Библия тека

Собрание переводов Библии, толкований, комментариев, словарей.


Второзаконие | 32 глава

Толкование Мэтью Генри


В данной главе нам представлена:

(I) Песнь Моисея, которую, по Божьему определению, Моисей оставил сынам Израилевым в постоянное увещание, чтобы они остерегались оставить Бога. Песнь занимает большую часть главы и состоит из (1) предисловия (ст. 1−2).

(2) Описания возвышенного характера Господа и, как противопоставление, плохого характера народа Израиля (ст. 3−6).

(3) Перечисления великих дел, сотворенных Богом для израильтян, и, как противопоставление, их плохих поступков по отношению к Господу (ст. 7−18).

(4) Предсказания об опустошительных и разрушительных судах, которые Бог наведет на израильтян за их грехи; и в доказательство обоснованности Божьих действий здесь приводится множество отягчающих обстоятельств их нечестия (ст. 19−33).

(5) Обетования об уничтожении в конечном счете их врагов и угнетателей и о славном избавлении остатка Израиля (ст. 36−43).

(II) Увещевание, которым Моисей сопровождает вручение народу сей песни (ст. 41−47).

(III) Бог дает Моисею повеление взойти на гору Нево и умереть (ст. 48 и далее).

Стихи 1−6. В этих стихах представлено:

I. Впечатляющее предисловие, или вступление, к песни Моисеевой (ст. 1−2). Моисей начинает (1) с торжественного воззвания к небу и земле относительно истинности и важности того, что собирается сказать, и справедливости Божьих действий по отношению к непокорному и склонному к вероотступничеству народу, ибо он уже сказал (Втор 31:28), что в этой песни призовет небо и землю в свидетели против израильтян. Небо и земля услышат скорее, нежели сей развращенный и бездумный народ; ибо небо и земля не отступали от послушания своему Творцу, но по определениям Его все стоит доныне, ибо все служит Ему (Пс 118:89−91), и поэтому они восстанут на суд против бунтарского Израиля. Небо и земля будут свидетелями против грешников, свидетелями данного израильтянам предостережения и их отказа внять таковому: небо откроет беззаконие его, и земля восстанет против него (см. Иов 20:27); или же под «небом и землей» подразумеваются их обитатели — ангелы и люди; и небо, и земля единогласно оправдают Бога в Его действиях против Израиля и провозгласят правду Его (Пс 49:6, см. Откр 19:1−2).

(2) С торжественного объявления того, что он собирается сказать народу: польется, как дождь, учение мое (ст. 2). «Это будет дождь, бьющий и сметающий непокорных», — так один из халдейских парафразов толкует первую часть предложения. Подчас дождь посылается как кара, доказательством чему служит дождь, который потопил мир; так же и Слово Божье: одних оно оживляет и придает им силы — запах живительный на жизнь, тогда как других ужасает и убивает — запах смертоносный на смерть. Учение станет приятной и утешительной росой для тех, кто правильно подготовил себя к принятию его. Обратите внимание:

[1] Предмет этой песни — учение; Моисей уже дал народу песнь хвалы и благодарения (Исх 15 гл., сия же песнь — наставление, ибо псалмами, гимнами и духовными песнями нам надлежит не только воздавать Господу славу, но и научать и вразумлять друг друга (Кол 3:16). Поэтому в заглавии многих Давидовых псалмов значится: Maschil — учение.

[2] Это учение вполне уместно сравнить с дождем и с ливнями, приходящими свыше, чтобы сделать землю плодородной и совершить то, для чего их посылали (Ис 55:10,11), и не полагающимися на мудрость и волю людей (Мих 5:7). Если сей дождь нисходит часто, для нас это — милость, и наше служение будет пить его (Евр 6:7).

[3] Моисей обещает, что его учение сойдет, как роса и мелкий дождь, падающий тихо и бесшумно. Проповедуемое Слово, вероятнее всего, принесет пользу, если оно приходит спокойно и нежно проникает в сердца и чувства слушающих.

[4] Моисей призывает людей признать и принять учение, сообщая, что оно может стать сладким, приятным и желанным для них, как дождь для жаждущей земли (Пс 71:6). И нам Слово Божье, вероятнее всего, принесет благо, когда оно так же искренне принимается.

[5] Ученый епископ Патрик считает, что здесь звучит молитва о том, чтобы слова, ниспосланные с небес, оросили и смягчили сердца израильтян, подобно тому как дождь смягчает землю, и чтобы люди принесли плод в послушании.

II. Внушающее благоговение заявление о величии и праведности Бога (ст. 3−4).

1. Моисей с этого начинает и полагает своим первым принципом:

(1) Стать на страже чести Господа, чтобы никакая тень позора не была отброшена на Него нечестием Его народа Израиля; какими бы порочными и растленными ни были названные Его именем, Бог справедлив и праведен, Он — само благо, о Нем нельзя думать хуже по причине безнравственности израильтян.

(2) Подчеркнуть нечестие Израиля, который знал и поклонялся такому святому Богу, будучи сам, тем не менее, столь порочным. И (3) оправдать действия Бога по отношению к израильтянам; мы должны держаться того, что Бог праведен, даже когда суды Его — бездна великая (Иер 12:1; Пс 35:7).

2. Здесь Моисей берется прославить имя Господа (ст. 3), чтобы Израиль, зная, каков Бог, которого он признал своим, не был бы столь неразумным, чтобы променять Его на лжебога, бога развалин. Поэтому Моисей взывает к израильтянам, чтобы они признали величие Господа. Для нас будет весьма полезным, дабы удержать нас от греха и сохранить на пути верности долгу, если мы будем постоянно поддерживать высокие и благородные мысли о Боге и использовать каждую возможность, чтобы выразить их: воздайте славу Богу нашему. Мы ничего не можем добавить к величию Господа, ибо оно бесконечно, но нам надлежит признавать его и воздавать за него славу. Итак, пожелав провозгласить Божье величие, Моисей делает это не путем объяснения вечности и необъятности Бога и не путем описания блеска Его славы в горнем мире, но показывая Его верность Своему слову, совершенство Его дел, мудрость и справедливость всех аспектов Его правления, ибо именно в этом слава Всевышнего сияет для нас ярче всего и эти истины о Нем открыты нам и сынам нашим (ст. 4).

(1) Он — скала (англ. пер., ст. 4). Так Господь назван в этой главе шесть раз, и в Септуагинте это слово везде переведено как «теос» — Бог. Ученый г-н Хью Брутон считает, что в Ветхом Завете Бог назван скалой восемнадцать раз (помимо этой главы, хотя в некоторых местах мы переводим «крепость»), и поэтому обвиняет папистов в том, что они представляют св. Петра богом, называя его скалой (англ. пер., Мф 16:18), на которой построена Церковь. Господь — скала, ибо Сам по Себе Он остается непоколебимым, и таков Он для всех, кто ищет Его и бежит к Нему как к неприступному прибежищу, для всех уповающих на Него как на вечное основание.

(2) Совершенны дела Его. Таким было Его дело сотворения — все хорошо весьма; таковы дела Его провидения или будут такими в должное время, и, когда совершится тайна Божия, совершенство Его дел будет явлено всему миру. Ничто из того, что делает Бог, в улучшении не нуждается (Еккл 3:14). Сейчас Бог совершал то, что обещал и начал для народа Израиля, и совершенство этого дела должно служить израильтянам поводом, чтобы воздать славу совершенству всех Его дел. Лучшие из дел людей несовершенны, у них есть свои изъяны и недостатки, они остаются недоделанными; но что касается Бога, то Его дела совершенны; если Он начал, то доведет до конца.

(3) Все пути Его праведны. Конечные цели Его путей — все праведны, и Он мудр в выборе средств к достижению этих целей. Праведность означает как благоразумие, так и справедливость. Правы пути Господни (Ос 14:10).

(4) Бог верен, мы можем положиться на Его слово, ибо не станет лгать Тот, кто верен всем своим обещаниям, и ни одна Его угроза не останется неисполненной.

(5) Нет неправды в Том, кто никогда не хитрил с доверившимися Ему, никогда не причинял зла взывавшим к Его справедливости и не обращался жестоко с теми, кто сдавался на Его милость.

(6) Он праведен и истинен. Как Господь не навредит кому-либо, наказав его сверх заслуженного, так и не забудет вознаградить служивших Ему или пострадавших за Него. Он поистине справедлив и прав, ибо усердно заботится, чтобы никто у Него не понес потерь. Вот какое яркое и привлекательное представление о Боге, которому мы поклоняемся, дает нам один этот стих! И какое тогда основание мы имеем любить Его и бояться и жить жизнью, исполненной радости в Нем, уповая на Него и сохраняя Ему преданность! Он — наша твердыня, и нет, и не может быть неправды в Нем (Пс 91:16).

III. Серьезное обвинение предъявлено Израилю Божьему, чей характер во всех отношениях противоположен характеру Бога Израилева (ст. 5).

1. Они развратились, или народ развратился; у народа в целом вся голова в язвах, и все сердце исчахло. Не Бог развратил их, ибо Он праведен и истинен; но они сами — единственные виновники своего собственного греха и краха, это слово подразумевает и то и другое. Они сами соблазнили себя, ибо каждый искушается, увлекаясь собственной похотью. И они погубили себя (Ос 13:9). Если ты буен, то один потерпишь вину и скорбь (Притч 9:12).

2. Они не дети Его по своим порокам. Даже у Божьих детей есть свои пороки, пока они в этом несовершенном состоянии; ибо если говорим, что не имеем ни греха, ни порока, то обманываем самих себя. Однако грех израильтян не имел с этим ничего общего, ибо был отнюдь не немощью, с которой боролись в молитве и бдениях, а злом, которым были полны их сердца, расположенные к его совершению.

3. Ибо они — род строптивый и развращенный, водимый духом противления, а посему склонный делать запретное, именно потому что оно запрещено, склонный выставлять собственные прихоти и капризы наперекор воле Бога, нетерпимый к нареканию, ненавидящий исправление и упрямо ходящий по пути своего сердца. В халдейском парафразе данный стих звучит так: «Они рассеяли себя, или разменяли себя, а не Его, дети, служившие идолам, род, испортивший свои собственные дела и отчуждавший самого себя». Идолопоклонники не могут ни нанести вреда Богу, ни причинить ущерба Его делам, ни сделать Его чужим этому миру (см. Иов 35:6). Нет, весь вред они наносят самим себе и своим собственным делам. Ученый епископ Патрик приводит такое чтение: «Причинил ли Он ему какой-то вред?» То есть: «Является ли Бог той скалой, которую нужно винить за зло, нависшее над Израилем? Нет, Его дети позорят себя», то есть: «Все зло, постигшее их, — плод нечестия их детей; ибо весь их род строптивый и развращенный». Все погибающие губят себя сами; они умирают, потому что желают умереть.

IV. Эмоциональная попытка усовестить сей запальчивый народ в его неблагодарности (ст. 6): «Сие ли воздаете вы Господу? Конечно же, в дальнейшем вы не будете вести себя с Ним так низко и лицемерно, как раньше».

1. Моисей напоминает израильтянам о возложенной на них Господом обязанности служить Ему и прилепиться к Нему. Бог был им Отцом, Он родил их, вскормил, носил, пестовал и терпел их поведение. Отнесутся ли с презрением к чреслам Отца? Он купил их и благодаря множеству чудес вывел из Египта, отдал других людей за них, и народы за душу их (Ис 43:4). «Не Он ли Отец твой, твой владелец (существует такое мнение), обладающий неоспоримым правом собственности на тебя?» И вол знает владетеля своего. «Он создал тебя, дал тебе жизнь, устроил тебя и поддерживает твое существование; разве Он не сделал всего этого? Можешь ли ты отрицать возложенные на тебя обязательства, принимая во внимание великие дела, задуманные и сотворенные ради тебя?» Не такими ли же великими и сильными являются и наши, крещеных христиан, обязательства перед Творцом, Создавшим нас, перед Искупителем, Купившим нас, и перед Освящающим и Укрепляющим нас?

2. Отсюда Моисей подводит к мысли о том, какое это зло — оставить Господа и бунтовать против Него, ибо (1) это было черной неблагодарностью: «Сие ли воздаете вы Господу? Это ваша благодарность за все Его милости к вам? Силы, которые получили от Него, против Него и направите?» (См. Мих 6:3−4; Ин 10:32). Это такое чудовищное злодейство, что весь мир будет кричать: «Позор!» Назовите человека неблагодарным — и хуже прозвища вы ему не придумаете.

(2) Это было непомерным безумством: «О народ глупый и несмысленный, безумцы, безумцы вдвойне, кто прельстил вас?» (Гал 3:1). «Настоящие безумцы! Забыть о своих обязательствах перед Тем, от кого вы неизбежно зависите! Оставить Милосердого своего ради суетных и ложных!» Следует заметить, что все своевольные грешники, особенно грешники в Израиле, — самые безумные и самые неблагодарные люди в мире.

Стихи 7−14. Моисей, в общем представив израильтянам Бога как их великого благодетеля, которого они обязаны с благодарностью почитать и слушаться, в данных стихах приводит частные примеры Божьей благости к ним и заботы о них.

1. Некоторые примеры относятся к древности, для их подтверждения Моисей ссылается на летопись: вспомни дни древние (ст. 7), то есть: «Храни в памяти историю тех дней и повествования о дивных провидениях Божьих, относившихся к древнему миру и касавшихся твоих прародителей Авраама, Исаака и Иакова; ты увидишь непрестанную череду милостей, сопровождавших их, и увидишь, как давно все стало содействовать тому, чему предстоит совершиться сейчас». Следует заметить: подлинные истории древних времен служат одной цели, в особенности история Церкви, как ветхозаветной, так и новозаветной, в период ее зарождения.

2. Другие примеры имели большее отношение к современности, и для их подтверждения Моисей ссылается на отцов и старейшин, ныне живых и пребывающих с народом. Родители должны прилежно учить своих детей не только Слову Божьему, Его законам (Втор 6:7) и значению Его постановлений (Исх 12:26−27), но также и Его делам и методам Его провидения (Пс 77:3−4,6−7). И дети должны стремиться к познанию всего, что пригодится для исполнения долга и наставления в нем.

Здесь подробно повествуется о трех обстоятельствах, которые служат примером благости Бога к Своему народу Израилю, и о твердых обязательствах со стороны израильтян не оставлять Господа.

I. Земля Ханаана изначально была предназначена в наследие израильтянам и в этом служила прообразом нашего небесного наследия, ибо Божья воля постановила и подготовила это издревле (ст. 8).

Примите во внимание:

1. Когда земля была разделена после потопа в дни Фалека между сынами человеческими и каждый род получил свой удел, в котором должен был поселиться, и постепенно превращался в народ, уже тогда Израиль занимал мысли Бога и был у Него перед очами; ибо, задумывая, что эта добрая земля, в которую израильтянам предстояло теперь войти, в должное время будет их наследием, Господь постановил, что потомство Ханаана, а не другие жившие тогда семейства, будет поселено там на время для, так сказать, хранения владений до готовности Израиля, ибо тот род пребывал под проклятием Ноя, осудившего его на рабство и разорение (Быт 9:25), и поэтому его искоренение будет тем более справедливым, почетным, легким и действенным, когда в полноту времен Израиль овладеет этой землей. Поэтому Бог устанавливал границы того народа, имея на примете задуманное Им число сынов Израилевых, чтобы у них было столько, сколько им необходимо. Существует также наблюдение, что сам Ханаан и его одиннадцать сыновей (Быт 10:15 и далее) как раз были равны по числу двенадцати коленам Израилевым. Следует заметить:

(1) Мудрость Всевышнего установила границы обитания людей и определила как время, так и место их жизни в этом мире (Деян 17:26). Когда Господь землю дал сынам человеческим (Пс 113:24), это не означало, что каждый человек мог захватить сколько хочется; нет, Бог выделяет народам наследия, и Ему угодно, чтобы каждый знал свое и не вторгался во владения другого.

(2) Безмерная мудрость простирается далеко и замышляет заранее, что она осуществит в далеком будущем. Ведомы Богу от вечности все дела Его от начала до конца (Деян 15:18), нам же они не известны (Еккл 3:11).

(3) Великий Бог в управлении миром и в установлении порядка в делах государств и царств всегда уделяет особое внимание Своей Церкви и Своему народу и во всем заботится об их благе (см. 2Пар 16:9 и Ис 45:4). Хананеи думали, что у них такое же полное и надежное право на землю, как и у их соседей, но Бог задумал так, что они будут лишь нанимателями, пока не придут израильтяне, их землевладельцы. Таким образом Бог осуществляет собственную цель явления милостей Своему народу посредством тех, кто не знает и не любит Его, кто не так подумает и не так помыслит сердце его (Ис 10:7; Мих 4:12).

2. Причина, приведенная здесь в качестве объяснения особой заботы, проявленной Богом об этом народе задолго до того, как тот зародился и (осмелюсь сказать) о нем имели представление в нашем мире, еще сильнее возвеличивает благость Всевышнего и чрезвычайно обязывает израильтян: ибо часть Господа народ Его (ст. 9). Весь мир Господень. Он — хозяин и владыка неба и земли, но Церковь принадлежит Ему особым образом. Она — Его поместье, Его виноградник, Его закрытый сад. Он находит в ней особую радость: Церковь — возлюбленная Его души, в ней Он ходит, обитает, она — Его покой на веки. Господь по-особому заботится о Церкви, бережет ее как зеницу ока. В отношении Церкви у Бога особые ожидания, как у человека — от его удела; намного большая плата в виде чести, славы и поклонения идет от этого отличного от других остатка, нежели от всего остального мира. Нетрудно увидеть преимущества народа, когда Бог — его часть, ибо Он — радость и блаженство людей; но почему они, в ком Он не нуждается и от кого нет проку, должны быть Его частью, можно объяснить лишь дивным снисхождением дара Божьей благодати. Ей, Отче! Ибо таково было Твое благоволение, чтобы призвать и принять их.

II. Из израильтян был образован народ, чтобы они могли достойно войти в свое наследие, подобно достигшему надлежащего возраста наследнику, во время, определенное Отцом. В этом Ханаан тоже служил прообразом небесного наследия: поскольку оно от вечности было предназначено в наследие всему духовному Израилю, то и наследники со временем (речь идет о работе времени) подготавливаются, чтобы стать достойными небесного Ханаана (Кол 1:12). Освобождение Израиля из рабства путем уничтожения его угнетателей сопровождалось таким великим множеством чудес, зримых и ощутимых, и о них говорилось так часто, что не было нужды вновь упоминать в этой песни; но благодатные дела, совершенные для израильтян Господом, не так бросаются в глаза, как совершенные для них славные дела, и поэтому Моисей предпочитает привлечь к ним внимание. Многое было сделано, чтобы вылепить сей народ, придать ему некую форму и сделать пригодным для великих свершений, уготованных ему в земле обетованной; и это здесь с большим изяществом описывается.

1. Он нашел его в пустыне (ст. 10). Речь идет, несомненно, о пустыне, через которую Господь привел израильтян к Ханаану, где приложил ради них немало стараний; они названы Церковью в пустыне (англ. пер., Деян 7:38). Здесь она родилась, была вскормлена и научена, чтобы было очевидно, что все исходит от Бога и с небес, поскольку израильтяне не сообщались с кем бы то ни было на этой земле для получения пищи или знания. Но, поскольку сказано, что Господь нашел израильтян в пустыне, по-видимому, под этим также подразумевается и плохое состояние, и плохой характер народа на тот момент, когда Бог начал впервые отстаивать их интересы.

(1) Состояние израильтян было жалким. Египет был для них пустыней и степью печальной и дикой, ибо там они были рабами и вопили по причине угнетения, пребывали в полном замешательстве, без всякой надежды на облегчение; там нашел их Бог и оттуда вывел. И (2) их нрав не обещал ничего хорошего. Настолько невежественными они, в общей массе, были в отношении духовного, такими бесчувственными и невосприимчивыми к ощущению духовного, такими раздражительными и капризными, своевольными и сварливыми и к тому же необычайно привязанными к языческим культам египтян, что вполне можно сказать, что найдены были в пустыне; ибо с тем же успехом можно ожидать урожай зерновых в пустыне, как и надеяться на добрый плод служения Богу от народа с таким характером. Кто был обновлен и освящен благодатью, тот должен часто вспоминать, кем он был по природе.

2. Водил его кругом, наставлял его (англ. пер., ст. 10). Когда Бог привел израильтян в пустыню, Он повел их не прямо в Ханаан, но заставил пойти в большой обход, таким образом Он их наставлял; то есть (1) посредством этого Господь посвятил время научению израильтян, давал им заповеди, по мере их способности усваивать. Те, чье дело — наставлять других, не должны ожидать, что все вдруг получится сразу, у обучающихся должно быть достаточно времени, чтобы научиться.

(2) Посредством этого Господь испытывал веру и терпение израильтян, их способность полагаться на Него, прививал им умение справляться с трудностями в пустыне и таким образом наставлял. На каждом этапе было что-либо поучительное; даже когда Господь наказывал людей, Он таким образом наставлял их законом Своим. Хотя здесь и говорится, что Господь водил их кругом, сказано также, что Он повел их прямым путем (Пс 106:7), ибо Бог всегда ведет Свой народ правильным путем, каким бы окольным он нам ни казался, так что самый дальний обходной путь может на поверку быть если не ближайшим, то наилучшим путем домой в Ханаан. Каким образом Господь учил людей, объясняется намного позже: Ты дал им суды справедливые, законы верные, уставы и заповеди добрые (Неем 9:13), и в особенности Ты дал им Духа Твоего благого, чтобы наставлять их (Неем 13:20), а Дух наставляет действенно. Мы можем себе представить, каким неподготовленным для Ханаана был бы тот народ, не пройди он сначала обучение в пустыне.

3. Хранил его, как зеницу ока Своего, со всевозможной заботой и нежностью, от пагубного влияния открытого неба и воздуха и от всех опасностей, подстерегающих в негостеприимной пустыне. Столп облачный и огненный был для людей как водителем, так и защитником.

4. Господь поступал с израильтянами, как орел — со своими птенцами (ст. 11−12). Это сравнение уже упоминалось: Я носил вас на орлиных крыльях (Исх 19:4), здесь же описывается более подробно. Согласно наблюдениям, любовь орлицы к своим птенцам весьма сильна и проявляется не только, как у других животных, в защите и кормлении потомства, но и в воспитании и обучении орлят летать. С этой целью взрослая птица тормошит дремлющих в гнезде птенцов, машет над ними крыльями, чтобы показать, как нужно ими пользоваться, и затем приучает их к полету, посадив на свои крылья, пока они не научатся летать при помощи собственных. Это, между прочим, пример для родителей, как они должны обучать детей ремеслу, вместо того чтобы потакать им в лени и в любви к праздности. Так поступал Господь с Израилем: когда израильтяне возлюбили свое рабство и не хотели с ним расставаться, Бог посредством Моисея растормошил их, чтобы стремились к свободе, и неоднократно удерживал их от возвращения в дом рабства. Господь вывел их из Египта, привел в пустыню и теперь, наконец, провел их через нее. Господь один водил его, Он не нуждался в помощи и не брал никого в соучастники Своего достижения, что являлось веским основанием для того, чтобы израильтяне служили только Господу и никому другому, никаким соучастникам, а тем паче — соперникам. Никакой иной бог не внес свой вклад, наряду с Господом, в спасение Израиля, поэтому Он не станет ни с кем делить ни почитания, ни благоговения израильтян (Пс 80:10).

III. Поселение израильтян на доброй земле. Частично это уже осуществилось в благополучном заселении двух с половиной колен, став залогом того, что скоро и непременно это свершится и для остальных колен.

1. Израильтяне были благословлены славной победой над своими врагами: Он вознес его на высоту земли (ст. 13), то есть возвысил его завоеванием и привел домой с триумфом. Израиль вознесся над высотами, или крепостями, оборонявшимися против него, и спокойно с почетом воссел на плодородных холмах Ханаана. В Египте израильтяне выглядели и, впрочем, были ничтожными в нищете и в унижении; в Ханаане же они выглядели великими и таковыми и были — преуспевающими и обогащенными; они вошли с триумфом, как народ, которого удостоил чести Царь царствующих.

2. Израильтяне были благословлены изобилием всякого добра. Не только простым урожаем с полей, но и, что было необычным, медом из камня и елеем из твердой скалы, что может иметь отношение (1) к чудесному обеспечению питьевой водой из скалы, сопутствовавшему им в пустыне; вода эта названа медом и елеем, ибо в стесненных обстоятельствах и она казалась сладкой и приятной, как в иное время мед и елей. Или же (2) к великому изобилию меда и елея, которое израильтяне найдут в Ханаане, даже в менее плодородных его частях. Скалы Ханаана будут приносить урожай больший, нежели поля и луга в иных странах. Другие произведения Ханаана упомянуты в ст. 14. Такое изобилие и разнообразие здоровой пищи (и каждый продукт самый лучший из ряда подобных) могло при желании превратить каждую трапезу в пир: отличный хлеб, выпеченный из превосходного зерна, здесь назван (англ. пер., ст. 14) почками из пшеницы (ибо зерно пшеницы не очень отличается по форме от почки), масло и молоко в изобилии, мясо хорошо откормленного скота, а питье — не что иное, как кровь виноградных ягод; таким снисходительным Отцом был к ним Бог и таким добрым благодетелем. Эйнсворт считает, что изобилие благ Ханаана служило прообразом плодородия Царства Христова и небесных утешений в Его Слове и Духе, ибо для младенцев Своего Царства у Него есть масло и молоко — чистое словесное молоко, а для сильных — твердая пища с вином, которое веселит сердце.

Стихи 15−18. Здесь приводится описание отступничества Израиля от Бога, которое вскоре произойдет и к которому израильтяне уже имели склонность. Возможно, кто-то подумает, что народ, имеющий перед своим Богом так много обязательств в исполнении долга, благодарении и проявлении интереса, никогда не отвернулся бы от Него; но, увы! Скоро уклонились они. Здесь приведены два ярких примера их нечестия, каждый из которых приравнивается к отступничеству от Бога:

I. Уверенность и сладострастие, гордыня и высокомерие, а также другие обычные злоупотребления изобилием и процветанием (ст. 15). Этот народ был назван Израилем (Jeshurun, англ. пер.) — правдивым народом (согласно одному мнению), видящим народом (согласно другому мнению); но израильтяне вскоре распрощались с репутацией знающих и праведных; ибо, получая хорошее питание, (1) они отучнели и потолстели, то есть всячески потакали себе в роскоши и в чревоугодии, как будто больше нечего было делать, кроме как заниматься попечением о плоти и превращением его в похоти. Они отучнели, то есть стали крупными и неповоротливыми, равнодушными к работе и неспособными к ней, тупыми и нудными, беззаботными и бесчувственными; таким было для них следствие изобилия. Подобным же образом беспечность глупцов погубит их (Притч 1:32). Тем не менее то было не наихудшее.

(2) Они стали упрямы; то есть возгордились и надмевались и даже подняли пяту на Самого Бога. Если Бог порицал их либо посредством Своих пророков, либо посредством Своего провидения, они лезли на рожон, подобно дикому буйволу или тельцу неукротимому, и в своей ярости гнали пророков или бросали вызов самому провидению. И таким образом народ оставил Бога, создавшего его (не выказывая должного почтения своему Творцу и не отвечая целям своего сотворения), и выражал недопустимое презрение Твердыне спасения своего, как будто бы не был обязан Господу за столь многие милости в прошлом и не зависел от Него в своем будущем. Кто в гордыне и развращенности делает богом самого себя и свое чрево и не переносит, когда ему об этом говорят, тот, несомненно, таким образом оставляет Бога и показывает, как мало Он его ценит.

II. Ярким примером отступничества было идолопоклонство израильтян, к которому привело то, о чем говорилось выше, ибо пресытились религией, стали своевольными, полюбили перемены. Примите во внимание:

1. Какого сорта богов они себе выбирали и приносили им жертвы, оставив Бога, создавшего их (ст. 16−17). Грех израильтян усугублялся тем, что служение, которое надлежало совершать лишь истинному Богу, они совершали (1) богам чуждым, которые не могли притязать на то, что даровали израильтянам какие-либо милости или налагали на них какие-то обязательства, богам, о которых они не ведали и не могли ждать от них благ, ибо те были чужими. Или же названы чуждыми богами, потому что отличались от одного единственного истинного Бога, которому израильтяне были обручены и должны хранить верность.

(2) Новым богам, которые недавно появились (англ. пер., ст. 17); ибо даже в религии, древность которой — одно из ее достоинств, суетные умы под сильным впечатлением от новизны, презрев Ветхого днями, прельстились новыми богами. Новый бог! Возможна ли более чудовищная нелепость? Хотим ли мы найти покой душам нашим? — Тогда должны расспросить о путях древних, где путь добрый (Иер 6:16). Правда, их отцы поклонялись иным богам (Нав 24:2), и, возможно, это могло бы послужить небольшим оправданием, если бы дети вернулись к тем богам, но служить новым богам, о которых не помышляли отцы их, и любить их сильнее именно за то, что они новые, значило открыть двери бесконечному идолопоклонству.

(3) Это были как бы и не боги вообще, а просто обманщики и притворщики; их имена — плод человеческого воображения, их образы — изделия человеческих рук. Мало того:

(4) это были бесы, настолько далекие от того, чтобы быть богами, отцами и благодетелями для человечества, что на самом деле они были разрушителями (таково значение слова), нацелившимися нести зло. Если и существовали некие духи или невидимые силы, которые завладевали языческими храмами или образами, они были злыми духами или силами зла, которым все же не было нужды поклоняться из страха, что они могут причинить вред, как, говорят, поступали индейцы, ибо кто верно поклоняется Господу — недосягаем для дьявола; более того, погубить дьявол может только приносящих ему жертвы. Как безумны идолопоклонники, оставившие Скалу спасения и наскочившие на скалу погибели!

2. Каким вопиющим оскорблением это было для Иеговы, их Бога.

(1) Этому дано справедливое толкование, что израильтяне забыли Его: Заступника, родившего тебя, ты забыл (ст. 18). Память о Боге предотвратила бы грех, но, когда служат миру и потворствуют плоти, Бог забывается; и может ли что-либо быть более низким и недостойным, чем забыть Бога — автора нашего бытия, которым мы существуем, живем и движемся? И смотрите, что из этого выходит: ибо ты забыл Бога спасения твоего и не воспоминал о скале прибежища твоего, и хотя черенки от чужой лозы поначалу приносили радость, тем не менее в конце в день собирания не куча жатвы будет, но скорбь жестокая (Ис 17:10−11). Забывая Бога, ничего не приобретешь.

(2) Это вызвало справедливое негодование, будучи непростительным оскорблением: они раздражили Его и… разгневали Его (ст. 16), ибо их идолы были для Него мерзостью. Видите, какое недовольство вызывают у Бога идолы, будь они установлены в святилище или в сердце.

[1] Господь ревнует к ним, как к Своим соперникам за престол в сердце.

[2] Он ненавидит их, как врагов Своей короны и правления.

[3] Он весьма гневается и будет гневаться на тех, кто проявляет какое-либо уважение или любовь к идолам. Кто раздражает Господа, тот не ведает, что творит, ибо кто знает силу гнева Его?

Стихи 19−25. Прием, использованный в данной песни, соответствует приему предсказания предыдущей главы, и поэтому после отхода Израиля от Бога, описанного в предшествующих стихах, здесь сразу же следует вердикт Божьего правосудия относительно израильтян; мы обманываем самих себя, если думаем, что над Богом может таким вот образом насмехаться неразумный неверный народ, который поступил безответственно и нарушил обещание Богу.

I. Бог находил в израильтянах радость, теперь же отверг их с презрением и омерзением (ст. 19). Когда Господь увидел их вероломство, безумие и низкую неблагодарность, Он презрел их (существует такое чтение). Грех делает нас гнусными в глазах святого Бога; и ни один грешник не противен Господу так, как те, которых Он призвал и которые назвали себя Его сыновьями и дочерьми и все же раздражали Его. Следует заметить: чем ближе кто-либо к Господу по исповеданию, тем большее омерзение он у Него вызывает, осквернившись на греховном пути (Пс 105:39−40).

II. Господь дал израильтянам знаки Своего присутствия с ними и Своей благосклонности к ним; теперь же Он пожелал удалиться и сокрыть от них Свое лицо (ст. 20). Сокрытие лица означает огромное недовольство; они оборотили к Нему спину, и теперь Господь обратился к ним спиной (сравните Иер 18:17 с Иер 2:27); здесь же, кроме того, это означает неторопливость Господа в совершении суда против израильтян. Их отступничество началось с того, что перестали делать добро и постепенно перешли к злодеяниям. Подобным же образом Бог сначала приостановит Свои благодеяния и даст им возможность увидеть, какими будут последствия, какого Друга они теряют, когда побуждают Господа уйти, и проверит, не приведет ли это к покаянию. Таким же образом Господь прячет Свое лицо, словно ожидая, что произойдет (Ис 57:17). В обоснование того, что Он их покидает, Господь показывает, что израильтяне были именно теми людьми, с которыми нельзя иметь дело, ибо (1) они были своевольными — народом, которому невозможно угодить, упорствующими в грехе, людьми, которых нельзя ни убедить, ни перевоспитать.

(2) Они были неверными — народом, на который нельзя положиться. Когда Бог спас их и взял в завет, Он сказал: «Подлинно они народ Мой, дети, которые не солгут» (Ис 63:8), но, когда оказалось наоборот — дети, в которых нет верности, — они заслужили того, чтобы их оставили и чтобы Бог истины не имел более с ними дела.

III. Господь сделал все, чтобы облегчить участь израильтян и доставить им радость, теперь же Он предпримет против них то, что станет для них самым неприятным. Наказание здесь соответствует греху (ст. 21).

1. Израильтяне раздражали Господа презренными божествами, которые вовсето и не были богами, а плодом их собственного воображения, суетными существами, которые не могли притязать на то, чтобы заслужить или вызвать взаимное уважение у поклоняющихся им; чем более суетными и ничтожными были боги, вслед которых блудили израильтяне, тем большее оскорбление они тем самым нанесли великому и благому Богу, в соперники и в противники которому они поставили тех. Таким образом их идолопоклонство заключало в себе два великих зла (Иер 2:13).

2. Поэтому Бог покарает их презренными врагами, недостойными, немощными, ничтожными, не заслуживающими права называться народом, что станет для них большим унижением и усугубит гнет, под которым они будут стонать. Чем ничтожнее тиранствующий над израильтянами народ, тем более жестоким он окажется (никто не превзойдет в наглости попрошайку «на коне»), кроме того, это станет позором для Израиля, который так часто торжествовал над великими и могущественными народами, а теперь попирается немощным и неразумным, попав под проклятие Ханаана, которому надлежало быть рабом рабов. Но Бог и самого немощного может сделать орудием для бичевания сильнейшего грешника; и кто грехами наносит оскорбление своему могущественному Творцу, тот заслуженно пострадает от ударов, нанесенных ничтожнейшими собратьями по сотворению. Заметным образом это исполнилось в дни судей, когда израильтяне подчас подвергались угнетению со стороны тех же хананеев, которых покорили (Суд 4:2). Однако апостол применяет это к обращению язычников, которые не были народом, состоявшим в завете с Господом, не смыслили в духовном и тем не менее были приведены в Церковь, к великому огорчению иудеев, которые всегда по такому поводу высказывали свое негодование, что было и грехом, и наказанием, чем во все времена является зависть (Рим 10:19).

IV. Господь посадил израильтян в доброй земле и обогатил их всякими благами; теперь же Он отберет у них все утешения и приведет их к краху. Суды, о которых звучит угроза, весьма ужасны (ст. 22−25).

1. Их истребит огонь Божьего гнева (ст. 22). Они гордятся своим изобилием? — Огонь сожжет произведения земли. Они уверены в своей силе? — Огонь разрушит даже основания гор: против Божьих судов, когда они приходят с миссией сравнять все с землей, не возведешь ограды. Все сгорит до ада преисподнего, то есть израильтяне будут доведены до глубочайшей нужды в этом мире, которая, тем не менее, будет всего лишь бледным образом полного и бесконечного страдания грешников в мире ином. Осуждение в геенну (как называет его наш Спаситель) — это огонь Божьего гнева, обрушивающийся на виновную совесть грешника, к его невыразимым и бесконечным мукам (Ис 30:33).

2. Стрелы Божьих судов будут лететь на израильтян, пока колчан Господа не истощится совсем (ст. 23). Суды Божьи, подобно стрелам, летят быстро (Пс 63:8), поражая на расстоянии тех, кто тешит себя надеждой избежать их (Пс 20:9,13). Стрелы исходят от невидимой руки, но ранят смертельно, ибо Бог никогда не промахнется (3Цар 22:34). Здесь, в частности, звучит угроза о следующих судах:

(1) Голод: будут истощены, или иссушены, голодом.

(2) Чума и другие болезни, названные здесь горячкою и лютою заразою.

(3) Поражения от низших тварей: зубы зверей и яд ползающих по земле (ст. 24).

(4) Война и ее роковые последствия (ст. 25).

[1] Постоянные страхи. Когда извне будет губить их меч, ужас в домах неизбежен. «Отвне — нападения, внутри — страхи» (2Кор 7:5). Кто отбросил страх Божий, тот справедливо подвержен страху перед врагами.

[2] Повальные смерти. Меч Господа, когда он послан сравнять все с землей, уничтожит любое различие: ни сила молодого человека, ни красота девушки, ни невинность грудного младенца, ни солидность и немощь седовласого старца не уберегут их от меча, когда тот истребляет одного наравне с другим. Такое опустошение приносит война, особенно если она развязана людьми, кровожадными, как дикие звери, и коварными, как змеи (ст. 24). Смотрите, какое зло приносит грех, и почитайте неразумными тех, кто насмехается над этим.

Стихи 26−38. После множества ужасных угроз о заслуженном гневе и возмездии здесь мы находим неожиданное сообщение о милости, незаслуженной милости, которая торжествует над судом и благодаря которой становится очевидным, что Бог не находит удовольствия в смерти грешников, но предпочитает, чтобы они обратились и живы были.

I. В ревности о Своей собственной чести Господь совершенного истребления не сделает (ст. 26−28).

1. Невозможно отрицать, что израильтяне заслужили полного уничтожения и что память о них должна быть изглажена из среды людей, так чтобы имя израильтянина осталось лишь в истории, ибо они народ, потерявший рассудок (ст. 28), самые тупые и нерассудительные люди на свете, которые не пожелали поверить в славу Божию, хотя видели ее, не поняли искренней доброты Господа, хотя вкусили ее и благодаря ей жили. О тех, кто отверг такого Бога, такой закон, такой завет ради божеств развалин, поистине может быть сказано: нет в них смысла.

2. Для Бога не представило бы трудности погубить израильтян и изгладить их из памяти; когда большая их часть была бы истреблена мечом, стоило лишь рассеять остаток в некие отдаленные уголки земли, где о них никто уже не слышал, и дело с концом (см. Иез 5:12). Бог способен разрушить самых укрепленных, рассеять самых сплоченных и в вечном забвении похоронить имена самых знаменитых.

3. Того требовала Справедливость: Я сказал бы: рассею их. Вполне уместно убрать с лица земли сбежавших от своего Бога. Почему бы не поступить с ними так, как они того заслуживают?

4. Мудрость приняла во внимание гордость и дерзость врага, который воспользуется благоприятным случаем от разорения народа, некогда столь дорогого Богу (для которого Господь творил такие великие дела), чтобы перенести это на Господа и вообразить, что, одержав верх над Израилем, он выиграл битву с Богом Израилевым, и враги его скажут: «Наша рука высока, на самом деле высока, если поднялась слишком высоко для тех, за кого боролся Сам Бог», и не учтут того, что Господь сделал все сие, но возомнят, что, невзирая на Господа, сами всего добились, как будто бы Бог Израилев был таким слабым и беспомощным, что Его так же легко сокрушить, как и мнимые божества других народов.

5. Рассуждая об этом, Милость убеждает, что нужно пощадить остаток и спасти этот недостойный народ от полного краха: Я убоялся гнева врага (англ. пер., ст. 27). Это высказывание построено по рассуждению человеческому, ибо Богу, несомненно, неведом страх перед гневом людей, но Он действовал так, как если бы боялся его. Те немногие благочестивые израильтяне, которые заботились о чести Божьего имени, боялись гнева врага в таком случае более, нежели в каком-либо другом, как Иисус Навин (Нав 7:9) и зачастую Давид; и поскольку они боялись этого, то сказано, что боялся Бог. Он не нуждался, чтобы на это ссылался Моисей, но Сам напомнил Себе: Что скажут египтяне? Так пусть же все, чье сердце трепещет за ковчег и за Израиль Божий, утешают себя истиной, что Бог будет содействовать славе собственного имени и не потерпит, чтобы оно хулилось и осквернялось; какого бы унижения ни заслуживали мы, Бог никогда не унизит престола славы Своей.

II. В заботе о благополучии израильтян Господь искренне желает их обращения; для этого они должны серьезно задуматься, что с ними будет в самом конце (ст. 29). Примите во внимание:

(1) Хотя Бог и объявил их народом глупым и несмышленым, Он жалеет, что израильтяне не мудры: «О, если бы сердце их было у них таково!» (Втор 5:29) и: «Когда вы будете умны, невежды?» (Пс 93:8). Богу не испытывает радость, наблюдая за тем, как грешники губят себя, но Ему угодно, чтобы те захотели помощи, и если захотят, то Он будет готов им помочь.

(2) Серьезное размышление о самом конце или о будущем состоянии — чрезвычайно мудрый поступок, который весьма способствует обращению грешников к Богу. Здесь речь идет конкретно о том, что Господь через Моисея предсказал относительно этого народа в последние дни, однако предсказание можно и обобщить. Нам следует понять и задуматься [1] о самом конце жизни и о будущем состоянии души; подумать о смерти как о переходе из мира ощущений в мир духов, о последнем периоде нашего состояния испытаний и проверки и о вступлении в неизменяемое состояние воздаяния и расплаты.

[2] О самом конце греха, о будущем состоянии живущих и умирающих во грехе. О, если бы люди задумались, какое блаженство они потеряют и в какие страдания обязательно втянут себя, если останутся закоснелыми в своих беззакониях; что же с ними будет после всего этого?! (Иер 5:31). Иерусалим забыл об этом и поэтому необыкновенно унизился (Плач 1:9).

III. Господь вспоминает о великих деяниях, совершенных для израильтян прежде, приводя таковые в качестве одной из причин, почему Он не истребит этот народ полностью. По-видимому, в этом заключается смысл стихов 31−32: «Неужели возможно, чтобы один израильтянин был не по зубам тысяче хананеев, как неоднократно происходило, если бы не Бог, более великий, нежели все боги, боровшиеся за хананеев?!» И это согласуется со сказанным в Книге пророка Исайи (63:10−11). Когда Бог обратился в неприятеля их, как в данном случае, и Сам воевал против них из-за их грехов, тогда… вспомнил древние дни, говоря: где Тот, Который вывел их из моря? Так и здесь — рука Господня начинает простираться, как в дни древние, на ярость врагов израильтян (Пс 137:7). Было время, когда враги Израиля продавались их собственными заступниками, то есть богами-идолами, которые не смогли им помочь, но предавали, потому что Иегова, Бог Израилев, обрек их, как овец, на заклание. Ибо враги сами должны признать, что их боги — слишком неравная партия для Бога Израилева. Ибо виноград их от виноградной лозы Содомской (ст. 32−33). Должно быть, это говорится о врагах Израиля, которые весьма легко пали от меча израильтян, потому что созрели для погибели и мера беззаконий их исполнилась. Однако эти стихи можно истолковать и с точки зрения необычного преобладания врагов Израиля над ним, когда Бог использовал таковых в качестве жезла гнева Своего (Ис 10:5,6). «Как одному хананею прогнать тысячу израильтян (такая угроза прозвучала в адрес полагавшихся на помощь Египта: от угрозы одного побежит тысяча, Ис 30:17), если только Заступник Израиля не покинет израильтян и не отдаст их?» Ибо даже если враги припишут силу своим богам (Авв 1:11), как филистимляне приписали свою победу Дагону, несомненно одно: заступник врагов не способен одолеть Заступника Израилева. Господь быстро смирил бы врагов израильтян (Пс 80:15), если бы последние не попали в их руки именно по причине своего нечестия. Потому что их, то есть израильтян, виноград — от виноградной лозы Содомской (ст. 32−33). Они были посажены, как отборный сорт винограда, самым чистым семенем, но из-за греха стали дикой отраслью чужой лозы (Иер 2:21), не только повторили беззаконие Содома, но и превзошли его (Иез 16:48). Бог назвал израильтян Своим виноградником, Своим любимым насаждением (Ис 5:7). Однако их плоды были (1) весьма отвратительными и неугодными Богу, горькими, как желчь.

(2) Очень вредными, оказывающими друг на друга пагубное влияние, как гибельная отрава аспидов. Существует мнение, что речь идет о наказании израильтян: их грех будет иметь последствия горестные (2Цар 2:26); как змей, оно укусит, и ужалит, как аспид (Иов 20:14; Притч 23:32).

IV. Господь принимает решение уничтожить наконец тех, кто преследовал и угнетал израильтян. Когда чаша исступления пойдет по кругу, выпьет из нее наконец и царь Вавилона (Иер 25:26 и см. Ис 51:22−23). Грядет тот день, когда суд, начавшийся с дома Божия, закончится грешниками и нечестивыми (1Пет 4:17−18). В должное время Бог повергнет врагов Церкви.

1. Господь недоволен их нечестием, которое замечает и учитывает (ст. 34−35). «Не сия ли неумолимая их ярость против Израиля сокрыта у Меня, чтобы посчитаться за нее впоследствии, когда станет очевидным, что Мне отмщение?» Существует мнение, что под «сокрытым у Бога» подразумевается грех Израиля, в особенности его гонения на пророков; оно хранится там от крови Авеля праведного (Мф 23:35). Однако эти слова учат нас, что все нечестие нечестивых сокрыто у Бога.

(1) Господь наблюдает за ним (Пс 89:8). Он знает, и какова виноградная лоза, и каков виноград, каков душевный склад и каковы поступки в жизни.

(2) Господь ведет учет этого нечестия и в Своем собственном всеведении, и в сознании грешника; оно запечатано в хранилищах Его, что подразумевает надежность и тайну хранения: эти записи не могут быть ни потеряны, ни раскрыты до дня великого (см. Ос 13:12).

(3) Господь часто откладывает наказание за грех на длительное время; оно сокрыто у Него, пока не исполнится мера беззаконий и не наступит день, когда Божье терпение иссякнет (см. Иов 21:28−30).

(4) Грядет день расплаты, когда все хранилища вины и гнева будут вскрыты и грех грешников непременно обнаружится.

[1] Само дело свершится обязательно, потому что Господь — это Бог отмщений, поэтому Он воздаст (Ис 59:18). Апостол процитировал эти слова, чтобы показать суровость Божьего гнева в отношении отвратившихся от веры Христовой (Евр 10:30).

[2] Это свершится в должное время, в наилучшее время; более того, свершится скоро. Близок день погибели их; хотя это и может показаться промедлением, ничто не затягивается и не дремлет, но скоро наступит уготованное для них. В один час придет суд на Вавилон.

2. Господь сделает это из сострадания к Своему собственному народу, который, хотя и сильно раздражал Его, тем не менее остался с Господом в родстве, и жалкое состояние народа взывало к милости Всевышнего: Господь будет судить народ Свой (ст. 36), то есть выступит в суде на стороне израильтян против их врагов, защитит дело израильтян и сломает иго угнетения, под которым они долго стонали, и над рабами Своими умилосердится; не изменяя Своего мнения, но изменив образ действий, будет бороться за них, как ранее боролся против них, когда Он увидит, что рука их ослабела. Здесь явно подразумевается совершенное Богом для Израиля посредством судей избавление из рук врагов, которым Он предавал израильтян за их грехи (Суд 2:11−18), и сообщается, как не потерпела душа Его страдания Израилева (Суд 10:16), когда они были доведены до крайней нужды. Бог помогал им, когда сами себе они помочь не могли; ибо не стало ни заключенных, ни оставшихся, то есть не осталось никого из обитавших в городах и в крепостях, в которых люди сидели взаперти, и никого из обитавших в разбросанных по стране жилищах, где люди находились на расстоянии от соседей. Следует заметить, что Бог является для освобождения Своего народа именно в то время, когда дело принимает самый серьезный оборот. Господь испытывает веру людей, возбуждает молитвы, допуская наихудшее положение дел, и тогда возвеличивает собственную силу и покрывает лица врагов стыдом, а сердца Своего народа наполняет радостью, тем большей от того, что вызволил людей из крайней опасности, подобно головням, выхваченным из огня.

3. Господь сделает это в презрении к богам-идолам и к позору таковых: где боги их? (ст. 37−38). Это можно понимать двояким образом:

(1) Бог сделает для Своего народа то, что не способны сделать идолы, которым израильтяне служили. Они оставили Бога и проявили немалую щедрость в жертвоприношениях идолам, возлагая на их алтари тук жертв и вино возлияний, которыми, как они предполагали, кормились божества и которыми сами пировали. «Итак, — говорит Господь, — смогут ли эти боги, которых вы так и со столь большими расходами обхаживали, помочь вам в вашей тесноте и таким образом отблагодарить вас за все ваши издержки на служение им?» Пойдите, взывайте к богам, которых вы избрали, пусть они спасают вас (Суд 10:14). Это было задумано, чтобы показать израильтянам, сколь неразумны они были, когда оставили Господа, который мог бы помочь, ради богов, на это неспособных, и чтобы привести людей к покаянию и подготовить к спасению. Когда прелюбодейка погонится за любовниками своими и не догонит их, молясь своим идолам и не получая от них никаких благ, тогда она скажет: «пойду я, и возвращусь к первому мужу моему…» (Ос 2:7; см. Ис 16:12; Иер 2:27−28). Или же (2) Бог выступит против врагов, от которых израильтян не смогли спасти идолы, которым они служили; Сеннахирим и Навуходоносор бросили дерзкий вызов Богу Израилеву, подвергнув сомнению Его способность спасти Своих поклонников (Ис 37:10; Дан 3:15), и Господь на самом деле спас поклонявшихся Ему, к замешательству их врагов. Но, когда Бог Израилев бросил вызов Вилу и Нево, предлагая им спасти своих поклонников, поднять их, помочь им, стать им защитниками (Ис 47:12,13), те были настолько далеки от того, чтобы помочь поклонявшимся, что сами (то есть их истуканы, — а это, собственного говоря, и все, чем они были), пошли в плен (Ис 46:1−2). Следует заметить: кто доверяется какой-либо скале, кроме Бога, тот в день своей тесноты найдет от нее лишь песок; она подведет его, когда он более всего будет в ней нуждаться.

Стихи 39−43. В заключение песнь провозглашает три явления:

I. Славу Бога (ст. 39). «Видите теперь, после всего, что это Я, Я… Узнайте об этом по уничтожению идолопоклонников и по неспособности их идолов помочь им». Великий Бог здесь требует славы (1) для Своей самосущности: это Я, Я. Таким образом Моисей в заключение называет имя Бога, под которым сам впервые узнал Его (Исх 3:14): «Я есмь Сущий. Я — Тот, который всегда был, есть и будет, и Тот, кем обещал быть и кем грозился быть; и все убедятся, что Я верен Своему слову». Таргум Уззиелидов (Uzzielides) излагает это следующим образом: «Когда Слово Господа откроет Себя, чтобы искупить Свой народ, Он скажет всем людям: видите ныне, Я — Тот, кем Я был, есть и кем буду», и мы прекрасно знаем, как это относится к Тому, кто сказал Иоанну: «Я есмь… Который есть и был и грядет…» (Откр 1:8). Слова «…это Я, Я…» мы часто встречаем в тех главах Книги пророка Исайи, где Бог воодушевляет израильтян уповать на освобождение из Вавилона (Ис 41:4; 43:11,13,25; 46:4).

(2) Для Своего исключительного верховенства: «…нет Бога, кроме Меня. Нет никого, кто бы Мне помогал и кто бы со Мной сражался» (см. Ис 43:10−11).

(3) Для Своего абсолютного владычества, вселенского поля деятельности: Я умерщвляю и оживляю; то есть всякое зло и всякое добро приходит от руки Его провидения; Он образует и свет жизни, и тьму смерти (Ис 45:7; Плач 3:37−38). Или же: Он умерщвляет и поражает Своих врагов, но исцеляет и оживляет Свой собственный народ, умерщвляет и поражает судами отвернувшихся от Него и взбунтовавшихся против Него; но, когда таковые вернутся и покаются, Он исцелит их и оживит Своей милостью и благодатью. Или же это означает непререкаемую власть Господа распоряжаться всеми Своими тварями и существованием, которое Он им даровал, так чтобы они служили Его собственным намерениям: кого захочет, умертвит, и кому захочет, сохранит жизнь, когда Его суды повсюду. Или таким образом: хотя Он и умерщвляет, тем не менее снова оживляет: но послал горе и помилует по великой благости Своей (Плач 3:32). Несмотря на то что уязвил, Он исцелит нас (Ос 6:1−2). Иерусалимский Таргум излагает это следующим образом: «Я умерщвляю тех, кто жив в этом мире, и оживляю в мире ином тех, кто мертв». И некоторые из иудейских богословов отметили, что данные слова подразумевают смерть и жизнь после нее, то есть вечную жизнь.

(4) Для Своей необоримой силы, которую нельзя подчинить: и никто не избавит от руки Моей тех, кого Я определил к погибели. Как невозможно опротестовать приговор Божьего правосудия, так же невозможно избежать проявлений Его силы.

II. Ужас для врагов Господа (ст. 40−42). Настоящий ужас для ненавидящих Его: для всех, кто служит иным богам, кто упорствует в сознательном непослушании Божьему закону, кто причиняет вред и преследует Его верных служителей. Именно таковым воздаст Господь отмщение, Его врагами являются те, кто терпеть не может Его владычества над ними. Чтобы своевременно пробудить таковых к покаянию и вернуть к лояльности Господу, на них открывается Божий гнев с небес.

1. Божий приговор утверждается клятвой (ст. 40): Господь подъемлет руку к небесам, к обители Своей святости; это знамение было весьма важным, к нему прибегали издревле, когда давали клятву (Быт 14:22). И поскольку никем более великим Бог поклясться не мог, то Он клянется Собой и Своей собственной жизнью. В каком безнадежно жалком состоянии пребывают люди, против которых прозвучало слово и клятва Господа! Господь поклялся и не раскается, что грех грешников обернется для них погибелью, если они пребудут в нем.

2. Совершена подготовка к исполнению: сверкающий меч изострен (см. Пс 7:13). Это — меч, упившийся на небесах (Ис 34:5). Пока меч затачивается, грешнику дается возможность покаяться и примириться, а если он ею пренебрежет, тем глубже будет рана. И как меч изострен, так и рука, владеющая им, берет на себя суд с твердой решимостью довести его до конца.

3. Само исполнение приговора будет весьма ужасным: меч с избытком насытится плотью, и стрелы упьются кровью, ибо прольется огромное количество крови убитых в бою и пленников, которым не будет пощады, но над кем приведут в исполнение решение суда военного времени. Если Господь начинает мщение, то Он доведет его до конца, ибо и в этом дело Его совершенно. Критики весьма смущены последней частью предложения: головами начальников врага. Ученый епископ Патрик (поистине замечательный учитель) считает, что вполне допустимо такое чтение: от царя и до раба врагов (Иер 50:35−37). Когда меч гнева Божия извлекается для свершения кровавого дела, кровь течет даже до узд конских (Откр 14:20).

III. Утешение для Его собственного народа: веселитесь, язычники, с народом Его (ст. 43). Моисей завершает песнь словами радости, ибо среди Божьего Израиля находится остаток тех, чей конец будет мирным. Божий народ наконец-то возрадуется, и возрадуется навеки. Упомянуты три обстоятельства, которые являются предметом радости:

(1) Расширение границ Церкви. Апостол применяет первые слова данного стиха к обращению язычников: возвеселитесь, язычники, с народом Его (Рим 15:10). Видите, что делает Божья благодать при обращении душ: она побуждает их радоваться вместе с народом Божьим, ибо истинная религия знакомит нас с истинной радостью, поэтому весьма ошибается тот, кто считает, что религия навевает на людей грусть.

(2) Месть противникам Церкви за разногласия. Господь взыщет за кровь рабов Своих, и станет очевидным, насколько они Ему дороги; ибо производящие расколы выпьют кровь, которую дадут им пить.

(3) Для Божьей Церкви и для всех ее членов припасена милость: Господь будет милостив (англ. пер., ст. 43) к земле Своей и к народу Своему, то есть повсеместно ко всем, кто Его любит и служит Ему. Какие бы суды ни постигли грешников, все будет в порядке с народом Божьим; этому пусть возрадуются вместе и иудеи, и язычники.

Стихи 44−52. Здесь описано:

I. Торжественное вручение песни сынам Израилевым (ст. 44−45). Моисей провозгласил ее всем, кто его слышал, тогда как Иисус Навин в то же время в другом собрании сообщил ее всем, кого достигал его голос. Таким образом песнь пришла к израильтянам из уст обоих правителей: Моисея, складывавшего полномочия, и Иисуса, принимавшего их, чтобы люди увидели их единодушие и убедились, что, несмотря на смену руководителя, в Божьем правлении изменения не было; Иисус Навин, так же как и Моисей, будет свидетелем против них, если они когда-либо оставят Господа.

II. Строгий приказ израильтянам помнить эти и все остальные благие слова, сказанные им Моисеем. Как жаждет, как страстно желает Моисей, чтобы Слово Божье глубоко проникло во всех израильтян и возымело на них продолжительное влияние, как ревновал он о них благочестивой ревностью, чтобы они не позволили этим великим истинам когда-либо ускользнуть!

1. Моисей возлагает на израильтян следующие обязательства:

(1) Прилежно внимать этим истинам самим: «Расположите свои сердца как к закону, так и к обетованиям и угрозам, благословениям и проклятиям и, наконец, к этой песни. Посвятите свой ум тщательному размышлению над этими истинами, проникнитесь ими; стремитесь исполнять свой долг и прилепитесь к нему со всей искренностью сердца».

(2) Верно передавать эти истины грядущим поколениям: «Каким бы авторитетом вы ни пользовались у детей, какое бы влияние вы ни имели на них, — используйте ради этой цели; и заповедайте им (как поступил ваш отец Авраам, Быт 18:19), чтобы они старались исполнять все слова закона сего». Кто сам благочестив, тот не может не желать, чтобы и его дети были такими же и чтобы потомство хранило религию в свои дни и не прекратилась ее передача из поколения в поколение.

2. Чтобы убедить израильтян сделать религию делом своей жизни и пребывать в ней, Моисей использует следующие доводы:

(1) сами по себе истины, которые он им заповедал, имеют огромное значение: «Ибо это не пустое для вас, но это жизнь ваша (ст. 47). Это не нечто нейтральное, но абсолютная необходимость; это не пустяк, но дело большой важности, вопрос жизни и смерти; помните об этом — и обретете благополучие навеки; пренебрежете этим — погибнете навеки». О, если бы только это смогло полностью убедить людей и они усвоили, что религия — это их жизнь, жизнь их душ!»

(2) Для них эти истины несут огромное преимущество: чрез это вы долгое время пробудете в Ханаане, который является прообразом обетования вечной жизни, в отношении которой Христос заверил нас, что в нее войдут соблюдающие заповеди (Мф 19:17).

III. Повеления, данные Моисею относительно его смерти. Теперь, когда этот знаменитый свидетель Божий завершил свое свидетельство, он должен подняться на гору Нево и умереть; под двумя свидетелями в пророчестве Христовом явно подразумеваются Моисей и Илия (Откр 11:6), и, наверно, их мученический уход не менее славен, чем уход Моисея или Илии. Повеления были даны Моисею в тот же день (ст. 48). Теперь, когда он завершил свое дело, почему бы ему не пожелать прожить на день дольше? Он действительно прежде молился, чтобы перейти Иордан, но теперь полностью удовлетворен и, как велел ему Бог, впредь он не говорит более об этом.

1. Бог здесь напоминает Моисею о грехе, в котором тот был повинен и за который не допущен в Ханаан (ст. 51), чтобы Моисей с еще большим терпением нес обличение в содеянном грехе, и возобновил бы сейчас свою печаль о том необдуманном слове, ибо хорошо и для лучших из людей умирать, раскаиваясь в немощах, которые сами осознают. То, что вызвало такое недовольство Бога, было упущением; Моисей не явил святости Господа, как следовало, среди сынов Израилевых, не соблюдал надлежащих правил поведения, исполняя данные ему тогда приказы.

2. Господь напоминает Моисею о смерти его брата Аарона (ст. 50), чтобы собственная смерть стала для него чем-то обыденным и не таким устрашающим. Следует заметить: нам служит огромным утешением то, что, умирая, мы думаем о друзьях, прошедших прежде нас через эту темную долину, особенно о Христе, нашем старшем брате и великом первосвященнике.

3. Господь посылает Моисея на высокий холм, откуда ему предстоит увидеть Ханаан и потом умереть (ст. 49−50). Воспоминание о грехе делает смерть ужасной, но вид земли Ханаана, дарованный Господом, устранил этот ужас, стал знаком примирения с Богом и явным сообщением, что, хотя грех исключил Моисея из земного Ханаана, он не лишил его той лучшей страны, на которую в этом мире можно лишь взглянуть, и то глазами веры. Следует заметить: с утешением и облегчением, когда бы его ни призвал Бог, может умереть человек, который (независимо от того, о скольких своих грехах напомнил себе сам) с верою смотрит в будущее и имеет хорошо обоснованную надежду на вечную жизнь после смерти.

толкование Мэтью Генри на Второзаконие, 32 глава

ТВОЯ ЛЕПТА В СЛУЖЕНИИ

Получили пользу? Поделись ссылкой!


Напоминаем, что номер стиха — это ссылка на сравнение переводов!


© 2016−2024, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога.