Библия тека

Собрание переводов Библии, толкований, комментариев, словарей.


Судьи | 17 глава

Толкование Мэтью Генри


Все богословы согласны с тем, что события, описываемые в этой и последующих главах до конца данной книги, происходили не после правления Самсона (как здесь представлено), а намного раньше, вскоре после смерти Иисуса Навина, во дни Финееса, сына Елеазара (Суд 20:28). Но эти рассказы помещены в конце книги, чтобы не прерывать историю судей. И чтобы показать, как счастлив был народ во времена судей, здесь показывается, как он был несчастлив, когда никого не было.

I. Тогда идолопоклонство началось с семьи Михи (гл. 17).

II. Оно распространилось в колене Дановом (гл. 18).

III. Было совершено злодейство в Гиве Вениаминовой (гл. 19).

IV. Все колено было уничтожено за то, что они одобрили это преступление (гл. 20).

V. Тогда необычные уловки были предприняты, чтобы поддержать это колено (гл. 21).

Поэтому благословен Бог за то руководство, которое мы имеем! В данной главе рассказывается, как Миха Ефремлянин:

(1) Сделал себе истукана, чтобы он был его богом (ст. 16).

(2) Взял себе левита, чтобы он был его священником (ст. 7−13).

Стихи 1−6. Данные стихи рассказывают:

1. О ссоре Михи с матерью.

1. Сын обворовал мать. В течение долгих лет она экономила и накопила большую сумму денег 1100 сиклей серебра. Похоже, после своей смерти она хотела оставить эти деньги сыну, а в то время получала удовольствие, рассматривая и пересчитывая их. К тому времени юноша обзавелся семьей, и у него подросли дети, ибо один из них достиг возраста, когда можно было стать священником (ст. 5). Он знал, где мать хранит деньги, и решил, что больше нее нуждается в них и поэтому не может ждать, пока она умрет; тогда он тайно забрал их, чтобы использовать для своих нужд. Хотя родители совершают ошибку, удерживая от детей то, в чем они нуждаются, и вводят в искушение, побуждая их желать смерти родителей, тем не менее это не послужит оправданием для тех детей, которые обкрадывают их и думают, что все и так принадлежит им и они имеют право взять их, даже используя нечестные методы.

2. Мать прокляла сына или того, кто взял деньги. Похоже, она подозревала сына в воровстве, ибо, когда проклинала, то говорила так громко, с такой страстью и негодованием, что у него зазвенело в ушах. Посмотрите, какое зло причиняет любовь к деньгам, как она разрушает уважение и любовь между родственниками. Именно любовь к деньгам сделала Миху непокорным своей матери и побудила ограбить ее; именно она лишила женщину любви к своему сыну, сделала злой и заставила проклясть его, если он сделал это и скрыл. Внешние потери побуждают благочестивых людей молиться, а плохих людей проклинать. Серебро стало для этой женщины ее богом еще до того, как из него был сделан кумир или истукан, в противном случае его потеря не вызвала бы в ней такую бурю страстей, которая побудила ее забыть и нарушить все законы приличия и благочестия. Очень безрассудно поступают те, которые раздражены до такой степени, что разбрасывают проклятия вокруг себя, как притворяющийся помешанным бросает огонь, стрелы и смерть, ибо не знают, что могут попасть в тех, кто им всех дороже.

II. О примирении Михи с матерью.

1. Сын настолько испугался проклятий матери, что вернул деньги. Хотя в нем было мало благодати, ибо он взял их, но достаточно, чтобы побояться хранить их после того, как мать прокляла их. Он не верил, что деньги матери принесут ему какую-то выгоду без ее благословений, равно как и не осмеливался отрицать воровство, когда его обвинили в этом, и не смог оставить деньги, когда их потребовал истинный владелец. Лучше не делать зло, но еще лучше признаться в нем, раскаяться и возместить убыток, когда оно уже сделано. Дети должны бояться молитв родителей, направленных против них, ибо хотя необоснованное проклятие не сбудется, но того, что они справедливо заслужили, им следует бояться, даже если эти слова произнесены в порыве страсти и бестактно.

2. Мать была настолько довольна признанием своего сына, что отозвала проклятия и обратила их в молитвы о его благополучии: «Благословен сын мой у Господа!» Когда люди, виновные в ошибке, искренно сознаются в ней и освобождаются от вины, то их нужно похвалить за покаяние, а не продолжать осуждать и обвинять в содеянном.

III. Миха с матерью решили превратить деньги в бога и учредить идолопоклонство в своей семье; похоже, это был первый пример отступничества израильтян от Бога и учрежденного Им поклонения после смерти Иисуса Навина и старейшин, которые пережили его, поэтому здесь эти события так подробно описываются. И хотя при этом они продолжали поклоняться истинному Богу через истукана, но это было нарушением второй заповеди, которое открыло дверь поклонению другим идолам, Ваалам и рощам, что было нарушением первой великой заповеди. Обратите внимание:

1. На изобретательность матери в этом вопросе. Когда серебро было ей возвращено, она сделала вид, что посвятила его Господу (ст. 3), то ли до того, как оно было украдено, и тогда именно это послужило причиной ее огорчения и призывало несчастья на голову того, кто взял его, ибо оно было посвящено и поэтому было заклятым; то ли после кражи серебра она дала клятву, что, если оно будет возвращено ей, она посвятит его Богу, и тогда провидение, оказавшее ей благоволение и вернувшее деньги, будет в долгу перед ее клятвой. «Смотри, сказала она своему сыну, деньги мои, но ты не прочь владеть ими; поэтому пусть они не принадлежат ни тебе, ни мне, а давай согласимся сделать из них истукана для религиозных целей». Если бы она потратила их для служения и славы Бога, то это был бы хороший способ примирения; но придуманный ими план был нечестивым. Возможно, эта пожилая женщина была одной из тех, кто вышел из Египта, и захотела иметь таких же истуканов, каких видела там; теперь, привязавшись к ним, она вспомнила безрассудство своей юности и, вероятно, рассказала сыну, как поклонялись Богу через истуканов в старое время.

2. На одобрение ее сына. Похоже, вначале, когда она предложила это, он воспротивился, ибо знал, в чем заключался смысл второй заповеди; и когда она сказала (ст. 3), что собиралась сделать истукана для своего сына, то он вернул деньги матери своей, не желая участвовать во всем этом. И тогда она отдала серебро плавильщику и получила желаемое, виня его, возможно, за сомнения (ст. 4). Но когда истуканы были изготовлены, по настоянию матери Миха не только смирился с ними, но и полюбил их. Так идолопоклонство непонятным образом околдовывает и в значительной степени поддерживается традициями, переданными от отцов (1Пет 1:18; Иер 44:17). Но посмотрите, каким образом алчность старой женщины одолела частично ее предрассудки. Она все свое серебро, 1100 сиклей серебра, посвятила, чтобы из него сделать истуканов и литых кумиров (ст. 3), но когда дело дошло до изготовления, то она на них потратила менее пятой части 200 сиклей серебра (ст. 4). Она подумала, что этого будет достаточно, а на самом деле это было даже слишком много, чтобы тратить на учителя лжи. Если бы эти деньги действительно были посвящены славе Божьей, то Бог подобным образом не удовлетворился бы частью цены, а выразил негодование за нанесенное оскорбление, как это было в случае с Ананием и Сапфирой. Обратите внимание:

(1) Что порочного было во всем этом (ст. 5). У Михи появился дом богов, дом Божий (написано в Септуагинте), как он считал, такой же хороший, как дом Божий в Силоме, и даже лучше, потому что он сам изобрел его и он был в его распоряжении; людям нравится иметь религию на поводу и управлять ею, как им хочется. «Дом заблуждений», написано в халдейском переводе, ибо так и было; он отклонился от истинного пути и открыл дверь лжи. Идолопоклонство большой обман и одно из самых больших заблуждений. Учреждая идолопоклонство, он стремился (сознательно или нет) подражать Божьим пророчествам и постановлениям и соперничать с Ним:

[1] Его пророчествам, ибо изготовил терафим маленьких истуканов, с которыми мог бы советоваться при необходимости и принимать информацию, наставления и предсказания. То, чем для князя и народа были урим и туммим, для его семьи были эти терафимы; хотя он не мог полагать, что истинный Бог примет их или будет отвечать через них, но полагался на этих демонов, как язычники, которые поклонялись, чтобы вдохновить их и сделать полезными для себя. Таким образом, хотя Иегове и воздавалась видимая слава (ст. 3), но Его постановления не соблюдались, и израильтяне неотвратимо погрязали в идолопоклонстве и поклонении демонам.

[2] Его постановлениям. Несколько комнат или апартаментов в своем доме Миха отвел для храма, или дома Божьего; для своего священника он сделал ефод, или святую одежду, чтобы в ней он совершал служение; она была сделана по образцу той, которая использовалась в скинии Божьей; и одного из сыновей, возможно, старшего, он посвятил в священники. А когда он поставил литых истуканов, чтобы они представляли объект поклонения, то неудивительно, что служение среди них совершал священник, им же созданный. Не говорится ни о каком жертвеннике, жертвах или воскурении, возносимом во славу этих серебряных богов, но так как был священник, то мы можем предположить, что все они предназначались не для почитания, как терафим Лавана, а для того, чтобы с ними советоваться. Но начало идолопоклонства, как и других грехов, подобно прорыву воды; разрушьте плотину и это приведет к потопу. Так началось идолопоклонство, и оно распространилось, как разъедающая проказа. Д-р Лайтфут обращает наше внимание на тот факт, что в данном случае 1100 сиклей серебра, посвященные для изготовления идола, разрушили религию, особенно в колене Дановом (о чем мы здесь читаем), из которого вышел Самсон, и такая же сумма в 1100 сиклей серебра была уплачена каждым владельцем филистимским за гибель Самсона.

(2) В чем причина этой порочности (ст. 6): «В те дни не было царя у Израиля, не было судьи или полновластного правителя, который, узнав об изготовлении истуканов (к чему, несомненно, вскоре пристрастилась бы вся страна), дал бы повеление уничтожить их; не было никого, кто убедил бы Миху в его ошибке, обуздал и наказал его, кто своевременно занялся бы исцелением этой болезни и таким образом смог благополучно предотвратить распространение инфекции». Каждый человек делал то, что ему казалось справедливым, и вскоре они начали делать злое пред очами Господа. Оставшись без царя, который поддерживал бы в государстве порядок, они вскоре оставили дом Божий, стали пренебрегать священниками и начали неумолимо приближаться к гибели. Посмотрите, какой милостью является правление и какие основания у нас есть не только совершать молитвы и прошения, но и благодарить за царей и всех начальствующих (1Тим 2:1−2). Ничто так не поддерживает религию и не содействует ей, как правильное осуществление под руководством Бога двух великих постановлений гражданской власти и служения.

Стихи 7−13. Данные стихи рассказывают о том, что Миха обзавелся левитом, который был бы его священником; возможно, он посчитал, что его собственный сын не вполне подходит для этого служения, так как является наследником его состояния и не принадлежит Божьему колену. Обратите внимание:

I. Что привело этого левита к Михе. Со стороны матери он был из семьи Иуды и жил в Вифлееме среди родственников матери (ибо Вифлеем не был городом левитов); или по какой-то другой причине в качестве странника проживал там (ст. 7). Оттуда он ушел, чтобы пожить, где случится, и, путешествуя от места к месту, пришел в дом Михи на горе Ефремовой (ст. 8).

1. Некоторые думают, что несчастливое стечение обстоятельств вынудило его покинуть те места: то ли его преследовали и оскорбляли, то ли, скорее всего, в Вифлееме им пренебрегали и ему не хватало средств для пропитания. Бог позаботился о том, чтобы у левитов было богатое содержание, но люди удерживали то, что должны были отдавать, и не помогали им владеть выделенными городами; так левиты оказались в стесненных обстоятельствах, и никто не заботился о том, чтобы помочь им. Оставляя Бога, Израиль начал с того, что оставил левитов, о чем их предостерегало Писание (Втор 12:19). Когда благочестивыми служителями пренебрегают и им трудно найти средства к жизни, то это является знаком угасания религии.

2. Но, похоже, его ошибкой и безрассудством было то, что он любил странствовать, недолго оставался на одном месте, потерял уважение друзей, и его блуждающая голова влекла его искать счастья (как мы говорим). Трудно поверить, что дела в Израиле обстояли настолько плохо, что левит был бедным, если только это не была его личная ошибка. Достойны сострадания те, которые хотели бы привести дела в порядок, но не могут, равно как заслуживают наказания те, которые могут привести их в порядок, но не хотят. Кто-то мог бы подумать, что необустроенность является причиной постоянного беспокойства, и странно, что израильтянин, особенно левит, может любить ее.

II. Какую сделку Миха заключил с ним. Если бы он не был доволен своим сыном в качестве священника, то отправился бы сам или отправил кого-то подыскать левита; теперь же он хватается за того, кто случайно попал ему в руки, хотя видно, что в нем нет ревности по этому служению. Возможно, этот бродячий левит услышал где-то о доме богов Михи, о его истукане и литом кумире; и если бы в нем осталось хоть немного духа левитов, то он повел бы его туда, чтобы обличить Миху в идолопоклонстве, сказать, что он поступает вопреки закону Божьему и что это навлечет на него суды Божьи. Но вместо этого он, как ничтожная и деградирующая ветвь святого колена, отправляется туда, чтобы предложить свое служение: «Есть ли у вас какая-нибудь работа для левита? Ибо у меня сейчас нет работы, и я иду пожить, где случится». Все, что ему нужно иметь хлеб и ничего не делать (ст. 9). Миха пригласил его в свой дом (ст. 10) и (1) сделал заманчивое предложение: будь у меня отцом и священником. Хотя он молод и его никто не знает, но если он согласится быть священником, то его будут уважать как отца; Миха ни в коей мере не собирался относиться к нему как к слуге. Он не спросил у него рекомендательные письма, не уделил время, чтобы узнать, как он вел себя в месте своего последнего проживания, не задумался о том, что хотя он левит, но мог иметь настолько плохой характер, что стал наказанием и позором для своей семьи, а подумал, что даже если он и большой распутник, то все равно мог бы быть священником литого истукана; подобным образом священники Иеровоама были презреннейшими из народа (3Цар 12:31, англ. пер.). Неудивительно, что для тех, у кого богом может быть все что угодно, кто угодно может стать священником.

(2) Предложил приемлемое содержание. Он обеспечит его пищей, питьем, двойной переменой одежды (написано на полях) одну получше, другую похуже, одну на каждый день, другую для святых дней и десять шекелей (около двадцати пяти шиллингов) в год на личные расходы. Это было бедное содержание по сравнению с тем, которым Бог обеспечил левитов, поступающих благочестиво; но оставившие Бога не улучшают свое положение и не находят лучшего господина. Служение это наилучшее призвание, но самая сложная работа в мире.

III. Левит поселился с ним (ст. 11): он согласился остаться у этого человека; хотя его работа была суеверной, а плата позорной, но он не возражал, а считал себя счастливым, раз ему удалось поселиться в таком хорошем доме. Миха, считая себя более святым, чем любой из его соседей, отважился посвятить этого левита (ст. 12). Он поступил так, словно его здание, обустройство и отделение части дома для служения давали ему не только право назначать людей, которые будут там служить, но и давать приказы тому, кто не имел прав принимать их. И теперь он ему, как отцу, оказывает уважение, демонстрируя нежность сына; тем самым он хотел восполнить недостаток его денежного содержания.

IV. Как доволен всем этим был Миха (ст. 13): «Теперь я знаю, что Господь будет мне благотворить (т.е. он надеялся, что эти новшества приобретут ему хорошую репутацию среди соседей и он от этого получит некие преимущества, ибо ему тоже будет принадлежать часть прибыли от его жертвенника; или, скорее, он надеялся, что Бог будет благоволить и благословит его во всем, к чему прикоснется его рука), потому что левит у меня священником».

1. Он думал, что раз Бог так своевременно послал к его дверям левита, то это было хорошим знамением Божьего благоволения к нему. И в адрес тех, кто потакает собственным заблуждениям, можно сказать, что если провидение неожиданно посылает в их руки то, что помогает им двигаться вперед на их злых путях, то из этого они склонны делать вывод, что Бог доволен ими.

2. Он думал, что теперь, когда ошибка его священства была исправлена, все стало хорошо, хотя при этом он сохранил истукан и литой кумир. Отметьте: многие обманывают самих себя, имея хорошее мнение о себе благодаря частичной реформации. Они думают, что являются такими, какими должны быть, потому что в одном отдельно взятом примере поступают не так плохо, как раньше, словно исправление одной ошибки искупит их упорство во всех других.

3. Он думал, что, сделав левита священником, поступил очень похвально, хотя на самом деле это было незаконно и вызывало недовольство Бога. Человеческая гордость, невежество и лесть самому себе не только оправдывают, но возвеличивают и освящают самые дерзкие злодеяния и посягательства на божественные прерогативы. У Михи были все основания сказать: «Теперь у меня есть основания бояться Божьего проклятия, ибо я осквернил одно из его колен и вовлек его в поклонение литым кумирам», но нет, он надеется, что Бог будет благоволить к нему.

4. Он думал, что присутствие левита в доме безусловно привлечет к нему божественное благоволение. Плотские сердца склонны слишком много ожидать от своих внешних привилегий и делать вывод, что Бог несомненно будет благ к ним, так как они рождены от благочестивых родителей, живут в семьях, где молятся, в обществе поддерживают связь с людьми достойными и участвуют в активном служении. Но все это можно сравнить с присутствием левита в доме в качестве священника, что не дает никакой уверенности в том, что Бог вообще будет благоволить к ним, если только сами они не будут людьми благочестивыми и правильно использовать свои преимущества.

толкование Мэтью Генри на книгу Судей израилевых, 17 глава

ПОМОЧЬ НАМ В РАЗВИТИИ

Получили пользу? Поделись ссылкой!


Напоминаем, что номер стиха — это ссылка на сравнение переводов!


© 2016−2024, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога.