Содержание этой главы в значительной степени совпадает с содержанием предыдущей, которая говорит об освобождении евреев из плена, но смотрит дальше этого события на великое искупление человека Иисусом Христом и на благодать Евангелия, сопричастниками которой через Него станут верующие. В данной главе приводятся:
(I) Драгоценные обетования для поддержки народа Божьего в страдании о присутствии Бога с ними и об избавлении их от страданий (ст. 1−7).
(II) Призыв к идолам вступить в соперничество со всеведущим и всемогущим Богом (ст. 8−13).
(III) Ободрение народу Божьему надеяться на избавление из Вавилона, размышляя о том, что Бог сделал для их отцов, когда вывел их из Египта (ст. 14−21).
(IV) Метод, примененный для подготовки народа к избавлению: людям напомнили о грехах, которыми они спровоцировали Бога послать их в рабство и оставить там, чтобы они покаялись и искали Бога для обретения прощающей милости (ст. 22−28).
Стихи 1−7. Эта глава имеет четкую связь с заключительной частью предыдущей главы, но чрезвычайно удивительную. Там говорилось, что Иаков и Израиль не будут ходить Божьими путями, что, когда Он наказывал их за непослушание, они были упрямы и не уразумели этого сердцем; и теперь можно было бы подумать, что после этого Бог должен окончательно оставить и истребить их. Но нет, за этими словами следует: «Не бойся, Иаков и Израиль! Я искупил тебя; ты Мой». Хотя многие из них были несговорчивы и неисправимы, но Бог будет продолжать любить Свой народ и заботиться о нем; он будет сохранен для милости. Божья милость использует плохие качества человека, чтобы предстать еще более прославленной. Когда умножился грех, стала преизобиловать благодать (Рим 5:20) и милость превознеслась над судом, как одержавшая победу и торжествующая (Иак 2:13). Так солнце, внезапно прорвавшись через темные облака, светит ярче, поражает и доставляет радость. Выражения, свидетельствующие о Божьем благоволении и доброжелательности к Своему народу, весьма высокопарны и много говорят об утешении для всего духовного семени справедливого Иакова и молящегося Израиля, ибо и нам оно возвещено, как и тем, кто был в плену в Вавилоне (Евр 4:2). В этих стихах приводятся:
I. Основания для заботы Бога о Своем народе и об интересах Его Церкви и Царства среди людей. Хотя Иаков и Израиль находятся в бедственном и греховном положении, тем не менее о них будут заботиться, ибо (1) они Его творение, созданные на добрые дела (Еф 2:10). Он сотворил и сформировал их: не только дал им жизнь, но и их сущность; Он сформировал их в народ, учредил их правление и объединился с ними, заключив завет. Новое творение, где бы оно ни находилось, образовано Богом, и Он не оставит дело рук Своих.
(2) Они народ, приобретенный Им; Он выкупил его. Вначале Он выкупил их из земли Египетской и из многих других уз по любви Своей и благосердию Своему (Ис 63:9); тем более Он будет заботиться о тех, кто выкуплен Кровью Его Сына.
(3) Они Его избранный народ, который Он сделал отличным от других и отделил для Себя; Он назвал их именем как тех, с кем был в близких отношениях и о ком заботился, и они Его, они предопределены Ему, и Он имеет особый интерес к ним.
(4) Он их Бог по завету (ст. 3): «Я Господь, Бог Твой, Которому ты поклоняешься и Который связан с тобой обетованием, Святый Израилев, Бог Израиля, ибо истинный Бог свят и святость стала его домом». В связи с этим Он мог вполне справедливо сказать: «Не бойся» (ст. 1) и вновь (ст. 5): «Не бойся». Тому, с кем Бог, не нужно бояться кого-либо или чего-либо, что будет противодействовать ему.
II. Предыдущие примеры этой заботы.
1. Бог дорого купил их: «В выкуп за тебя отдал Египет», ибо Египет остался опустошенным после казней, следовавших одна за другой, все их первенцы были убиты, а все воины потоплены; и все это было сделано для того, чтобы проложить путь для избавления Израиля. Скорее Египет будет принесен в жертву, чем Израиль останется в рабстве, когда настанет время его освобождения. Во время Асы на них напали эфиопы, но скорее они будут уничтожены, чем будет потревожен Израиль. Если дорогим выкупом считался Египет, то какие основания имеем мы восхищаться любовью к нам Бога, Который отдал Своего Сына в выкуп за нас (Ин 4:10). Что такое Эфиопия и Савея, жизни всех проживающих там людей и их богатства по сравнению с Кровью Христа?
2. Он оценивал их по достоинству, и они были очень дороги Ему (ст. 4): «Так как ты дорог в очах Моих, многоценен». Отметьте: истинные верующие драгоценны в глазах Бога; они Его драгоценные камни, Его особое сокровище (Исх 19:5); Он возлюбил их и наслаждается ими превыше любого другого народа. Его Церковь это Его виноградник, и это делает народ Божий воистину почитаемым, и его имя великим, ибо люди в действительности такие, какими предстают в глазах Бога. Когда Бог Своим провидением отвернул армии Сеннахирима, чтобы они не обрушились на Израиль, и направил их в Египет, Эфиопию и Савею, тогда Бог отдал эти страны за Израиль и показал, как драгоценен Его народ в Его глазах. Так понимают это место некоторые.
III. Дальнейшие примеры, которыми Бог продемонстрировал Свою заботу о них и милость.
1. Он будет рядом с ними во время величайших трудностей и опасностей (ст. 2): «Будешь ли переходить через воды и реки, через огонь и пламя, Я с тобою, и это обеспечит тебе безопасность; когда над тобой нависнут страшные опасности, ты будешь избавлен от них». Придется ли им во время путешествия переходить через глубокие воды? Они не погибнут в них: «Реки не потопят тебя». Загонят ли их преследователи в печь огненную за их постоянную приверженность Богу, но и тогда пламя не возгорится на них, что исполнилось буквально, когда трое юношей были спасены чудесным образом (Дан З гл.). Хотя они будут проходить через огонь и воду (что для них будет подобно долине смертной тени), но пока с ними Бог, им не нужно бояться зла; они получат поддержку и будут выведены на свободу (Пс 65:12).
2. При каждой возможности Он будет жертвовать интересами сынов человеческих ради интересов Своих детей: «Я отдам других людей за тебя, великих и могущественных мужей, мужей войны, и народы за душу твою. Народы будут принесены в жертву ради твоего благополучия». Скорее все народы будут истреблены, чем будет истреблен Израиль Божий; так драгоценен он в глазах Бога. Дела мира будут располагаться и направляться таким образом, чтобы содействовать наибольшему благу Церкви (2Пар 16:9).
3. Те из них, что рассеяны среди других народов, будут собраны и разделят благословения всего народа (ст. 5−7). Некоторые потомки Израиля были рассеяны и проживали в различных странах на востоке, западе, севере и юге или в различных частях Вавилона, но те, чей дух Бог побудит идти в Иерусалим, будут собраны со всех частей земли; божественная благодать достигнет даже тех, кто живет дальше всех, на огромном расстоянии друг от друга; и когда настанет время, то ничто им не помешает собраться вместе и вернуться в свою страну в ответ на молитву (Пс 105:47): «...собери нас от народов» и во исполнение обетования (Втор 30:4): «Хотя бы ты был рассеян до края неба, и оттуда соберет тебя Господь Бог твой», о чем просили по поручению сынов, находящихся в плену (Неем 1:9). Но что же это за потомки Израиля, которые будут так тщательно собраны? Он говорит нам (ст. 7): «Это те, которые отмечены для милости, ибо (1) они названы Моим именем»; они исповедуют религию и отличаются от остального мира своим заветом и особым отношением к Богу, а также своей принадлежностью к Нему.
(2) Они сотворены для Его славы; дух Израилев сотворен в них, они образованы согласно воле Божьей, и именно такие будут собраны. Отметьте: лишь те заслуживают называться Божьим именем, которые сотворены Его благодатью для Его славы; и тех, кого Бог сотворил и призвал, Он соберет сейчас ко Христу, как к Их главе, а потом на небесах, как в их доме. Он соберет Своих избранных от четырех ветров. Это обетование указывает на то, что Он соберет рассеянных язычников и пришельцев Евангелием Христа, Который умер, чтобы собрать вместе сынов Божьих, рассеянных по другим странам, ибо это обетование касалось всех, находящихся вдалеке, кого Бог призвал и сотворил. Бог находится со Своей Церковью, и поэтому она не должна бояться; никто из принадлежащих ей не будет утерян.
Стихи 8−13. В этих стихах Бог призывает поклоняющихся идолам привести такие же доказательства божественности своих ложных богов, как в данном случае (не будем далеко ходить) пророчество об искуплении евреев из Вавилона, которое было дано израильскому народу, чтобы доказать им, что их Бог единственный истинный живой Бог.
I. Покровители идолопоклонства вызваны, чтобы предстать и сказать что-нибудь в защиту своих идолов (ст. 8−9). Их боги имеют глаза, но не видят, имеют уши, но не слышат, и те, кто верит им и уповает на них, похожи на них; так сказал Давид (Пс 113:16), на которого, похоже, в данном случае ссылается пророк, когда называет идолопоклонников людьми слепыми, хотя у них есть глаза, и глухими, хотя у них есть уши. Они обладают сложением, способностями и дарами человеческими, но фактически лишены разума и обычного здравого смысла, ибо в противном случае никогда не поклонялись бы богам собственного изготовления. «Пусть все народы соберутся вместе, пусть помогают друг другу и совместными усилиями защищают своих навозных богов; и если им нечего сказать в оправдание, то пусть услышат, что Бог Израиля хочет сказать для их обличения и опровержения».
II. Свидетели Бога вызваны, чтобы предстать и привести доказательства в Его пользу (ст. 10): «А вы, Израильтяне, названные Моим именем, вы свидетели Мои, вы и раб Мой, которого Я избрал». Именно Христос был так описан (Ис 42:1): «Отрок Мой (Раб Мой в англ. пер.), избранный Мой». Обратите внимание:
1. Ко всем пророкам, которые свидетельствовали о Христе, и к Самому Христу, великому пророку, здесь взывают как к Божьим свидетелям.
(1) Народ Божий Его свидетели, и они могут подтвердить, основываясь на собственном знании и опыте, силу Его благодати, сладость Его утешений и провидений, истинность Его обетования. Они стремятся свидетельствовать о Нем: о том, что Он милостив и что ни одно из Его слов не осталось неисполненным.
(2) Его пророки особым образом свидетельствовали о Нем, ибо им открыта Его тайна и они знают о Нем больше, чем другие. Но особым Его свидетелем для народа будет Мессия, ибо Он пребывал в Его недрах от вечности и возвестил о Нем.
2. Давайте посмотрим, что же должны доказать эти свидетели (ст. 12): «Вы свидетели Мои, что Я Бог». Отметьте: кто признает, что Господь есть Бог, тот должен быть готов свидетельствовать другим о том, что он сам знает, чтобы они также могли прийти к этому знанию. Я веровал и потому говорил. В частности: «Раз вы знаете, верите и понимаете, то должны быть готовы свидетельствовать (1) о том, что Я единственный истинный Бог, что Я личность самосуществующая и самодостаточная; Я Тот, Кого вы должны бояться, Кому должны поклоняться и на Кого уповать. Более того (ст. 13), от начала дней (до сотворения первого дня, до сотворения света и, следовательно, от вечности) это Я». Идолы были сотворены лишь вчера, это новые боги, которые пришли (Втор 32:17), а Бог Израиля был от вечности.
(2) О том, что прежде Меня не было Бога, и после Меня не будет. Идолы были богами сотворенными (dii facti сделанными богами или, скорее, fictitii изобретенными); они в существе не боги (Гал 4:8). А Бог существовал от вечности, более того, религия существовала до того, как появились идолы или идолопоклонники (истина более древняя, чем ошибка); и Он будет существовать до самой вечности; Ему будут поклоняться и Его будут прославлять, когда идолы умрут и от них откажутся, когда идолопоклонства уже не будет. Истинная религия будет твердо стоять на ногах, она переживет всю оппозицию и соперников. Велика истина, и она победит.
(3) О том, что Я, Я Господь, великий Иегова, Который был, есть и грядет, и нет Спасителя кроме Меня (ст. 11). Посмотрите, чем же славится великий Бог: не столько тем, что Он единственный правитель, сколько тем, что Он единственный Спаситель, ибо Ему нравится делать добро: Он Спаситель всех человеков (1Тим 4:10).
3. Давайте посмотрим, какие же доказательства предъявляются для подтверждения этих слов. Доказано:
(1) Что Господь есть Бог, потому что [1] Он обладает безграничным и непогрешимым знанием; об этом свидетельствуют предсказания Его слова (ст. 12): «Я предрек и Я возвестил то, что обязательно совершится; более того, все, что Я когда-либо предрек и возвестил, всегда исполнялось. Я возвестил, что нету вас иного Бога (англ. пер.), то есть на что бы вы ни притязали, но слушали всегда только Мои пророчества и имели только Моих пророков». Сказано, что когда они вышли из Египта, то Господь один водил его, и не было с Ним чужого бога. [2] Он обладает безграничной и непреодолимой силой; это следует из исполнения Его провидений. Он ссылается не только: «Я возвестил», но и: «Я спас»; Он не только предсказал то, что никто другой не мог предвидеть, но и сделал то, что никто другой не мог сделать, ибо (ст. 13): «Никто не спасет от руки Моей тех, кого Я наказываю; не только человек, но и никакой из богов языческих не может защитить их». Поэтому страшно попасть в руки Бога живого, ибо невозможно будет освободиться из них. «Я сделаю то, что намеревался, сотворю и милость, и суд; кто сможет противостать или задержать Меня?»
(2) Что боги языческие, соперничающие с Ним, не только ниже Его, но и вообще не боги. Это доказано самим вызовом (ст. 9): «Кто из них предсказал то, что Я предсказал? Кто может предсказать грядущее? Более того, кто из них может возвестить, что было от начала? (Ис 41:22). Они не могут вдохновить историка, тем более пророка. Им предложено приступить к состязаниям по этому вопросу. Пусть представят свидетелей от себя, чтобы доказать свое всеведение и всемогущество. И [1] если они докажут их, то будут оправданы: идолы за то, что требовали почитания, идолопоклонники за то, что почитали их. [2] Если же они не докажут этого, то пусть скажут: «Правда!»; пусть признают истинного Бога и примут истину о том, что Он единственный Бог. Дело Божье не боится подвергнуться честному испытанию; от тех же, кто не может оправдать свое безбожие, вполне справедливо можно требовать, чтобы они подчинились силе истины и истинной религии.
Стихи 14−21. Вера и надежда народа Божьего в Вавилоне так угасла, что им необходимо было правило на правило, чтобы убедить их в том, что они будут избавлены из плена. Поэтому, чтобы они имели сильное утешение, заверения в этом часто повторяются, и в данных стихах они очень выразительны и ободрительны.
I. Бог присваивает Себе такие почетные титулы, которые весьма ободряют их. Он Господь, Искупитель их; Он не только искупит их, но берет на Себя эту задачу и делает ее Своим основным делом. Если Он их Бог, то Он будет для них всем, в чем они нуждаются, и поэтому, когда они оказались в рабстве, Он станет их Искупителем. Он Святой Израилев (ст. 14), Господь Святый ваш (ст. 15), и поэтому исполнит всякое Свое cлово, обращенное к ним. Он Творец Израиля, сделавший их народом из ничего (именно это означает сотворение), более того, они были хуже, чем ничто. Он их Царь, который признал их Своим народом и царствует среди него.
II. Он заверяет их в том, что найдет способ разрушить силу их угнетателей, удерживавших их в рабстве и наполнивших чашу своих беззаконий, решивших никогда не отпускать их (Ис 14:17). Бог позаботится и пошлет в Вавилон победоносного правителя и армию, чтобы сокрушить всех их вельмож (ст. 14, англ. пер.) и затоптать в прах их почести, чтобы также сокрушить их народ и Халдеев, величавшихся кораблями, или восклицающих на кораблях (англ. пер.), ибо моряки обычно громко разговаривают, или кричащих к кораблям, как к прибежищу, когда город захвачен, чтобы можно было скрыться на большой реке. Отметьте: разрушение Вавилона должно открыть путь для умножения народа Божьего. И в предсказании о падении новозаветного Вавилона мы также сталкиваемся с воплями и плачем моряков (Откр 18:17−18). Обратите внимание: именно ради Израиля был уничтожен Вавилон, чтобы сделать путь для его освобождения.
III. Он напоминает им о великих делах, которые Он совершил для их отцов, когда выводил их из земли Египетской, ибо именно так можно прочитать ст. 16 и 17: «Так говорит Господь, открывший в море, в Красном море, дорогу, выведший колесницы и коней фараона, чтобы все они легли на дно моря и никогда не встали, а умерли. Сделавший это, если Ему угодно, может проложить для вас путь в море, когда вы будете возвращаться из Вавилона, и скорее именно так Он сделает, чем оставит вас там». Отметьте: для ободрения нашей веры и надежды нам полезно почаще вспоминать, что Бог прежде сделал для Своего народа против его и Своих врагов. Подумайте в частности о том, что Он сделал на Красном море и как Он сделал (1) путь для Своего народа: прямой путь, узкий путь, более того, прибежище, куда они бежали и где спаслись, так как воды стали стеной для них.
(2) Могилу для Своих врагов. Колесницы и кони были потоплены Тем, Кто является Господом всех воинств, для того чтобы они вместе пали; но они не разумели этого (Мих 4:11−12).
IV. Тем не менее Он обещает совершить для них более великие дела, чем совершенные Им прежде, чтобы у них не было повода спрашивать с оттенком жалобы, как сделал Гедеон: «Где все чудеса, о которых рассказывали нам отцы?», ибо они должны были видеть их повторно, более того, видеть их совершенными (ст. 18): «Но вы не вспоминаете прежнего, чтобы с его помощью (как делают некоторые) приуменьшить нынешние события, словно прежние дни были лучше нынешних. Нет, вы могли бы, если б захотели, относительно забыть их, но в то же время имеете достаточно событий в ваши дни, чтобы убедиться в том, что Господь есть единственный Бог, ибо вот, Господь делает новое, которое не менее значительно в области чудес и имеет не меньше милости по сравнению с делами древними». Наилучшее толкование этих слов содержится в Иер 16:14−15; Иер 23:7−8: «...не будут уже говорить: «жив Господь, Который вывел сынов Израилевых из земли Египетской»»; то есть старые события, память о которых в какой-то степени сотрется среди новых, в них послужит доказательством того, что жив Господь, Который привел племя дома Израилева из земли северной. Хотя прежние милости не нужно забывать, но новые милости нужно особым образом использовать. Ныне же оно явится; это будет поразительно для вас; вы похожи на мечтателей. Неужели вы и этого не хотите знать? И неужели в этом вы не признаете Божью руку?
V. Он обещает не только вывести их из Вавилона, но благополучно и безопасно провести на родную землю (ст. 19−20): «Я проложу дорогу в степи, реки в пустыне», ибо, похоже, путь из Вавилона в Ханаан, как и из Египта, проходил через пустыню. Когда пленники при возвращении будут проходить через эту землю, Бог позаботится, чтобы они были обеспечены провизией и ими хорошо руководили. Та же сила, которая открыла в море дорогу (ст. 16), может проложить дорогу в степи и помогать проходить через величайшие трудности. Тот, Кто сделал сухой путь в водах, может произвести воду в сухой земле в таком изобилии, что будет достаточно не только чтобы поить избранный народ Мой, но и полевых зверей, шакалов и страусов, которые, как сказано, за это прославят Бога; это будет для них таким значительным подкреплением и настолько удовлетворит их, что если бы они могли, то прославили бы Бога за это и пристыдили людей, которые сотворены способными воздавать хвалу своему покровителю, но не делают этого.
1. Эти слова вновь напоминают о том, что Бог сделал для Израиля, когда вел их через пустыню из Египта в Ханаан и высек воду из скалы, чтобы она следовала за ними. Что Бог сделал для них раньше, то Он сделает вновь, ибо Он Тот же. И хотя мы не находим, что то же чудо повторилось, когда они возвращались из Вавилона, тем не менее им была явлена милость в обычном ходе провидения, за что они должны были бы быть не менее благодарны Богу.
2. Это также касается более отдаленного времени: не только всех примеров заботы Бога о еврейской Церкви в более поздние века, в период между их возвращением из Вавилона и пришествием Христа, но и благодати Евангелия, особенно когда она была явлена языческому миру и с ее помощью был открыт путь в пустыне и реки в сухой степи. Мир, который, подобно пустыне, лежал, бесплодный, в неведении, был благословлен божественным наставлением и божественными утешениями, а следовательно, и обильными излияниями Духа. Языческие грешники, которые были подобны полевым зверям диким и жестоким, как шакалы, и тупыми, как совы или страусы, — придут почтить Бога за Его благодать, излившуюся на Его избранный народ, находящийся среди них.
VI. Он прослеживает все эти обещанные благословения до их великого Творца, цель и намерение которых воздать Ему славу (ст. 21): «Этот народ Я образовал для Себя, и поэтому все это Я сделаю для них, чтобы они могли возвещать славу Мою». Отметьте:
(1) Церковь творение Божие и, следовательно, все ее живые члены. Новые небеса, новая земля и новый человек дело рук Божьих; их не больше и они не лучше, чем Он сотворил их; они сотворены по воле Его.
(2) Он образовал ее для Себя. Тот, Кто является первопричиной, является высочайшей целью первого и нового сотворения. Все сделал Господь ради Себя, особенно Свой Израиль, чтобы он был Его народом, Его славою и хвалою; и они не могут быть ничем другим для Него или по-другому служить Ему, а лишь так, чтобы в них прославилась Его благодать (Иер 13:11; Еф 1:6,12,14).
(3) Поэтому наш долг славить Его не только своими устами, но и в своей жизни, посвящая себя служению Ему. Он образовал нас, питает нас, поддерживает нас, ведет нас и все это делает ради Себя. Мы можем славить Его за каждое проявление Его милости, в противном случае мы не соответствуем цели своего существования и благословений, которые имеем.
Стихи 22−28. В этих стихах приводится призыв (высокий призыв к Иакову и Израилю народам, исповедующим Бога)
(1) Подтвердить справедливость Бога, пославшего их в рабство, и доказать это. Разве они не были в завете с Ним? Разве не находилось среди них Его святилище? Так за что Господь так поступил с сею землею? (Втор 29:24). Здесь приводится доброе основание для этого: они пренебрегли Богом и изгнали Его, поэтому Он справедливо поступил, отказавшись от них, когда предал их на заклятие (ст. 28); они должны признать это до того, как будут подготовлены для освобождения; так они и сделали (Дан 9:5; Неем 9:33).
(2) Содействовать Божьей милости во время освобождения, чтобы она явилась более прославленной. Мы раньше проследили за многими событиями, возвеличивающими силу Бога, но то, что Он совершит такую великую милость для народа, который Его очень раздражал, а теперь страдал, неся справедливое наказание за свое беззаконие, возвеличивало Его милость. Прощение их греха было великим примером Божьей силы (так считал Моисей, Чис 14:17 и далее), как и сокрушение ярма их рабства. Теперь обратите внимание:
1. В каких грехах они здесь обвиняются.
1. В том, что не совершали хороших дел, которые повелел Бог; на этой части обвинения особо настаивается. Обратите внимание на союз «а» («но» в англ. пер.), который следует после ст. 21, где Бог говорит, какими милостями Он одарил их и чего справедливо ожидал от них. Он образовал их для Себя, чтобы они явили Его славу. Но они не делали этого; они не оправдали ожидания Бога и очень плохо отплатили Ему за Его милости, ибо (1) они оставили молитву: «А ты, Иаков, не взывал ко Мне» Иаков был мужем, известным своей молитвой (Ос 12:4); его потомки носили его имя, но не ходили по его стопам, поэтому их справедливо укоряли в этом. Богу не нравится, когда дети деградируют и отходят от добродетели и поклонения своих благочестивых предков. Кто хвалится именем Иакова, но живет без молитвы, тот смеется над Богом и обманывает самого себя. Если Иаков не будет призывать Бога, то кто будет?
(2) Они устали от своей религии: «Ты, Израиль, потомок не только молящегося, но и превозмогающего отца, который одолевал человеков, но ты не ценишь его опыт, как и его пример, ты устал от Меня (анг. пер.)». Они состояли во взаимоотношениях с Богом, заняты служением Ему и пребывали в общении с Ним, но начали пренебрегать своим долгом и говорить: «Вот сколько труда!» Отметьте: кто пренебрегает долгом и не призывает Бога, тот фактически говорит Ему, что устал от Него и подумывает сменить хозяина.
(3) Они жалели затрат на свое поклонение, были скупы и жадны. Им хотелось иметь дешевую религию, и те обряды поклонения, которые требовали затрат, они хотели опустить. Они не приносили агнцев, ягнят и козлят, которых Бог требовал для всесожжения (ст. 23), тем более они не приносили крупный скот, оправдываясь, что не могут пожертвовать им, так как должны сохранить его для содержания своих семей. Как мало они осознавали величие Бога и свои обязанности перед Ним, раз не могли в сердцах расстаться с агнцем из своего стада ради Его славы, хотя Бог призывал к этому и с радостью принял бы его. Благовонная трость использовалась для приготовления святого елея, ладана и благовоний, но они не хотели тратиться на это (ст. 24). Они хотели служить тем, что имели, хотя все было старым и ни на что не годным; они не покупали ничего нового. Возможно, для благочестивых людей было обычным делом приносить воскурения и другие добровольные приношения, но эти люди не были так щедры; они не насыщали Божий жертвенник, не окропляли его щедро, как должны были, туком жертв своих; принесенные ими жертвы были худыми, отбросом их скота, который не имел в себе тука, чтобы потчевать жертвенник.
(4) Те жертвы, которые они приносили, не могли почтить Бога, и поэтому фактически это не были жертвы (ст. 23): «Ты жертвами своими не чтил Меня». Некоторые из них приносили жертвы ложным богам; другие, приносившие их истинному Богу, либо не имели должного благоговения, совершая их, либо были лицемерны в своих стремлениях, и поэтому о них вполне справедливо можно было сказать, что они не почитали ими Бога, а скорее бесчестили Его.
(5) Их пренебрежение жертвоприношением усугублялось тем, что оно было необременительным в том виде, как его повелел Бог; оно не было служением, на которое у них был какой-либо повод жаловаться: «Я не заставлял тебя служить Мне хлебным приношением; Я не ставил перед тобой трудной задачи и не велел тяжело трудиться; ты сам из-за порочности своей натуры сделал ее таковой. Я не отягощал тебя фимиамом». Ни одна из Божьих заповедей не является трудной, как и повеления о приношениях и фимиаме. Они не требовали больших расходов, чем те, которые могли себе позволить люди, живущие в такой изобильной стране, как и их участие в обрядах не требовало большего времени, чем они могли выделить. Что особо мешало называть служение утомительным, так это требование быть веселыми и доброжелательными, радоваться перед Богом всякий раз, приближаясь к Нему (Втор 12:12). У них было много праздников и веселых дней, и лишь один день в году они должны были смирять свои души. Они говорят о постановлениях церемониального закона как о тяжелых, по сравнению с легким ярмом Христа (Деян 15:10), тем не менее по сравнению со служением идолопоклонников для своих лживых богов они были легкими и их не нужно было называть служениями или искать в них ошибку как в утомительных. Бог не требовал, чтобы они приносили в жертву детей, как Молох.
2. В том, что совершали зло, которое Бог запретил; а неисполнение долга часто ведет к совершению греха: «Ты грехами твоими затруднял Меня». Когда мы делаем дары Божьи пищей и топливом для наших похотей, а Его провидение заставляем служить своим нечестивым планам, особенно когда ободряем себя продолжать грешить, так как благодать преизобилует, тогда мы заставляем Бога служить нашим грехам. Или это может означать, какую скорбь и бремя представляет грех для Бога; он не только утомляет людей и заставляет стенать народы, но затрудняет Бога (Ис 7:13) и побуждает Творца жаловаться, что Он раздражаем родом сим (Пс 94:10), что Он сокрушен (Иез 6:9, англ. пер.), что Он раздавлен грешниками, как давит колесница, нагруженная снопами (Ам 2:13), и побуждает воскликнуть: «О, удовлетворю Я Себя над противниками Моими!» (Ис 1:24). Обратите внимание на противопоставление противоположностей: Бог не заставлял их служить своими жертвами, а они заставили Его служить своим грехам. Господин не утомлял рабов своими повелениями, но они утомляли его своим непослушанием. Безусловно, нечестивы те рабы, которые так плохо ведут себя по отношению к такому доброму Господину. Бог нежно заботится о нашем утешении, а мы беспечно относимся к Его славе. Пусть это побудит нас тщательно исполнять свой долг, который легок, разумен, не унизителен и не труден для нас.
II. Что усугубляло их грех (ст. 27).
1. То, что они были сынами непокорными, ибо их праотец (то есть их предки) согрешил; они не только согрешили в их чреслах, но и согрешили подобным образом. Ездра исповедует: «Со дней отцов наших мы в великой вине» (Езд 9:7). Их предки названы праотцами, чтобы напомнить нам об отступничестве и непослушании нашего первого отца Адама, из чьего порочного источника исходят потоки всех наших преступлений.
2. То, что они также учились непокорности: «Учителя твои согрешили против Меня» (англ. пер.). Они были виновны в вопиющих, позорных грехах, и народ научился поступать так, как они. Плохо обстоят дела у народа, когда их лидеры заблуждаются, а их учителя, которые должны реформировать их, порочны.
III. Каковы были доказательства Божьего недовольства ими за их грехи (ст. 23). Он разрушил и Церковь, и государство.
1. Слава их Церкви была затоптана в прахе: «Я предстоятелей святилища лишил священства», то есть священники и левиты, которые с великим достоинством и властью руководили служением в святилище, запятнали себя и сделались отвратительными своей гнусностью, и тогда Бог обесчестил их бедствиями и презрением, которому они подверглись (Мал 2:9).
2. Слава их государства также была уничтожена: «Я Иакова предал на заклятие, то есть чтобы его проклинали, ненавидели и оскорбляли все соседи, а Израиля на поругание, чтобы его враги оскорбляли, смеялись и торжествовали над ним». Возможно, их порицали за то, что было в них хорошего: они смеялись над его субботами (Плач 1:7), но Бог предал их поруганию, чтобы исправить то, что было неправильно. Отметьте: позор, которому мы подвергаемся в какое-либо время, должен смирять нас за бесчестье, которое мы причиняем Богу; и мы должны терпеливо нести его, так как страдаем справедливо, и должны признать, что у нас на лицах стыд.
IV. Какие огромные милости, несмотря на все это, оказал им Бог (ст. 25): «Я, Я Сам, несмотря на все это изглаживаю преступления твои».
1. Это милостивое заявление о готовности Бога простить их грех появляется несколько неожиданно. Выдвинутое обвинение очень серьезно: «Ты грехами твоими затруднял Меня» (ст. 24). Далее, можно было бы предположить, последует: «Я, Я Сам уничтожу тебя и не буду больше беспокоить Себя заботой о тебе». Нет, Он говорит: «Я, Я Сам прощу тебя», словно этим великий Бог хотел научить нас, что прощение обиды наилучший путь облегчить свою жизнь и не страдать от нее. Эти слова вставлены здесь, чтобы ободрить людей к покаянию, ибо Бог прощает, а также чтобы показать доступность божественной милости; где грех был чрезмерно греховен, там благодать является чрезмерно милостивой. Примените это (1) к прощению грехов Израиля, как всего народа, в государственном плане. Когда Бог остановил ход грозных судов и спас их от полной гибели, даже тогда, когда сурово обличал их, Он (можно сказать) изглаживал их преступления. Хотя Он наказывал их, но потом вновь примирился с ними и не отказался от них, как от Своего народа. Он делал это много раз, пока они не отвергли Христа и Его Евангелие, что было грехом, направленным против средства; после этого Он не будет прощать их как народ, а полностью уничтожит.
(2) К прощению грехов каждого отдельно взятого верующего, раскаявшегося в них: к прощению преступлений и грехов, слабостей, как бы много их ни было, и их отступничества, каким бы отвратительным оно ни было. Здесь обратите внимание: [1] как выражено это прощение. Бог изгладит их подобно тому, как облака рассеиваются под воздействием солнечных лучей (Ис 44:22). Как запись о долге вытирается, чтобы вновь не свидетельствовать против должника (запись перечеркивается, так как долг прощен благодаря уплате, которая несомненно была совершена), так вытирается приговор, когда он отменяется, и так проклятие снимается благодаря воде ревнования, которая не воздействует на невинного (Чис 5:23). Он не вспомнит греха, что подразумевает, что Он не только снимет наказание за прошлое, но что это не умалит Его любовь в будущем. Когда Бог прощает, то Он забывает. [2] Что является основанием и поводом для прощения. Он делает это не ради того, что есть в нас, а ради Себя, ради Своей милости, Своего обетования и особенно ради Своего Сына, чтобы Самому прославиться в этом. [3] Как Бог прославится в этом: «Я, Я Сам...» Он прославится прощением, как Своим исключительным правом. Никто, кроме Бога, не может прощать грех, и Он сделает это; таково Его твердое решение. Он сделает это добровольно и с радостью; это доставит Ему удовольствие, почтит Его, и поэтому Он рад прощать.
2. Слова «припомни Мне» (ст. 26) можно понимать (1) либо как упрек гордым фарисеям, которые перед Богом настаивают на собственной праведности и надеются обрести благоволение благодаря собственным заслугам, не желая быть обязанными свободной благодати: «Если у вас есть что сказать для своего оправдания, есть что предложить, чтобы получить прощение, а не ради Меня вы получаете прощение, то припомните Мне об этом. Я позволю вам отстаивать себя передо Мною; возвестите о своих заслугах, чтобы оправдаться ими». Но тот, кому брошен подобный вызов, останется безмолвным.
(2) Либо как пример мытаря. Раз Бог так готов простить грех, то, простив, неужели Он не вспомнит о нем больше? Тогда давайте напомним Ему и перечислим те грехи, которые Он простил, ибо они должны быть постоянно перед нами, чтобы смирять нас, хотя они и прощены (Пс 50:5). Напомните Ему об обетованиях, данных раскаявшимся грешникам, и об удовлетворении, которое Его Сын принес за них. Сошлитесь на все это, судясь с Ним за прощение, возвестите все это, чтобы вы могли быть оправданы даром Его благодатью. Это единственный и надежный путь к миру. Только признай беззакония свои.
толкование Мэтью Генри на книгу пророка Исаии, 43 глава