Библия тека

Собрание переводов Библии, толкований, комментариев, словарей.


1-я Царств | 10 глава

Толкование Мэтью Генри


В предыдущей главе мы оставили Самуила и Саула наедине идущими вместе среди полей по дороге от Рамы. Возможно, они также проходили мимо виноградников; Саул надеялся услышать от Самуила слово Бога. И далее данная глава описывает:

(1) Что тогда и в том месте Саул был помазан на царство (ст. 1). Самуил дал ему знамения (ст. 2−6) и наставления (ст. 7−8).

(II) Как эти знамения исполнились для удовлетворения Саула (ст. 9−13).

(III) Возвращение Саула в дом отца (ст. 14−16).

(IV) Публичное избрание Саула с помощью жребия и его инаугурацию (ст. 17−25).

(V) Возвращение Саула в родной город (ст. 26−27). Там совершилось великое дело не только постановление монарха, но и учреждение монархии в Израиле, поэтому во всех событиях, касавшихся этого дела, видна рука Божья.

Стихи 1−8. Данные стихи повествуют, как Самуил свершал свое служение пророка, предоставляя Саулу полные заверения от Бога в том, что он будет царем; и соответственно этим пророчествам, которые исполнились, он стал им.

I. Он помазал и поцеловал его (ст. 1). Это было сделано не в торжественной обстановке, а по божественному повелению, которое полностью восполнило отсутствие всех торжественных ритуалов. Из-за того, что помазание совершилось в уединении, тайно или, как говорят евреи, у источника, оно не стало менее ценным. Постановления Бога важны и почетны, какими бы ничтожными и презренными ни были обстоятельства, при которых они совершались.

1. Самуил, помазав Саула, заверил его в том, что Бог решил сделать его царем: «Вот, Господь помазывает тебя». В знак этого первосвященник был помазан на свое служение: это должно было символизировать передачу ему тех даров, которые были необходимы для исполнения его обязанностей; и то же самое подразумевалось при помазании царей, ибо кого Бог призывает, того обеспечивает необходимыми качествами для этого служения, которые потом служат хорошим доказательством, что это поручение от Бога. Такое священное помазание, использовавшееся в то время, указывало на великого Мессию, или Помазанника, Царя Церкви и Первосвященника нашего исповедания, Который был помазан елеем Духа без меры (а не определенным количеством) превыше всех священников и владык иудейской Церкви. Безусловно, Самуил пользовался обычным елеем, и мы не находим в тексте, что он благословлял или молился о нем. Он помазал его обычным елеем из сосуда, хрупкого сосуда, потому что его царство скоро должно было дать трещину и развалиться; и количество этого елея было незначительным, потому что ему было дано мало Духа по сравнению с Давидом, для помазания которого ушел рог елея, или по сравнению с Соломоном и Ииуем, для помазания которых использовались полные сосуды елея.

2. Поцеловав Саула, Самуил заверил его в том, что он полностью одобряет выбор Бога: не только согласен, но и доволен им, хотя это ограничивало его власть, затмевало славу его и его семьи. «Господь помазывает тебя, сказал Самуил, быть царем; и я очень доволен Его решением, и в залог этого целую тебя». Это также был поцелуй, подтверждающий его уважение и преданность; тем самым он не только признавал его царем, но и своим царем, и в этом смысле нам велено почтить Сына (поцеловать Сына в англ. пер., Пс 2:12). Бог помазал Его, и поэтому мы должны подобным образом признать Его и оказывать Ему почести. Поясняя этот обряд, Самуил напоминает ему (1) о природе руководства, к которому он призван. Он помазан быть правителем, то есть вождем, что свидетельствует о славе и силе, но вождем в войне, что говорит о беспокойстве, тяжелом труде и опасности.

(2) О его происхождении: «Господь помазывает тебя». Им он царствует и поэтому должен царствовать для Него, уповая на Него и взирая на Его славу.

(3) О цели его царствования. Он будет руководить наследием, заботиться о нем и защищать его, чтобы все его дела шли наилучшим образом; он должен быть похож на управляющего, которого великий человек ставит над своим имуществом, чтобы тот управлял им ради его блага и затем дал отчет ему о своем управлении.

II. Чтобы еще больше удовлетворить его, он дает ему некоторые знамения, которые должны совершиться очень скоро, в тот же день; они должны были не только в общем подтвердить слова Самуила и доказать, что он является истинным пророком, но и в частности подтвердить для Саула, что он будет царем.

1. Сейчас он встретит людей, которые принесут ему известие из дома о том, что отец беспокоится о нем (ст. 2). Он должен встретить их у гроба Рахили. Первым местом, куда Самуил направил его, был гроб одного из его предков, ибо Рахиль умерла, когда рожала Вениамина; там он должен получить урок о своей смертности и сейчас, когда у него перед глазами появился венец, думать о своей могиле, в которой во прахе будет погребена вся его слава. Там он встретит двух мужей, возможно, посланных специально для того, чтобы найти его, которые скажут, что ослицы нашлись и отец переживает из-за его отсутствия, говоря: «Что с сыном моим!» Встречу с этими посланниками он должен рассматривать как благоприятное событие; хорошо во всех благоприятных стечениях обстоятельств (даже если они незначительные) взирать на Божье провидение и получать ободрение уповать на него в более важных вопросах.

2. Затем он встретит других людей, идущих в Вефиль, где, похоже, находилась высота для религиозного поклонения и куда люди приносили свои жертвы (ст. 3−4). Встреча с людьми, идущими поклониться Богу, была знамением во благо для того, кто был предопределен для правления Израилем, куда бы он ни пошел. Считается, что козлята, хлебы и мех с вином, которые эти люди несли с собой, предназначались для жертвоприношения, хлебного приношения и возлияния, которые прилагались к жертве, но Самуил говорит, что они дадут ему два хлеба и он должен взять их. Сейчас для нас подобный подарок выглядел бы как подаяние нищему. А в то время это должно было напомнить Саулу время, когда он принимал милостыню, и сделать его смиренным и щедрым к нищим. Но возможно, в то время это расценивалось как подходящий подарок для владыки, и в качестве такового Саул должен был принять его. Это был первый поднесенный ему дар, который дали люди, не знающие, что и почему они это делают, но Бог вложил им в сердце это желание, и поэтому он стал для него знамением. Эти два хлеба, которые были первой данью, уплаченной только что помазанному царю, должны были послужить для него предостережением не тратить богатство своего царства на роскошь, а удовлетворяться простой пищей, как раньше. Хлеб опора жизни.

3. Самым ярким знамением было предсказание того, что он встретит и присоединится к группе пророков, находящихся под воздействием духа пророчества, который в то же время сойдет и на него. То, что Бог совершает в нас посредством Своего Духа, в большей степени служит для утверждения веры, чем любое действие Его провидения, совершенного для нас. Здесь Самуил говорит ему (ст. 5−6), (1) где это произойдет: на холме Божьем, где стоит охранный отряд Филистимский, который должен был расположиться возле его родного города Гивы, ибо именно там находился гарнизон филистимлян (1Цар 13:3). Возможно, один из пунктов договора, заключенного Самуилом с ними, гласил, что именно там должен располагаться их отряд, или, скорее, после того, как филистимляне были подчинены в начале его правления, они вновь отвоевали эту землю и поставили отряд в том месте, и именно оттуда Бог поставил мужа, который должен был наказать их. Там находилось место, называемое холмом Божьим, так как на нем была построена одна из школ пророков; даже филистимляне настолько уважали религию, что позволили мирно сосуществовать школе Божьих пророков рядом с их охранным отрядом, и не только не лишали их помещения, но даже не притесняли и не мешали им совершать публичные обряды их поклонения.

(2) Как это произойдет. Он встретит сонм пророков, с музыкальными инструментами пророчествующих, и должен будет присоединиться к ним. Эти пророки не были божественным образом вдохновлены (как могло бы показаться), чтобы предсказывать грядущие события, и Бог не являлся им во снах и видениях, но они посвятили себя изучению закона, чтобы наставлять соседей, и делам благочестия, чтобы славить Бога, и в этом служении им чудесным образом помогал Дух Божий. Блажен Израиль, что имел не только пророков, а сонмы пророков, которые давали своему народу добрые наставления и были для него хорошим примером, в значительной мере помогая поддерживать в их среде религию. Тогда слово Господне не ценилось в той же мере, как в первое время правления Самуила, послужившего инструментом для учреждения таких школ или религиозных заведений, из которых позднее, возможно, возникли синагоги. Как жаль, что Израиль устал от правления такого человека, как Самуил, который хотя и не изгнал филистимлян, ибо не был военным человеком, но (и это было большей милостью для Израиля) как человек Божий учредил школы пророков! В то время музыка использовалась как подходящее средство, чтобы настроить разум принять откровения благого Духа, как это делал Елисей (4Цар 3:15). Но у нас нет оснований ожидать такого же результата в наше время, пока мы не увидим, что сейчас это средство такое же эффективное, каким было в ситуации у Саула, когда музыка отгоняла злых духов. Эти пророки находились на высоте, возможно, приносили там жертвы, а теперь спускались вниз, воспевая псалмы. После исполнения святых постановлений наши сердца должны быть переполнены святой радостью и хвалой (см. Пс 137:5). Саул должен испытать сильное побуждение присоединиться к ним и благодаря этому сделаться другим человеком, отличающимся от того, каким был раньше, когда жил в уединении. Дух Божий через Его постановления меняет людей и чудесным образом преображает их; Саул, прославив Бога в обществе святых, стал другим человеком, но новым ли; на этот счет есть сомнения.

III. Он направляет его осуществлять руководство так, как будет вести Божье провидение и соответственно советам, полученным от Самуила.

1. В обычных ситуациях он должен следовать за провидением (ст. 7): «Делай, что может рука твоя. Поступай так, как направит тебя твое благоразумие».

2. Но в чрезвычайно затруднительном положении, в котором он вскоре окажется на Галгале, когда стечение обстоятельств будет критическим и ему понадобится божественная помощь, он должен ожидать прихода Самуила. Он должен ждать его семь дней (ст. 8). О том, как он не справился с данной ситуацией, которая привела к его падению, мы прочитаем позже (1Цар 13:11). Тогда же эти слова четко подразумевали, что все зависит от его хорошего поведения; и хотя он был царем, но должен находиться под руководством Самуила и поступать так, как он велит. Величайшие люди должны признать, что подчиняются Богу и Его слову.

Стихи 9−16. После этого Саул оставил Самуила. Мы можем предположить, что он был сильно удивлен событиями, происшедшими с ним, и задавал себе вопрос, не стоит ли ему проснуться и не сон ли это. И данные стихи рассказывают:

I. Что случилось по дороге (ст. 9). Все знамения, о которых рассказал ему Самуил, исполнились с большой точностью; но больше всего он был доволен тем, что Бог дал ему иное сердце. В его груди зажегся новый огонь, о котором он раньше ничего не знал; мысли о поиске ослиц вылетели из его головы, и теперь он думал лишь о сражении с филистимлянами, о воздаянии за зло, причиненное Израилю, о законе, о правосудии и обеспечении государственной безопасности такими мыслями теперь была заполнена его голова. Он увидел, что наполнен такой смелостью и ревностью, о существовании которой и не подозревал. Теперь в нем было не сердце земледельца, которое занято презренными и ничтожными мыслями и беспокоится только о хлебе и скоте, а сердце государственного деятеля, вождя и правителя. Кого Бог призывает к какому-либо служению, того Он делает годным для его осуществления. Если Он возвышает человека до другого уровня, то дает новое сердце тем, кто искренне желает служить Ему всей своей силой.

II. Что случилось, когда он подошел к дому. Они пришли к холму (ст. 10), то есть к Гиве, что означает «холм»; и халдейский перевод считает, что в данном месте должно использоваться именно это слово. Он встретил пророков, как предсказал Самуил, и Святой Дух сильно и внезапно (что подразумевает данное слово) сошел на него, но Он не пребывал и не покоился на нем. Он сошел, чтобы вскоре уйти. Как бы ни было, но в то время это оказало на него странное воздействие, ибо он сразу присоединился к пророкам в их поклонении Богу, соблюдая внешнее приличие и испытывая вознесение чувств, как и всякий из них: он пророчествовал среди них.

1. Его пророчество не осталось незамеченным (ст. 11−12). Теперь он оказался среди знакомых людей, которые, увидев его среди пророков, звали друг друга прийти и посмотреть на странное зрелище. Теперь, когда они увидели, как Бог возвеличил и прославил его, сделав пророком, люди должны быть подготовлены принять его как царя, хотя он был одним из них. Семьдесят старейшин пророчествовали, прежде чем были поставлены судьями (Чис 11:25).

(1) Все изумились, увидев Саула среди пророков: «Что это сталось с сыном Кисовым?» Хотя школа пророков находилась рядом с домом его отца, но он никогда не общался с ними, никогда не оказывал знаков уважения и, возможно, иногда с пренебрежением отзывался о них. Поэтому теперь, увидев его среди них, люди удивились, как и намного позднее, во времена Нового Завета, когда его тезка (Савл в рус. пер.) начал проповедовать Евангелие, которое до того преследовал (Деян 9:21). Раз Бог дал новое сердце, то скоро оно проявит себя.

(2) Один из них, который был мудрее других, спросил: «У тех кто отец, или наставник? Разве не Бог? Разве все они не Им наставлены? Разве не благодаря Ему они имеют все свои дары? Так неужели Он ограничен в Своих возможностях и, если Ему угодно, не может сделать Саула пророком так же, как любого из них?» Или данные слова подразумевают: «Разве не Самуил их отец?» Да, он был их отцом под руководством Бога, и Саул совсем недавно был у него, узнав об этом от своего слуги. Неудивительно, что пророчествует человек, который прошлую ночь провел под крышей Самуила.

(3) В Израиле повсеместно используется поговорка, когда люди хотят выразить свое удивление, видя, что плохой человек стал хорошим или, по крайней мере, замечен в хорошей компании: «Неужели и Саул во пророках?» Отметьте: Саул среди пророков вызывает удивление и является темой для притчи. Давайте не будем терять надежду, что наихудшие исправятся, но в то же время давайте не будем слишком полагаться на внешние проявления благочестия и внезапные перемены, имеющие место в настоящее время, ибо Саул среди пророков так и остался Саулом.

2. Тот факт, что он был помазан, хранился в тайне. Когда он пророчествовал, то (1) казалось, что он изрекал все свои слова перед Господом и своим поведением вызывал одобрение, ибо сразу после этого пошел на высоту (ст. 13) поблагодарить Бога за проявленную к нему милость и помолиться, чтобы Он продолжал быть к нему милостивым.

(2) Тщательно скрыл от своих близких все происшедшее с ним. Дядя, встретивший его на высоте или сразу, как только тот пришел домой, расспрашивал его (ст. 14). Саул признался (ибо его слуга знал об этом), что был у Самуила и тот сказал ему, что ослицы нашлись, но ни слова не сказал ему о царстве (ст. 14−15). Это был пример [1] его смирения. Многие были бы настолько вдохновлены подобным поразительным возвеличением, что возвещали бы об этом на крыше дома. Но Саул не возгордился собой и не хвалился продвижением перед соседями, хотя в душе мог радоваться. Наследники царства славы вполне удовлетворены тем, что мир не знает их (1Ин 3:1). [2] Его благоразумия. Если бы он старался возвестить об этом, то ему начали бы завидовать, из-за чего, возможно, пришлось бы столкнуться с трудностями. Самуил рассказал ему об этом, как о тайне, и он умел хранить ее. Так проявилось, что теперь он имел другое сердце сердце, пригодное для правления. [3] Его упования на Бога. Он не собирался из этого извлечь выгоду для себя, а предоставил Богу совершать Свое дело через Самуила и со своей стороны не предпринимал каких-то действий, чтобы посмотреть, как будут развиваться события.

Стихи 17−27. Данные стихи рассказывают о публичном назначении Саула на престол, которое совершилось на общем собрании старейшин Израиля представителей колен в Массифе. Скорее всего, это собрание было созвано при первой подходящей возможности после помазания Саула, ибо если должна произойти смена руководства, то чем быстрее, тем лучше; если она будет затягиваться, то могут быть плохие последствия. Была созвана торжественная ассамблея, на которой Бог присутствовал особым образом (и поэтому сказано, что созвал Самуил народ к Господу, ст. 17), и Самуил действовал от имени Бога.

I. Он порицал их за то, что они отказались от руководства пророка и захотели, чтобы ими руководил военачальник.

1. Он показал им (ст. 18), какими они были счастливыми под божественным правлением; когда Бог руководил ими, то избавил их от руки всех царств, угнетавших их, чего же им еще надо? Разве сможет наисильнейший доблестный муж сделать для них то, что сделал Всемогущий Бог?

2. Он также показал им (ст. 19), какое оскорбление они тем самым нанесли Богу (Который спасал их от всех бедствий Своей силой, непосредственно Им призванной и задействованной), пожелав царя, который спасал бы их. В простых словах он объяснил им: «Вы теперь отвергли Бога вашего; фактически именно это вы сделали так Он понял ваш поступок и за это вполне справедливо может отказаться от вас». Кому проще жить разумом, а не верой, уповать на мышцу плоти, а не на всемогущую мышцу, тот оставляет источник живой воды ради разбитых водоемов. Некоторые считают, что их упрямство в этом вопросе было предзнаменованием их отказа от Христа, отказавшись от Которого они отказались от Бога, чтобы Он не царствовал над ними.

II. Он предлагает им выбрать царя с помощью жребия. Он знал, кого Бог избрал, и уже помазал его, но он также знал, насколько сварливый этот народ, среди которого наверняка нашлись бы такие, которые не согласились бы с выбором, если бы он основывался только на его отдельном свидетельстве. Поэтому, чтобы каждое колено и каждая семья выбранного колена была довольна тем, что имела равный шанс с другими, он призывает их обратиться ко жребию (ст. 19). Из всех колен был выбран Вениамин (ст. 20), а из этого колена Саул, сын Киса (ст. 21). Благодаря этому методу народу стало ясно, как уже было ясно Самуилу, что Бог назначил Саула быть царем, ибо Господь направляет жребий. Это также должно было предотвратить всякие дебаты и исключения, ибо жребий прекращает споры и решает между сильными. Когда было выбрано колено Вениаминово, то они могли легко предвидеть, что возвеличиваемая в настоящее время семья вскоре вновь будет унижена, ибо умирающий Иаков духом пророчества передал право владычества Иуде. Иуда является тем коленом, которое должно царствовать, как лев, а Вениамин будет всего лишь хищным волком (Быт 49:10,27). Поэтому знающие Писание не любят делать то, что вскоре (как они предвидят) разрушится.

III. И вот, наконец, с большими трудностями, постоянно спрашивая Господа, Саул был представлен народу. Когда жребий указал на него, то все ожидали, что он по первому же призыву назовет свое имя, но никто из друзей не мог найти его (ст. 21); он скрывался в обозе (ст. 22) так мало в то время он стремился обладать властью, хотя после того, как овладел ею, не мог даже думать о расставании с нею без крайнего негодования.

1. Он удалился, надеясь, что раз он не предстанет перед народом, то выберут другого; или подобным образом он хотел проявить свою скромность, ибо, судя по тому, что произошло, знал, что именно он должен быть этим человеком. Мы можем предположить, что в то время он не хотел брать на себя руководство, ибо (1) осознавал, что не готов взять на себя такую большую ответственность. Он не обучался по книгам, не умел владеть оружием и не принимал участия в судах, поэтому боялся совершить фатальные ошибки.

(2) Это могло вызвать зависть соседей, которые были недоброжелательно расположены к нему.

(3) Из того, что сказал Самуил, он понял, что народ согрешил, попросив царя, и что Бог во гневе удовлетворил их просьбу.

(4) Дела в Израиле в то время обстояли плохо; филистимляне обладали силой, аммонитяне угрожали, а он должен быть достаточно смел, чтобы отправиться в плавание в шторм.

2. Но собрание, имея твердую уверенность в том, что выбор, сделанный Богом, был правильным, испытало все методы, чтобы найти того, на кого указал жребий. Они вопросили еще Господа то ли через первосвященника и его наперсник судный, то ли через Самуила и его дух пророчества, и Господь направил их в то место, где они могли найти его, скрывающегося среди повозок; и они взяли его оттуда (ст. 23). Отметьте: в конце никто не окажется проигравшим из-за своего смирения и скромности. Слава, как тень, следует за теми, кто бежит от нее, но убегает от тех, кто гонится за ней.

IV. Самуил представил его народу, и народ принял его. Ему не нужно было взбираться на лавку или на подмостки, чтобы люди увидели его; когда он стоял на земле, то был выше остальных и виден отовсюду, ибо был от плеч своих выше всего народа (ст. 23). «Посмотрите, сказал Самуил, какого царя Бог выбрал для вас, как раз такого, как вы хотели; подобного ему нет во всем народе, который выглядел бы так же величественно и имел бы такую же благородную внешность; он в толпе похож на кедр среди кустарника. Пусть судят ваши глаза, разве он не смелый и величественный муж?» После этих слов люди одобрили выбор и приняли его; народ воскликнул и сказал: «Да живет царь!», то есть: «Пусть долго царствует над нами, пусть здравствует и процветает». Добрыми пожеланиями подчиненные стремились засвидетельствовать своему правителю о любви и верности, и их желания (как указано в нашем переводе) направлялись Богу. Будут молиться о нем непрестанно (Пс 71:15; см. Пс 19:2). Самуил сказал им, что скоро они устанут от царя, но в то время им казалось, что этого никогда не будет: «Да живет царъ!»

V. Самуил заключил между ними первоначальный договор и записал его в книгу (ст. 25). Раньше он излагал им права царя (1Цар 8:11) и описывал, как он будет злоупотреблять ими, а теперь он изложил народу права царства, или, скорее, его закон, суд или конституцию, какой власти может потребовать правитель и какое большое состояние могут потребовать подданные. Он учредил между ними межевые знаки, чтобы никто не посягал на права другого. Пусть вначале правильно поймут друг друга, и соглашение будет написано белым по черному, что должно сохранить между ними в дальнейшем хорошее взаимопонимание. Образованный епископ Патрик считает, что тогда он повторил и записал сказанное им ранее (1Цар 8:11) какой деспотичной властью будут обладать их цари, чтобы впоследствии иметь возможность обвинить их в том, что они сами навлекли на себя бедствие, ибо были предупреждены о том, что из этого выйдет, но тем не менее захотели иметь царя.

VI. Собрание было распущено, когда торжественная часть подошла к концу, и Самуил отпустил весь народ, каждого в дом свой. Не проводилось никакого голосования, и, насколько мне известно, даже не было предложено собрать деньги для поддержания высокого положения новоизбранного царя, и поэтому впоследствии, если ему захотелось отобрать у них то, что они не собирались отдавать (хотя он должен был иметь это), то они должны были винить в этом себя. Каждый отправился в дом свой, и все были довольны, что теперь над ними есть царь. Также и Саул пошел в дом свой, в Гиву в дом своего отца, но при этом не возгордился, что теперь в его распоряжении было царство. В Гиве у него не было дворца, престола или суда, но тем не менее туда он отправился. Если он должен был стать царем, то, как человек, заботящийся о скале, из которой был высечен, он сделал бы родной город царским городом и не стыдился бы своих простых родственников, как это часто бывает со многими продвинувшимися людьми. Такой смиренный дух украшает и придает сияния великим достижениям. Как хорошо и приятно, когда дух не возносится, несмотря на улучшение положения. Но:

1. Какие же чувства испытывал народ к своему новому царю? Похоже, большинство людей не проявило какой-либо заинтересованности: пошел каждый в дом свой. Личные домашние дела были ближе их сердцу, чем государственные интересы; таким было общее настроение народа. Но (1) нашлось немного верных людей, которые отправились с царем: это были храбрые, которых сердца коснулся Бог (ст. 26). Это не был весь народ, а небольшая группа людей, которые, то ли потому что им нравился выбранный царь, то ли потому что они были более сознательны, чем их соседи, и сделали вывод, что, раз он их царь, то ему должны быть оказаны определенные знаки уважения, отправились с ним в Гиву в качестве телохранителей. Это были те, которых сердца коснулся Бог: в данном случае, чтобы они исполнили свой долг. Отметьте: все хорошее, что есть в нас, или все хорошее, что мы когда-либо делаем, нужно приписывать благодати Бога. Если в какое-то время сердце склоняется в правильном направлении, то это потому что Бог коснулся его. Одного прикосновения достаточно, если оно божественное.

(2) Но нашлись и злобные люди, которые оскорбляли его; это сыны Велиара, дьявола, люди, которые не могут нести никакого ярма и которым не нравилось ничего из того, что нравилось Богу или Самуилу. Они презрели его (ст. 27) за незначительность его колена и семьи, за его малое состояние и недостаточное образование, сказав: «Ему ли спасать нас!» Но при этом они не предложили никого, кто больше походил бы для этой должности; кто бы это ни был, но их спасение должно было прийти не от человека, а от Бога. Они не присоединились к своим соседям, чтобы засвидетельствовать почтение к нему и его руководству, не принесли ему подарков и не поздравили со вступлением на престол. Возможно, именно эти люди, которыми владел дух неудовлетворенности, более других хотели царя, а теперь, получив его, они были недовольны им, потому что он не был таким же, как они. Для них достаточным основанием, чтобы не любить его, был тот факт, что его любили другие. Подобным образом по-разному люди относились к нашему превознесенному Искупителю. Бог поставил Его Царем на святой горе Сион. Также был остаток, который подчинился Ему, радовался в Нем, принес Ему дары и последовал за Ним, куда бы Он ни пошел; это те, которых сердца коснулся Бог, которые готовы в день силы Его. Но были и другие, презиравшие Его, которые спрашивали: «Ему ли спасать нас!» Они соблазнились Им; камнем преткновения для них послужила Его внешняя простота и незначительность, и ею они были сокрушены.

2. Как же Саул отреагировал на неуважительное поведение тех, кто был недоволен его руководством? Он как бы не замечал этого. Он хранил свой мир (в англ. пер.). Он был словно глухим (написано на полях). Он был настолько далек от мысли возмутиться, что, похоже, на обращал на это никакого внимания, что свидетельствовало о его смирении и скромности, а также о милосердном расположении его духа и полной удовлетворенности правом на венец, ибо чаще всего особенно ревностными по славе и самыми мстительными на оскорбления являются те, кто добился власти незаконными средствами. Христос хранил мир, когда Его оскорбляли, ибо это был день Его терпимости; но нужно помнить, что есть и день воздаяния.

толкование Мэтью Генри на первую книгу Царств, 10 глава

ПОДДЕРЖИТЕ НАШ ПРОЕКТ

Получили пользу? Поделись ссылкой!


Напоминаем, что номер стиха — это ссылка на сравнение переводов!


© 2016−2024, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога.