Библия тека

Собрание переводов Библии, толкований, комментариев, словарей.


Софония | 2 глава

Толкование Мэтью Генри


В данной главе приводится:

(I) Ревностное увещевание покаяться и примириться с Богом, адресованное еврейскому народу, чтобы тем самым они смогли предотвратить суды, которыми им грозили, пока еще не поздно (ст. 1−3). Оно вытекает из откровения о Божьем гневе, который прольется на них, изложенного в предыдущей главе.

(II) Угроза о судах Божьих, которые обрушатся на некоторые соседние народы, помогавшие или радовавшиеся бедствиям Израиля. Она касается (1) филистимлян (ст. 4−7), (2) моавитян и аммонитян (ст. 8−11), (3) ефиоплян и ассирийцев (ст. 12−15). Всем им придется пить из одной чаши трепета, которая дана в руки народа Божьего, что также предсказывалось другим народам до него и после.

Стихи 1−3. В данной главе мы видим, для чего пророк приводил ужасное описание приближающихся судов, изложенное в предыдущей главе. Он не стремился привести людей в отчаяние, а прежде всего хотел привлечь их к Богу и долгу — не напугать их до безумия, а отпугнуть от грехов. Для достижения этой цели в данных стихах он призывает их покаяться, совершить государственное покаяние, ибо это единственный способ предотвратить гибель государства. Обратите внимание:

I. Пророк призывает весь народ собраться вместе (ст. 1): «Соберитесь вместе» (англ. пер.). В последних словах предыдущей главы он сказал им, что Бог совершит внезапное истребление над всеми жителями земли, и далее, можно было бы подумать, последует: «Рассейтесь и бегите в поисках прибежища, если сможете его найти». Когда был издан указ об окончательном уничтожении Иерусалима римлянами, то был дан совет (Мф 24:16): «Тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы», но в данной ситуации все обстояло наоборот. Бог предупреждает, чтобы не ранить, Он грозит, чтобы не подвергать удару, и поэтому призывает народ использовать средства, чтобы отвратить Его гнев. Этот призыв обращен к народу необузданному (нежелающему в англ. пер.). Это слово может подразумевать, (1) что у него не было никакого стремления к Богу или желания помнить Его имя, он не стремился обрести Его благоволение или благодать, а был весьма безразличен к ней, у него не было мыслей покаяться и измениться. «Тем не менее, соберитесь вместе и постарайтесь зародить желание друг в друге». Так Бога часто находят не искавшие Его и не вопрошавшие о Нем (Ис 65:1).

(2) Нежеланный. Этот народ не был привлекательным и не имел в себе ничего, что влекло бы к нему или положительно рекомендовало их Богу. Земля Израиля была прекраснейшей землей (Дан 11:41), землей вожделенной, но теперь она стала непривлекательной, а ее народ — нежеланным, и в его адрес Бог вполне мог сказать: «Отойдите от Меня», но Он говорит: «Соберитесь вместе ко Мне и посмотрите, можно ли найти какое-то средство для предотвращения гибели. Соберитесь вместе, чтобы как одно целое вы могли смириться перед Богом, попоститься, помолиться и взыскать Его лица. Соберитесь вместе, чтобы посоветоваться друг с другом, что можно сделать в такой критической ситуации, чтобы каждый мог задуматься об этом, мог дать и получить совет, чтобы вы могли высказать свои мысли и поступить должным образом по общему согласию, и это был бы государственный поступок». В некоторых переводах написано: «Исследуйте себя внимательно, исследуйте; исследуйте свою совесть, загляните в свои сердца и испытайте свои пути. Исследуйте себя, чтобы вы могли найти грех, вызвавший недовольство Бога, и способ, как можно вернуться к Нему». Отметьте: когда Бог борется с нами, то мы должны исследовать себя.

II. Приведенные аргументы призывают к максимальной серьезности и внимательности при исследовании самого себя (ст. 2): «Делайте это ревностно, делайте это поскорее, пока еще не слишком поздно, доколе не пришло определение, доколе не пролетел день». Манера изложения очень энергична и побуждает к действию, ибо цель пророка — заставить всех грешников осознать, (1) что опасность очень велика, что все поставлено на карту и это вопрос жизни и смерти, и поэтому от них требуется (и для этого есть веские основания), чтобы они были максимально серьезны. Это не пустяк, и поэтому к данному вопросу нельзя подходить легкомысленно. Против них разгорается пламенный гнев Господень; огонь пожирающий, при котором никто не может жить и против которого никто не может поднять и удерживать голову, уже готов поглотить их. «Это день ярости Гэсподней — день, определенный для того, чтобы пролить на них полные чаши Его ярости, которыми им угрожали, великий день Господа, о котором говорилось ранее» (Соф 1:14). «Разве ты не обеспокоен приготовлением к этому дню?».

(2) Что она неотвратима: «Беритесь за дело немедленно, действуйте энергично, доколе не пришло определение, ибо потом будет слишком поздно, а вы потеряете эту возможность, и вам никогда не удастся спасти ситуацию». Этот указ значительный, и он определит день, ужасный день, который пролетит, как мякина., и погонит вас в плен, как шелуха летит перед ветром». Мы не знаем, что родит тот день (Притч 27:1), но знаем, что гласит указ, изданный против нераскаявшихся грешников, и поэтому они должны постараться вовремя покаяться, во время благоприятное. Отметьте: если Бог ссорится с человеком, то тот поступит мудро, если быстро согласится с Господом, находясь еще в пути, пока Его яростный гнев еще не обрушился на него и не заставил повернуть обратно. В подобной ситуации промедление очень опасно и может оказаться фатальным; оно и будет таким, ибо из-за него сердце ожесточилось. Как же все мы должны стараться примириться с Богом до того, как Его Дух отошел от нас или перестал бороться с нами, до того, как закончился день благодати или день жизни, до того, как будет определено наше вечное положение по другую сторону великой пропасти!

III. Предписаны наставления, чтобы сделать это эффективно. Недостаточно им собраться вместе в состоянии оцепенения; они должны серьезно и спокойно исполнить обязанности, предписанные для этого дня (ст. 3): «Взыщите Господа». Чтобы они смогли обрести милость у Бога, здесь им велено искать, ибо таково правило: ищите, и найдете. Всему народу дан общий призыв собраться вместе, но мало хорошего можно ожидать от его большей части; страна может быть спасена только благодаря участию и ходатайству незначительной части благочестивых иудеев, и поэтому в данных стихах в основном именно к ним направлено это увещевание. И обратите внимание:

(1) как они описаны: это смиренные земли или страны. Отличительная черта народа Божьего заключается в том, что они — смиренные земли; это их признак, их одеяние. Они скромны, смиренны и незначительны в собственных глазах; они тихие, добрые и покорные, они не быстро, не сильно и не долго гневаются; они — мирные земли (Пс 34:20). Они — подданные Бога и подчиняются Ему: всем Его заповедям и провидениям. Движимые этим принципом и расположением, они исполняют законы Его, то есть повинуются Его законам, соблюдают Его постановления, сознательно исполняют свой долг перед Ним и готовы положить себя ради продвижения Его славы и интересов в мире.

(2) Что от них требуется: они должны взыскать, что подразумевает тщательное исследование и постоянные усилия, чтобы познать и исполнить свой долг [1] Они должны взыскать Господа, взыскать Его благоволение и благодать, обращаться к нему во всех ситуациях, просить у Него все, в чем они нуждаются, искать его с раннего утра, искать Его усердно и постоянно.

[2] Они должны взыскать правду. «Взыщите Бога, чтобы Он исполнил данные вам обетования, и следите, чтобы вы постоянно исполняли свой долг перед Ним; ищите праведности Христа, чтобы она была вменена вам, ищите благодатей Духа Божьего, чтобы они были привиты вам; страстно стремитесь обрести их».

[3] Они должны взыскать смиренномудрия. Этой благодатью они выделялись, ибо поэтому назывались смиренными земли, но, тем не менее, ее они должны были взыскать. Отметьте: даже очень хорошие люди должны стараться стать лучше; даже имеющие много благодати должны продолжать молиться и трудиться, чтобы иметь ее больше. Более того, даже те, которые превосходят в какой-то отдельной благодати, должны стараться превосходить в ней еще больше, ибо именно на нее больше всего будут нападать их враги, именно этой благодати больше всего будут ожидать от них друзья, и именно в этой области они более склонны стать самонадеянными. Si dixisti, Sufficit, periisti — Говори, но я такой, каким должен быть, а ты погибаешь. При приближении трудного и испытывающего времени смиренным придется проявить все свое смирение, которое они имеют, и этого будет недостаточно; поэтому они ревностно должны искать смиренномудрия и молиться, чтобы, давая Своим провидением возможность проявить это качество, Он также давал Свою благодать, чтобы они могли оказывать всякую кротость ко всем человекам во всех ситуациях, чтобы каков день, такова была и сила.

IV. Им даются ободрения, чтобы они следовали этим наставлениям: «Может быть, вы укроетесь в день гнева Господня».

1. «Именно вы, смиренные земли. Хотя день гнева Господня и придет на эту землю, но вы будете в безопасности; вы будете взяты под особую защиту. Конец твой будет хорош (Иер 15:11). Тебе вместо добычи оставлю душу твою (Иер 45:5). Тебя Я избавлю в тот день (Иер 39:17). Может быть, вы укроетесь». Благочестивые люди не могут быть уверены в собственной сохранности на этой земле, ибо всему и всем — одно, но скорее всего им удастся скрыться и сохранить доброе имя благодаря многоразличной заботе Божьего провидения. Это выражено неопределенно, чтобы испытать, будут ли они доверять милости Бога природы, имея из обетования только выражение «может быть», чтобы поддерживать в них святой страх и бдительность, чтобы им не казалось, что они должны совершить поступок, из-за которого могут лишиться божественной защиты. Отметьте: кто крепко держится своей непорочности во время всеобщего беззакония, у того есть основания надеться, что Бог найдет для них прибежище, где они будут в безопасности и покое во время всеобщего бедствия. Они спрячутся (как говорит Лютер) aut in coelo, aut sub coelo — то ли на небесах, то ли под небесами: то ли овладев небесами, то ли под защитой небес.

2. «Вы — данный народ. Хотя вы — народ необузданный, но в день гнева Господнего, когда Его суды будут свирепствовать повсюду и поразят соседние народы, вы укроетесь; ваша земля будет сохранена ради тех немногих смиренных людей, которые станут в проломе, чтобы отвратить гнев Божий». Мы должны стараться обрести уверенность в том, что будем сокрыты в великий день гнева Божьего; и если мы сокроем себя в покоях, где исполняем свой долг перед Ним, то Бог сокроет нас в покоях безопасных (Ис 26:20). Если мы приготовим ковчег, то он будет нашим убежищем (Быт 7:1).

Стихи 4−7. В данных стихах пророк предсказывает, каким образом опустошение, нанесенное Навуходоносором и его победоносной армией халдеев, коснется соседних народов, проживавших в той части мира; так же поступали другие пророки в то время. Он делал это для того, чтобы (1) пробудить еврейский народ, дав им осознать, каким сильным, глубоким и обширным будет поток бедствий, чтобы день Господень, который уже был не за горами, предстал более пугающим и благодаря этому они поторопились бы приготовиться к нему, как готовятся ко всемирному потопу.

(2) Утешить их той мыслью, что хотя их ситуация печальна, но они будут не в единственном числе (Solamen miseris socios habuisse dolor is — Несчастные утешаются тем, что находят товарищей по несчастью), а особенно тем, что, хотя кажется, что Бог является их врагом и сражается против них, тем не менее Он остается их другом и врагом их врагов. Он возмущен их поведением и отомстит за нанесенные им оскорбления.

В данных стихах выносится приговор филистимлянам, которые были близкими соседями и старыми врагами народа Израильского. Эта страна состояла из пяти областей, здесь упоминаются только четыре: Газа, Аскалон, Азот и Екрон. Некоторые полагают, что пятая, Геф, не упоминается, так как в то время подчинялась Иудее. Они были жителями приморской страны (ст. 5), ибо их страна располагалась на берегу Средиземного моря. К ним добавлен народ Критский, который граничил с ними (1Цар 30:14); он падет вместе с ними, как предсказано в Книге Иезекииля 25:16. Земля филистимлян здесь названа Ханааном, ибо принадлежала той стране, которую Бог отдал Своему народу Израиля, и была вставлена в акт дарения, предназначенный для него (Нав 13:3). Тем не менее этой землей владели пять владельцев филистимских, следовательно, они противозаконно удерживали свои владения от Израиля (Суд 3:3), и сейчас это припомнилось им. Ибо хотя другие могут в течение длительно времени быть лишены своих прав, но в конце Бог отомстит за зло.

I. В данных стихах предсказано, что филистимляне, захватчики, будут лишены своих владений и основательно истреблены. В основном, здесь им возвещается горе (ст. 5), которое подразумевает всякие бедствия, ибо оно пришло от Бога: «Слово Господне на вас — слово, обращенное к вам предыдущими пророками, которое хотя еще не свершилось, но исполнится в свое время» (Ис 14:31). Это слово теперь от имени данного пророка обращено против них. Отметьте: в бедственном положении находятся те, против кого направлено слово Господне, ибо ни одно из Его слов не останется неисполненным. Кто восстает против заповедей слова Божьего, против того восстанут угрозы слова. Результатом этого будет их уничтожение.

1. Сам Бог будет его творцом: «Я истреблю тебя, ибо Я могу исполнить то, что сказал, и сделаю это».

2. Это будет всеобщее истребление; оно коснется всех частей земли — города и деревни: «Газа будет покинута, хотя сейчас она является густонаселенным городом». Было предсказано (Иер 47:5), что оплешивеет Газа; Александр Великий разрушил этот город до основания, и мы читаем (Деян 8:26), что он стал пустым. Аскалон опустеет, он станет моделью опустошения. Азот будет выгнан среди дня: под жаром палящего солнца его жители не найдут ни тени, ни убежища, которое защитило бы их; и затем, когда они больше всего будут страдать от непогоды, их уведут в плен, и это еще больше усугубит его обстоятельства. Подобным образом Екрон, который долгое время укоренялся, искоренится. Земля филистимская лишится населения; не будет у нее жителей (ст. 5). Именно Бог сделал землю обитаемой (Ис 45:18), в противном случае Он сотворил бы ее напрасно; но если люди не соответствуют цели своего сотворения и не служат Богу, то Бог будет справедлив, если земля не будет соответствовать цели своего сотворения и служить им местом обитания; грех человека иногда подчиняет его суете.

3. Это будет полное истребление. Берег морской, который обычно служил гаванью для кораблей и местом обитания для купцов, теперь опустеет; там будут только пастушьи овчарники и загоны для скота (ст. 6); и тогда, возможно, он будет лучше использоваться, чем в то время, когда им владели владельцы филистимские.

II. Здесь предсказано, что дом Иудин — законные владельцы — вновь завладеют этой землей (ст. 7). Остаток тех, кто возвратится из плена, после того как Бог посетит их, в домах Аскалона будет отдыхать; они будут отдыхать вечером, когда устанут и захотят спать. Они будут пасти там себя и свои стада. Отметьте: Бог в конце восстановит Свой народ в его законных правах, хотя, возможно, они долгое время будут лишены их.

Стихи 8−11. Моавитяне и аммонитяне были потомками Лота; их страны объединились, и так как обе они граничили с Израилем, то в данном пророчестве поставлены вместе.

I. Обе эти страны обвиняются в одном и том же преступлении: в том, что они порицали и оскорбляли народ Божий и радовались тому, что на него обрушились бедствия (ст. 8): «Они издевались над Моим народом»; пока народ Божий исполнял свой долг, они, возможно, поносили его за специфичность его религии, а теперь, когда он восстал против Бога и ощутил на себе Его недовольство, они начали поносить его и за это. Обычно народ Божий во все века порицали и оскорбляли по тому или иному поводу. Так старый змей выплескивал свою злобу, а корнем этого была гордость: именно из-за своей гордости они величались над народом Господа Саваофа, считая себя такими же хорошими, великими и во всех отношениях счастливыми, как и он. Народ Божий довольно насыщен презрением (Пс 112:4). В некоторых переводах написано: «Они величались (magna locuti sunt — говорили высокомерно) на пределах его» (ст. 8), то есть против жителей стран, граничивших с их страной; они оскорбляли их по всякому поводу, оспаривали собственность, на которую у них были права, или высмеивали защиту, которой они хвалились. Они величались над народом Господа Саваофа как над оставленным и покинутым народом. Надутое пустословие — это истинный язык врагов Церкви. «Но Я слышал их, — говорит Бог, — и дам вам узнать, что Я слышал их. Я слышал и взыщу с них за это» (Иуд 1:15). И если Бог слышит порицания и оскорбления, которым мы подвергаемся, то это является хорошим основанием, почему мы должны быть как человек, который не слышит (Пс 37:15−16). Более того, Бог не только обращает внимание, но и принимает близко к сердцу оскорбления в адрес Своего народа, ибо он принадлежит Ему; кто смотрит с презрением на народ Господа Саваофа, тот тем самым бесчестит самого Господа Саваофа. Именно эти обвинения были предъявлены Моаву и Аммону (Иез 25:3,8).

II. Обеим странам выносится один и тот же приговор. Кто участвует в беззаконии другого, тот должен быть готов стать сопричастником его опустошения. Посмотрите, с какой торжественностью провозглашается вынесенный им приговор (ст. 9). Его выносит Господь Саваоф, всемогущий Господь всего сущего, Который имеет власть делать это и возможность привести приговор в исполнение; Он — Бог Израилев, Который ревнует о его чести; именно Он сказал, более того, поклялся: «Живу Я! Говорит Господь». Приговор гласит, (1) что моавитяне и аммонитяне будут основательно истреблены; они будут как Содом и как Гоморра, знаки гибели которых находились в Мертвом море, граничившем с Моавом и Аммоном; они будут опустошены, хотя и не такими же средствами (а именно: огнем с небес), но почти таким же образом: они тоже станут необитаемыми и тоже вскоре. Эти страны будут производить только крапиву вместо зерна, и вместо приятных источников воды, которыми они изобиловали, там будут соляные рытвины.

(2) Что Израиль будет для них слишком сильным противником; он возьмет в добычу их имущество и в законной войне завладеет их страной. Отметьте: гордым людям иногда, благодаря справедливому суду Божьему, приходится смириться, когда их попирают те, по кому они сами высокомерно топтались. И это будет им за высокомерие их.

III. Другие народы будут смирены подобным образом, чтобы один Господь был превознесен (ст. 11): «Страшен будет Господь, в частности для моавитян и аммонитян, которые сделали себя ужасом для Израиля», ибо (1) языческие боги должны быть упразднены. Они уже длительное время обладали властью, а их поклонники прославляли их и сами славились ими. Но Бог истребит всех богов земли, уморит их голодом в их твердынях. Язычникам нравилось воображать, что их идолы пиршествовали их жертвоприношениями и ели тук жертв (Втор 32:38). Omnia comesta a Belo — Вил съел все. Но в данных стихах обещано, что когда христианская религия утвердится в мире, то люди обратятся от служения немым идолам, оставят их жертвенники и больше не будут приносить им жертвы. Из-за этого они и их священники умрут от голода или отощают (дословно). Эти слова означают, что их идолы суетны и поклоняющиеся этим идолам могут уморить их голодом, в то время как истинный Бог говорит: «Если бы Я взалкал, то не сказал бы тебе». Это также подразумевает, что Бог Израиля одержит над ними победу. Ныне узнал я, что Господь велик паче всех богов.

(2) Языческие народы должны обратиться к Богу; когда Евангелие утвердится, тогда, благодаря ему, люди начнут поклоняться Тому, Кто живет вечно (ибо так звучит повеление вечного Евангелия, Откр 14:7), каждый со своего места. Им не нужно будет ходить в Иерусалим, чтобы поклониться Богу Израиля, а везде, где бы они ни были, у них будет доступ к Нему. Желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи. Богу будут поклоняться не только все колена Израиля и присоединившиеся к ним странники, но и все острова народов. Это обетование также благосклонно касается и нашей родной страны, ибо она (Великобритания) является одним из самых значительных островов языческих, которые прославят Бога.

Стихи 12−15. Чаша пойдет по кругу, когда Навуходоносор выступит в поход, чтобы завоевывать страны; и не только ближайшие соседи Израиля, но и более отдаленные страны будут наказаны за зло, причиненное народу Божьему. Теперь настала очередь наказать ефиоплян и ассирийцев.

1. Ефиопляне, или арабы, иногда также были ужасом для Израиля (как во времена Асы, 2Пар 14:9), и теперь им придется ответить за это: они будут избиты мечом (ст. 12). Навуходоносор был мечом Божьим, инструментом в Его руке для наказания или подчинения тех или иных врагов (Пс 16:14).

2. Ассирийцы и жители Ниневии — главного города этой монархии, будут следующими призваны к ответу, чтобы услышать свой приговор. Тот, в чью руку вложен меч Божий, прострет руку свою на север и уничтожит Ассура, став его хозяином. Ассирия была жезлом Божьим, направленным против Израиля, а теперь Вавилон стал Божьим жезлом, простертым против Ассирии (Ис 10:5). Он обратит Ниневию в развалиныкак недавно и довольно подробно предсказал пророк Наум. Обратите внимание:

(1) В каком процветающем положении в то время находилась Ниневия (ст. 15): это был город торжествующий, живущий беспечно. Ниневия была настолько укреплена, что не боялась вторжений, поэтому жила беспечно и презирала опасность; богатство сделало ее уверенной в своем благополучии, и поэтому она была городом торжествующим, наполненным радостью и весельем; она имела такие владения, что не допускала соперничества, а говорила в сердце своем: «Я, и нет иного, кроме меня, кто мог бы сравниться со мной; нет города в мире, который претендовал бы на равенство со мной». Но Бог Своими судами может напугать самых самонадеянных и смирить самых высокомерных; Он может омрачить веселье тех, кто больше всех смеялся.

(2) Каким полным будет разрушение Ниневии: она станет развалиною (ст. 13). Этот, когда-то великолепный город превратится в груду развалин и станет [1] местом обитания животных; он станет пустынею и логовищем для зверещ более того, он станет таким опустошенным, заброшенным и пугающим местом, что там будут обитать дикие звери; такие мрачные птицы, как пеликан и выпь (в англ. пер.), устроят свои гнезда в руинах домов, как они иногда делали в разрушенных строениях, не имеющих обитателей и редко посещаемых. Резные украшения или капители колонн, окна и дверные проемы, вся искусно вырезанная кедровая обшивка будет лежать незащищенной, и на всем этом будут громоздиться эти унылые и зловещие птицы, и голос их будет раздаваться. Как поразительно веселые песни превратились в омерзительный, ужасный шум! Как же мало у людей есть оснований гордиться величественными зданиями и богатой мебелью, если они не знают, во что превратится их великолепие!

[2] Объектом для насмешек путников. Странники, пришедшие издалека, чтобы удовлетворить свое любопытство и увидеть величие Ниневии, теперь будут смотреть на нее с таким же презрением, с каким восхищением они раньше взирали на нее (ст. 15): «Всякий, проходя мимо него, посвищет и махнет рукою, не только не огорчаясь по поводу ее уничтожения, но и развлекая себя этим: «Настал конец гордой Ниневии». Они не будут рыдать и заламывать руки (ибо бедствия тех, кто применял насилие и был высокомерен при процветании, остаются без сожалений и оплакивания), а посвищут и махнут рукой, забывая, что их собственная гибель, возможно, уже недалеко.

толкование Мэтью Генри на книгу пророка Софонии, 2 глава

ПОДДЕРЖИТЕ НАШ ПРОЕКТ

Получили пользу? Поделись ссылкой!


Напоминаем, что номер стиха — это ссылка на сравнение переводов!


© 2016−2024, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога.