Первая часть прощальной проповеди Моисея начинается в этой главе и продолжается до конца четвертой главы. Первые пять стихов этой главы сообщают дату этой проповеди, место, где она была проповедана (ст. 1−2,5), и время (ст. 3−4). События, изложенные в этой главе, напоминают израильтянам:
(I) Об обетовании о земле Ханаанской, данном им Богом (ст. 6−8).
(II) О том, как народ был обеспечен судьями (ст. 9−18).
(III) Об их неверии и ропоте, вызванном докладом разведчиков (ст. 19−33).
(IV) О приговоре, вынесенном им за ропот и об исполнении этого приговора (ст. 34 и далее).
Стихи 1−8. Эти стихи сообщают:
I. О дате, когда эта проповедь была проповедана народу Израиля. Безусловно, чтобы услышать ее, собралось много народа (насколько возможности позволяли слышать ее), в частности старейшины и служители, представители народа; возможно, он произнес ее в день субботний.
1. В то время израильтяне расположились станом на равнине, в земле Моавитской (ст. 1,5), готовые войти в Ханаан и вступить в войну с хананеями. Но речь Моисея не касается военных действий, искусства и стратегий ведения войны, а посвящена их долгу перед Богом, ибо если они сохранят в себе страх перед Богом и Его благоволение к себе, то Господь обеспечит им завоевание этой земли: их религия будет наилучшей стратегией.
2. По времени приближался конец сорокового года с момента их выхода из Египта. Так долго Бог терпел их, и они несли свое наказание (Чис 14:34), но теперь, когда нужно было представить им новый и более приятный период, Моисей, в качестве доброго знака, повторяет им закон. Подобным образом после противостояния Бога с израильтянами из-за золотого тельца, первым и самым надежным знаком того, что Бог примирился с ними, было обновление скрижалей. Нет лучшего доказательства и залога Божьего благоволения к нам, чем Его закон, написанный в наших сердцах (Пс 117:8−9).
II. Содержание самой проповеди. В общих словах Моисей говорил сынам Израилевым все, что заповедал ему Господь о них (ст. 3); это подразумевало не только то, что по своей сути нынешняя проповедь совпадала с тем, что ему было велено сказать раньше, но и то, что сейчас Бог велел повторить ее. Он повторял эти истины и увещевания только по божественному повелению; Бог приказал ему оставить это наследие Церкви. Он начинает свой рассказ с перехода от горы Синай (ст. 6), описывая (1) данные ему повеления Бога покинуть эту стоянку и продолжить переход (ст. 6−7): «Полно вам жить на горе сей». Это была гора, пылающая огнем (Евр 12:18) и рождающая в рабство (Гал 4:24). Бог привел их туда, чтобы смирить и с помощью страха, вызванного законом, подготовить для земли обетованной. Там Он держал их около года, а затем сказал, что полно им жить на горе сей и пора двигаться вперед. Хотя Бог приводит Свой народ к бедам и страданиям, к духовным бедам и страданиям разума, тем не менее Он знает, когда они уже достаточно долго пребывают в этом состоянии и безусловно найдет наилучшее время, чтобы перевести их от страха к духу усыновления (см. Рим 8:15).
(2) Видение их счастливого и благополучного поселения в Ханаане: «Отправьтесь в землю Ханаанскую (ст. 7); войдите и владейте ею, она уже принадлежит вам. Вот, Я даю вам землю сию (ст. 8)». Когда Бог велит нам идти вперед христианским путем, то для нашего ободрения помещает перед нами небесный Ханаан.
Стихи 9−18. В этих стихах Моисей напоминает им о благословенном устройстве их правления, которое может сделать их жизнь благополучной и безопасной, если они сами не будут совершать ошибки. Когда им были даны хорошие законы, то благочестивым людям была вверена власть следить за их исполнением; это было примером не только благоволения к ним Бога, но и примером заботы Моисея о них. Похоже, он упоминает об этом здесь, чтобы охарактеризовать себя как человека, искренне ищущего благополучия израильтян, и таким образом подготавливает их к тому, что собирается сказать, подтвердив, что его цель — их благополучие. В этой части своего рассказа он внушает им:
I. Что чрезвычайно рад умножению их численности. Он признает, что исполнилось обетование, данное Аврааму (ст. 10): «Вы ныне многочисленны, как звезды небесные», и молится, чтобы оно и далее оставалось в силе (ст. 11): «Господь да умножит вас в тысячу раз». Эта молитва появляется в виде отклонения от главной темы, а хорошая молитва, благоразумно вставленная, не может быть несвоевременной для любой проповеди, касающейся божественных истин, как и благочестивые восклицания не нарушат ее слаженности, а, скорее, усилят и украсят ее. Как значительно усиливаются его желания, когда он молится, чтобы народ умножился в тысячу крат по сравнению с нынешним количеством! Мы не ограничены в силе и милости Бога, так почему должны быть ограничены в своей вере и надежде, которые должны быть такими же обширными, как и обетование? Но больше его им не нужно быть. Именно из обетования Моисей черпает пределы своей молитвы: «Господь благословит тебя, как Он говорил тебе». И почему ему не надеяться, что Израиль умножится в тысячу раз, если в то время их было в десять тысяч раз больше, по сравнению с тем, когда они пришли в Египет 250 лет тому назад? Обратите внимание: когда они были во власти фараона, то египтяне завидовали их плодовитости и жаловались на нее, как на огорчающий их факт (Исх 1:9), но теперь, под руководством Моисея, израильтяне этому радовались и молились об умножении, как о благословении. Размышления об этом могли бы дать повод вспомнить со стыдом о собственном безрассудстве, когда они решили выбрать начальника и вернуться в Египет.
II. Что он не стремился монополизировать славу и руководство и царствовать в одиночку, как абсолютный монарх (ст. 9). Хотя он был в той же мере достоин славы и годен для служения, как и любой другой человек, тем не менее он стремился, чтобы другие были ему помощниками в служении и, следовательно, разделили с ним славу: «Как же мне одному носить тягости ваши?» (ст. 12). Власть — это бремя. Хотя в этой области Моисей был чрезвычайно одаренным человеком, но считал, что это бремя слишком тягостно для его плеч; более того, на это бремя часто жалуются наилучшие руководители, которые более всего желают помочь и боятся взять на себя больше, чем могут сделать.
III. Что он не стремится продвинуть своих ставленников или тех, кто тайно уповает на него, ибо предоставляет народу избирать себе судей, и им он даст поручение, но не с условием durant bene placito — что отберет у них служение, когда ему будет угодно, а quam diu se bene gesserint — что оно будет продолжаться до тех пор, пока они будут верными. Он говорит: «Изберите себе по коленам вашим мужей мудрых, разумных и испытанных, и я поставлю их начальниками вашими» (ст. 13). Подобным образом апостолы велели народу выбрать попечителей о бедных и затем рукоположили их (Деян 6:3,6). Моисей велит израильтянам выбрать мужей мудрых и разумных, чьи личные заслуги хорошо свидетельствовали о них. Происхождение народа было таким недавним, что никто не мог претендовать на древность рода и благородство происхождения, возвышавшее его над братьями; а так как все они недавно освободились из египетского рабства, то скорее всего семьи незначительно отличались своим богатством, поэтому на их выбор в основном влияли такие качества, как мудрость, опытность и верность. «Выберите тех, — говорит Моисей, — чья слава хорошо известна в ваших коленах, и я поставлю их начальниками». Мы не должны завидовать, что Божья работа будет совершена другими руками, а не нашими, главное, чтобы она делалась хорошими руками.
IV. Что в этом вопросе он хотел угодить народу, и хотя далеко не всегда он стремился добиться их аплодисментов, тем не менее в подобных вопросах не хотел действовать без их одобрения. Народ согласился с этим предложением: «Хорошее дело велишь ты сделать» (ст. 14). Он упоминает об этом, чтобы усугубить их грех, когда они бунтовали и были недовольны, ибо начальники, против которых они выступали, были выбраны ими. Моисей хотел угодить им, когда они стремились быть удовлетворенными.
V. Что он хотел не только угодить им, но и наставить, ибо:
1. Он назначил людей, обладавших хорошими качествами (ст. 15): мужей мудрых и испытанных, которые были бы верны оказанному доверию и интересам народа.
2. Он дал им хорошее повеление (ст. 16−17). Кто продвинулся к почетному положению, тот должен знать, что ему вверено дело и придется дать отчет о своем служении. Он призывает их (1) быть усердными и терпимыми: «Выслушивайте братьев ваших. Полностью выслушивайте обе стороны, слушайте их внимательно, ибо природа снабдила нас двумя ушами, а кто дает ответ не выслушав, тот глуп, и стыд ему». Ухо необходимо учащемуся так же, как язык — мудрому (Ис 50:4).
(2) Быть справедливыми и нелицеприятными: «Судите справедливо». Решение должно выноситься соответственно фактам дела, не взирая на характеристики сторон. Нельзя допускать, чтобы израильтяне обижали пришельцев, как и позволять пришельцам обижать израильтян или посягать на их права; великим нельзя позволять обижать и попирать малых, как и малым — грабить и оскорблять великих. Вынося суд, нельзя допускать лицеприятия, а каждый приговор должен выноситься соответственно неподкупной беспристрастной справедливости.
(3) Быть решительными и смелыми: «Не различайте лиц на суде; не совершайте неверных поступков из страха перед ропотом толпы или перед угрозами власть имущих». Он дал им доброе основание, усиливающее этот призыв: «…ибо суд — дело Божие. Вы — Божьи наместники, вы действуете от Его имени и поэтому должны поступать так, как Он. Вы — Его представители, и если судите несправедливо, то неверно представляете Его другим. Суд принадлежит Ему, и поэтому Он будет защищать вас, если вы будете поступать правильно, и обязательно призовет к ответу, если вы будете поступать плохо».
3. Он позволил приносить ему на рассмотрение все трудные дела, пообещав, что всегда будет готов выслушать и принять решение, чтобы и судьи и народ были довольны. Блажен ты, Израиль, имея такую славу, как Моисей!
Стихи 19−46. В этих стихах Моисей детально рассказывает о фатальной перемене, вызванной грехом израильтян, который разгневал Бога, когда они от границ Ханаана, где их ожидала слава завоевания и удовольствие от обладания этой землей, поспешили обратно в пустыню, и их трупы пали там. Это была знаменательная история, и о ней мы можем прочитать в Книге Числа (гл. 13−14). Но здесь обнаруживаются различные обстоятельства, о которых не повествуется там.
I. Моисей напоминает им о переходе от Хорива до Кадес-Варни (ст. 19), через великую страшную пустыню. Он обращает внимание на этот факт, (1) чтобы они полнее прочувствовали милость Бога к ним, когда Он вел их через такую великую пустыню и защищал от зла, которым они были окружены в этой ужасной пустыне. Воспоминания о подстерегавших нас опасностях должны сделать нас благодарными за наше избавление.
(2) Чтобы усугубить безрассудство тех, кто из-за своего недовольства хотел вернуться в Египет через пустыню, хотя из-за своего поведения они лишились Божьего благоволения и у них не было оснований надеяться на божественное водительство при таком отступническом побуждении.
II. Он показывает, как в тот раз они были близки к завоеванию Ханаана (ст. 20−21). Он с ликованием говорил о земле, которую Бог отдает им: «Иди, возьми ее во владение». Чтобы их грех предстал чрезмерно порочным, он показывает израильтянам, как они были близки к счастливому поселению, но при этом сами поставили себе препятствие на пути. Вечная гибель лицемеров будет отягощена осознанием того, что недалеко они были от Царствия Божия, но так и не достигли его (Мк 12:34).
