До сего момента Моисей повторял и убеждал исполнять законы, касавшиеся религии и поклонения Богу, а в этой главе он в более полном объеме настаивает на исполнении праведных обязанностей между людьми. Эта глава затрагивает:
(I) Шестую заповедь «Не убий» (ст. 1−13).
(II) Восьмую заповедь «Не кради» (ст. 14).
(III) Девятую заповедь «Не лжесвидетельствуй» (ст. 15 и далее).
Стихи 1−13. Одна из заповедей, данных сыновьям Ноя, гласила: «кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека», то есть мстителем за кровь (Быт 9:6). Здесь перед нами изложен закон, учрежденный между кровью и кровью — между кровью убитого и кровью убийцы, а также предприняты эффективные меры:
I. Чтобы были созданы города-убежища, которые служили бы защитой для человека, убившего непреднамеренно, чтобы он не умер за преступление, которого не совершал умышленно, а которое произошло в результате несчастного стечения обстоятельств. С повелением о создании городов-убежищ мы уже встречались ранее (Исх 21:13), и закон, касавшийся их, был подробно изложен (Чис 35:10 и далее). Здесь он повторяется, и даются наставления, касающиеся трех вещей:
1. Отделения трех городов в Ханаане для этой цели. Моисей уже повелел отделить три города по эту сторону Иордана, завоевание которых он видел, а теперь велит определить еще три города для этой цели, когда они поселятся в другой части страны (ст. 1−3,7). Страну нужно было разделить на три района, которые были бы приблизительно равны по площади, и в центре каждого из них нужно было поставить город-убежище, чтобы из любой точки страны в него можно было добраться. Подобным образом Христос не является убежищем, находящимся на расстоянии, для достижения которого нам нужно восходить на небеса или спускаться в глубины; Слово близко к нам, а Христос — в слове (Рим 10:8). Евангелие приносит спасение к нашим дверям, и там оно стучит, чтобы мы пустили его. Чтобы облегчить бегство правонарушителя, нужно было приготовить дорогу, которая вела бы в этот город-убежище. Возможно, уже имелась мощеная дорога или пути, ведущие в эти города, и израильтяне говорят, что власти Израиля в определенный день года посылали людей, чтобы посмотреть, в хорошем ли состоянии эти дороги. Они должны были удалить препятствия, починить поломанные мосты, а в том месте, где пересекались две дороги, должны были установить указатель, показывающий правильный путь, на котором большими буквами было бы выгравировано Miklat, Miklat — Убежище, убежище. Со ссылкой на эту ситуацию служители Евангелия должны показывать людям путь ко Христу, помогать им и направлять их верой стремиться к Нему, чтобы обрести убежище. Они должны быть готовы избавиться от своих предубеждений и помочь людям справиться с трудностями. И благословен Бог за то, что путь святости для всех, кто искренно ищет его, является прямой большой дорогой и идущие этим путем, даже и неопытные, не заблудятся.
2. Как нужно использовать эти города (ст. 4−6).
(1) Предполагается, что человек мог убить своего ближнего непреднамеренно: не в порыве внезапной страсти или из-за злобного умысла, а случайно. Здесь приводится пример, когда железо соскакивает с топорища; и каждую ситуацию подобного вида нужно с ним сравнивать и согласно ему судить. Посмотрите, как часто в течение дня человеческая жизнь подвергается опасности, какие смерти часто окружают нас, и поэтому мы должны быть всегда готовы, раз наши души находятся в наших руках. Как сыны человеческие уловляются в бедственное время, когда оно неожиданно находит на них! (Еккл 9:12). Когда это случается, то наступает бедственное время не только для убитого, но и для убившего.
(2) Предполагается также, что родственники убитого будут стремиться отомстить за кровь из любви к своему другу и из ревности по гражданской справедливости. Хотя закон не позволяет оскорбленному или пострадавшему мстить смертью кому-либо другому, тем не менее мстителю за кровь, родственнику по крови, было позволено дать выход своей ярости после подобной провокации; и убийство с его стороны не будет считаться преступлением в том случае, если будет совершено до того, как убийца доберется до города-убежища, хотя и признано, что он не заслуживал смерти. Так Бог хотел, чтобы люди испытывали великий ужас и страх перед грехом убийства: если непреднамеренное убийство подвергало человека такой опасности, тогда тот, кто умышленно совершил насилие над кровью какого-либо человека то ли из старой злобы, то ли из-за внезапного порыва страсти, должен был отправиться в преисподнюю, и никто не схватит его (Притч 28:17). Но Новый Завет представляет грех убийства более отвратительным и опасным, чем этот закон (1Ин 3:15): «…никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей».
(3) Были приняты меры, чтобы город-убежище защищал убийцу в том случае, если мститель за кровь будет настолько безрассуден, чтобы требовать удовлетворения за кровь, пролитую случайно. Грехи, совершенные нами по неведению, несомненно навлекают на нас гнев Божий, но там нам даровано облегчение, если верой и покаянием мы пользуемся им. Павел, который был преследователем, обрел милость, так как делал это по неведению; так же и Христос молился о распявших его: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают».
3. Повеление об отделении трех дополнительных городов-убежищ в том случае, если Бог в дальнейшем расширит владения израильтян и владычество их религии, чтобы все места, подчиняющиеся правлению закона Моисея, могли насладиться привилегиями закона, касающегося данной ситуации (ст. 8−10). Эти стихи говорят (1) о намерении Бога расширить границы их обитания до пределов, обещанных их отцам, если только своим непослушанием они не лишат себя обетования, условия которого здесь тщательно повторяются; а если условия не будут исполняться, то позор ляжет на них, а не на Бога. Он пообещал дать ее в том случае, «если ты будешь соблюдать все заповеди сии»; но не в противном случае.
(2) О повелении отделить еще три города, находящихся на новых территориях, которые, соответственно количеству городов-убежищ, должны быть такими же обширными, как и первые завоеванные ими; куда бы ни простирались границы Израиля, эта привилегия должна сопутствовать им, дабы не проливалась кровь невинного (ст. 10). Хотя Бог спасает и охраняет жизнь всех людей, с нежностью относится к жизни любого человека, тем не менее кровь израильтян особым образом дорога Ему (Пс 71:14). Образованный мистер Эйнсворт обращает внимание на мнение иудейских толкователей, которые сами признают, что так как это условие не соблюдалось, то расширения границ государства так никогда и не произошло; поэтому так и не появился повод отделить эти три дополнительных города-убежища. Тем не менее (говорят они) Он не напрасно повелел это, ибо во дни царя Мессии еще три города будет добавлено к этим шести. Они ожидают, что это исполнится по букве, но мы знаем, что во Христе это будет исполнено в духовном смысле, ибо границы евангельского Израиля расширены согласно обетованию, и во Христе, Господе нашей праведности, прибежище обеспечено тем, кто верой бежит к Нему.
II. Приняты меры, чтобы города-убежища не стали убежищем для умышленных убийц: даже там его можно схватить и передать мстителю за кровь (ст. 11−13).
1. Это показывает, что гражданские власти никогда не должны защищать сознательных убийц; тот носит меч справедливости напрасно, кто допускает, чтобы его лезвия избежали те, кто виновен в пролитии крови, мстить за которую — его обязанность. Во времена, когда на нашей земле владычествовала папская Церковь, до реформации, существовали церкви и религиозные дома (как они их называли), ставшие прибежищем для защиты разнообразных преступников, которые спасались в них; не исключались и сознательные убийцы, и поэтому (как говорит Стамфорд в своих «Уголовных делах», lib.II, c.38) правительство последовало не за Моисеем, а за Ромулусом. И так продолжалось до конца правления Генриха VIII, когда привилегии для сознательных убийц были упразднены: когда в этом вопросе, равно как и в других, начали больше прислушиваться к слову Божьему, а не к указам римского престола. И некоторые считают, что этот пример реформации считался завершенным, если бы духовенство лишалось привилегий за человекоубийство, то есть за убийство человека по незначительному поводу, раз этот закон позволяет пользоваться убежищем только в том случае, который наш закон называет непреднамеренным.
2. Можно сослаться, что этот закон демонстрирует, что в Иисусе Христе нет прибежища дерзким грешникам, которые закоснели в своих беззакониях. Если мы подобным образом грешим произвольно, грешим и упорствуем в грехе, то для нас не остается более жертвы за грех (Евр 10:26). Кто бежит ко Христу от своих грехов, тот будет в безопасности в Нем, но не тот, кто надеется укрыться в Нем со своими грехами. Само спасение не может спасти таковых: божественная справедливость настигнет их даже в городе-убежище, полагаться на защиту которого у них нет прав.
Стихи 14−21. В этих стихах изложена заповедь, запрещающая обман и лжесвидетельство, ибо божественный закон заботится о правах человека и о его собственности, и он поставил вокруг них ограду. Это друг для человеческого общества и гражданских интересов людей.
I. Закон против мошенничества (ст. 14).
1. Здесь подразумевается безоговорочное повеление, данное первым возделывателям Ханаана, поставить на земле межи соответственно тому, как эти земли были распределены с помощью жребия между несколькими коленами и семьями. Отметьте: воля Божья заключается в том, чтобы каждый знал, что ему принадлежит, и чтобы все хорошие средства использовались для предотвращения посягательств на чужие права, чтобы не совершали зло и не страдали от него. Если право установлено, то нужно прилагать усилия, чтобы впоследствии оно не изменялось, и чтобы, если возможно, не было повода для спора.
2. Изложен четкий закон для потомков, запрещающий переставлять межи, установленные вначале, и тайно завладевать тем, что принадлежит соседу. Безусловно, эта нравственная заповедь все еще обязательная для нас; она запрещает (1) посягать на права любого человека и присваивать то, что принадлежит другому, с помощью мошенничества или таких порочных практик, как фальсификация, утаивание, уничтожение или подмена документов (которые являются нашими межами и на которые можно сослаться), делать это с помощью перемещения заборов, границ и граничных вех. Хотя межевые знаки были поставлены рукой человека, тем не менее переставивший их согласно закону считался вором и грабителем. Каждый человек должен быть доволен своим жребием и поступать справедливо по отношению к своим соседям, и тогда межи не будут переставляться.
(2) Сеять разногласие между соседями и совершать действия, которые могут привести к спорам и судебным искам; это делается (и заслуживает порицания) с помощью запутывания тех вещей, благодаря которым определяются споры и разрешаются противоречия.
(3) Прерывать обычный ход и учреждение гражданского правления, изменение древних традиций без справедливого повода. Этот закон поддерживает славу права давности. Consuetudo facit jus — традицию нужно поддерживать, как закон.
II. Закон против лжесвидетельства, который предписывает две вещи:
(1) не разрешалось одному свидетелю давать показания при рассмотрении уголовного дела и на основании его свидетельства выносить приговор (ст. 15). Этот закон уже излагался ранее в Книге Числа (Чис 35:30) и в этой книге (Втор 17:6). Это постановление было издано из благоволения к узнику, чья жизнь и честь не должна зависеть от милости одного человека, который недолюбливает его, а также для предостережения обвинителю, чтобы он не говорил того, что не сможет подкрепить свидетельством другого человека. Этот закон справедливо покрывает позором человечество, называя его лживым и не заслуживающим доверия; он подозревает каждого человека; но Божья благодать прославилась тем, что сказанное о Сыне Божьем подтвердилось на небе и на земле тремя свидетелями (1Ин 5:7). Бог верен, а всякий человек лжив (Рим 3:4).
(2) Лжесвидетель заслуживает такое же наказание, какое было бы определено обвиненному им человеку.
[1] Если два или три или много свидетелей окажутся виновны в лжесвидетельстве, то с ними нужно поступить согласно этому закону.
[2] Предполагается, что человек, которому причинили зло или которого подвергли опасности лжесвидетели, обратился в суд (ст. 17). Если, тем не менее, на основании свидетельств человека предадут смерти, а впоследствии они окажутся ложными, то другой человек или сами судьи ex officio — в силу своей должности могли призвать лжесвидетеля к ответу.
[3] Дела подобного вида были более сложными и их нужно было выносить на верховный суд — пред священников и пред судей, которые стоят пред Господа, ибо как другие судьи сидят у ворот своих городов, так эти — у ворот святилища (Втор 17:12).
[4] Судить нужно с величайшей тщательностью (ст. 18). Нужно усердно исследовать характеры людей и сравнить все обстоятельства дела, и тогда, при верном и нелицеприятном исследовании, можно надеяться, что провидение особым образом поможет раскрыть истину.
[5] Если окажется, что человек сознательно и злобно лжесвидетельствовал против своего ближнего, то даже в том случае, если его замысел не осуществился, он должен понести то наказание, которое заслужил бы обвиняемый, если бы попытка удалась (ст. 19). Nec lex est justior ulla — никакой другой закон не может быть более справедливым. Если преступление, в котором он обвинял своего ближнего, заслуживало смертной кары, то лжесвидетеля нужно было предать смерти; если оно заслуживало наказания плетьми, то его нужно было побить; если он облагался штрафом, то должен был заплатить его. А так как находились люди, которые не считали это преступление отвратительным и заслуживающим, чтобы против него были приняты такие меры, которым казалось несправедливо так сурово наказывать человека за несколько произнесенных им слов, особенно на том основании, что фактически никакого зла не было совершено, то для таковых здесь добавлено: «Да не пощадит его глаз твой» (ст. 21). Человек не должен быть милостивее Бога. Выгода для государства, вытекаемая из строгости наказания, будет очень значительной: «И прочие услышат и убоятся» (ст. 20). Такие показательные наказания будут предостережением для других, чтобы те не совершали подобное зло, видя, как другой рыл ров, и выкопал его, и упал в яму, которую приготовил.
толкование Мэтью Генри на Второзаконие, 19 глава