Первые слова данной главы говорят о ее содержании: «Вот слова завета…» (ст. 1), предваряя то, о чем пойдет речь ниже. Здесь приводится:
(I) Перечисление деяний Господа в отношении израильтян, чтобы подготовить их к этому завету (ст. 2−8).
(II) Торжественный наказ о соблюдении завета (ст. 9).
(III) Краткий обзор самого завета (ст. 12−13).
(IV) Уточнение относительно людей, взятых в завет (ст. 10−11,14−15).
(V) Вводное предложение, служащее сообщением о великом замысле этого завета против идолопоклонства (ст. 16−17).
(VI) Наисерьезнейшее и весьма грозное предупреждение о Божьем гневе на людей, обещающих себе мир на греховном пути (ст. 18−28).
(VII) Заключение этого договора и проведение различия между сокрытым и открытым (ст. 29).
Стихи 1−9. Теперь, когда Моисей обстоятельно повторил повеления, которые людям предстояло соблюдать как свою часть завета, а также обетования и угрозы, которые как часть завета исполнит Господь (соответственно тому, как они себя поведут), здесь подводится итог сделке государственного масштаба. Заключенный ранее завет здесь обновляется, и Моисей, как и прежде, является его посредником: Господь повелел Моисею поставить сей завет (ст. 1). Сам Моисей, даже будучи царем Израиля, не мог заключить завет иначе, как в соответствии с данными ему Богом наставлениями. Духовные служители не уполномочены устанавливать условия завета, им предстоит лишь заверить печатью. Об этом завете сказано, что он, якобы, был кроме завета, который Господь поставил с ними на Хориве; и хотя завет был тот же, новым стало обнародование и утверждение. Вероятно, некоторые из ныне живущих, если и не достигли тогда возраста, чтобы участвовать в собрании, все же могли согласиться с заветом, заключенным на Хориве, тем не менее здесь завет обновляется. Следует заметить: кто торжественно заключил завет с Господом, тому надлежит использовать всякую возможность совершить это снова во свидетельство о том, что он весьма доволен своим выбором, чтобы его изменить. Но намного большую часть народа составляло новое поколение, и поэтому завет надлежало снова заключить с его представителями, ибо приличествует обновлять завет детям завета.
I. Документы соглашений обычно начинаются с перечислений, так же и этот — с повторения великих деяний Бога, совершенных для израильтян. Это должно было (1) воодушевить их верить в то, что Бог действительно будет для них Богом, ибо Он не стал бы для них так много делать, если бы не замыслил нечто большее, по сравнению с чем все, совершенное Им до сих пор, было лишь предисловием (так сказать), или введением; более того, Он показывал, что Он — Бог, во всем, что делал для них доныне, и это могло питать их надежду на нечто великое, соответствующее огромному размаху и масштабности чрезвычайно значительного по содержанию обетования о том, что Бог будет им Богом.
(2) Обязать их быть послушным Ему народом, принимая во внимание все, что Он для них сделал.
II. В подтверждение выдвигаемого предложения Моисей ссылается на виденное собственными глазами: вы видели все, что сделал Господь (ст. 2). Органы чувств израильтян были непререкаемыми свидетелями реальности великих деяний, совершенных для них Богом; и тогда собственный разум стал не менее компетентным судьей в вопросе о справедливости сделанного отсюда вывода: соблюдайте же слова завета сего (ст. 9).
III. Все это детально излагается, чтобы показать силу и благость Божию в Его явлениях израильтянам.
1. В их освобождении из Египта (ст. 2−3). Дивные знамения и чудеса, которыми на фараона были наведены казни, заставившие его отпустить народ, и которыми испытывался Израиль (ибо они названы искушениями — англ. пер., ст. 3), чтобы проверить, доверится ли он Господу в том, что Он защитит Свой народ от сих казней и посредством таковых.
2. В сопровождении народа по пустыне на протяжении сорока лет (ст. 5−6).
Господь посредством Своих чудес водил, одевал и кормил израильтян; несмотря на то что пустынные тропы были не только неисхоженными, но и неизведанными, Бог берег людей, чтобы они не заблудились; и (по наблюдению епископа Патрика) та самая обувь, которую они надели по распоряжению Господа еще в Египте во время Пасхи, готовясь в путь (Исх 12:11), так и не износилась, но прослужила им до Ханаана; и хотя не ели тот хлеб, который укрепляет сердце человека, и не пили вина, которое его веселит, а питались манной и водой из скалы, тем не менее были людьми крепкими и отважными, мужами сильными, способными выйти на войну. Благодаря этим чудесам они узнали, что Господь есть Бог, а благодаря милостям узнали, что Он был их Богом. 3. В победе, которую израильтяне недавно одержали над Огом и Сигоном и завладели доброй землей (ст. 7−8). И милости прежние, и милости нынешние должны побуждать нас к послушанию.
IV. Выводы, сделанные на основе этих воспоминаний.
1. Моисей сетует на глупость израильтян: но до сего дня не дал вам Господь сердца, чтобы разуметь (ст. 4). Но вина за бесчувственность, отупение и неверие людей лежит не на Боге, как если бы те стояли в готовности принять Его благодать и молили о ней, а Он им отказал; нет, вина должна быть возложена на них самих. «Господь, который есть Отец духов, Бог в завете с тобой, Тот, кто всегда был столь богат милостью к тебе, вне всякого сомнения, увенчал бы все другие Свои дары этим и дал бы тебе сердце, способное разуметь, и очи, чтобы видеть, если бы ты своим своеволием и развращенностью не расстроил Его добрых намерений и не принял бы Его благодать напрасно». Следует заметить:
(1) Ухо, которое слышит, глаза, которые видят, и ум, который понимает, — Божий дар. Имеющие их получили таковые от Бога.
(2) Бог дает не только пищу и одежду, но и здоровье и огромные владения тем, кому Он не дает благодати. Располагают дарами многие, у кого нет сердца, чтобы разуметь Дающего, истинное предназначение Его даров и то, как ими пользоваться.
(3) Готовность Бога творить нам благо в других делах является явным свидетельством того, что если у нас нет благодати — лучшего из даров, то в этом виноваты мы, а не Он; Он хотел собрать нас, а мы не захотели.
2. Моисей приказывает людям быть послушными: соблюдайте же слова завета сего и исполняйте их (ст. 9). Следует заметить: мы обязаны с благодарностью и интересом, равно как с чувством долга и верностью, соблюдать слова завета.
Стихи 10−29. Длина предложений, выразительность и меткость слов наводят на мысль, что Моисей, приближаясь сейчас к завершению своей речи, проявляет особое усердие и ревность, горя желанием запечатлеть все сказанное в головах этих бездумных людей. Чтобы покрепче привязать их к Богу и к долгу, он здесь весьма торжественными словами (дабы возместить отсутствие торжественной церемонии, к которой прибегали ранее, Исх 24:4) заключает (образно говоря) сделку между израильтянами и Богом, вечный завет, о котором Господь не забудет, и они не должны. Моисей не требует от людей выражать свое согласие открыто, но, ясно изложив им дело, оставляет его между Богом и совестью людей. Примите во внимание:
I. Стороны этого завета.
1. Израильтяне в завете с Господом, их Богом (ст. 12). Ему они должны предоставить себя, к Нему должны присоединиться. «Это — Его клятва; Господь составил завет и установил его; от вас же требуется согласие. Он вам поклялся, и вы должны быть верными Ему». Это требует от нас искренности и серьезности, смирения и благоговения в наших делах, касающихся завета с Богом, ибо помним о том, как велик Бог, с которым мы вступили в завет; Он знает нас досконально и имеет над нами абсолютную власть.
2. Им всем предстоит войти в завет с Богом. Они все были созваны (ст. 2) и, соответственно, пришли и услышали (ст. 10); каков был замысел их появления перед Богом в полном составе — им предстояло войти с Ним в завет.
(1) Даже великие мужи среди них, начальники колен, старейшины и надзиратели не должны почитать это оскорблением своей чести или приуменьшением своей власти, но преклонить свои выи под ярмо сего завета и войти в него. Предпочтительнее, чтобы они вошли первыми и показали хороший пример своим подчиненным.
(2) Не только мужчины, но и их жены и дети должны войти в завет; и хотя проверки и переклички не было, тем не менее им надлежит соединиться с Господом (ст. 11). Заметьте, дети могут войти в завет с Богом и должны быть приняты вместе со своими родителями. Маленьких детей, даже тех, кто еще на руках, надлежит приносить ко Христу, чтобы Он их благословил, ибо таковых есть Царствие Божие.
(3) Не только мужам Израилевым, но и пришельцу в их стане, при условии, что он уже обратился в религию израильтян настолько, что отрекся от всех лжебогов, предстоит войти в завет с Богом Израилевым, поскольку его, хотя и пришельца, тоже надлежало в этом отношении считать сыном Авраама (Лк 19:9). Это было одним из первых свидетельств о благосклонности к язычникам и о припасенной для них Божьей милости.
(4) Не только вольные люди, но и секущие дрова и черпающие воду, труженики, выполнявшие самую тяжелую и непочетную работу, были среди них. Следует заметить: как нет слишком великого, чтобы он не мог связать себя узами завета, так и нет слишком ничтожного, чтобы он не мог наследовать благословения завета. Во Христе нет различия между рабом и свободным (Кол 3:11). Рабом ли ты призван, не смущайся (1Кор 7:21).
(5) Не только представшие перед Богом сейчас на этом торжественном собрании, но также и те, кого не было здесь с ними, были приняты в завет: как с теми, которые сегодня здесь с нами стоят (так надлежит толковать, по мнению епископа Патрика), так и с теми, которых нет здесь с нами сегодня (ст. 15); то есть [1] включая оставшихся дома; несмотря на то что их не пустила болезнь или неотложные дела, они не должны считать себя исключенными; нет, каждый израильтянин имеет долю в общих благословениях. Оставшиеся дома делят добычу, и поэтому каждый израильтянин должен признавать, что он дал согласие через представителей. Кто не может ходить в Дом Божий, тот должен поддерживать духовное общение с теми, кто ходит, и, отсутствуя телом, присутствовать духом.
[2] Включая грядущие поколения. Более того, в одном из халдейских парафразов этот текст переведен так: «Все поколения, которые были от первых дней основания мира, и те, что появятся до конца света, стоят здесь вместе с нами сегодня». И поэтому, принимая этот завет как прообраз завета благодати, мы благородно свидетельствуем Посреднику завета, который вчера и сегодня и во веки Тот же.
II. Краткое изложение этого завета. Все его заповеди и обетования включаются в отношения по завету между Богом и израильтянами (ст. 13). Они будут определены, призваны, соделаны быть Его народом, чтобы наблюдать и слушаться Его, быть Ему преданными и на Него полагаться, и Он будет им Богом по сути завета, заключенного с их отцами, чтобы сделать их святыми, возвышенными и счастливыми. Их отцы названы здесь по именам: Авраам, Исаак и Иаков, ибо были образцом благочестия, которому надлежало подражать всем, кто надеялся обрести блага заключенного с ними завета. Следует заметить, что надлежащих размышлений о наших отношениях с Богом, как со своим Богом, и о долге, возложенном на нас, как на Его народ, достаточно, чтобы привести нас ко всем нашим обязанностям и ко всем утешениям завета.
III. Главный замысел обновления завета состоял в том, что на этот раз ему предстояло укрепить израильтян, чтобы они противостояли искушениям идолопоклонства. Хотя и другие грехи ведут грешника к гибели, этот был тем грехом, который, вероятнее всего, стал бы их гибелью. И теперь в связи с этим Моисей показывает:
1. Что им угрожала опасность искушения этим грехом (ст. 16−17): «Ибо вы знаете, как мы жили в земле Египетской — стране, предающейся идолопоклонству; и было бы хорошо, если бы у вас не осталось скверны этого идолослужения; мы проходили посреди народов идумеев, моавитян и прочих и видели мерзости их и кумиры их, и некоторым из вас, возможно, они очень понравились, и таковые до сих пор их страстно желают и предпочли бы поклоняться деревянному богу, которого видят, нежели безграничному Духу, которого никогда не видели». Нужно надеяться, что среди израильтян были такие, кто чем больше видел этой мерзости и кумиров, тем больше ненавидел их; однако были и такие, на которых зрелище заклятого произвело неизгладимое впечатление, и они возжелали его.
2. Какая опасность угрожала им, поддайся они искушению. Моисей делает израильтянам справедливое предостережение: если они оставят Бога ради служения идолам, то сделают это на свой собственный риск. Если бы их не связывали и не удерживали заповеди завета, то они смогли бы убедиться, что и проклятия завета достаточно сильны, чтобы связать и удержать их.
(1) Идолопоклонство станет гибелью для отдельных людей и для их семей (ст. 18−21). Здесь примите во внимание:
[1] Описание грешника (ст. 18). Во-первых, это — тот, чье сердце уклонилось от Господа, Бога его; здесь берет свое начало зло — из сердца лукавого и неверного, склоняющего человека отступить от Бога живого к мертвым идолам. Именно к этому греху люди склоняются, когда увлекаются собственными похотями и выдумками. Кто начинает уклоняться от Бога, пренебрегая своим долгом перед Ним, тот легко обращается к другим богам, и кто служит другим богам, тот, несомненно, уклоняется от истинного Бога, ибо Он не допустит никаких соперников: Господь — или все, или ничего. Во-вторых, грешник — корень, произращающий яд и полынь; то есть опасный человек, который, будучи сам отравлен худыми принципами и склонностями, тайным презрением к Богу Израилеву и к Его установлениям и почитанием богов других народов, всеми силами старается растлить и отравить других и привлечь их к идолопоклонству; это человек, чей плод — ядовитая трава болиголов (так переводится слово, Ос 10:4) и полынь; сие весьма неугодно Богу, и для всех совращенных этим грешником последствия будут горестные. На это ссылается апостол (Евр 12:15), когда подобным же образом предупреждает нас быть бдительными в отношении желающих совратить нас от христианской веры; таковые — сорная трава, или плевелы, на поле, которые, если оставить как есть, разрастутся по всему полю. Немного такой закваски — и есть опасность заразиться всему тесту.
[2] Явная уверенность в безопасности. Грешник рассчитывает на безнаказанность, хотя и упорствует в своем нечестии (ст. 19). Несмотря на то что он слышит слова проклятия сего, так что не может, как другие идолопоклонники, сослаться на неведение об опасности, даже после этого похваляется в сердце своем, думая, что ему не грозит гнев Бога Израилева, ибо он пребывает под защитой своих богов-идолов, и поэтому говорит: «Я буду счастлив, хотя и стану руководствоваться своей религией, а не Божьими установлениями, и буду ходить по произволу сердца моего, добавляя опьянение к жажде (англ. пер., ст. 19), одно злодеяние к другому». Идолопоклонники, подобно пьяницам, неистово кланялись своим идолам сами и усердно старались втянуть в это других. Обычно идолопоклонникам сопутствовало бражничество (1Пет 4:3), поэтому-то и говорится, что горе пьяницам (особенно пьяным Ефремлянам), которые, проснувшись, испытывают жажду и ищут того же (Притч 23:35). А кто напивается, чтобы почтить своих идолов, тот — наихудший из пьяниц.
Следует заметить: во-первых, есть много людей, пребывающих под проклятием Господа, но тем не менее благословляющих себя; однако вскоре обнаружится, что, благословляя себя, они лишь вводят себя в заблуждение.
Во-вторых, тот созрел для погибели, причем безо всякой надежды на покаяние, кто заставил себя поверить, что будет иметь мир, несмотря на хождение по пути греха.
В-третьих, пьянство — грех, ожесточающий сердце и обольщающий совесть так же, как и любой иной грех, на который люди, как ни странно, искушают себя, даже пережив недавно пагубные последствия такового, и в который они, как ни странно, любят втягивать других (Авв 2:15). Такой коварный грех идолопоклонство.
[3] Бог справедлив в Своей суровости к таковым по причине греха и нечестивого противостояния Господу, которое проявилось в утверждении грешника о том, что он будет иметь мир, даже упорствуя во грехе, чем подверг сомнению вечную истину (Быт 3:4). Едва ли во всей Книге Божьей найдется угроза, которая бы звучала страшнее этой. О, если бы самонадеянные грешники прочитали ее и затрепетали! Ибо это не сказки для устрашения детей и неразумных, но истинное объявление гнева Божия на нечестие и неправедность людей (ст. 20−21).
Во-первых, Господь не пощадит такого грешника. Дни отсрочки приведения приговора в исполнение, которыми тот злоупотребляет, будут сокращены, и, совершая суд, Бог не вспомнит о милости.
Во-вторых, возгорится гнев Господа и ярость Его, наилютейшее проявление гнева, на такого человека, подобно огню в печи.
В-третьих, проклятие, написанное в сей книге, падет на него — не только сойдет на него, чтобы испугать, но и пребудет на нем (Ин 3:36), чтобы низвести до ада преисподнего.
В-четвертых, изгладит Господь имя его из поднебесной, он будет истреблен сам, и память о нем сгниет и погибнет вместе с ним.
В-пятых, этот грешник будет отделен на погибель, что является самым характерным признаком проклятия; он будет отрезан от всякого блаженства и всякой надежды, но обречен на несчастье, и уже непоправимо.
И (наконец) все это произойдет сообразно со всеми проклятиями завета, самыми страшными проклятиями, ибо таковые являются мстителями за поруганную благодать.
(2) Идолопоклонство станет для народа крахом; потворство этому горькому корню и осквернение от него наведет язвы на землю; и по мере распространения греха будет также распространяться и кара.
[1] Описание этого краха. Он начнется с поражений и болезней (ст. 22), чтобы проверить, можно ли перевоспитать людей меньшими карами; но, если нет, все закончится полным низвержением, таким — как истребление Содома (ст. 23). Подобно тому как сия долина, которая своим плодородием могла сравниться с садом Господним, превратилась в соленое и серное озеро, так и земля Ханаана станет пустынной и бесплодной, что и произошло после последнего разорения, причиненного римлянами. Озеро Содома тесно граничило с землей Израиля, чтобы на его примере можно было предостеречь израильтян против беззаконий содомлян; но, не вняв предостережению, они уподобились в своем крахе Содому, как ранее уподобились в грехе.
[2] Исследование и определение причины краха. Во-первых, об этой причине должны осведомляться последующие поколения (ст. 22), которые найдут состояние своего народа во всех отношениях противоположным тому, какое некогда было, о котором они читали как в истории, так и в обетовании, и весьма удивились перемене. Также и чужеземец: все окружающие народы, равно как и отдельные люди, будут спрашивать: за что Господь так поступил с сею землею? (ст. 24). Великие опустошения, представленные подобным образом в других местах, приводили очевидцев в весьма сильное изумление (4Цар 9:8−9; Иер 22:8−9). Наступило время и окружающим трепетать, если такой суд начался с дома Божия (1Пет 4:17). Ударение в этом вопросе должно падать на слова сия земля, земля Ханаана, эта добрая земля, слава всех земель, земля, текущая молоком и медом. Тысячи сожалений о том, что такая добрая земля подверглась опустошению, но и это не все: именно эта святая земля, земля Израиля — народа, состоявшего в завете с Богом; именно земля Эммануила, земля, где Бога знали и Ему поклонялись, была так опустошена.
Следует заметить: (а) для Бога нет ничего нового в том, чтобы наводить сокрушительные суды на народ, который по исповеданию близок к Нему (Ам 3:2).
(б) Господь никогда не поступит так без веской на то причины.
(в) Мы должны побеспокоиться об исследовании этой причины, чтобы воздать славу Господу и внять предостережению для себя. Во-вторых, эта причина определяется в ответе на заданный вопрос. Дело было столь ясным, что всякий человек сказал бы: это потому — что израильтяне оставили завет Господа Бога отцов своих (ст. 25). Следует заметить, что Господь не оставляет никого, пока сначала не оставят Его. Те же, кто покинул Бога своих отцов, справедливо изгнаны из наследия своих отцов. Израильтяне пошли и стали служить иным богам (ст. 26), богам, которых не знали и перед которыми не имели никаких обязательств ни по долгу, ни из чувства благодарности; ибо Господь назначил не нам служить твари, но ей служить нам; и никакого блага тварь нам не приносит (существует такое чтение) сверх того, на которое уполномочил ее Господь; поэтому мы — должники перед Творцом, а не перед тварью. Именно ради нас Бог так разгневался на израильтян (ст. 27) и извергнул их Господь из земли их в гневе (ст. 28). Так что, каким бы ужасным ни было опустошение, Господь праведен, послав его, чему есть свидетельство (Дан 9:11−14). «Таким образом, — говорит г-н Эйнсворт, — закон Моисеев оставляет грешников под этим проклятием и извергнул их из земли Господней, благодать же Христова к кающимся верующим грешникам водворила их вновь на их земле, чтобы им уже не быть исторгнутыми, ибо их держит сила Всевышнего» (Ам 9:15).
[3] Моисей завершает свое пророчество об отвержении евреев точно так же, как св. Павел завершил свою проповедь на ту же тему, когда пророчество начало исполняться: как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! (Рим 11:33); так же и здесь: сокрытое принадлежит Господу, Богу нашему (ст. 29). Некоторые соединяют в одно предложение: сокрытое, принадлежащее Господу, Богу нашему, открыто нам и сынам нашим, поскольку мы побеспокоились узнать это, и не сделал Он того никакому другому народу. Но, по нашему мнению, здесь два предложения, согласно которым:
Во-первых, нам запрещается с любопытством добиваться сведений относительно тайн Божьей воли и ставить условия. Приводится исчерпывающий ответ на вопрос: за что Господь так поступил с сею землею? Достаточный, чтобы оправдать действия Бога и вразумить нас. Но если кто-либо и далее будет вопрошать, почему Господу было угодно такою огромною ценою чудес образовать сей народ, чье отступничество и крах Он ясно предвидел, и почему Он Своей всесильной благодатью не предотвратил этого, или что Господь еще намерен с ними сделать, то пусть вопрошающие знают, что на эти вопросы нет ответа, и поэтому не годится их задавать. Слишком самонадеянно с нашей стороны вторгаться в Arcana imperii — в тайны империи и спрашивать о причинах состояния, которые не наше дело знать (см. Деян 1:7; Ин 21:22; Кол 2:18).
Во-вторых, нам здесь дано указание и ободрение прилежно исследовать то, что Бог сделал известным: открытое принадлежит нам и сынам нашим.
Следует заметить: (а) хотя Бог держит многое относительно Своей воли в тайне, тем не менее нам открыто достаточно, чтобы удовлетворить и спасти нас. Господь не пропустил ничего полезного для нас, но скрыл лишь то, в отношении чего нам лучше пребывать в неведении.
(б) Мы должны узнавать сами и знакомить своих детей с тем, что Бог открыл. Нам не только позволено, но и надлежит исследовать это, ведь речь идет о вещах, в которых мы и наши близкие кровно заинтересованы. Речь идет о правилах, по которым нам жить, и о дарах, на которые нам жить, и поэтому мы должны прилежно изучать их сами и прилежно учить таковым своих детей.
(в) Все наши знания должны использоваться на практике, потому что конечная цель всего Божьего откровения — не снабдить нас необычными темами для умствований и разговоров, дабы развлечься самим и развлекать друзей, но — чтобы мы исполняли все слова закона сего и были блаженны в своих действиях.
толкование Мэтью Генри на Второзаконие, 29 глава