III. Он возлагает на них вину за то, что были посланы разведчики, хотя этого не видно в Книге Числа, где говорится (Чис 13:1−2), что Господь велел их послать; но здесь Писание утверждает, что вначале этого захотел народ, и Бог, позволив им, предал их собственным желаниям: «…вы сказали: пошлем перед собою людей» (ст. 22). Моисей передал им слова Божьи (ст. 20−21), но их сердца не были расположены уповать на них: так часто человеческая хитрость идет дальше божественной мудрости, и люди поджигают свечу, чтобы помочь солнцу. Они решили послать перед собой разведчиков, словно было недостаточно иметь уверенность в том, что перед ними идет Бог.
IV. Он повторяет доклад о плодородии земли обетованной, принесенный разведчиками, которые были посланы обследовать эту землю (ст. 24−25). Обещанные Богом благословения действительно ценны и желанны; к этому мнению приходят даже неверующие, которые, глядя на святую землю, не могут не признать, что она хороша. Тем не менее они представили трудности, связанные с ее завоеванием, как непреодолимые (ст. 28), словно не стоило и думать о том, чтобы завоевать ее, вступая в открытое сражение, «ибо народ тот более и выше нас», или устраивая осады, «ибо города там с укреплениями до небес». Употребляемые ими гиперболы послужили их нехорошим замыслам, цель которых — сломить дух народа; возможно, они также хотели бросить тень на самого Бога небес, словно могли противостать Ему, подобно строителям Вавилонской башни, чья вершина должна была достичь небес (Быт 11:4). Лишь те места окружены стенами до небес, которые окружены Божьим благоволением, как щитом.
V. Он рассказывает, какие усилия приложил, чтобы ободрить их, в то время как их братья старались лишить их уверенности в себе (ст. 29): «И я сказал вам: не страшитесь…» Моисей привел достаточно доводов, чтобы усмирить бунт и убедить их двигаться к Ханаану. Он убедил израильтян в том, что Бог пребывает и руководит ими и Он несомненно будет сражаться за них (ст. 30). В качестве доказательства Его власти над врагами израильтян Моисей призывает их вспомнить, что Он сделал для них в Египте, где враги имели все преимущества над ними, но тем не менее были вынуждены смириться и покориться (ст. 30). Для доказательства доброжелательности Бога и Его добрых намерений он призывает их вспомнить, что они видели в пустыне (ст. 31,33), через которую их вел глаз божественной мудрости в столбе облачном и огненном, направлявшем их передвижения и остановки. Их носила на руках божественная справедливость с такой нежностью и заботой, которые никогда не были проявлены к младенцу, рожденному в объятиях кормящего отца. Так неужели после всего они могли разувериться в таком Боге? Неужели они были самым неблагодарным народом в мире, который после стольких доказательств божественной милости ожесточил свои сердца в день искушения? Однажды Моисей пожаловался Богу, что тот велел ему вести этот народ, как нянька носит ребенка (Чис 11:12), но здесь он признает, что именно так Бог носил их, и, возможно, на этот факт ссылается Писание (Деян 13:18), когда говорит, что Он носил и терпел их (англ. пер.).
VI. Он обвиняет их в грехе, совершенном ими в этой ситуации. Хотя теперь он обращался к новому поколению, тем не менее на них он возлагает вину: «Вы воспротивились, вы роптали», ибо многие из ныне присутствующих в то время уже родились, но только не достигли двадцати лет, и, возможно, также участвовали в бунте; остальные же унаследовали пороки своих отцов и наказывались за них. Обратите внимание, в чем он обвиняет их.
1. В непокорстве и мятеже против закона Божьего (ст. 26): «Вы не захотели идти и воспротивились». Отказ от Божьего благоволения действительно считается восстанием против Его власти.
2. В несправедливом мнении о Божьей милости. Они бесчестно предположили: «Господь по ненависти к нам вывел нас из земли Египетской» (ст. 27). Разве можно было предположить что-либо более нелепое, лицемерное и постыдное о Боге?
3. Истинной причиной этого были их неверующие сердца: «Вы не верили Господу, Богу вашему» (ст. 32). Всякое непослушание Божьим законам и неверие в Его силу и милость вытекают из неверия в Его слово. Печально обстоят дела у тех, кто не верит Богу вечной истины.
VII. Он повторяет им приговор, вынесенный из-за этого греха, исполнение которого они теперь увидели.
1. Все они были приговорены умереть в пустыне, и никому из них не было позволено войти в Ханаан, кроме Халева и Иисуса Навина (ст. 34−38). Они были приговорены так долго блуждать в пустыне, пока большая их часть умрет, а более молодые будут истреблены. Так они не могли войти за неверие. Они лишились Ханаана не потому, что нарушили заповедь закона, не из-за золотого тельца, а за неверие в обетование, которое было прообразом евангельской благодати. Это символизирует, что не грех губит нас, а неверие, которое является грехом, направленным против предусмотренного средства.
2. Позднее Бог был недоволен самим Моисеем за сказанные им необдуманные слова, на которые его спровоцировали израильтяне: «И на меня прогневался Господь за вас» (ст. 37). Так как все старое стадо должно было умереть, то это ожидало и Моисея. Их неверие впустило смерть в стан, а когда она вошла, то даже Моисей не справился с поручением.
3. Тем не менее к гневу была добавлена милость.
(1) Хотя Моисей не мог ввести народ в Ханаан, но это мог сделать Иисус Навин (ст. 38): «Его утверди», чтобы он не огорчился, когда ему будет вверено руководство, тягот которого не мог вынести даже Моисей. Пусть будет уверен в том, что совершит ту задачу, для которой поставлен: «Он введет Израиля во владение». То, в чем закон, ослабленный плотию, был бессилен, Христос — наш Иисус Навин — сделал, дав лучшую надежду.
(2) Хотя это поколение не сможет войти в Ханаан, но следующее войдет (ст. 39). Так как они были избраны ради своих отцов, так и их детям было справедливо отказано ради их отцов. Но милость торжествует над судом.
VIII. Он напоминает им об их безрассудных и бесплодных попытках изменить этот приговор, когда было слишком поздно.
1. Они пытались добиться этого своим изменением; хотя ранее они отказались выступать против хананеян, теперь решили выступить, торопливо опоясавшись ратным оружием для достижения этой цели (ст. 41). Подобным образом, когда дверь закроется и день благодати закончится, обнаружатся люди, оставшиеся снаружи, которые будут стучать. Но то, что в данной ситуации выглядело как реформация, на самом деле оказалось лишь продолжением мятежа. Бог через Моисея запретил им совершать эту попытку (ст. 42), но они по упорству своему взошли на гору (ст. 43), высказывая теперь презрение к угрозе, как раньше — презрение к обетованию, словно были под воздействием духа противоречия. И их попытка закончилась соответственно (ст. 44): они были преследуемы и убиты. Это поражение, которому они подверглись, спровоцировав Бога покинуть их, научило их, что они могут одерживать успех лишь в том случае, если будут хранить себя в Его любви.
2. Они пытались изменить этот приговор своими молитвами и слезами: «И возвратились вы, и плакали пред Господом» (ст. 45). Когда они были недовольны и противостали Господу, Писание говорит (Чис 14:1), что плакал народ в ту ночь. То были слезы непокорства против Бога, а эти — слезы покаяния и смирения перед Богом. Отметьте: над слезами недовольства приходится вновь рыдать; скорбь этого мира производит смерть и поэтому в ней нужно каяться. Совсем другое воздействие оказывает благочестивая скорбь, которая заканчивается радостью. Но их плач был напрасным, ибо «Господь не услышал вопля вашего», так как вы не слушали Его. Повеление было изречено, и подобно Исаву они не могли найти места для покаяния, хотя искали его усердно и со слезами.
толкование Мэтью Генри на Второзаконие, 1 глава