Библия тека

Собрание переводов Библии, толкований, комментариев, словарей.


Второзаконие | 34 глава

Толкование Мэтью Генри


После прочтения о том, как Моисей завершил свое свидетельство, нам здесь сообщается, как непосредственно после этого он завершил свою жизнь. Данную главу сам Моисей написать не мог, но ее добавил Иисус Навин или Елеазар или, по предположению епископа Патрика, Самуил, который, будучи пророком, написал по данному ему свыше полномочию то, что нашел в записях Иисуса Навина и его преемников судей. Мы уже ознакомились с предсмертными словами Моисея, здесь же находим повествование о его предсмертном деле, а такое дело нам всем надлежит совершать быстро, и притом хорошо. В этой главе описывается:

(I) Обозрение Моисеем земли Ханаана прямо перед смертью (ст. 1−4).

(II) Его смерть и погребение (ст. 5−6).

(III) Его возраст (ст. 7).

(IV) Плач по нему Израиля (ст. 8).

(V) Преемник Моисея (ст. 9).

(VI) Личность Моисея (ст. 10 и далее).

Стихи 1−4. В этих стихах:

I. Моисей восходит вверх по направлению к небу, прямо на вершину Фасги, чтобы умереть там, ибо именно это место было определено (Втор 32:49−50). Израиль расположился станом на плоской местности равнин Моава, откуда Моисей, согласно повелению, отправился к горе Нево, на высочайшую точку хребта этой горы, или пик, по названию Фасга (ст. 1). Фасга — имя нарицательное для любой такой высоты. По-видимому, Моисей пошел на вершину Фасги один, один, без посторонней помощи — знак того, что его природные силы не угасли, если в последний день своей жизни он смог взобраться на вершину крутого холма без такой поддержки, которая у него однажды была, когда его руки отяжелели (Исх 17:12), один, без сопровождения. Можно предположить, что, завершив благословение Израиля, Моисей торжественно попрощался с Иисусом Навином, Елеазаром и с остальными своими друзьями, которые, вероятно, провели его к подножию горы; но затем он дал им такое же задание, как и Авраам своим слугам у подножия другой горы: «Останьтесь вы здесь… тогда как я пойду туда и умру». Они не должны видеть смерти Моисея, потому что им не положено знать о его могиле. Так это было или нет, но Моисей отправился на вершину Фасги, (1) чтобы показать, что он готов умереть. Узнав о месте своей смерти, Моисей был настолько далек от желания избежать сего, что не преминул туда явиться, охотно взобравшись на крутую вершину. Следует заметить: кто посредством благодати хорошо ознакомился с миром иным и знает о нем достаточно много, тому не нужно бояться покинуть этот мир.

(2) Чтобы показать, что он считает смерть своим вознесением. Душа человека благочестивого, покидая тело, восходит вверх (Еккл 3:21), и, в соответствии с таким движением души, тело Моисеево пойдет вместе с нею как можно выше, пока этот земной сосуд сможет ее нести. Когда за Божьими слугами посылают, чтобы забрать их из этого мира, для них звучит призыв: взойди вверх и умри.

II. Моисей вновь взирает вниз на эту землю, чтобы увидеть земной Ханаан, в который ему никогда не войти, но при том верою взирает вверх на небесный Ханаан, в который ему предстоит войти прямо сейчас. Господь угрожал Моисею, что он не завладеет Ханааном, и угроза исполнилась. Но Он также обещал, что Моисей увидит Ханаан, и обетование свершилось здесь: и показал ему Господь всю эту добрую землю (ст. 1).

1. Хотя Моисей и восходил на вершину Фасги один, тем не менее он не один, потому что Отец с ним (Ин 16:32). Если у человека много друзей, то они соберутся возле него, когда он будет лежать при смерти. Но случись так, то ли по Божьему провидению, то ли по причине черствости друзей, что останешься один, не нужно бояться зла, потому что с нами Добрый Пастырь (Пс 22:4).

2. Хотя у Моисея было очень хорошее зрение и высота давала ему все преимущества для желаемого обзора, он все равно не смог бы увидеть то, что видел сейчас, — весь Ханаан, от края до края (приблизительно пятьдесят-шестьдесят миль), если бы его зрению чудесным образом не помогли, увеличив его возможности; поэтому-то и сказано: показал ему Господь. Следует заметить: мы имеем возможность взирать на все прекрасные виды лучшей страны лишь благодаря Божьей благодати; именно Господь дает духа премудрости, равно как и духа откровения — глаза, равно как и объект. Вид Ханаана, открытый здесь Господом Моисею, вероятно, пытался пародировать дьявол и даже претендовал на то, что сделает лучше, когда смутными призраками показывал нашему Спасителю, перенеся Его, как Моисея, на весьма высокую гору, все царства мира и славу их, не постепенно, как здесь — одну страну за другой, — но все одновременно.

3. Моисей увидел землю на расстоянии. Подобное представление о Царстве Мессии было у ветхозаветных святых, они видели его издалека. Так и Авраам увидел день Христов задолго до оного; и, будучи вполне убежденным в нем, принял его в обетовании, предоставляя другим принять в его совершении (Евр 11:13). Подобное же представление о великолепии и славе будущего состояния имеют посредством благодати верующие сейчас. Слово и таинства для них — как вершина Фасги для Моисея: из них верующие получают представление о благоприятных перспективах славы, которая должна открыться, и радуются надежде на нее.

4. Моисей увидел землю, но никогда не будет располагать ею. Подобно тому как Бог порой уводит Свой народ от грядущего зла, в других случаях Он так же уводит его и от грядущего добра, то есть добра, которым будет располагать Церковь в современном мире. О Царстве Христовом последних дней говорится много славного: о его развитии, увеличении и процветании; мы предвидим это, но, вероятно, не доживем, чтобы увидеть воочию. Кто придет после нас, тот, надеемся, войдет в ту обетованную землю, и это послужит нам утешением, когда наши трупы падут в пустыне сей (см. 4Цар 7:2).

5. Моисей увидел все это как раз перед смертью. Подчас Господь приберегает для Своих людей ярчайшие открытия о благодати, чтобы последние поддержали их в смертный час. Ханаан назван землей Эммануила (Ис 8:8), так что, взирая на нее, Моисей получил представление о благословениях, которые мы имеем во Христе. Это — прообраз небес (Евр 11:16), уверенность в которых составляет сущность нашей веры. Следует заметить: весьма охотно может оставить этот мир тот, кто умирает с верою в Христа и с упованием на небо, имея перед глазами Ханаан. Увидев такое спасение от Бога, мы вправе сказать: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко… с миром».

Стихи 5−8. Эти стихи описывают:

I. Смерть Моисея: и умер там Моисей, раб Господень (ст. 5). Бог сказал ему, что он не перейдет Иордан, и, несмотря на то что сначала Моисей усердно молился об отмене приговора, Божий ответ на молитву удовлетворил его, и впредь он не говорил более об этом (Втор 3:26). Подобным же образом и наш благословенный Спаситель молился, чтобы чаша миновала Его, но, поскольку это было невозможно, Он согласился: Отче… да будет воля Твоя! У Моисея было основание для желания пожить в этом мире немного дольше. Он был стар, это верно, но все еще не достиг до лет жизни отцов своих: его отец Амрам жил до 137 лет, его дед Каафа — до 133, прадед Левий — до 137 (Исх 6:16−20). Зачем же Моисею, который в своей жизни послужил более сих, умирать в 120 лет, тем более что он не претерпел увядания с возрастом, но был годен к служению, как и прежде? Израилю будет трудно обойтись без него в это время: его руководство и переговоры с Богом могли бы стать для израильтян такой же большой удачей при завоевании Ханаана, как и мужество Иисуса Навина. Это угнетало и самого Моисея — пройти все тяготы пустыни и не насладиться благами Ханаана, вынести все бремена и время зноя дневного — и передать честь завершения дела другому, и даже не своему сыну, а слуге, который должен войти в труд его. Мы вправе предположить, что это было неприятно плоти и крови. Моисей же был человек кротчайший; Господу угодно распорядиться именно так, и он охотно покоряется.

1. Моисей здесь назван рабом Господним, и не только за свое благочестие (все святые — рабы Господни), но и за полезность, удивительную полезность в служении Божьей воле в выводе Израиля из Египта и в вождении народа по пустыне. Звание раба Господня было для Моисея более почетным, нежели звание Царя Израиля.

2. Однако Моисей умирает. Ни благочестие, ни полезность не избавили его от удара смерти. Рабам Господним надлежит умирать, чтобы успокоиться от своих трудов, принять награду и освободить место другим. Когда рабы Господни уходят и уже не служат Богу на земле, они отправляются на еще лучшее служение Ему день и ночь в храме Его.

3. Моисей умирает в земле Моавитской, не достигнув Ханаана, пока и он, и его народ все еще пребывали в состоянии неустроенности и не вошли в свой покой. А в небесном Ханаане смерти уже не будет.

4. Моисей умирает по слову Господню. При устах Господа (дословно). Иудеи говорят: «С поцелуем Божьих уст». Смерть Моисея, несомненно, была очень легкой (эвтаназия — безболезненная смерть); умирая, он не испытывал никаких мук, лишь самое приятное ощущение любви к нему Бога. Однако смерть при устах Господа означает не что иное, как смерть в соответствии с Божьей волей. Следует заметить: рабы Господни, полностью завершив свое дело, наконец умрут, в послушание своему Господину, и им надлежит искренне желать отправиться домой, когда бы Он ни послал за ними (Деян 21:13).

II. Погребение Моисея (ст. 6). Домыслы некоторых иудеев о том, что Моисей, подобно Илии, был взят на небо, являются беспочвенными, ибо недвусмысленно сказано: умер… и погребен; однако, вероятно, он был воскрешен и встретился с Илией, чтобы почтить своим присутствием преображение Христово.

1. Бог сам похоронил Моисея, а именно посредством служения ангелов, которые устроили, хоть и очень тайные, но весьма величественные похороны. Следует заметить: Бог проявляет заботу о мертвых телах своих рабов; их прах так же драгоценен, как и их смерть, ни одна его пылинка не будет потеряна, завет не предастся забвению. Когда Моисей умер, Бог похоронил его; когда Христос умер, Бог воскресил Его, ибо закону Моисееву надлежало прийти к концу, чего не скажешь о Евангелии Христовом. Верующие умерли для закона, чтобы принадлежать Другому — Воскресшему из мертвых (Рим 7:4). Видимо, погребение Моисея совершил Михаил, то есть Христос (как думают некоторые), ибо Он упразднил Моисеевы уставы и, взяв их от среды, пригвоздил ко кресту и похоронил в Своем гробу (Кол 2:14).

2. Моисей был погребен в долине против Беф-Фегора. С какой легкостью могли бы ангелы, совершавшие погребение, перенести тело через Иордан и похоронить его вместе с праотцами в пещере Махпеле! Однако нам надлежит научиться не проявлять чрезмерной заботы о месте собственного погребения. Если душа найдет покой в Боге, то совсем неважно, где покоится тело. Один из халдейских парафразов гласит: «Моисей был похоронен напротив Беф-Фегора, чтобы всякий раз, когда Ваал-Фегор хвастался тем, что к нему прилепился Израиль, могила Моисея, напротив его храма, служила ему уздой».

3. Точное место погребения не было известно, чтобы сыны Израилевы, столь склонные к идолопоклонству, не поместили мертвое тело Моисея в раку и не стали поклоняться этому великому основателю и благодетелю нации. Верно и то, что мы не прочитаем, чтобы, среди всех прочих примеров идолослужения израильтян, те поклонялись останкам, и, возможно, причиной тому послужило, что таким вот образом было предупреждено их поклонение Моисею, дабы постыдились поклоняться кому-либо другому. Некоторые из иудейских авторов считают, что тело Моисея было спрятано, чтобы его не побеспокоили некроманты, вопрошавшие мертвых, подобно тому как вывела Самуила аэндорская волшебница. Господь не потерпит, чтобы таким вот образом издевались над именем и памятью Его раба Моисея. Многие думают, что в этом состоял упомянутый Иудой (Иуд 1:9) спор о Моисеевом теле между Михаилом и дьяволом. Дьявол хотел сделать место погребения известным, чтобы оно стало для людей западней, чего Михаил не желал ему позволить. Поэтому, кто выступает за оказание почестей останкам усопших святых, тот принимает сторону дьявола против Михаила, нашего Начальника.

III. Возраст Моисея (ст. 7). Его жизнь продлилась (1) до старости. Ему было 120 лет — возраст, который, хотя и сильно не дотягивал до числа лет праотцев, тем не менее намного превышал годы жизни большинства его современников, ибо продолжительность жизни простых людей с недавнего времени ограничивалась семьюдесятью годами (Пс 89:10). Годы жизни Моисея складывались из трех сорокалетних периодов. Первые сорок лет он прожил как придворный, наслаждаясь комфортом и почестями при дворе фараона; вторые сорок лет Моисей провел бедным и жалким пастухом в земле Мадиамской; третьи сорок лет он был царем Израиля, обладая властью и честью, хотя и обремененный множеством забот и трудной работой; так изменчив мир, в котором мы живем и в котором случаются такие перипетии; однако грядущий мир не таит досадных неожиданностей и не изменяется.

(2) До доброй старости: зрение его не притупилось (в отличие от Исаакова, Быт 27:1, и Иаковлева, Быт 46:10), и крепость в нем не истощилась; не увяла ни сила тела, ни энергия и живость Моисеева ума, но он до сих пор говорил, писал и ходил, как и прежде. Его мышление было таким же ясным, а память такой же сильной, как и всегда. «На его лице не было морщин», — утверждают некоторые из иудейских авторов. «Он не потерял ни единого зуба», — говорят другие; и многие объясняют это сиянием Моисеева лица (Исх 34:30), не прекратившимся до самого конца. Это было ему наградой в служении, в общем, и, в частности, было следствием его чрезвычайной кротости, ибо эта благодать, так же как и любая другая, становится здравием для тела и питанием для костей. Это же касается и данного Моисеем морального закона: хотя его осуждающая сила и упразднена для истинно верующих, тем не менее его заповеди все еще обязывают к соблюдению — и так до конца света; их зрение не притупилось, ибо они судят помышления и намерения сердечные, равно как и не истощилась их природная или принудительная сила, но мы тем не менее пребываем под законом Христовым.

IV. Траурный плач по Моисею (ст. 8). Достойные люди заслуживают того, чтобы после смерти им отдали дань немеркнущей памяти, проводив их со слезами, ибо мы любили и ценили их, и эта потеря для нас ощутима, и мы искренне раскаиваемся в грехах, из-за которых Бог забрал их от нас; ибо в этих слезах — большая доля слез покаяния. Примите во внимание:

(1) Кем были плачущие: сынами Израилевыми. Они все подчинились правилам этой церемонии, какой бы она ни была, даже если некоторые из них относились к правлению Моисея недоброжелательно, и, возможно, плач таковых был притворным; однако мы вправе предположить, что были и такие, которые прежде ссорились с Моисеем и его правительством и, возможно, относились к числу желавших побить его камнями, но теперь они ощущали потерю и искренне оплакивали Моисея, когда его не стало, хотя, пока он был с ними, так и не научились его ценить. Таким образом плачущие были вынуждены усвоить истину, о которой говорил пророк (Ис 29:24). Следует заметить, что нам надлежит усердно оплакивать и принимать близко к сердцу потерю благочестивых людей; неразумен тот, кто не придает этому значения.

(2) Сколько длился плач: тридцать дней. Столько длилась официальная церемония, и мы вправе предположить, что для некоторых израильтян скорбь продолжалась намного дольше. Однако слова «и прошли дни плача и сетования о Моисее» подразумевают, что какими бы великими ни были наши потери, мы не должны предаваться непрестанной скорби, по крайней мере, следует позволить времени залечить рану. Если надеемся идти к небесам с радостью, то почему мы решили, что в гроб нужно идти в печали? Церемониальный закон Моисея умер и похоронен в гробу Христа, однако у иудеев до сих пор не прошли дни плача по нему.

Стихи 9−12. Здесь звучит весьма честное восхваление, посвященное как Моисею, так и Иисусу Навину; у каждого из них своя слава, и ее надлежит воздать. С нашей стороны неблагодарно возвеличивать ныне живых друзей, забывая о заслугах усопших, памяти которых следует отдавать должное, ибо не все почести принадлежат восходящему светилу; с другой же стороны, будет несправедливым трубить лишь о заслугах покинувших этот мир, пренебрегая благом, которое приносят ныне живые их преемники. Да прославится Бог и в тех и в других! Как здесь.

I. Хвала в адрес Иисуса Навина, как человека, превосходно подготовленного к делу, к которому он призван (ст. 9). Моисей привел Израиля к границам Ханаана, а затем умер и покинул народ в ознаменование того, что закон ничего не довел до совершенства (Евр 7:19). Закон приводит людей в пустыню обличений, но не в Ханаан покоя и стабильного мира. Эта честь приберегается для Иисуса Навина (нашего Господа Иисуса, прообразом которого был Иисус Навин), чтобы Он совершил для нас то, на что закон, ослабленный плотию, был бессилен (Рим 8:3). Им мы входим в покой, духовный покой совести и в вечный покой на небесах. Три обстоятельства единогласно и четко подтверждают призыв Иисуса Навина к этому великому предприятию; (1) к нему его подготовил Господь: Иисус, сын Навин, исполнился духа премудрости, в котором очень нуждался тот, кому предстояло руководить таким капризным народом и завоевать такой коварный народ. Умение руководить необходимо полководцу так же, как и храбрость. В этом Иисус Навин служил прообразом Христа, в котором сокрыты все сокровища премудрости.

(2) На это служение его, по определению свыше, рукоположил Моисей: Моисей возложил на него руки свои, назначая его таким образом своим преемником и молясь Богу, чтобы Он подготовил Иисуса Навина к служению, к которому призвал; и это служит причиной, почему Бог дал ему духа премудрости более обычного: потому что его назначение на правление было собственным деянием Господа (кого Бог привлекает к служению, того в определенной мере Он сделает пригодным для этого служения) и потому что именно об этом просил Моисей Господа, возлагая руки на Иисуса Навина. Когда Церковь лишилась телесного присутствия Христа, наш Спаситель умолял Отца прислать другого Утешителя и получил ответ на Свою молитву.

(3) Израильтяне охотно признали Иисуса Навина и подчинились ему. Следует заметить: завоевание любви людей — великое преимущество и поощрение для того, кто призван к какой бы то ни было общественной деятельности. И кроме того, великой милостью для народа стало то, что после смерти Моисея израильтяне не уподобились овцам без пастыря, но уже имели у себя человека, которого действительно единодушно и, возможно, с величайшим удовольствием признавали.

II. Хвала в адрес Моисея (ст. 10−12), причем обоснованная.

1. Он на самом деле был величайшим человеком, особенно по двум причинам:

(1) Благодаря близкому общению с Богом природы: Господь знал Его лицем к лицу, так же и он знал Бога (см. Чис 12:8). Моисей видел славу Господа более, нежели кто-либо другой (по крайней мере, из ветхозаветных святых). У него был более свободный и более частый доступ к Богу, и Господь говорил с Моисеем не в его снах, видениях или в полудреме на ложе, но в состоянии бодрствования, когда тот стоял перед херувимом. Других пророков, когда Бог являлся и говорил с ними, охватывал ужас (Дан 10:7), но Моисей, когда бы он ни получал Божье откровение, сохранял спокойствие.

(2) Благодаря силе и влиянию Моисея в Царстве природы. Чудеса судов, совершенные им в Египте перед фараоном, и чудеса милости, совершенные им в пустыне перед Израилем, служили, чтобы показать: он пользуется особой благосклонностью небес и имеет чрезвычайные полномочия на такие деяния здесь на земле. Никогда еще не было человека, любить которого были столь веские причины у Израиля и бояться которого были столь веские причины у врагов Израиля. Примите во внимание, что летописец называет чудеса, совершенные Моисеем, знамениями и чудесами, сотворенными рукою сильною… при великом ужасе, что может иметь отношение к ужасам у горы Синай, посредством которых Бог полностью подтвердил миссию Моисея и продемонстрировал, причем пред очами всех израильтян, что она исходит исключительно свыше.

2. Моисей был более велик, чем любой другой из пророков Ветхого Завета. Хотя те и были людьми весьма авторитетными на небе и влиятельными на земле, тем не менее никто из них не мог сравниться с этим великим человеком. Никто из них не подтверждал и не исполнял такой миссии с небес, какая была у Моисея. Сей панегирик Моисею, по-видимому, был написан намного позже после его смерти, однако тогда еще не появился пророк такой, как Моисей, как и не появился подобный ему в промежутке времени, начиная с того момента и пока не запечатаны были видение и пророк. Через Моисея Бог дал закон, вылепил и образовал Иудейскую Церковь; через других же пророков Он лишь посылал частные порицания, указания и предсказания. Последний из пророков приводит в заключение наказ: помните закон Моисея (Мал 4:4). Сам Христос часто ссылался на писания Моисеевы и призывал его в свидетели, как человека, который видел день Его на расстоянии и говорил о Нем. Однако, тогда как другим пророкам было далеко до Моисея, наш Господь Иисус превзошел его. Его учение было более выдающимся, чудеса — более впечатляющими и общение с Отцом — более близким, ибо Он — сущий в недре Отчем от вечности, и Бог говорит с нами в эти последние дни посредством Христа. Моисей был верным рабом, а Христос — верным Сыном. История Моисея оставляет его погребенным на равнине Моавитской, и на этом его правление завершается. История же нашего Спасителя оставляет Его сидящим одесную Величия на высоте, и мы убеждены, что умножению владычества Его и мира нет предела. Апостол в своем Послании к Евреям обстоятельно доказывает, что превосходство Христа над Моисеем служит веской причиной, почему нам, христианам, надлежит быть послушными, верными и преданными сей святой религии, которую мы исповедуем. Да сделает нас всех такими Своей благодатью Господь!

1 Дословный перевод из английской Библии гласит: отделенный от братьев своих. Ср.: «…избранного между братьями своими» (Быт 49:26, синодальный перевод).

толкование Мэтью Генри на Второзаконие, 34 глава

ПОДДЕРЖИТЕ НАШ ПРОЕКТ

Получили пользу? Поделись ссылкой!


Напоминаем, что номер стиха — это ссылка на сравнение переводов!


© 2016−2024, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога.