Здесь приведен:
(I) Закон о жертве повинности (ст. 1−7) с некоторыми дальнейшими указаниями о всесожжениях и хлебных приношениях (ст. 8−10).
(II) Закон о мирной жертве: когда ее можно есть (ст. 11−21), в каких случаях запрет есть тук или кровь повторяется (ст. 22−27); часть, принадлежащая священникам (ст. 28−34).
(III) Заключение к этим постановлениям (ст. 35 и далее).
Стихи 1−10. Обратите внимание:
(1) Относительно жертвы повинности сказано, что раз она имеет ту же природу, что и жертва за грех, то должна подчиняться тем же правилам (ст. 6). Когда кровь и тук жертвы приносились Богу для очищения, то священники могли есть плоть, как и в случае принесения жертвы за грех, на святом месте. Евреи имели традицию (которую мы знаем благодаря образованному епископу Патрику) окроплять кровью жертвы повинности вокруг жертвенника. «Вокруг жертвенника ровно посредине проводилась алая линия, и кровью жертвы всесожжения кропилась земля за пределами этой линии, а кровь жертвы повинности и мирной жертвы не выходила за пределы этой линии». Что касается мяса жертвы повинности, то по праву оно принадлежало священнику, приносившему ее в жертву (ст. 7). Совершивший работу должен иметь за нее плату. Это было ободрением для священников, чтобы они усердно трудились у жертвенника; чем с большей охотой они трудились, тем больше имели. Отметьте: чем более усердны мы в религиозных служениях, тем больше будем иметь выгоды. Но тот, кому принадлежала жертва, мог пригласить любого из священников и мужчин их семей, чтобы разделить ее вместе с ним: «Весь мужеский пол священнического рода может есть ее», то есть вкушать ее там же, на святом месте (ст. 6). И несомненно, это было одним из обычаев, с помощью которых священники поддерживали дружеские отношения между собой благодаря привилегиям своего служения. Они даром получали и должны были даром давать. Похоже, что согрешивший не получал ничего из своей жертвы повинности, как от мирной жертвы, а все разделялось между жертвенником и священником. Они приносили мирные жертвы в благодарность за милость, и тогда вполне уместно можно было пиршествовать, а жертва повинности приносилась со скорбью за грех, а скорби больше приличествует пост в знак святой скорби и решимости воздерживаться от греха.
(2) Относительно жертвы всесожжения велено, чтобы священник, совершавший жертвоприношение, оставлял себе кожу (ст. 8), за которую несомненно мог получить деньги. «Это, — говорят евреи, — касалось лишь всесожжений, которые приносились определенными людьми, а прибыль от кожи ежедневных всесожжений за все сообщество шла на ремонт святилища». Некоторые полагают, что это повеление поможет нам понять, почему Бог одел наших первых родителей в одежды кожаные (Быт 3:21). Возможно, что твари, в чьи кожи они были одеты, были принесены в жертву всесожжения, а Адам был священником, принесшим их. Затем Бог дал ему кожи, в качестве платы, чтобы он сделал одежду для себя и своей жены, и в память об этом с того времени кожи всегда принадлежали священнику (см. также Быт 27:16).
(3) Относительно хлебного приношения. Если оно было приготовлено, то его можно было сразу есть, и поэтому оно принадлежало священнику, который совершал жертвоприношение (ст. 9). Если же приношение было сухое, то не было повода сразу есть его, и поэтому оно в равных частях распределялось среди всех священников, которые в то время ожидали своей очереди (ст. 10).
Стихи 11−34. Эти стихи касаются мирной жертвы и представляют собой повторение и разъяснение сказанного ранее с различными дополнениями. В этих стихах:
I. Природа и суть мирной жертвы раскрываются более четко. Она приносилась (1) в благодарность за какую-либо особую полученную милость, как, например, выздоровление от болезни, сохранность в путешествии, избавление от опасности на море, освобождение из рабства; все они перечислены в Псалме 106 и за всех них люди должны были приносить жертву благодарности (Пс 106:22). Или (2) чтобы исполнить некий обет, данный человеком, когда он был в беде (ст. 16). Этот случай был менее почетен, чем предыдущий, тем не менее неисполнение обета влекло за собой большую повинность. Или (3) она сопровождала просьбу о какой-либо особой милости, обрести которую стремился и надеялся этот человек; такая жертва здесь названа жертвой от усердия. Она сопровождалась молитвой человека, как и предыдущая — его хвалой. Мы не находим, что по закону люди были обязаны приносить эти мирные жертвы в подобных случаях, если только они сами не обязали себя обетом, как были вынуждены приносить искупительные жертвы в случае согрешения. Хотя молитва и прославление являются таким же нашим долгом, как и покаяние, но здесь, когда они выражают благодарность за милость, Бог дает им большую свободу в выражении чувств, чем при скорби о грехе, чтобы испытать их щедрость в молитве, а их жертвы, будучи добровольными приношениями, могли быть более благоугодны и достойны похвалы; а обязывая их приносить искупительные жертвы, Бог хотел показать им необходимость великой жертвы умилостивления.
II. Более подробно описаны обряды и церемонии принесения мирной жертвы.
1. Если мирная жертва приносилась в знак благодарности, то она должна была сопровождаться хлебным приношением — хлебами нескольких сортов, лепешками (ст. 12) и (что было характерно для мирной жертвы) нужно было принести квасной хлеб, но не для того, чтобы сжечь на жертвеннике — это запрещалось (Лев 2:11), — а чтобы есть с мясом жертвы и обеспечить всем необходимым этот приятный праздник, ибо пресный хлеб был не таким приятным на вкус. И хотя он запрещался при праздновании пасхи, тем не менее на других праздниках повелевалось использовать квасной хлеб, который был светлее и вкуснее, чтобы люди могли пиршествовать за Божьим столом с таким же удовольствием, как и за своим. Некоторые считают, что при каждой мирной, как и благодарной, жертве требовалось хлебное приношение согласно закону (ст. 29), велевшему, чтобы она сопровождалась подношением и чтобы стол был так же хорошо накрыт, как и жертвенник.
2. Мясо мирной жертвы — и та часть, которая доставалась священнику, и часть приносящего — должно было быстро съедаться, а не храниться долго то ли в сыром, то ли в приготовленном виде. Если это была мирная жертва благодарности, то ее нужно было съесть в тот же день (ст. 16); если это была жертва по обету или от усердия, то ее нужно было съесть в тот же день или на следующий (ст. 16). Если же по истечении этого времени какая-то часть жертвы оставалась, то ее нужно было сжечь (ст. 17); если же кто-либо съедал то, что подлежало сожжению, то его поступок осуждался как величайший проступок (ст. 18). Хотя они не были обязаны съедать ее на святом месте как те жертвы, которые назывались святыней великой, а могли забрать свою часть в палатки и пиршествовать там, тем не менее этим законом Бог хотел научить их отличать эту пищу от другой и религиозно соблюдать это постановление. Хотя они могли хранить иную пищу холодной в доме до тех пор, пока считали ее пригодной, вновь разогревать ее, если им нравится, и есть три или четыре дня спустя, но не могли так же поступать с мясом своих мирных жертв, а должны были съедать его немедленно.
(1) Бог не хотел, чтобы святая плоть подверглась разложению или в ней отложили яйца мухи, и для предотвращения этого ее необходимо было осолить огнем (как сказано в Мк 9:49), чтобы можно было хранить, а по мере использования нужно было присаливать.
(2) Бог не хотел, чтобы Его народ был скупым и жадным и разуверился в провидении, а желал, чтобы он радостно наслаждался тем, что Бог дает ему, (Еккл 8:15) и творил этими дарами добро, не беспокоясь и не тревожась о завтрашнем дне.
(3) Плоть мирной жертвы была Божьим угощением, и поэтому Бог хотел распоряжаться ею. Он повелел, чтобы она щедро использовалась для угощения друзей и благотворительно использовалась для помощи бедным; тем самым Господь хотел показать, что Он — щедрый покровитель, дающий нам всё обильно для наслаждения, — хлеб насущный на каждый день. Если это была жертва благодарности, то этим святым празднованием они должны были подобным образом засвидетельствовать о своей святой радости Божьей милостью. Этот закон был очень строг (ст. 18), и если владелец жертвы не съедал свою часть сам, в кругу семьи, с друзьями или не отдавал бедным в течение времени, ограниченного законом, или если какая-то часть оставалась и он не сжигал ее (что было самым благопристойным способом распределения ее, так как жертвы на алтаре поглощались огнем), тогда его жертва не принималась и не засчитывалась ему. Отметьте: вся выгода от наших религиозных служений пропадает, если мы не используем жертвы и после их принесения не ведем себя правильно. Бог не принимает их, если они не оказывают должного влияния на нас самих. Если человек щедр в принесении мирных жертв, но неправильно употребляет их, то его жертвы не засчитываются, словно он и не приносил их; более того, это — осквернение. Отметьте: между Божьим благоволением и отвращением нет середины. Если мы и наши действия искренни и чисты, то наши жертвы принимаются, если же нет, то они — мерзость (Притч 15:8). Кто ест жертву после оговоренного времени, тот понесет на себе грех, то есть истребится душа та из народа своего, как поясняется в главе 19:8, где этот закон повторяется. Этот закон о вкушении мирной жертвы в течение двух дней, чтобы она не испортилась, можно применить к воскресению Христа; Господь воскрес по прошествии двух дней, чтобы, являясь святым мужем Божьим, Ему не пришлось увидеть тление (Пс 15:10). Некоторые считают, что этот закон наставляет нас быстро, без откладывания стать причастником Христа и Его благодати, вкушая и пиршествуя верой уже сейчас, доколе можно говорить: «ныне» (Евр 3:13), так как скоро уже будет слишком поздно.
3. Но плоть и вкушающие ее должны быть чисты.
(1) Мясо это не должно прикасаться к чему-либо нечистому; если это произошло, то его нельзя есть, а нужно сжечь (ст. 19). Если по дороге от жертвенника к месту, где его собирались есть, к нему прикасалась собака или оно касалось мертвого тела или другой нечистой вещи, то оно становилось непригодным для использования в религиозном пиршестве. Все, чем мы почитаем святого Бога, должно быть чистым и храниться от всякого осквернения. Писание утверждает (Агг 2:12), что святая плоть не могла своим прикосновением передать святость обычной вещи, но данный закон говорит, что прикосновением к нечистому ей передается осквернение; это подразумевает, что заразиться грехом проще, чем обрести благоухание благодати, и это происходит чаще.
(2) Его не должны есть нечистые люди. Если человек по какой-либо причине считался нечистым согласно обряду, но при этом осмеливался есть мясо мирной жертвы, то это влекло за собой его гибель (ст. 20−21). Святое лишь для святых; согласно обряду пища считалась святой и есть ее не могли те, кто считался согласно церемонии нечистым. Тем самым Писание учит нас оставаться чистыми от всех осквернений греха, чтобы мы имели выгоду и утешение от участия в жертве Христа (1Пет 2:1−2). Наша совесть должна быть очищена от мертвых дел, чтобы мы были пригодны для служения Богу живому (Евр 9:14). Если же кто-либо осмелится стать сопричастником стола Господа, являясь оскверненным и не раскаявшись во грехе, то тем самым он осквернит святое и будет есть и пить осуждение себе; так поступали те, кто ел мясо мирной жертвы Господней (ст. 20−21); все, что принадлежит Господу, свято и к нему нужно относиться с великим благоговением, а не прикасаться грешными руками. «Будьте святы, ибо Бог свят, а вы принадлежите Ему».
4. В этих стихах вновь запрещается есть тук внутренних органов и пить кровь; запрет, как и ранее, добавлен к закону о мирной жертве (Лев 3:17).
(1) Похоже, этот запрет касается лишь тех животных, которые использовались в качестве жертвы: вола, овцы и козы, а тук других чистых тварей — косули, лани — они могли есть, ибо здесь упомянуты лишь те животные, которые использовались при жертвоприношении (ст. 23−25). Это должно было поддержать в их разуме благоговение перед Божьим жертвенником, на котором сжигался тук внутренностей жертвы. Как говорят евреи: «если человек съест величиной с оливку запретного тука и сделает это умышленно, то он может быть истреблен рукой Божьей; если же он сделает это по незнанию, то должен принести жертву за грех и таким образом дорого заплатить за свою беспечность». Закон запрещал есть тех тварей, которые умерли своей смертью или были растерзаны зверем, а есть их тук вдвойне запрещалось (ст. 24).
(2) Запрет есть кровь более общий (ст. 26−27), так как тук приносился Богу лишь в знак признательности, а кровь очищала душу и таким образом символизировала жертву Христа в большей степени, чем сжигание тука, поэтому ей нужно было отдавать больше предпочтения, пока эти образы не исполнились в жертвоприношении тела Христа однажды и навсегда. Евреи правильно истолковывают этот закон как запрет вкушать кровь жизни, как они выражаются, а не то, что мы называем подливкой, ибо ее, как они полагали, можно было есть.
5. Здесь предписывается, какая часть мирной жертвы принадлежала священнику. От каждого животного, принесенного в мирную жертву, священнику, совершившему обряд, полагалась грудь и правое плечо (ст. 30−34). Обратите внимание:
(1) Когда жертва убивалась, то принесший жертву должен был собственными руками представить Богу Его часть; тем самым он демонстрировал, что радостно отдает ее Богу и желает, чтобы Бог принял ее. Он должен был собственными руками вознести ее в знак своего уважения к Господу как Богу небес, а затем потрясти ею в знак своего уважения к Господу как Богу всей земли, которому подобным образом, насколько это было в его силах, он приносил ее, и продемонстрировать готовность и желание воздать Ему славу. Часть жертвы, которую нужно было вознести и потрясти перед Господом, состояла из тука, груди и правого плеча жертвы; это все приносилось Богу. Затем он клал на жертвенник тук, а грудь и плечо отдавал священнику, так как ему принадлежали эти части.
(2) Когда тук сгорал, священник брал свою часть, которую съедали он и его семья, а принесший жертву — свою для себя и своей семьи. В святой радости и благодарении хорошо, когда наши священники идут впереди нас и являются нашими устами перед Богом. Мелодия звучит приятно, когда и сеющие, и пожинающие радуются вместе. Некоторые видят определенный смысл в частях, предназначенных для священника: грудь и плечо подразумевают чувства и действия, которые весь народ Божий должен посвящать славе Божьей, а все Его священники — служению Церкви. Христос — наша великая мирная жертва — питает всех Своих духовных священников грудью и плечом — глубочайшей любовью, самой приятной и сильной поддержкой, ибо Ему принадлежит мудрость и сила Бога. Когда Саулу предстояло стать царем, то Самуил повелел, чтобы ему принесли плечо мирной жертвы (1Цар 9:24), что было намеком на нечто великое и священное, предназначенное для него. Иисус Христос — наша великая мирная жертва, ибо Он сам стал жертвой не только для того, чтобы искупить грех и таким образом спасти нас от проклятия, но чтобы приобрести для нас благословение и все блага. И своим радостным сопричастием к привилегиям искупления мы вкушаем жертву; а Вечеря Господня была учреждена именно для того, чтобы символизировать это.
Стихи 35−38. Эти стихи представляют собой заключительную часть законов о жертвоприношении, хотя некоторые из них повторяются и истолковываются в дальнейшем. Их нужно рассматривать как (1) дарственный акт для священников (ст. 35−36). В день, когда они рукополагались на служение, это постановление вступало в силу для их благополучного существования. Отметьте: Бог позаботится, чтобы тот, кто трудится для Него, был хорошо обеспечен и ему хорошо платили. Кто получил помазание Духом служить Господу, тот будет иметь свою долю, и это будет достойная часть из приношений Господу, ибо труд Божий хорошо оплачивается, а послушание в нынешнее время уже награждается послушанием.
(2) Заповедь на все время для народа, чтобы он приносил эти жертвы согласно предписанным правилам и с радостью отдавал священникам положенную им часть. Бог повелел сынам Израилевым приносить приношения их (ст. 38). Отметьте: издается повеление о торжественном религиозном поклонении. Это не значит, что мы вольны совершать его на свое усмотрение и делать, когда нам этого хочется; мы обязаны безо всяких исключений совершать его в должное время или можем подвергнуться опасности, если будем пренебрегать им. Соблюдение законов Христа не может быть менее обязательным, чем в свое время соблюдение законов Моисея.
толкование Мэтью Генри на Левит, 7 глава