История Самуила начинается так же, как и история Самсона: еще до его рождения, как впоследствии истории Иоанна Крестителя и нашего благословенного Спасителя. Некоторые достойные внимания персонажи Писания появляются внезапно, находясь в зрелом возрасте и блистании. Описание жизненного пути Других начинается с рождения, с утробы и зачатия. То, что Бог сказал о пророке Иеремии, истинно в отношении каждого человека: «Прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя» (Иер 1:5). Но пришествию в этот мир одних великих людей было уделено больше внимания, чем пришествию других; между ними и обычными людьми раньше были проведены различия, как это было с Самуилом. В данном вопросе Бог поступает как свободно действующая Личность. История Самсона представляет его как дитя обетования (Суд 13 гл.), а история Самуила представляет его как дитя молитвы. Ангел предсказал рождение Самсона его матери, а Самуила его мать просила у Бога. Оба эти случая свидетельствуют о чудесах, совершаемых словом и молитвой. Матерью Самуила была Анна, она и является основным действующим лицом данной главы.
I. Она страдала, ибо не имела детей; ее страдания усугублялись насмешками соперницы, но в какой-то степени компенсировались хорошим отношением мужа (ст. 1−8).
II. В страдании она молилась и дала обет Богу, за который первосвященник Илий вначале осудил ее, а затем похвалил (ст. 9−18).
III. Анна родила и вскормила Самуила (ст. 19−23).
IV. Она посвятила его Господу (ст. 24−28).
Стихи 1−8. Данные стихи описывают семью, в которой родился пророк Самуил. Его отца звали Елкана. Он был левитом из сыновей Каафовых самой благородной семьи этого колена, что следует из 1Пар 6:33−34. Его предок Цуф был ефрафянин, то есть из Вифлеема Иудейского, который называли Ефрафа (Руфь 1:2). Там в самом начале поселилась эта семья левитов, но со временем одна ее ветвь, от которой произошел Елкана, переселилась на гору Ефремову. Так, например, левит Михи пришел из Вифлеема на гору Ефремову (Суд 17:8). Возможно, на тот факт, что они по происхождению были ефрафянами, обращается внимание, чтобы показать их родство с Давидом. Елкана жил в Раме, или Рамафаиме, что означает Рама вдвойне высший и низший город; подобным образом Аримафея, из которой был Иосиф, здесь названа Рамафаим-Цофим. Цофим означает стражник; возможно, там находилась одна из школ пророков, ибо пророков называли стражниками, а халдейский парафраз называет Елкану учеником пророков. Но мне кажется, что пророчество ожило только во времена Самуила, а до того времени довольно долго видения были не часты (1Цар 3:1). Также нигде не упоминается о пророке Господнем на временном отрезке от Моисея до Самуила, за исключением Книги Судей 6:8. Поэтому у нас нет оснований полагать, что существовали школы или колледжи пророков до того, как Самуил основал одну из них (1Цар 19:19−20). Данные стихи описывают родословную Самуила и место его рождения. А теперь давайте обратим внимание на положение этой семьи.
I. Это была набожная семья. Такими должны были быть все семьи в Израиле, особенно семьи левитов. Служители должны быть примером религиозной семьи. Во время торжественных праздников Елкана восходил в скинию в Силоме, чтобы поклониться и принести жертву Господу Саваофу. Мне кажется, что в данном месте впервые в Писании Бог назван Господом Саваофом Господом воинств тем именем, которым Его в дальнейшем часто называют и по которому узнают. Возможно, пророк Самуил был первым, кто использовал это имя Бога для утешения Израиля в то время, когда он был малочислен и слаб, а врагов у него было много и они были сильными. Тогда они ощущали поддержку, думая, что Бог, Которому они служат, является Господом воинств всех воинств неба и земли; они все в Его распоряжении, и Он использует их, как Ему угодно. Елкана был деревенским левитом, ибо (как мне кажется) он не имел места или обязанностей, которые требовали бы его присутствия в скинии; он приходил как обычный израильтянин со своими жертвами, чтобы ободрить своих соседей и подать им хороший пример. Совершая жертвоприношение, он поклонялся, присоединяя к своим жертвам молитвы и благодарения. Он постоянно выполнял этот религиозный обряд и ежегодно приходил туда. Особенного одобрения заслуживал тот факт, (1) что в то время в народе наблюдалось всеобщее угасание и пренебрежение религией. Некоторые израильтяне поклонялись чужим богам, большая их часть охладела к служению Богу Израиля, хотя Елкана сохранил свою непорочность; как бы ни поступали другие, но он твердо решил, что он сам и его дом будут служить Господу.
(2) Что Елкана ходил в Силом и приносил жертвы Господу, несмотря на то, что служением в доме Божьем в основном занимались сыновья Илия Офни и Финеес, которые вели себя очень нечестиво, о чем мы прочитаем дальше. В то время Бог привязал Свой народ к одному месту и одному жертвеннику и запретил им под каким-либо предлогом поклоняться в другом месте, поэтому он посещал Силом, проявляя послушание этому повелению. Если священники не выполняли свой долг, то он выполнял свой. Благодарение Богу за то, что мы, живущие во времена Евангелия, не привязаны к какому-либо месту или семье, а пасторы и учителя, которых превознесенный Искупитель дал Своей Церкви, являются теми, чье служение направлено на совершение святых и для назидания Тела Христова (Еф 4:11−12). Никто не владычествует над нашей верой, но мы имеем определенные обязанности перед теми, кто помогает нам стать святыми и иметь радость, а не перед теми, кто своим позорным нечестивым поведением, подобно Офни и Финеесу, делает жертвы Господу мерзостью, хотя законность и действенность таинств не зависит от чистоты тех, кто совершает их.
II. Тем не менее в этой семье были разногласия, которые с собой несли скорбь и чувство вины. Где есть благочестие, там даже в горе присутствует единство. Совместные семейные поклонения должны были положить конец разногласиям в ней.
1. Первопричиной этих разногласий была женитьба Елканы на двух женах, что по сути было нарушением первоначального постановления о браке, на что ссылался наш Спаситель (Мф 19:5,8): «...а сначала не было так». Женитьба на двух женщинах причинила зло семьям Авраама, Иакова и в данном случае Елканы. Насколько же лучше закон Божий побеспокоился о нашем утешении и покое в этом мире, чем это сделали бы мы сами, если бы были предоставлены сами себе! Вполне возможно, что вначале Елкана женился на Анне, но так как от нее у него не было детей (о чем он очень сожалел), то он женился на Феннане, которая родила ему детей, но в других вопросах доставляла неприятности. Так часто мужчины секут себя розгами собственного изготовления.
2. Результатом этой ошибки было то, что две жены не могли ужиться. На них были разные благословения: Феннана, как Лия, была плодовита и имела много детей, что должно было сделать ее довольной и благодарной, хотя она была всего лишь второй женой и менее любимой; а Анна, как Рахиль, была бесплодной, но очень любимой своим мужем, который использовал всякую возможность, чтобы продемонстрировать это ей и другим. Поэтому он ей давал часть особую (ст. 5), чтобы успокоить и сделать благодарной. У них также были разные характеры: Феннана не могла справиться с благословением плодовитости и становилась высокомерной и заносчивой, а Анна не могла справиться со страданиями из-за своего бесплодия и становилась печальной и неудовлетворенной; а Елкана был вынужден играть сложную роль миротворца между ними.
(1) Несмотря на разногласия в семье, Елкана продолжал посещать Божий жертвенник; он брал с собой жен и детей, чтобы если они не могут примириться в других вопросах, то хотя бы примирились, поклоняясь Богу вместе. Если семейное поклонение не может положить конец разногласиям в семье, то пусть, по крайней мере, разногласия не становятся препятствием для поклонения.
(2) Он делал все возможное, чтобы ободрить Анну и поддержать ее страждущий дух (ст. 4−5). Он принес мирную жертву, чтобы попросить мира в своей семье; а когда семья села вместе вкушать принадлежащую ей часть жертвы, то в знак причастия с Богом и Его жертвенником он дал Анне лучшую часть, которая оказалась на столе и обычно в таких случаях давалась тем, кого особо ценили, хотя при этом Феннане и детям тоже отдал приличную часть. Он сделал это в знак любви к ней, чтобы заверить ее в своих чувствах. Обратите внимание:
[1] Елкана не стал любить меньше свою жену из-за того, что она бесплодна. Христос любит Свою Церковь, несмотря на ее слабости и бесплодие; именно так мужья должны любить своих жен (Еф 5:25). Ослабляя любовь к близким из-за какой-либо их слабости, с которой они не могут справиться и которая не является грехом, а причиняет страдания, мы противопоставляем Божье провидение Его заповеди, поступая жестоко и добавляя страданий страждущим.
[2] Он научился демонстрировать свою любовь, потому что она страдала, подвергалась оскорблениям и пала духом. Мы поступаем мудро и исполняем свой долг, если поддерживаем слабейшего и помогаем изнуренному.
[3] Он продемонстрировал свою большую любовь к ней, дав лучшую часть мирной жертвы. Таким же образом мы должны свидетельствовать о своей любви нашим друзьям и родственникам, много молясь о них. Чем больше мы любим их, тем больше Должны возносить о них свои молитвы.
(3) Феннана была очень раздражительной и неуживчивой женщиной.
[1] Она попрекала Анну ее горем, презирала за то, что та была бесплодной, говорила о ней с насмешкой как о женщине, к которой небеса не благоволят.
[2] Она завидовала тому, как ее любит Елкана; и чем любезнее он был к ней, тем злобней она становилась, что было с ее стороны жестоко и подло.
[3] Она особенно злобствовала, когда они ходили в дом Господень, возможно, потому что в то время они вместе проводили больше времени, чем обычно, или потому что тогда Елкана особенно демонстрировал свою любовь к Анне. Но в такое время грешно быть злобной, ибо нужно чистые руки воздевать у Божьего жертвенника без гнева и порицаний. Было жестоко в такое время огорчать Анну, не только потому что они пришли вместе и другие заметили бы эту ссору, а потому что Анна хотела размышлять о своих молитвах, быть спокойной и сосредоточенной, а не отвлекаться на ссоры. Великий противник нашей чистоты и мира особенно старается нарушить наше спокойствие в то время, когда мы должны быть сосредоточены. Когда сыны Божии придут предстать пред Господа, тогда сатана обязательно придет между ними (Иов 1:6).
[4] Она продолжала это делать из года в год, а не один раз или дважды; это было ее постоянной практикой; ни почтение к мужу, ни сострадание к Анне не могли изменить ее.
[5] Она стремилась досадить ей, возможно, надеясь сокрушить ее сердце, чтобы единолично владеть сердцем своего мужа, или потому что наслаждалась, видя ее беспокойство, ибо мучения Анны доставляли ей удовольствие. Отметьте: если человек получает наслаждение, огорчая людей в печали и скорби, выводя из равновесия тех, кто склонен к мучениям и беспокойству, то это свидетельствует о том, что он имеет подлый характер. Мы должны носить бремена друг друга, а не добавлять их другим.
(4) Анна (бедная женщина) не могла слышать оскорбительные слова: она плакала и не ела (ст. 7). Она и все ее родственники чувствовали себя неловко. Анна не ела во время праздника, ибо огорчение лишало ее аппетита и делало неподходящей для компании; ее настроение не соответствовало радостному настроению по поводу торжества. Она не ела жертву за грех, ибо нельзя было есть святыню в печали (Втор 26:14; Лев 10:19). Анна проявляла свою слабость, покоряясь мирской печали настолько, что это делало ее недостойной для святой радости в Боге. Люди мнительные и склонные принимать провокации слишком близко к сердцу являются врагами самим себе, ибо лишают себя многих утешений от жизни и благочестия. Мы читаем, что Бог обратил внимание на плохие последствия раздоров и недовольства среди родственников, когда обиженные стороны обливают слезами жертвенник Господа, так что Он уже не призирает более на приношение (Мал 2:13).
(5) Елкана постарался словами утешить ее. Анна не обвиняла его в плохом к ней отношении, когда он женился на другой женщине, как Сара, и не отвечала руганью Феннане на ее ругань, а молча страдала, что делало ее объектом, заслуживающим сострадания. Елкана продемонстрировал, что очень переживает из-за ее горя (ст. 8): «Анна, что ты плачешь?»
[1] Он очень обеспокоился, увидев, насколько сильно она переживает из-за своего горя. Те, которые благодаря супружеству стали одной плотью, должны также быть одного духа и разделять беды друг друга, так что один не может быть доволен, когда другой чем-то обеспокоен.
[2] Он с любовью упрекнул ее: «Что ты плачешь, и отчего скорбит сердце твое!» Кого Бог любит, тех и обличает; так же должны поступать и мы. Он спросил о причине ее скорби. Хотя у нее была справедливая причина огорчаться, но он побуждает ее задуматься, есть ли у нее основание скорбеть так сильно, что это не позволяет ей даже вкушать святыню. Отметьте: наши скорби по любому поводу являются греховными и чрезмерными, если препятствуют нам исполнять свой долг перед Богом, вносят горечь в наши утешения в Господе, делают нас неблагодарными за милости, которыми мы наслаждаемся, и неуверенными в благости Бога к нам, которую Он проявит в будущих милостях; скорби являются греховными и чрезмерными, если угнетают нашу радость во Христе, препятствуют нам исполнять долг и лишают утешений от родственных взаимоотношений.
[3] Он заверяет, что со своей стороны сделает все возможное, чтобы компенсировать ее скорбь: «Не лучше ли я для тебя десяти сыновей? Ты знаешь, что вся моя любовь принадлежит тебе, так пусть это утешит тебя». Отметьте: мы должны обращать внимание на наши утешения, чтобы они не позволяли нам чрезмерно скорбеть из-за страданий, ибо мы заслуживаем свои страдания и лишаемся утешений. Чтобы поддерживать их в равновесии, мы должны взирать на то, что содействует нам, равно как и на то, что нам противодействует, в противном случае мы поступаем несправедливо по отношению к Божьему провидению и жестоко по отношению к себе. Бог противопоставил одно другому (Еккл 7:14, англ. пер.), так же должны поступать и мы.
Стихи 9−18. Елкана мягко упрекнул Анну за ее чрезмерную скорбь, и далее мы читаем, что это обличение дало хороший результат.
I. Это побудило ее приступить к пище. Она ела и пила (ст. 9). Анна больше не ожесточала себя в скорби и не замыкалась в себе, когда ее обличили в этом; а когда поняла, что ее муж обеспокоен тем, что она не пришла поесть вместе с ними, то возрадовалась духом, насколько это было возможно, и подошла к столу. Когда человек контролирует свои чувства, равно как и свои желания, то это в какой-то степени можно приравнять к самоотречению.
II. Это побудило ее к молитве и заставило задуматься. «Разве поступаю я правильно, гневаясь и раздражаясь? Что хорошего из этого будет для меня? Вместо того чтобы накрепко привязывать ношу к своим плечам, не лучше ли самой освободиться и возложить ее на Господа в молитве?» Елкана спросил: «Не лучше ли я для тебя десяти сыновей!», и это, возможно, дало ей повод задуматься: «Так это или нет, но в отношении Бога это правда, и поэтому к Нему я буду обращаться, перед Ним изолью свою жалобу и посмотрю, какое облегчение это мне принесет». Если она собиралась когда-либо особо торжественно обратиться к престолу благодати с подобной просьбой, то теперь как раз настало время. Они находились в Силоме, у дверей скинии, которая называлась домом молитвы, где Бог пообещал встречаться со Своим народом. Они недавно принесли мирную жертву в знак своего общения с Ним, чтобы обрести благоволение Бога и все блага; получив утешение от того, что Бог благоволит к ним, они вкусили жертву, и теперь настало самое подходящее время, чтобы вознести молитву через эту жертву, ибо посредством мирной жертвы мы не только приносим искупление за грех, но и привлекаем внимание и делаем благоугодными наши молитвы, а также получаем на них благоприятный ответ. Во всех своих прошениях мы должны взирать именно на эту жертву. А теперь, для наставления в молитве, нам следует обратить внимание:
1. На жаркое и энергичное религиозное рвение, присутствовавшее в молитве Анны, о чем свидетельствуют следующие примеры.
(1) Она использовала нынешнюю скорбь и обеспокоенное состояние духа для того, чтобы пробудить и сделать энергичными в молитве свои религиозные чувства: в скорби души она молилась Господу (ст. 10). Подобным образом и мы должны использовать свои страдания: они должны делать нас более энергичными в обращениях к Богу. Даже наш благословенный Спаситель, находясь в борении, прилежнее молился (Лк 22:44).
(2) К своим молитвам она добавляла слезы. Это не была сухая молитва: она горько плакала. Как истинная израильтянка, она плакала и умоляла (Ос 12:4), ожидая великой милости от Бога, Который знал, чем обеспокоена ее душа. Молитва исходила из сердца так же, как слезы изливались из глаз.
(3) В своем прошении она была очень точна и скромна и просила дитя мужеского пола, чтобы оно могло служить в скинии. В молитвах Бог позволяет нам просить не только благ в общем, но и называть те блага, которых мы желаем и в которых нуждаемся больше всего. Тем не менее она не сказала, как Рахиль: «Дай мне детей» (Быт 30:1), а была бы благодарна иметь одного ребенка.
(4) Она дала торжественную клятву или пообещала, что если Бог даст ей сына, то она отдаст его Господу (ст. 11). По рождению он будет левитом, и следовательно, посвященным для служения Богу, а согласно ее обету он будет назореем, и его детство будет священным. Возможно, ранее она поделилась своими планами с Елканой, и он согласился с ее желанием. Отметьте: родители имеют право посвящать своих детей Богу в качестве живых жертв и духовных священников; тем самым они возлагают на них обязанности верно служить Богу во все дни жизни их. Отметьте далее: когда мы стараемся обрести какую-либо милость, то должны обязать свою душу обещанием, что если Бог даст, то мы посвятим ее Его чести и будем с готовностью использовать для Его служения. Это не значит, что тем самым мы стараемся заработать дар, но тем самым мы делаем себя достойными, чтобы получить его и иметь утешение. Надеясь обрести милость, давайте пообещаем исполнять свой долг.
(5) Все это она говорила так тихо, что никто не слышал ее. Ее уста двигались, но не было слышно голоса ее (ст. 13). Тем самым она свидетельствовала о своей вере в то, что Бог знает ее сердце и его желания. Мысли это слова, обращенные к Нему, а Он не является одним из тех богов, которым надо кричать громким голосом (3Цар 18:27). В этом также проявилось ее смирение и святая стыдливость, когда она приближалась к Богу. Она не была из тех, кто возвышает голос, чтобы он был услышан на высоте (Ис 58:4). Это была тайная молитва, и поэтому хотя она совершалась в публичном месте, но была тайной, а не такой, какой молились фарисеи чтобы видели люди. У нас нет оснований стыдиться истинной молитвы, и мы должны избегать всяких проявлений демонстрации. Пусть то, что происходит между Богом и нашими душами, хранится только для нас.
2. Как сурово она была осуждена за это. В то время первосвященником и судьей в Израиле был Илий; он восседал в храме на престоле и наблюдал за происходящим (ст. 9). Скиния здесь названа храмом, ибо теперь имела постоянное место и выполняла все функции храма. Илий восседал там, чтобы принимать обращения и давать наставления, когда заметил молящуюся Анну (возможно, находившуюся в уединенном уголке храма); по необычной манере ее молитвы ему показалось, что она пьяна, и он соответственным образом поговорил с ней (ст. 14): «Доколе ты будешь пьяною?» То же обвинение предъявлялось Петру и апостолам, когда Дух дал им провещевать (Деян 2:13). Возможно, в то деградирующее время довольно часто можно было видеть пьяных женщин у дверей скинии; в противном случае низменные похоти Офни и Финееса не могли бы так легко найти там добычу (1Цар 2:22). Илий принял Анну за одну из таких женщин. Преобладание беззакония и подражание ему часто приводят к тому, что невинных начинают подозревать в нечестии. Если болезнь приняла характер эпидемии, то каждого подозревают в том, что он заразился.
(1) В этом заключалась ошибка Илия, ибо большую ошибку совершают те, которые переходят к суровым обвинениям, не ознакомившись прежде основательно с ситуацией. Если к тому времени его глаза ослабели, то ему следовало бы спросить об этом окружающих. Пьяницы часто создают шум и беспокойство, а эта бедная женщина была сосредоточена и молчала. Его вина усугублялась тем, что он был священником Господа, который должен снисходить к невежествующим (Евр 5:2). Отметьте: нам не следует быть суровыми и торопливыми в осуждении других, с готовностью верить, что люди виновны в плохих поступках, если основание, на котором основывается осуждение, сомнительно и не доказано или этому поступку можно найти хорошее объяснение. Милосердие повелевает нам в отношении всего надеяться на лучшее и запрещает осуждать. Павел был очень хорошо проинформирован о делах в церкви и тем не менее верил отчасти (1Кор 11:18), надеясь, что все не так плохо. Особенно мы должны быть осторожны, когда осуждаем поклонение других, чтобы не назвать лицемерием, исступлением и предрассудками то, что в действительности является плодами искренней ревности и благоугодно Богу.
(2) Его слова добавили страданий Анне и были словно уксус для ран ее духа. Елкана порицал ее в том, что она не хотела есть и пить, а теперь Илий сурово обличил ее в том, что она слишком много съела и выпила. Отметьте: довольно часто о тех, кто поступает хорошо, плохо думают, и мы не должны считать странным, если в какое-то время подобное выпадет на нашу долю.
3. Анна смиренно оправдала себя от выдвинутого ей обвинения. Она очень хорошо повела себя в данной ситуации и не ответила на обиду тем же, обвинив его в распущенности сыновей, не велела смотреть за своим домом и обуздать их, не сказала, насколько недостойно для человека, занимающего такой высокий пост, подобным образом оскорблять бедную скорбящую женщину, поклоняющуюся у престола благодати. Если нас в какое-то время несправедливо обвиняют, то нам нужно поставить двойную стражу у дверей наших уст, чтобы мы не отвечали обвинением на обвинение. Анна посчитала, что ей достаточно оправдать себя; так и мы должны поступать (ст. 15−16).
(1) Поступая справедливо по отношению к себе, она категорически отвергает обвинение, разговаривает с ним почтительно, называя его: «Господин мой». Это говорит о том, что она хотела, чтобы у него о ней было хорошее мнение, и не хотела, чтобы он осуждал ее. «Нет, господин мой, это не так; я не пила ни вина, ни сикеры вообще ничего (хотя позволительно выпить человеку, огорченному душею, Притч 31:6); тем более я не пила чрезмерно, поэтому не считай рабы твоей негодною женщиною». Отметьте: пьяницы негодные люди (особенно пьяницы-женщины); они сыны лукавого, сыны противления, сыны, которые не могут нести ярмо (в противном случае они не напивались бы допьяна), особенно когда они фактически пьяны. Кто не может управлять собой, тот не вынесет, если им будут руководить другие. Анна признает, что ее вина была бы слишком большой, если бы она действительно была виновной, и тогда он вполне справедливо мог бы выгнать ее со двора дома Божьего. Но то, как достойно она говорила в свою защиту, продемонстрировало, что она была трезвой.
(2) Поступая справедливо по отношению к нему, она говорит, с чем связано ее нынешнее поведение, вызвавшее у него подозрения: «Я жена, скорбящая духом, огорченная и подавленная; и это является основанием, почему я отличаюсь от других людей; мои глаза покраснели, но не от вина, а от слез. И сейчас я говорила не с собой, как поступают пьяницы и глупцы, а изливала душу свою перед Господом, Который слышит и понимает язык сердца; это от избытка жалоб и скорби». Она была более обычного ревностной в молитве к Богу, и это (говорит она священнику) было истинной причиной превознесения и волнения, в котором она пребывала. Отметьте: когда нас несправедливо обвиняют, то мы должны прилагать усилия не только для того, чтобы оправдаться, но и удовлетворить наших братьев, честно и правдиво изложив то, что они неверно истолковали.
4. Илий искупил свое опрометчивое и недружелюбное осуждение доброжелательным и отцовским благословением (ст. 17). Когда его поправили и обличили в ошибке, то он не воспринял это как оскорбление (хотя многие склонны именно так поступать в подобных случаях), и это не настроило его недоброжелательно. Наоборот, после всего он искренно похвалил Анну за поклонение так же, как раньше выразил свое недовольство им. Его слова «Иди с миром» подразумевали не только то, что он удовлетворен ее невиновностью, но и то, что он, как первосвященник, имеющий власть благословлять во имя Господа, даже не зная, какое именно благословение она только что просила у Бога в молитве, тем не менее сказал свое «Аминь» такое высокое мнение о ее благоразумии и набожности теперь он имел о ней: «Бог Израилев исполнит прошение твое, каким бы оно ни было, чего ты просила у Него». Отметьте: смиренным и кротким отношением к тем, кто, не зная, порицает нас, мы, возможно, сможем сделать их своими друзьями и обратим их осуждение в молитвы о нас.
5. Получив полное удовлетворение в разуме, теперь Анна покинула это место (ст. 18). Она просила, чтобы Илий сохранил хорошее мнение о ней и продолжал молиться за нее, а затем пошла в путь свой и ела то, что осталось от мирной жертвы (от которой к утру ничего не должно было остаться). И лицо ее не было уже печально, как прежде, когда оно свидетельствовало о внутренней борьбе и беспокойстве; она выглядела веселой и довольной, и все было хорошо. Но почему, что произошло? Откуда пришла эта внезапная счастливая перемена? Молитвой она отдала свою проблему Богу и теперь не переживала из-за нее. Она молилась о себе, и Илий молился о ней; она верила, что Бог то ли даст ей милость, о которой она молилась, то ли восполнит нынешнюю ее нужду каким-то другим образом. Отметьте: для благодатной души молитва это облегчение для сердца; потомки Иакова часто убеждались в этом, имея уверенность в том, что Бог никогда не скажет: «Ищете Меня напрасно» (см. Флп 4:6−7). Молитва делает лицо красивее; так должно быть.
Стихи 19−28. В данных стихах описывается:
I. Возвращение Елканы и его семьи домой, когда подошли к концу дни, назначенные для праздника (ст. 19). Обратите внимание, как они проводили время, когда были возле скинии. Они посещали ее каждый день; даже в тот день, когда решили отправиться в обратный путь, они поклонились пред Господом; для этого им пришлось рано встать. Хорошо начинать день с Богом. Пусть Тот, Кто является первым, получает первым. Им предстояло совершить утомительное путешествие, с ними были дети, но они не отправились в путь, пока вместе не поклонились Богу. Молитва и пища не являются препятствием для путешествия. Хотя вся их семья несколько дней посвятила религиозному поклонению, но они решили еще раз посетить скинию. Мы не должны утомляться от совершения хороших дел.
II. Рождение и имя, данное желанному сыну. Наконец Господь вспомнил об Анне и о ее желании (ст. 11), о ее нужде, которую она не высказала, ибо после этого зачала и родила сына. Хотя кажется, что Бог длительное время не вспоминает о бременах, бедах, беспокойствах и молитвах, но со временем Он покажет, что ничего не забыл. Мать назвала этого сына Самуил (ст. 20). Некоторые, устанавливая этимологию этого имени, полагают, что оно означает то же, что и Измаил услышанный Богом, так как молитвы матери были поразительным образом услышаны и на них дан ответ. Другие считают, что оно означает выпрошенный у Бога и именно поэтому она так его назвала. По сути это одно и то же; давая сыну это имя, Анна хотела сохранить память о Божьем благоволении к ней, когда Господь ответил на ее молитвы. Она хотела, чтобы всякое упоминание этого имени давало ей повод получить утешение и воздать Богу славу за Его милостивое снисхождение. Отметьте: мы должны помнить милости, полученные в ответ на молитву, и особым образом выражать благодарность за них (Пс 114:1−2). Мы можем назвать Самуилами выпрошенными у Бога многие нынешние избавления и подкрепления; и какой бы ни была эта милость, мы должны ее особым образом задействовать и посвятить Ему. Давая это имя, Анна хотела, чтобы ее сын постоянно помнил о своих обязанностях перед Господом и, размышляя о нем, не забывал, что он был выпрошен у Бога и в то же время посвящен Ему. Дитя молитвы должно был благочестивым. Мать Лемуила напоминала сыну, что он был сыном обетов ее (Притч 31:2).
III. Как заботлива и внимательна была Анна, вскармливая своего сына, но не только потому что он был дорог ей, а потому что он был посвящен Богу и для Него она взращивала его; она не отдала его кормилице. Мы должны заботиться о своих детях не только потому, что это закон природы, а осознавая, что согласно завету благодати они принадлежат Богу (см. Иез 16:20−21). Вскармливание детей освящается, когда мы делаем это для Господа. Елкана каждый год ходил поклониться в скинию, в частности чтобы исполнить свой обет; возможно, некоторые обеты, данные им Богу, исполнить которые он обещал в случае, если у него будет сын от Анны, отличались от ее обетов (ст. 21). И хотя Анна в высшей степени почитала дворы дома Божьего, но попросила у мужа позволения остаться дома, ибо женщины не были обязаны каждый год участвовать в трех праздниках, как мужчины. Хотя она привыкла каждый год ходить туда вместе с мужем, но теперь пожелала остаться, (1) ибо не хотела на такое длительное время отказываться от кормления. Забудет ли женщина грудное дитя свое? Мы можем предположить, что она постоянно была дома, ибо если бы она куда-то ходила, то пошла бы в Силом. Отметьте: Богу нужна милость, а не жертва. Кто временно не участвует в постановлениях из-за того, что вынужден вскармливать маленьких детей и заботиться о них, те из данного примера могут получить утешение и верить, что если они это делают, взирая на Бога, то Он милостиво примет их, и даже если они остаются дома, то все равно будут делить добычу.
(2) Так как она не хотела идти в Силом до тех пор, пока ее сын не будет достаточно большим, чтобы его можно было не только повести, но и оставить там; она боялась, что как только отведет его туда, уже не сможет найти в своем сердце достаточно мужества, чтобы забрать оттуда. Отметьте: кто твердо решил исполнить свои обеты, тем не менее может найти хорошее оправдание, чтобы отложить их исполнение. Все хорошо в свое время. Ни одно животное нельзя приносить в жертву, пока оно какое-то время не побудет возле своей матери (Лев 22:27). Наилучший плод созревший. Елкана согласился с ее предложением (ст. 23): «Делай, что тебе угодно». Он не хотел ни в чем перечить ей и позволил поступать так, как она считала нужным. Как хорошо и как приятно, когда супруги подобным образом запряжены в одно ярмо и приспосабливаются друг к другу, когда каждый считает, что другой поступает хорошо, особенно на ниве благочестия и милосердия. Он также возносит молитву: «Да утвердит Господь слово», то есть «Да сохранит Господь дитя от опасностей, сопутствующих младенчеству, чтобы торжественный обет, который Бог принял и известил об этом, дав нам дитя, мог быть исполнен своевременно, и тогда это дело было бы доведено до конца». Отметьте: кто искренно посвятил своих детей Богу, тот может с утешением молиться о них, чтобы Господь утвердил слово, запечатленное о них, в то же время, когда они были запечатлены для Него.
IV. Как этот младенец торжественно приступил к служению во святилище. Мы можем быть уверены в том, что его представили Господу в возрасте сорока дней, как должны быть представлены все первенцы (Лк 2:22−23), но здесь об этом не говорится, ибо в этом не было ничего необычного. А позже, когда он был отнят от груди, его не выкупили, а привели в скинию. Некоторые полагают, что это произошло сразу после того, как он был отнят от груди, что, по мнению иудеев, обычно происходило после достижения ребенком трехлетнего возраста. Писание говорит, что она кормила его пока не вскормила (ст. 23). Другие считают, что это имело место лишь после того, как его отучили от детских игрушек в возрасте восьми или десяти лет. Но я не вижу никакого противоречия в том, чтобы такого необычного ребенка, как Самуил, в три года привели в скинию, дабы он там воспитывался среди детей священников. Сказано (ст. 24): «Отрок же был еще дитя», но учитывая, что он был умнее своих сверстников, очевидно, что он не доставлял проблем. Нельзя стать религиозным слишком рано. «Отрок же был еще отроком», написано на иврите, то есть в возрасте, когда учатся. Кого еще учить ведению, как не младенцев, отнятых от грудного молока, отлученных от сосцов матери? (Ис 28:9). Посмотрите, как она представила своего сына.
1. Она принесла жертву: три тельца вместе с хлебным приношением для каждого из них (ст. 24). Возможно, каждый телец приносился в жертву за один год жизни ребенка. Или один телец предназначался для всесожжения, другой в качестве жертвы за грех, а третий для мирной жертвы. Это говорило о том, что, отдавая своего сына Богу, она не считала, что делает Его своим должником, а полагала, что с помощью этих жертв должна искать Божьего благоволения для ее живой жертвы. Все наши заветы с Богом, касающиеся нас и наших близких, должны сопровождаться жертвой великой жертвой.
2. С большой признательностью за Божью милость в ответ на ее молитву. Все это она принесла Илию, ибо именно он ободрил ее надеяться получить благоприятный ответ на молитву (ст. 26−27): «О сем дитяти я молилась. Я получила его благодаря молитве; и вот, я передаю его Богу, услышавшему мою молитву. Вы забыли меня, мой господин, но эта счастливая женщина, которая сейчас стоит перед вами, та самая, которая три года тому назад стояла возле вас, рыдая и молясь, а это дитя, о котором я молилась». Мы можем смиренно радоваться во славу Бога, когда получаем ответы на молитвы. Это живое свидетельство о Боге. «Я свидетельствую, что Он милостив (Пс 65:16−19); я молилась об этой милости и об этом утешении и исполнил мне Господь прошение мое» (Пс 33:3,5,7). Анна не напоминает Илию о выраженных им подозрениях в ее адрес, не говорит: «Я та женщина, которую вы так сурово осудили; а что вы думаете обо мне сейчас?» Благочестивых людей не стоит обвинять в их слабостях и оплошностях. Они уже покаялись в них, поэтому не следует напоминать об этом.
3. Она покорилась и полностью отдала этого ребенка Господу (ст. 28): «Я отдаю его Господу на все дни жизни его». Анна повторяет эту фразу, так как впредь не собирается отменять свое решение: «Он будет одолжен Господу» (в англ. пер.). Это не значит, что она хотела вернуть его, как мы желаем вернуть то, что давали взаймы, а использует слово Shaol одалживать на том основании, что это же слово использовала раньше (ст. 20: «От Господа я испросила его»), только в другом спряжении. (ст. 27). Господь дал мне просимое чего я просила (Shaalti в Kai), и поэтому я одалживаю (в англ. пер.) его (Hishilti — то же самое слово и Hiphil), и это дает еще одно определение происхождения имени Самуил: не только выпрошенный у Бога, но и одолженный Богу. И обратите внимание:
(1) Что бы мы ни давали Богу это то, что мы вначале попросили у Него и получили от Него. Все наши дары Ему вначале были Его дарами для нас. «От Тебя все полученное мы отдали Тебе» (1Пар 29:14,16).
(2) В связи с этим обо всем, что мы даем Богу, можно сказать, что оно одолжено Ему; и хотя мы не можем вернуть его, как одолженную вещь, но Бог обязательно возместит потерю с процентами, в результате чего мы получим значительное преимущество; особенно это касается благотворящего бедному (Притч 19:17). Когда крещением мы посвящаем своих детей Богу, давайте помнить, что они еще раньше, согласно Его суверенному праву, принадлежали Ему, а нам принадлежат только для нашего утешения. Анна отдала сына Господу не на определенное количество лет, как детей отдают в учение, a durante vita — на все дни жизни его служить Господу, быть назореем всю жизнь. Таким должен быть наш завет с Богом, наш брачный завет; пока мы живы, мы должны принадлежать Ему и никогда не оставлять Его.
И наконец, Самуил в раннем возрасте превзошел ожидания своих родителей, ибо, похоже, именно о нем говорится: «Он поклонился там Господу» (в англ. пер.), то есть произнес молитву. Несомненно, он был необычайно развитым мальчиком (мы знаем детей, которые еще в раннем возрасте раскрыли смысл религии), а мать, приняв решение отдать его в святилище, особенно прилагала усилия, чтобы научить его тому, чем он будет занят там. Отметьте: маленьких детей нужно своевременно учить поклоняться Богу. Родители должны учить их поклоняться Богу и побуждать к этому: вовлекать в поклонение, насколько это в их силах; и тогда Бог милостиво примет их и научит делать это лучше.
толкование Мэтью Генри на первую книгу Царств, 1 глава