показывает, что Бог не только не является его должником, но у Него есть справедливый повод выступить против него, и в качестве доказательства предъявил блеяние овец и мычание волов, которые, возможно, по приказу Саула замыкали шествие, но Самуил ссылается на них как на доказательство, свидетельствующее против него. Ему не нужно было ходить далеко, чтобы опровергнуть его исповедание. Шум, издаваемым скотом (так же как ржавчина на серебре, Иак 5:3), будет свидетельствовать против него. Отметьте: очень часто благовидные исповедания и заявления лицемеров легко опровергнуть с помощью самых простых и неоспоримых доказательств. Многие хвалятся тем, что исполняют заповеди Бога, но что тогда означают их потакания плоти, их любовь к миру, их страсти и алчность, их пренебрежение святыми обязанностями, которые свидетельствуют против них?
3. Саул упорно пытается оправдать себя от этих обвинений (ст. 15). Он не мог отрицать сам факт; овцы и волы были приведены от амаликитян, но (1) в этом он невиновен, так как народ пощадил их, словно люди осмелились сделать это, не имея четких повелений Саула, когда знали, что он поступает вопреки четким повелениям Самуила. Отметьте: кто хочет оправдать себя, тот чаще всего стремится обвинить других и возложить вину на кого-нибудь другого, а не на себя. Грех это тряпка, которую никто не хочет класть у своих дверей. Нераскаявшееся сердце, которое не желает исповедовать свой грех, приводит печальную отговорку, возлагая вину на тех, кто искушал, кто участвовал в нем или только следовал их примеру.
(2) Он сделал это с добрым намерением: «Они для жертвоприношения Господу, Богу твоему. Он твой Бог, и ты не будешь противиться тому, что делается для Его славы». Это было лживое оправдание, ибо Саул и народ, пощадив скот, прежде всего стремились иметь личную выгоду. Но даже если бы это было так, это все равно несерьезное оправдание, ибо Бог ненавидит грабеж ради всесожжений. Бог повелел, чтобы этот скот был принесен Ему в жертву на поле, и поэтому не поблагодарит тех, кто привел его, чтобы принести в жертву на алтаре, ибо Он желает, чтобы Ему служили так, как Он хочет, и согласно тем правилам, которые Он предписал. Никакие добрые намерения не оправдают плохой поступок.
4. Самуил отклоняет или не придает внимания этой отговорке и продолжает во имя Бога судить его. Собираясь сообщить Саулу то, что Бог сказал ему (ст. 16), он основывал свои замечания на Его власти; в противном случае он никогда не вынес бы ему такой суровый приговор. Кто жалуется на чрезмерную строгость своих служителей, тот должен помнить, что пока они хранят слово Божье, то являются всего лишь посланниками, которые должны говорить то, что им велено, и поэтому такой человек должен желать, как Саул в данной ситуации, чтобы они говорили. Самуил честно передал вверенное ему послание.
(1) Он напомнил Саулу, как Бог возвысил его, сделав царем (ст. 17), когда он малым был в глазах своих. Бог обратил внимание на его низкое положение и наградил смиренность его духа. Отметьте: кто был возвышен в почестях и богатстве, тот должен часто вспоминать свое презренное начало, чтобы никогда не оценивать себя слишком высоко, а всегда стараться совершать великие дела для Бога, Который возвысил его.
(2) Он четко излагает перед ним повеления, которые он должен был исполнить (ст. 18): «Господь послал тебя в путь; это служение было легким и обреченным на успех, поэтому его следовало назвать путешествием (в англ. пер.), а не войной». Это дело было почетным: он должен был истребить заклятых врагов Бога и Израиля; и если бы он посвятил себя этому делу и не думал прежде всего о личной выгоде, а уничтожил все, что принадлежало Амалику, то в конце не оказался бы проигравшим и не служил бы на своем содержании. Бог несомненно возместил бы потери, и ему не понадобилась бы добыча.
Поэтому (3) он показывает, какую непростительную ошибку совершил Саул, стремясь получить прибыль от похода и обогатиться за счет него (ст. 19): «Зачем же ты бросился на добычу и взял себе то, что должно быть истреблено ради славы Божьей?» Посмотрите, корнем какого зла является любовь к деньгам; посмотрите, насколько порочен грех и что более всего делает его злом в глазах Господа. Это непослушание: «Ты не послушал гласа Господа».
5. Саул повторяет оправдания в свой адрес, приняв решение, несмотря на обличения, придерживаться их (ст. 20−21). Он отрицает свою вину (ст. 20): «Я послушал гласа Господа и сделал все, что в моих силах», ибо сделал (как ему казалось) все, что нужно; в собственных глазах он был мудрее самого Бога. Бог велел ему всех убить, но среди прочих примеров своего послушания он ссылается на тот факт, что привел Агага живым, полагая, что поступил так же хорошо, как если бы убил его. Подобным образом плотские обманчивые сердца оправдывают непослушание Божьим заповедям собственными отговорками. Он настаивает на том, что полностью истребил амаликитян, ибо это было основной целью похода; что же касается добычи, то признает, что должен был ее полностью истребить; следовательно, он знал волю Господа и не заблуждался в отношении повеления. Но Саул подумал, что это будет преднамеренная растрата; во времена Моисея скот мадианитян был взят в качестве добычи (Чис 31:32 и далее), так почему нельзя было сейчас взять скот амаликитян? Пусть лучше это будет добычей для израильтян, чем для птиц небесных и диких животных, и поэтому он смотрел сквозь пальцы на то, что люди уводили скот. Но это сделали они, а не он; это было жертвоприношение Господу, которое собирались совершить здесь, на Галгале, и именно туда сейчас вели скот. Посмотрите, как трудно убедить сыновей неповиновения в грехе и сорвать с них смоковные листья.
6. Самуил отвечает на его оправдания, раз Саул настаивает (ст. 22−23). Он взывает к его совести: «Неужели жертвы столько же приятны Господу, как послушание?» Хотя Саул не был хорошо ознакомлен с религией, но он не мог не знать, что:
(1) Для Бога нет ничего приятнее, чем послушание даже жертвы и всесожжения и тук овнов. Обратите внимание, что во всех обрядах и делах, касающихся религии, мы должны стремиться к тому, чтобы они были благоугодны Богу и Он был доволен всем, что мы делаем. Если Бог доволен нами и нашими служениями, то мы достигли своей цели и счастливы, в противном случае к чему все это? (Ис 1:11). Далее в данном месте четко говорится о том, что смиренное, искреннее и сознательное послушание воле Божьей более угодно и приятно Ему, чем всесожжения и жертвы. Тщательное исполнение нравственных заповедей более благоприятно представляет нас Богу, чем соблюдение всех церемониальных обрядов (Мих 6:6−8; Ос 6:6). Послушание приветствуется вечным законом природы, а жертвоприношение только специальным постановлением. Послушание было присуще закону невинности, а жертва предполагает, что грех уже вошел в мир, и является слабой попыткой избавиться от того, что могло предотвратить послушание. Именно послушание, а не жертва больше прославляет Бога и требует самоотречения. Намного проще привести вола или агнца, чтобы его сожгли на жертвеннике, чем пленить всякое помышление в послушание Богу и подчинить свою волю Его воле. Послушание это слава ангелов (Пс 102:20), и оно будет нашей славой.
(2) Ничто так не вызывает недовольство Бога, как непослушание, когда человек противопоставляет свою волю Его воле. В данном месте это называется непокорностью и противлением, сказано, что это так же плохо, как волшебство и идолопоклонство (ст. 23). Поклоняться другим богам так же плохо, как жить в непослушании истинному Богу. Кто подчиняется руководству собственных порочных наклонностей, тот, противостоя заповедям Бога, фактически обращается к терафиму (именно это слово здесь используется для обозначения идолопоклонства) или волшебникам. Именно непослушание делает всех нас грешниками (Рим 5:19), в этом заключается пагубность греха, то есть беззакония, которое является враждой против Бога (Рим 8:7). Саул был царем, но раз он не повиновался заповеди Бога, то его царское достоинство и власть не освобождали его от вины в непокорстве и упрямстве. Это не был бунт народа против владыки, это был бунт владыки против Бога об этом говорит Писание.
7. Самуил зачитал его приговор: «За то, что ты отверг слово Бога (отнесся к нему с презрением, в халдейском переводе; не исполнил его, в Септуагинте) и отказался руководствоваться им, поэтому и Он отверг тебя, пренебрег тобой и сделал из тебя ничто, чтобы ты не был царем. Тот, Кто сделал тебя царем, решил лишить тебя царства». Непригодны и недостойны руководить людьми те, кто не желает, чтобы ими руководил Бог.
Стихи 24−31. Наконец Саул был вынужден облечься в одежду раскаявшегося грешника, но очевидно, что он только играл эту роль, но не считал себя таковым. Обратите внимание:
I. Как неубедительно он выражает свое раскаяние. Пришлось много потрудиться, чтобы заставить его признать свою вину, и то удалось сделать это только после того, как ему пригрозили лишением царства. Это затронуло его самое больное место. Только тогда он начал уступать. Когда Самуил сказал ему, что он отвергнут и больше не будет царем, то он ответил: «Согрешил я» (ст. 24). Его признание не было добровольным и искренним, он был вынужден сделать его под пытками. Здесь мы можем обратить внимание на несколько нехороших признаков, свидетельствующих о том, что его покаяние было лицемерным, и оно было более неискренним, чем покаяние Ахава.
1. Он взывал только к Самуилу и, казалось, больше всего старался сохранить в нем хорошее мнение о самом себе и добиться его благоволения. Он сделал его маленьким божеством только для того, чтобы сохранить среди людей хорошую репутацию, ибо все знали, что Самуил является пророком и человеком, который был инструментом для его возвышения. Полагая, что Самуилу это будет приятно и в некоторой степени подкупит его, Саул исповедуется пророку: «Согрешил я, ибо преступил повеление Господа и слово твое» (ст. 24), словно Самуил может заменить Бога. Давид, обличенный служением Нафана, тем не менее в своем исповедании взирает на одного Бога, а не на Нафана (Пс 50:6): «Тебе единому согрешил я». А Саул довольно вульгарно исповедует свой грех как беззаконие против слова Самуила, хотя его слово было ничем иным, как возвещением повеления Господа. Он также обращается к Самуилу, чтобы получить прощение: «Сними с меня грех мой», словно кроме Бога еще кто-то может прощать грехи. Бессовестно обманывают себя те, которые, совершив позорный грех, думают, что достаточно иметь мир с церковью и ее служителями, демонстрируя показное покаяние, не стараясь восстановить мир с Богом своим искренним раскаянием. Самое благоприятное оправдание данного поступка Саула мы можем сделать, предположив, что он считал Самуила в определенном смысле посредником между ним и Богом и подразумевал, что, обращаясь к нему, он взывает к Богу. Хотя это довольно слабое оправдание.
2. Он оправдывал свою ошибку, даже когда исповедовал ее, чего никогда не делают истинно раскаявшиеся люди (ст. 24): «Я боялся народа и послушал голоса их». Но у нас есть основания полагать, что это было его решение, а не народа; тем не менее, если бы они хотели сделать это, то из того, что мы читаем, ясно, что он знал, как поддерживать среди них свою власть, и не боялся их. Поэтому данное оправдание было лживым и поверхностным; как бы он ни притворялся, но на самом деле он не боялся народа. Очень часто грешники, оправдывая свои грехи, ссылаются на свои мысли и воображение, ибо, какими бы необоснованными они ни были, никто не сможет их опровергнуть; но при этом они забывают, что Бог исследует сердца.
3. Саул заботился только о том, чтобы спасти свою репутацию и сохранить влияние на народ, дабы он не восстал против него или не стал презирать его. Поэтому он настойчиво умоляет Самуила (ст. 25) изменить свое отношение к нему и помочь совершить благодарение за победу. Он был таким настойчивым в этом вопросе, что взялся за край его одежды, чтобы удержать его (ст. 27); это не значит, что он беспокоился о Самуиле, он просто боялся, что если Самуил оставит его, то и народ поступит так же. Кажется, что многие люди ревностно привязаны к благочестивым служителям и людям, но делают это только из личной выгоды и для поддержания хорошей репутации, в то время как их сердце ненавидит таковых. Его слова были весьма вульгарными, когда он сказал (ст. 30): «Я согрешил, но почти меня ныне перед старейшинами народа моего». Разве так говорят раскаявшиеся люди? Нет, они должны сказать: «Я согрешил, позор на мне. И никто не может испытывать ко мне отвращение большее, чем я испытываю к самому себе». Как часто нам приходится сталкиваться с лицемерием подобного рода! Очень часто обличенные во грехе демонстрируют свое огромное желание быть почтенными перед народом, в то время как потерявшие славу невинного могут претендовать только на славу раскаявшегося грешника, а слава раскаявшегося грешника брать себе позор.
II. Как мало он добился своим ничтожным показным покаянием. Какой цели он тем самым добился?
1. Самуил повторил вынесенный ему приговор и не давал никакой надежды, что он будет отменен (ст. 26 и 23). Скрывающий свои преступления не будет иметь успеха (Притч 28:13). Самуил отказался пойти вместе с ним, а обратился, чтобы уйти (ст. 27). Судя по состоянию дел на первый взгляд, он посчитал недостойным для себя оказывать моральную поддержку тому, кого Бог отверг, и присоединяться к его благодарственным жертвам, предназначенным для Бога, за победу, которая, скорее, послужила алчности Саула, а не славе Бога. Тем не менее позднее, после вторичного обдумывания или, возможно, по божественному повелению, он возвратился за Саулом (ст. 31) то ли для того, чтобы предотвратить восстание народа и не воздать почести Саулу (ибо хотя Саул поклонился Господу, ст. 31, но не говорится, что Самуил руководил этим поклонением), или чтобы исполнить приговор, вынесенный Агагу (ст. 32).
2. Он проиллюстрировал приговор знамением, поводом для которого послужило невежливое действие Саула. Когда Самуил отворачивался от него, то Саул порвал его одежду, желая задержать его (ст. 27), ибо не хотел расставаться с пророком; но Самуил по-своему истолковал это событие, ибо он, как пророк мог сделать это. Это должно было символизировать то, что ныне отторг Господь царство от него (ст. 28), и это действие также было совершено им. «Тот, Кто отторг его у тебя, отдал его ближнему твоему, лучшему тебя», а именно Давиду, который впоследствии при определенном стечении обстоятельств отрезал полу плаща у Саула (1Цар 24:4), по поводу чего Саул сказал (1Цар 24:21): «Теперь я знаю, что ты непременно будешь царствовать», возможно, вспомнив знамение, когда он сам разорвал плащ Самуила.
3. Он подтвердил приговор торжественным заявлением о том, что он не подлежит пересмотру (ст. 29): «Не скажет неправды Верный Израилев, Сила Израилева (в англ. пер.), Вечность или Победа Израилева (в некоторых переводах), Святой Израилев (в арабском переводе), Слава Израилева (в сирийском переводе), победоносный Царь Израилев (как понимает епископ Патрик)». «Он решил свергнуть тебя и не изменит Свою цель. Не человек Он, чтобы раскаяться Ему». Люди непостоянны и меняют свое решение; они немощны и не могут осуществить свои планы; иногда происходит то, чего они не могли предвидеть, из-за чего их средства сокрушаются. Но Бог не таков. Он иногда раскаивался во зле, которое, как Ему казалось, случилось, но покаяние было сокрыто от Саула, а поэтому и от Божьих глаз.
Стихи 32−35. В данных стихах Самуил предстает более значительной личностью, чем цари (Иер 1:10).
I. Он убивает царя Агага, безусловно, по особому повелению небес, получить которое мог только он. Самуил разрубил Агага. Некоторые думают, что он только повелел, чтобы это сделали; или, возможно, он убил его собственными руками как жертву, принесенную оскорбленной Божьей справедливости (ст. 3З), а жертвы обычно разрубали на части. Здесь обратите внимание:
1. Как были расстроены суетные планы Агага. Он подошел учтиво (в англ. пер.), важной походкой, чтобы показать, что он царь, и поэтому с ним нужно обращаться уважительно; или он подошел изящно, как ходят женщины, не привыкшие к тяжелому труду, которые никогда ноги своей не ставили на землю по причине роскоши и изнеженности (Втор 28:56), чтобы вызвать сострадание; он сказал: «Теперь, когда пыл сражения угас, конечно, и горечь смерти миновалась» (ст. 32). Так как ему удалось избежать меча Саула человека военного, то он думал, что от Самуила не исходит никакой опасности, ибо он был старым пророком и человеком мирным. Отметьте:
(1) В смерти есть горечь, она ужасна по своей природе. «Конечно, смерть горька», так переводят некоторые версии слова Агага; так Септуагинта и русский перевод Библии перевели предыдущую фразу: «И подошел к нему Агаг дрожащий». Смерть лишит мужества самое отважное сердце. Многие думают, что горечь смерти минует, когда на самом деле это не так; они отодвигают день злой подальше, когда на самом деле он очень близко. Истинные верующие через благодать на полном основании могут сказать, что хотя миновать смерти невозможно, но ее горечи вполне. О смерть! Где твое жало?
2. Как теперь он был наказан за свои прежние злодеяния. Самуил призвал его к отчету не только за грехи его предков, но и за его грехи: «Меч твой жен лишал детей» (ст. 3З). Он шел по следам своих жестоких предков, равно как и его подданные, и поэтому вполне справедливо вся праведная кровь, пролитая Амаликом, взыскивалась с этого поколения (Мф 23:36). Сам Агаг жил в роскоши и неге, но был жестоким и бесчеловечным по отношению к другим. Так часто бывает: кто потакает своим желаниям, тот еще больше потакает своим страстям. Но за кровь будет взыскано; даже царям придется ответить Царю царей за кровь невинную, которую они пролили или стали причиной ее пролития. Именно за это преступление Господь не простил царя Манассию (4Цар 24:4; см. Откр 13:10).
II. Он покидает царя Саула, прекращает служить ему (ст. 34) и более не видится с ним (ст. 35): не приходит, чтобы дать совет или помочь ему в его делах, так как Саул не хотел быть в его обществе и получать его советы. Самуил смотрел на него как на человека, отвергнутого Богом, и поэтому оставил его. Хотя иногда он мог встречаться с ним случайно (как, например, в 1Цар 29:24), но никогда не приходил из милости или уважения, чтобы увидеть его. Тем не менее он печалился о Сауле, считая заслуживающим оплакивания тот факт, что человек с такой хорошей репутацией, заработанной благодаря его великим делам, мог так безрассудно погубить себя. Он оплакивал плачевное положение дел в стране, для которой Саул, похоже, в свое время был большим благословением, а теперь стал проклятием и наказанием. Он оплакивал его будущее положение в вечности, ибо не было надежды, что удастся привести его к покаянию. Когда Самуил оплакивал царя, то, похоже, молился о нем, но Господь раскаялся, что воцарил Саула, и решил уничтожить результаты Своего труда, поэтому молитвы Самуила не воздействовали на Него. Обратите внимание: мы должны оплакивать отвержение грешников, (1) хотя удаляемся от них и стараемся близко не общаться с ними. Подобным образом пророк решил оставить свой народ и удалиться от него, но тем не менее плакал день и ночь о них (Иер 9:1−2).
(2) Хотя они не оплакивают самих себя. Похоже, Саул не ощущал на себе знаки Божьего недовольства, но Самуил оплакивал его день и ночь. Иерусалим считал себя в полной безопасности, когда Христос оплакивал его.
толкование Мэтью Генри на первую книгу Царств, 15 глава