Библия тека

Собрание переводов Библии, толкований, комментариев, словарей.


Захария | 8 глава

Толкование Мэтью Генри


Дело духовных служителей — правильно делить слово истины и давать каждому его долю. Именно так здесь велено поступить пророку, когда он продолжит отвечать на связанную с общими постами моральную проблему, с которой к нему обратились. В предшествующей главе его ответ звучал как обличение в адрес своенравных и не желающих покоряться истине. Здесь же пророку дано указание изменить тон и говорить поощрительно с послушными и исполнительными. Здесь приводятся два сообщения от Господа Саваофа, причем оба — добрые и утешительные. В первом из них (ст. 1) Бог обещает, что Иерусалим будет восстановлен, преобразован и наполнится людьми (ст. 2−8), сельская местность станет богатой, дела народа пойдут успешно, он вернет себе доброе имя, и ситуация в государстве изменится на прямо противоположную той, которая имела место на протяжении многих лет в прошлом (ст. 9−15). А затем пророк призывает людей исправить недочеты, чтобы им подготовиться к уготованным для них милостям (ст. 16−17). Во втором сообщении (ст. 18) Бог обещает, что вместо постов их ждет возвращение милости (ст. 19), а вслед за этим они умножатся, обогатятся и укрепятся благодаря прибавлению в лице иноземцев (ст. 20−23).

Стихи 1−8. В своих предшествующих проповедях пророк выдвигал против слушающих серьезные обвинения и оставлял их с глубоким ощущением гнева. Он представил их взору мрачную картину опустошения вожделенной земли, что явилось следствием непослушания их отцов. Но поскольку Захария планировал привести народ к покаянию, а не довести до отчаяния, то здесь он сообщает им о великих милостях, припасенных для них Богом, вселяя в них надежду на то, что их моральная проблема вскоре разрешится и Божье провидение во весь голос призовет их к радости и веселью, как прежде призывало к посту и плачу. Здесь обещается, что:

I. Бог вскоре выступит за Иерусалим, поддержит и защитит его дело.

1. Он отомстит врагам Сиона: возревновал Я о Сионе (ст. 2), то есть: «В последнее время Я искренне забочусь о его чести и интересах с ревностью великою. Великий гнев, который прежде был обращен против Иерусалима (Зах 7:12), теперь обращается на его противников. И с великим гневом возревновал Я о нем и не потреплю, чтобы его оскорбляли в его скорбях, как не терпел, когда и он оскорблял Меня своими провокациями». Об этом говорилось и раньше (Зах 1:14−15), чтобы иудеи не только страдали от Божьего гнева, обращенного против них, но и могли надеяться на силу такового, когда он выступит на их стороне. Злейшими врагами Сиона были его грехи, которые и причинили ему наибольший вред. А посему Бог, ревнуя о чести и утешении для Иерусалима, истребит его грехи, а затем посчитается и с другими врагами: всякий причинивший ему зло сделал это себе же на погибель.

2. Господь Сам будет обитать на Сионе: «обращусь Я к Сиону (ст. 3), после того как долгое время, казалось, держался на расстоянии, и снова буду жить в Иерусалиме, как прежде». Это гарантирует иудеям знаки Божьего присутствия во время таинств и проявления милости в Его провидении.

II. Иерусалим ждет дивное преобразование, в нем теперь будет преобладать и процветать в полную силу религия. «Иерусалим, поступавший вероломно с Богом и с людьми, прославится своей честностью и порядочностью и будет называться и станет известен как город истины, а его жителей будут именовать детьми, которые не солгут. Прежде верная столица прослыла блудницею (Ис 1:21), а теперь она снова станет верною столицей, верной Богу Израилеву, и будет поклоняться Ему Одному». Это исполнилось, ибо после пленения иудеев, несмотря на многие недостатки, их уже нельзя было обвинить в идолопоклонстве. Иерусалим будет называться горой Господа Саваофа, всем Ему обязанной и принадлежащей, а посему — горой святыни, очищенной от идолов и посвященной Богу, а не так, как раньше он был горой мерзостей (4Цар 23:13). Следует заметить: Божьему городу надлежит быть городом истины и горой Господа Саваофа — горою святыни. Люди, заявляющие о своей религии и отношении к Богу, должны старательно украшать свое исповедание всяческими проявлениями благочестия и честности.

III. Число людей в Иерусалиме весьма увеличится, и в городе будут присутствовать знаки стабильного покоя. Когда он станет городом истины и горою святыни, тогда его ждет мир и процветание, и все в нем будет светлым и прекрасным.

1. Вы можете безмятежно смотреть вслед сходящему со сцены поколению, которое покидает этот мир естественным путем, а не пав безвременно от меча брани, голода или язвы: на улицах в Иерусалиме (ст. 4), некогда оставленных в запустении или заполненных телами убитых, будут теперь жить старцы и старицы, которых не унесла преждевременная смерть (таковая могла случиться либо по причине собственной неумеренности, либо от Божьего возмездия), но клубок дней их жизни растянулся в полную длину. Им не присуще душевное расстройство — только естественные признаки старения, и они войдут во гроб в зрелости, как укладываются снопы пшеницы в свое время. От множества дней у каждого из них есть посох в руке, чтобы опираться; подобным же образом Иаков поклонился, опираясь на верх посоха своего (англ. пер., Евр 11:21). Люди преклонного возраста нуждаются в поддержке и не должны стыдиться, принимая помощь, но должны украсить себя святыми благодатями, которые станут крепостью их сердец и послужат лучшей опорой, нежели посох в руке. Следует заметить: седая голова подобна венцу славы, сам же ее обладатель является венцом славы того места, в котором живет. Изобилие жителей преклонного возраста — благословение для города, ибо это не только признак здорового воздуха, но и победы добродетели над многими пороками, которые прерывают человеческую жизнь в самом расцвете лет. Это не только признак умеренного климата, но и свидетельство умеренности людей.

2. Вы так же безмятежно можете смотреть на поколение, приходящее им на смену: и улицы города сего наполнятся отроками и отроковицами, играющими на улицах его (ст. 5). Это подразумевает, что:

(1) Иудеи будут благословлены многочисленным потомством, их семьи станут расти и умножаться, наполняя город. Таким было одно из самых ранних Божьих благословений (Быт 1:28). Блажен человек, блажен народ, колчан которого полон этих стрел! Будут рождаться как мальчики, так и девочки, отроки и отроковицы, которые в дальнейшем создадут семьи и вырастят новое поколение.

(2) Их дети будут здоровыми, сильными и активными; мальчики и девочки не станут лежать больными в постели или чахнуть где-нибудь в углу, но вот они (и это приятно взору родителей) бодро и весело играют на улицах. Речь идет о возрасте беззаботных игр, не будем же ворчать на них за это; такие игры приносят много пользы и совершенно безопасны. Ибо в жизнь человека в свое время приходит много тяжелых дней, и наступают годы, в которых нет удовольствия, и в размышлениях о таковых времени для игр не остается, но надлежит помнить Создателя своего.

(3) У них будет большое изобилие пищи, чтобы можно было прокормить всех. В описаниях времени голода мы находим упоминание о том, что дети умирали подобно раненым на улицах городских (Плач 2:11−12). Если же дети играют на улицах, то это — добрый знак того, что они ни в чем не нуждаются.

(4) Они не будут пугаться сигналов военной тревоги, но сполна насладятся покоем. Не будет ни вторжения захватчиков, ни бегства дезертиров, ни воплей на улицах (Пс 143:14). Ибо детские игры на улицах говорят об отсутствии страха и беспокойства. Было время, когда враг тщательно «подстерегал шаги» жителей города, поэтому на улицы не выходили (Плач 4:18), теперь же на улицах будут играть, не опасаясь никакого зла.

(5) Между людьми будет мир и любовь. Мальчики и девочки не станут драться на улицах, как иногда бывает в городах, которые поделили между собой разные группировки и кланы, из-за чего дети проникаются и перенимают взаимные обиды родителей. Здесь же идет речь о невинных и дружелюбных играх на улицах, когда играющие не дразнят, а забавляют друг друга.

(6) Развлечения и соревнования будут безвредными и безопасными; мальчики и девочки станут играть только в те игры, которые хотят, причем на виду у всех на улицах, а не в безлюдном месте; игры будут лишены безобразий и распутства, ибо происходят на горе Господа, на горе святыни; речь идет о скромном и пристойном времяпрепровождении, стыдиться которого не будет причин.

(7) Детские и юношеские забавы будут присущи исключительно детскому и юношескому возрасту. Приятно видеть, как на улицах играют отроки и отроковицы, игры же мужчин и женщин, которые должны посвящать свое время работе и служению, выглядят отвратительно. Детям простительно сидеть на улице и задавать вопросы (Мф 11:16−17), но подобное поведение никоим образом не достойно взрослых людей, которые способны работать в винограднике, а не стоять весь день праздно (Мф 20:3).

IV. Разрозненные израильтяне будут собраны воедино из разных мест своего рассеяния: «Я спасу народ Мой из страны востока и из страны захождения солнца (ст. 7); спасу их, чтобы не пропали и не затерялись в Вавилоне или в Египте или же в любой другой стране, куда их занесло». Их не задержат народы, у которых они оказались пришельцами, и они не войдут в их общество; Я спасу их, отделю их и приведу снова на собственную землю; приглашением домой послужит то обстоятельство, что земля будет процветающей, оно же побудит их вернуться. И будут они жить в Иерусалиме, выберут этот город как место своего обитания, потому что он — святой город, хотя во многих отношениях приятнее жить в деревне; поэтому мы читаем, что благословил народ всех, которые добровольно согласились жить в Иерусалиме (Неем 11:2).

V. Бог обновит Свой завет с ними, будет им верен и сделает их верными Себе: и будут Моим народом, и Я буду их Богом. Данное обетование лежит в основе и является венцом всех остальных и включает в себя все блаженство. Люди будут подчиняться Божьим законам, а Бог будет защищать и содействовать их интересам. Такой договор будет заключен, заключен заново в истине и правде. Существует мнение, что первое слово обозначает Божье участие в завете (Он будет их Богом в истине и исполнит все Свои обетования по милости к ним), а второе слово обозначает участие в завете людей — они будут Его народом в правде, то есть будут праведным народом, обильно приносящим плод праведности и не поступающим, как прежде, вероломно и несправедливо по отношению к Господу (см. Ос 2:19−20). Бог никогда не оставит и не покинет их на пути милости, как Он и обещал; они никогда не оставят и не покинут Его на пути долга, как и они обещали Ему. Эти обетования исполнились, когда Иудейская Церковь процветала в течение нескольких веков между пленением и временем Христа; дальнейшее более полное исполнение имело место в Евангельской Церкви, в небесном Иерусалиме — вышнем, который свободен: он матерь всем нам. А самое полное исполнение произойдет в будущем Все эти драгоценные обетования находят здесь свое подтверждение, а вопрос: «если это в глазах оставшегося народа покажется дивным во дни сии, то неужели оно дивно и в Моих очах?» заставляет умолкнуть любые сомнения Божьего народа. «Если вам кажется маловероятным восстановление и наполнение Иерусалима людьми, то неужели Богу это невозможно?» Оставшийся народ (впрочем, как и народ Божий в этом мире — всего лишь остаток) был малочислен и слаб и поэтому думал, что все сказанное слишком хорошо, чтобы быть правдой, в особенности во дни сии, в эти трудные, мрачные и скорбные дни. В размышлениях о тяжести времен иудеям казалось совершенно немыслимым и фактически невозможным, что сказанное пророком когда-либо исполнится вообще. Как такое может быть? Как могут ожить сухие кости? Но так ли все это выглядит в Божьих глазах? Следует заметить: мы наносим серьезное оскорбление Богу и самим себе, когда думаем, что Он пребывает в таком же затруднении, как и мы, и не сможет преодолеть препятствий, которые кажутся нам непосильными. Человекам это невозможно, Богу же всё возможно; подобным же образом Божьи мысли и пути намного выше наших.

Стихи 9−17. Здесь Бог дает через пророка дальнейшие заверения в милости, припасенной у Него для Иуды и Иерусалима. Строка за строкой следуют утешения, как прежде следовали обличения. Данные стихи сообщают о сильном ободрении в связи с трудностями, которые иудеи в данное время преодолевали. И мы можем отметить:

I. Кому именно адресовано это ободрение: людям, которые в послушание Божьему призыву, данному через пророков, со всем прилежанием приступили к строительству храма: «укрепите руки ваши, занятые в Божьем деле, вы, слышащие ныне слова сии из уст пророков и не проявлявшие непокорности, в отличие от отцов ваших, не слушавших в прежние дни слов посылавшихся к ним пророков. Вы можете принять утешение данных обетований и получить от них благо, ибо подчинялись предписаниям, данным вам при основании дома Господа Саваофа, получив которые вы начали и должны продолжить дело создания храма (ст. 9). Бог сказал вам, что надлежит продолжать и усердно потрудиться, покорившись небесному видению. Именно ваши руки нуждаются сейчас в укреплении, а сердца — в утешении этими драгоценными обетованиями; именно вам посылается это утешительное слово». Следует заметить: тот, и только тот, кто трудится на ниве Божьей, вправе ожидать от Господа утешения; рука, возложенная на плуг служения, получит укрепление в виде обетований о милости; и кто избегал ошибок своих отцов, для того проклятие не только отменится, но и обратится в благословение.

II. Какие отрицательные моменты сопутствовали трудящимся до сих пор (ст. 10). Таковые упомянуты в качестве контраста Божьим благословениям, которые будут теперь дарованы, чтобы люди увидели, насколько последние удивительны, — и прославили Бога, ощутили их сладость — и утешились. Поистине, народ долго переживал тяжелые времена; трудности и бедствия были велики и многочисленны.

1. Ремесла умерли. Ничего не производилось, а следовательно, не было никакой выручки. Ибо прежде дней тех (то есть до начала преобразований) не было возмездия для человека, ни возмездия за труд животных. Произведения земли (несмотря на то что она долгое время оставалась под паром, а посему, казалось бы, должна стать более плодородной) были скудными и плохими, так что у землевладельца не было причины нанимать сезонных работников на время жатвы зерновых, не было нужды и в повозках для доставки урожая домой, ибо едва ли он вообще мог говорить об урожае. У торговцев не было товаров для ввоза и вывоза, поэтому они тоже не нанимали ни людей, ни животных; по этой причине бедные люди, жившие своим трудом, не могли раздобыть хлеба ни для себя, ни для семьи.

2. Путешествия были весьма рискованными, поэтому полностью прекратилась морская и сухопутная торговля; более того, никто не осмеливался просто навестить своих друзей, ибо ни уходящему, ни приходящему не было покоя от врага. Самаряне, аммонитяне и другие недобрые соседи совершали на иудеев набеги небольшими группами и отнимали все, что попадалось под руку. Дороги заполонили разбойники, а города и деревни — грабители; так что жизнь человека и его имущество подвергались опасности как дома, так и вне такового.

3. Такого понятия, как дружба и добрососедство, не было и в помине: и попускал Я всякого человека враждовать против другого. В этом был большой грех, ибо войны и борьба исходили из человеческих похотей, а не от Бога; но, кроме того, они приносили много несчастья, и в этом Бог справедливо воздал людям за непослушание Ему. Поскольку в свой непокорности Господу они были одержимы злым духом — духом противления Его законам, то Бог послал к ним злой дух, побуждавший их мучить друг друга. Кто отрекается от любви Божьей, тот лишается утешений братской любви.

III. Какое ободрение они теперь получат для продолжения начатого дела, а вместе с ним и надежду на то, что все будет в порядке: «Вы пережили такие-то и такие-то муки и скорби, но Бог изменит Свой образ действий по отношению к вам (ст. 11). Теперь, когда вы вернулись к своему долгу, Господь утешит вас за все время невзгод. Большая волна отойдет».

1. Бог не станет продолжать с ними борьбу: для них Я не такой, как в прежние дни. Следует заметить: хорошо нам или плохо, зависит от Божьего отношения к нам; ибо каждая тварь для нас такова, какой ее сделал Господь. И если мы не поступаем наперекор Богу, как в прежние дни, то и Он не действует против нас, как в прежние дни; ибо Ему угодно бороться только с лукавыми.

2. У них будет множество и изобилие всяких благ: посев будет в мире (ст. 12) и принесет богатый урожай; виноградная лоза даст плод свой, который веселит сердце, а земля даст произведения свои, которые укрепляют сердце. У людей будет все, что пожелают, причем не только самое необходимое, но и дарящее радость и украшающее жизнь. И небеса будут давать росу свою, без которой земля не приносит урожай; и это служит нам постоянным напоминанием о благосклонности Бога небес к человеку на земле и, о зависимости последнего от Господа. Мы читали о проливном дожде, смывающем хлеб (Притч 28:3), здесь же речь идет о нежной росе, орошающей землю, чтобы она давала семя тому, кто сеет, и хлеб тому, кто ест. И таким образом Бог отдаст все это во владение оставшемуся народу сему. Речь идет лишь об оставшемся народе В об остатке, очень малочисленном, о котором, казалось бы, не стоит и волноваться; но теперь, когда эти люди работают для Господа, Он позаботится, чтобы они ни в чем необходимом не нуждались. Здесь звучит подтверждение сказанному другим пророком немного ранее: а от сего дня Я благословлю их (Агг 2:16,19). Следует заметить: Божий народ, верно служащий Господу, обладает большим имением. «Все — ваше, вы же — Христовы».

3. Они вернут себе доверие со стороны соседей: вы были проклятием у народов (ст. 13). Все их осуждали и порицали, говорили о них недоброе и желали им зла в связи с позором, которому иудеи подверглись; существует мнение, что их имя стало нарицательным, так что если кто-либо желал своему врагу тяжелейшего проклятия, то говорил: да поступит с тобой Бог, как с иудеем! «Теперь же Я спасу вас, и вы будете благословением, примирение с вами будет столь же заметным, как прежде бросалось в глаза бесчестье вашего разорения и рассеяния. Вас станут одобрять и будут вами восхищаться с той же силой, как некогда поносили и унижали; будут искать вашего расположения и льстить вам столь же усердно, как прежде презирали и гнали». Большинство людей улыбается ближним или хмурится в зависимости от того, улыбается им или хмурится Провидение; людей же, которых Господь явно благословляет, признав Своими, являет им благосклонность и удостаивает чести, и нам надлежит уважать и относиться к ним доброжелательно. Благословленные Господом являются благословением земли, таковыми должны почитать их и мы. Данное обетование дано здесь как дому Иудину, так и дому Израилеву, ибо многие из десяти колен вернулись из пленения вместе с двумя коленами и стали причастными к данным благословениям. И вероятно к пришедшим поначалу, присоединилось впоследствии огромное множество других, увидевших, что дела тех приняли столь благоприятный оборот.

4. Сам Бог определил делать им добро (ст. 14−15). Все блага происходят от намерений, полных любви, которые Бог имеет о них (Иер 29:11). Сопоставьте данные обетования с прозвучавшими прежде угрозами:

(1) Когда иудеи прогневали Бога своими грехами, Он определил наказать их и сделал это. При этом Он заявил о намерении навести на них суды, и, поскольку они не покаялись в своем мятеже против Господа, то и Он не раскаялся в Своих угрозах, но дал исполниться законному приговору своим чередом. Следует заметить: Божье наказание грешников никогда не бывает внезапным и решенным поспешно, но всегда является плодом взвешенных размышлений; для этого происходит совет воли Божьей. Если грешник не обратится, то и Бог не передумает.

(2) Теперь, когда иудеи угодили Богу своим служением, Он сказал, что определил сделать им доброе; и неужели Господь не будет столь же верен Своим обетованиям, сколь был верен Своим угрозам? Вне всякого сомнения, Он исполнит: «так опять Я определил сделать доброе Иерусалиму в эти дни, когда они стали прислушиваться к Божьему голосу, говорящему им через пророков; и эти намерения тоже исполнятся».

IV. Как им следует применить к себе данное ободрение.

1. Пусть они найдут утешение в звучащих здесь обетованиях: не бойтесь! (ст. 15); укрепите руки ваши вы (ст. 9); и то и другое вместе: не бойтесь; да укрепятся руки ваши! (ст. 13).

(1) Трудности, с которыми люди столкнулись в работе, не должны отвлекать их от таковой или заставлять работать с тяжелым сердцем, ибо исход будет благополучным и награда велика. Пусть это воодушевит их идти далее бодро и энергично.

(2) Исходящие от врагов опасности, которым они подвергаются, не должны их пугать. Если на их стороне Бог, определивший сделать для них доброе, то нет нужды бояться того, что сделает им человек.

2. Пусть они исполняют долг, к которому их обязывают данные обетования (ст. 16−17). Речь идет о тех же обязательствах, на которых настаивали прежние пророки, призывая отцов размыслить о грозящем им гневе (Зах 7:9−10); Захария же настаивает на них, призывая размыслить об обетованной милости: «Предоставьте Богу сделать обещанное вам в Свое время и Своим способом, но помните об условии — вы должны добросовестно исполнять свой долг. Вот дела, которые вы должны делать; это — ваша часть завета. Именно эти статьи договора вы должны выполнять, совершать и соблюдать, чтобы вам самим не закрыть свою дверь перед потоком Божьих милостей».

(1) «Вам ни в коем случае нельзя лгать, но всегда говорить то, что думаете, по сути дела и по имеющимся у вас сведениям; говорите истину друг другу как в деловых отношениях, так и в повседневном общении; остерегайтесь каждого похожего на ложь слова». Данную заповедь цитирует апостол и обосновывает ее тем, что мы члены друг другу (Еф 4:25).

(2) Люди, которым доверили отправление правосудия, должны не только следить, чтобы от такового никто не пострадал, но и стараться восстановить права пострадавших: по истине и миролюбно судите у ворот ваших. Пусть сидящие у ворот судьи во всех своих судебных делах руководствуются истиной и миролюбием; пусть позаботятся вершить правосудие, устранять разногласия и не допускать мучительных тяжб. Правосудие должно быть по истине, чтобы был мир, и нужно помочь подружиться людям, имеющим разногласия, и судить миролюбиво настолько, насколько это согласуется с истиной, но не в ущерб таковой.

(3) Никто ни по какому поводу не должен держать на ближнего зла; об этом мы уже читали (Зах 7:10). Нам надлежит не только удерживать руки от злодеяний, но и следить за собственным сердцем, чтобы оно Не замышляло зла против наших ближних (Притч 3:29) Обиды и злодеяния нужно уничтожать в самих мыслях, в зародыше.

(4) Нужно с огромным почтением относиться к обетам и добросовестно их выполнять: «Никогда не произноси ложной клятвы, более того, ложной клятвы не любите, то есть ненавидьте таковую, опасайтесь ее, держитесь от нее подальше. Не вынуждайте людей клясться, чтобы им не пришлось давать ложную клятву, не побуждайте других клясться ложно ради вашей выгоды или отказываться от клятвы в угоду вам». Против подобных безнравственных и порочных поступков выдвинуто веское основание: «Ибо все это Я ненавижу, поэтому и вы должны ненавидеть, если рассчитываете на дружбу с Богом». Все запрещенное здесь мы встречаем среди семи, что ненавидит Господь (Притч 6:16−19). Следует заметить: мы; должны удерживаться от греха не только потому, что Бог гневается за таковой и в нем кроется опасность для нас, но и потому, что Господь ненавидит грех, а значит, совершать его непристойно и весьма неблагодарно.

Стихи 18−23. Данные стихи вмещают в себя два драгоценных обетования для дальнейшего ободрения тех благочестивых иудеев, которые усердно принялись за строительство храма.

I. На постах будет благополучно поставлена точка: для таковых просто не найдется повода, и их следует превратить в дни благодарения (ст. 19). Это — прямой ответ на вопрос относительно постов (3ах 7:3). Участь лицемерно постившихся прозвучала в предшествующей главе, а кто искренне смирял себя перед Богом, искал Его лица, тот получает здесь утешительное заверение о своей доле в грядущих временах радости. Четыре ежегодных поста, которые верно соблюдались, станут для дома Иудина радостью и веселым торжеством, праздником. Следует заметить: после времени тревоги для Церкви наступит время радости; если плач продолжается больше одной ночи и день не приносит радости, то все равно однажды наступит утро, предваряющее радостный день. И, когда Бог приходит к нам по пути милости, мы должны встречать Его с радостью и благодарением; когда Бог на смену судам дарует милости, тогда и нам надлежит заменить посты праздниками, и таким образом мм последуем Господу. Сеявшие на Сионе со слезами будут пожинать с радостью; кто подчинялся ограничениям торжественного поста, тот примет участие в триумфе радостных праздников, когда те наступят (Ис 66:10). В качестве заключения к данному обетованию приводятся слова: « Поэтому любите истину и мир (англ. пер., ст. 19); будьте верными и честными во всех своих делах и находите в этом удовольствие, даже если это сулит вам меньшую прибыль, чем у тех, кто поступает нечестно; и, по возможности, живите в мире со всеми людьми; пусть милосердие станет вашей стихией. Пусть в вашей голове правят Божьи истины, а мир Божий правит в сердцах ваших».

II. В Церкви будет большое прибавление за счет обращения многих иноземцев (ст. 20−23). Это исполнилось частично, когда в последнее время в Иудейской Церкви было огромное множество прозелитов из всех окружающих стран и даже из весьма отдаленных, представители которых приходили ежегодно в Иерусалим на поклонение, что весьма способствовало величию и богатству города и сделало его столь влиятельным непосредственно перед пришествием Спасителя, хотя во времена Захарии он только начал возрождаться из руин. Более полное исполнение связано с обращением язычников в веру Христову, когда они объединились вместе с верующими иудеями в одно великое тело под главою Христом, что было тайной, которая явлена через писания пророков (англ. пер., Рим 16:26), в том числе и через писание Захарии, а посему странно, .что, свершившись, данное предсказание вызвало столь сильное удивление и стало камнем преткновения для иудеев. Примите во внимание:

1. За счет кого пополнится Церковь: народы и жители многих городов (ст. 20); не просто несколько невежественных деревенских жителей, которым легко что-либо навязать, и не праздные люди, которым больше нечего делать, но именно разумные и любознательные горожане, деловые люди, знающие мир, примут Евангелие Христово. И будут приходить многие племена и сильные народы (ст. 22) ...из всех разноязычных народов (ст. 23). Отсюда очевидно, что они пришли в Церковь не по убеждению человеческому, ибо говорили на разных языках, не подталкиваемые внешней силой, ибо речь идет о сильных народах, способных устоять на ногах, когда на них нападают, но здесь явно прослеживается достигающее цели действие Божьей истины и благодати. Следует заметить: у Бога есть Свой остаток во всех частях мира, и на общем собрании Церкви Первенца будут люди из всех племен и колен (Откр 7:9).

2. Как здесь описывается их приход в Церковь: они придут молиться лицу Господа и взыскать Господа Саваофа (ст. 21). И, чтобы показать, что это является главным моментом их обращения, данная мысль повторяется: будут приходить... чтобы взыскать Господа Саваофа в Иерусалиме и помолиться лицу Господа (ст. 22). Ничего не сказано о жертвоприношениях, и не только потому, что таковых не ожидали от необрезанных прозелитов, но и потому, что, когда в Церковь придут обращенные из язычников, приношения и жертвы будут упразднены. Обратите внимание, кого следует считать обратившимися к Богу и членами Церкви (а все обратившиеся к Богу являются членами Его Церкви):

(1) Это — люди, взыскавшие Господа Саваофа, вопрошающие о Боге, Творце своем, жаждущие и добивающиеся Его благосклонности, по-настоящему желающие знать Его мнение и волю и искренне преданные Его чести и славе. Таков род ищущих Его.

(2) Это — люди, молящиеся лицу Господа, для которых молитва — дело совести; таковые не осмелятся и ни за что на свете не захотят жить без молитвы; молитвой они платят дань уважения Господу, признают свою зависимость от Него, сохраняют общение с Ним и добиваются Его милости и благодати.

(3) Это — люди, устремившие свой взор на Божьи откровения и постановления, о чем свидетельствуют их дела в Иерусалиме — месте, избранном Богом, где пребывало Его Слово, находился Его храм, являвшийся прообразом Христа и Его посредничества, на которое с верою надеются все преданные поклонники.

3. Каким единодушным будет их приход в Церковь и как усердно они станут побуждать к этому друг друга: и пойдут жители одного города к жителям другого (ст. 21), как прежде, когда во время ежегодных праздников приходили на поклонение в Иерусалим из всех уголков страны; и скажут: пойдем молиться лицу Господа... пойду и я. Здесь подразумевается, что:

(1) Кто узнает о Христе, тот будет делать все необходимое, чтобы познакомить со Христом других; так Андрей познакомил с Ним Петра, а Филипп — Нафанаила. Истинная благодать не признает монополии.

(2) Кто должным образом ощутил свою нужду во Христе и в обретаемой через Него Божьей милости, тот не даст покоя ни себе, ни другим, призывая незамедлительно поспешить к Нему: «быстро идем молиться лицу Господа (англ. пер., ст. 21) и будем просить Господа о собственной жизни и о жизни своей души, поэтому в наших же интересах не терять времени; в вопросах такого рода промедление весьма опасно».

(3) Нашему общению с Богом весьма способствует общение со святыми. Приятно ходить в дом Божий вместе с кем-либо (Пс 54:15) и в многолюдстве (Пс 41:5); а посему, кто привык поступать именно так, тому полезно поторопить других, чтобы не терять времени. Мы должны радоваться, когда нам говорят: «пойдем в дом Господень» (Пс 111:1). Железо точит железо, подобным же образом и благочестивые люди поднимают настроение и дух друг друга в добрых делах.

(4) Кто побуждает других к добрым делам, тот должен следить, чтобы ему самому не отступиться, не утомиться и не повернуть вспять. Говорящий «пойдем» также говорит: пойду и я. Призывая к добрым поступкам других, мы должны убедиться, что и сами их совершаем, чтобы не судиться словами собственных уст. Нельзя говорить: «Идите, а я останусь дома», но: «Идите, и я пойду с вами». «Призывайте других к благотворительности собственным примером, — говорит господин Пембл, — тогда не будет ни отстающих, ни отвращающихся от нее».

4. Что послужит мотивом прихода в Церковь: они придут туда не ради самой Церкви, а ради Живущего в ней: возьмутся десять человек из всех разноязычных народов, возьмутся за полу Иудея (ст. 23), умоляя его не идти без них, но взять их с собою. Это подразумевает огромное уважение к иудею как к представителю избранного Богом народа, а посему достойного знакомства. Они не могут все сразу прийти и взять за его руку или обнять, но почитают за честь ухватиться за его полу, коснуться его одежды, говоря: мы пойдем с тобою, ибо мы слышали, что с вами Бог. Сначала Евангелие было проповедано иудеям (потому что апостолы были из этого народа), а те понесли Благую Весть к язычникам. Св. Павел был иудеем, за полу которого хватались многие, принимая его, как Ангела Божия, и умоляя взять с собой к Христу; так и эллины, ухватились за полу Филиппа, говоря: господин! нам хочется видеть Иисуса (Ин 12:21). Следует заметить: святые обладают той привилегией, что с ними Бог, поэтому у них есть знание, страх и поклонение Ему; они располагают Его благосклонностью и благодатным присутствием, и именно это должно привлекать нас к общению с ними. Хорошо быть с людьми, с которыми Бог, и кто желает присоединиться к Господу, тот должен присоединиться к Его ученикам; если мы считаем Бога своим Богом, то нам нужно и Его народ считать своим народом, бросать свой жребий вместе с ним и охотно принять его жребий.

толкование Мэтью Генри на книгу пророка Захарии, 8 глава

ПОДДЕРЖИТЕ НАШ ПРОЕКТ

Получили пользу? Поделись ссылкой!


Напоминаем, что номер стиха — это ссылка на сравнение переводов!


© 2016−2024, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога.