Библия тека

Собрание переводов Библии, толкований, комментариев, словарей.


Исаия | 47 глава

Толкование Мэтью Генри


Безграничная Мудрость может расположить события таким образом, чтобы Израиль был освобожден, а Вавилон остался неповрежденным, но если вавилоняне ожесточат свои сердца и не отпустят народ, то сами будут виновны в своей гибели, ибо их гибель подготовит почву для освобождения Израиля. В этой главе подробно предсказывается их гибель, но не для потакания мстительному духу в народе Божьем, с которым они жестоко обращались, а для ободрения их веры и надежды на их собственное избавление. Это должно быть прообразом свержения великого врага новозаветной Церкви, который в Книге Откровение назван «Вавилоном». В этой главе показано:

(I) Величие гибели, которой угрожаю! Вавилону. Вавилон будет низвергнут в прах и станет весьма презренным; он падет с высоты процветания в пучину бедствий (ст. 1−5).

(II) Грехи, которые побудили Бога погубить их.

1. Их жестокость к народу Божьему (ст. 6).

2. Их гордость и плотская уверенность (ст. 7−9).

3. Их уверенность в себе и презрение к Богу (ст. 10).

4. Использование ими волшебства и упование на волшебство и чародейство, которые не только не помогут им, но лишь ускорят их гибель (ст. 11−15).

Стихи 1−6. В этих стихах Бог через пророка посылает посланника в сам Вавилон, как Иона был послан в Ниневию: «Близится время, когда Вавилон будет разрушен». Таким образом, ему было дано честное предупреждение о том, что покаянием он может предотвратить свою гибель, и тогда время его спокойствия будет продлено. Мы можем обратить внимание:

I. На разногласия Бога с Вавилоном. Именно с этого мы начнем, ибо с этого начинаются все его бедствия; он сделал Бога своим врагом, тогда кто же будет его другом? Пусть знает, что праведный Судья, Которому принадлежит мщение, сказал: «Совершу мщение» (ст. 3). Он спровоцировал Бога, и ему придется ответить за это, ибо чаша его беззаконий наполнилась. Горе тем, кому Бог собирается отомстить, ибо кто знает силу гнева Его и как страшно впасть в Его руки? Если бы нам собирался отомстить человек, подобный нам, то мы могли бы надеяться быть достойным противником для него, или убежать от него, или убедить его стать на нашу сторону. Но Он говорит: «Не как человек встречу Я тебя (ст. 3, англ. пер.), не будет во Мне сострадания человеческого, а выйду Я как лев и как скимен (Ос 5:14)», но, скорее, подразумевается, что не с силой человеческой, которой легко противостоять, а с силой Бога, Которому невозможно противиться. Не со справедливостью человека, которого легко подкупить, склонить или смягчить глупой жалостью, а со справедливостью Бога, строгого и сурового, на которого нельзя воздействовать уловками. И прощая раскаявшегося грешника, и наказывая нераскаявшегося, Он Бог, а не человек (Ос 11:9).

II. На определенное основание для этих разногласий. Мы уверены, что для них есть повод, и справедливый повод: это мщение за храм (Иер 50:28), это насилие над Иерусалимом (Иер 51:35, англ. пер.). Бог будет защищать Свой народ и выступит против них. Признано (ст. 6), что Бог во гневе предал Свой народ в руки вавилонян, использовав их для наказания Своих детей, и с их помощью уничижил наследие Свое; Он, подвергнув Свой избранный народ обычным страданиям вместе с остальными народами, допустил, чтобы язычники, которые должны были держаться на расстоянии, вошли в Его святилище и осквернили Его храм (Пс 78:1). Поступив так, Бог был праведен, но вавилоняне в этом вопросе зашли слишком далеко и, когда израильтяне были преданы им в руки (ликуя при виде народа, который славился своей мудростью, святостью, честью в таком униженном положении), топтались по ним под действием низменного рабского духа и не оказали им милосердия; они не проявили обычной человечности, на которую рассчитывают несчастные, попав в бедственное положение. Они жестоко, презрительно обращались с ними и радовались их бедам. Народ Божий оказался в ярме, но, словно этого было недостаточно, они налагали крайне тяжкое иго свое, добавляя страданий к страданиям. Более того, они налагали его на старца людей преклонного возраста, которые уже свое отработали и могли умереть под тяжестью ярма, которое с легкость могли нести в молодости. Это были старейшины по своему служению, судьи и представители власти, люди высокого служебного положения. Захватчики гордились тем, что поручали этим людям самую трудную работу. Иеремия оплакивал, что лица старцев не уважены (Плач 5:12). Ничто не навлекает более верную и суровую гибель на любой народ, чем жестокость, особенно к Божьему Израилю.

III. Ужас, сопутствующий этому разногласию. У Вавилона были основания трепетать, когда ему сказали, Кто вступает с ним в спор (ст. 4): «Как наш Искупитель, наш Господь Саваоф, взявший на Себя обязанность вступиться за наше дело и отомстить за нашу кровь, Он имеет два имени, которые не только приносят нам утешение, но и навевают ужас на противников».

1. «Он Господь Саваоф, Господь воинств (анг. пер.), имеющий в Своем распоряжении все творения, и поэтому Ему принадлежит всякая власть на небе и на земле». Горе тем, против кого сражается Господь, ибо с таковыми враждует все творение.

2. «Он Святой Израилев, Бог, состоящий в завете с нами, обитающий среди нас, и Он милостиво исполнит все данные нам обетования». Божья сила и святость выступят против Вавилона в защиту Сиона. Эти слова вполне можно применить ко Христу, нашему великому Искупителю. Он Господь воинств и святой Израилев.

IV. Последствия этого противостояния для Вавилона. Он назван девицей, ибо таким себя считал, хотя на самом деле был матерью блудниц. Он был красив, как девица, и таким считали его все окружающие; он назван нежным и роскошным (ст. 1), госпожою царств (ст. 5), но теперь все изменилось. Он обесчещен, и ему придется распрощаться со своим достоинством. Ему, восседавшему на вершине мира, величественному и беспечному, теперь придется сойти и сесть на прах, как бедному и очень скорбящему человеку; ему придется сеть на землю, ибо он настолько опустошен и разграблен, что не осталось на чем сидеть.

2. Его сила иссякла, и ему придется расстаться со своим владычеством. Больше ему не придется царствовать, как раньше, и давать законы своим соседям, как прежде: престола нет для тебя, дочь Халдеев Отметьте: кто злоупотребляет честью и силой, те провоцируют Бога, чтобы Он лишил их этого и вынудил сойти и сесть во прахе.

3. Беспечность и удовольствия оставили его: «Не будут называть тебя нежным и роскошным, как раньше, ибо он не только лишился всего, чем потакал себе, но впредь будет вынужден много и тяжело трудиться, ему придется испытать нужду и боль; и это будет вдвойне печально для него, ибо он был подобен женщине, которая никогда ноги своей не ставила на землю по причине роскоши и изнеженности (Втор 28:56). Мы поступим мудро, если не будем изнеженными и приученными к роскоши, ибо не знаем, как сурово могут обращаться с нами другие, и в какой нужде мы можем оказаться, пока мы не умрем.

4. Он лишился свободы и оказался в рабстве таком же жестоком, каким сам облагал других. Даже великие мужи Вавилона теперь должны подчиняться тем же законам завоевателей, которые раньше сами давали побежденным: «Возьми жернова, и мели муку (ст. 2), приступай к работе, к тяжелой работе (такой, как выбивание конопли в тюрьме), от которой с тебя так сильно будет литься пот, что ты сбросишь свою верхнюю одежду и снимешь покрывало свое». Когда их будут перевозить с одного места на другое, в зависимости от настроения хозяина, то придется переходить вброд через воду, и они будут вынуждены разуться и открыть голени, чтобы можно было перейти через реки. Это сильно смирит тех, кто привык ездить верхом. Но пусть не жалуются, ибо именно так совсем недавно они обращались со своими пленными, и какой чашей тогда мерили, такой же им сейчас отмерено. Поэтому пусть имеющие власть используют ее сдержанно и умеренно, размышляя о том, что спица, находящаяся на самом верху, вскоре будет внизу.

5. Вся его слава и известность иссякнут. Вместо славы его ожидает бесчестье (ст. 3): «Откроется нагота твоя, и даже виден будет стыд твой, соответственно их низменному и варварскому обращению с пленниками, которым, из желания овладеть их одеждой, они не оставляли достаточно одеяния, чтобы прикрыть наготу; они были абсолютно лишены скромности и сострадания, свойственных человеческой природе. Вместо прославления он будет сидеть тихо и уйдет в темноту (ст. 5), стыдясь показать свое лицо, ибо полностью потерял доверие и не будет больше называться госпожею царств. Отметьте: Бог заставит сидеть тихо тех, кто привык создавать в мире большой шум, и Он пошлет в темноту тех, кто занимал важное положение. Поэтому пусть хвалящийся хвалится Богом, Который не меняется, а не каким-либо мирским богатством, удовольствием или честью, которые подвержены переменам.

Стихи 7−15. Вавилон, приговоренный к гибели, справедливо обвиняется в гордости, в любви к роскоши и безопасности во дни своего процветания, в уверенности в собственной мудрости и предвидении, особенно в предсказаниях и обращении к астрологам. Это упоминается здесь, чтобы оправдать Бога, навлекшего суды на этот город, и чтобы смирить его, подвергнув великому позору и этим наказаниям, ибо там, где Бог выступает, чтобы отомстить, там слава принадлежит Ему, а позор грешнику.

I. В этих стихах вавилоняне обвиняются в гордости и высокомерии, в непомерно высоком самомнении о своем богатстве, силе и огромных владениях. Вот речь руководства и самого народа: «Ты говоришь в сердце своем (а Бог, испытывающий все сердца, может сказать людям, что они там говорят, хотя те никогда не произносят этого): «Д и другого подобного мне нет»» (ст. 8,10). Повторение этого вызова подразумевает, что эти слова говорились часто, что очень оскорбляло Бога, ибо именно эти слова Он часто говорил о Себе: «Я Бог, и нет иного»; эти слова означали, что Он Бог самосуществующий, обладающий безграничными и несравнимыми совершенствами, а также единоличным верховным владычеством. На все это претендовал и Вавилон, и поэтому неудивительно, что он присвоил себе власть делать богов и богинь, которые ему нравились, и себя среди них, для поклонения народа. Какая наглость: говорить о каком-либо творении: «Ты, нет подобного тебе и нет ничего, кроме тебя» (ибо творения стоят почти на одном уровне друг с другом); но еще более невыносимым высокомерием можно считать подобные слова о самом себе, которые свидетельствуют о глубоком невежестве говорящего.

II. Они обвиняются в любви к роскоши и беспечности (ст. 8): «Ты изнеженная, ты раба удовольствий, ты живешь в удовольствиях, как в своей среде, ты можешь наслаждаться ими, не прерываясь и не отвлекаясь; ты живущая беспечно, ничего не откладывая в сердце своем». Большое богатство и изобилие великое искушение для чувств; где изобилие хлеба, там чаще всего изобилие праздности. Но если бы предающиеся удовольствиям и живущие беспечно услышали, что за все это Бог приведет их на суд, то это подавило бы их веселье, уменьшило наслаждения и помогло найти, чем бы заняться.

III. Они обвиняются в уповании на плоть и тщетной уверенности в постоянстве роскоши и удовольствий. На этом данные стихи особо настаивают. Обратите внимание:

1. На причину их уверенности. Они считали, что находятся в безопасности и защищены, так как не знали об изменчивости всех земных радостей и неизбежности судьбы, которая присуща не только государствам и царствам, но и отдельным людям, так как не представляли того в уме своем, не применяли к себе и не задумывались об этом. Они убаюкивали себя в спящем состоянии, пребывая в беспечности и наслаждениях, мечтая лишь о том, что завтра то же будет, что сегодня, да еще и больше. Они не помышляли, что будет после: чем закончится их процветание этот увядающий цветок, который скоро завянет; к чему приведут их беззакония это будет горечь, и придет день, когда им придется ответить за совершенные несправедливые поступки и угнетение. Он не помнил своего конца (читают некоторые); он забыл, что настанет день, когда он падет, и каков будет его конец. Такой была гибель Иерусалима (Плач 1:9), ибо он не помышлял о будущности своей, и поэтому необыкновенно унизился; такой же будет гибель Вавилона. Сыны человеческие беспечны и думают, что они в безопасности, стоя на своих греховных путях, лишь потому, что никогда не задумываются о смерти, суде и своем будущем положении.

2. На основание для их уверенности. Они уповали на свое нечестие и свою мудрость (ст. 10).

(1) Их уверенность базировалась на силе и богатстве, добытом с помощью мошенничества и угнетения: «Ты надеялся на злодейство твое», как Доик (Пс 51:9). Многие развратили свою совесть и достигли такой глубины нечестия, что ни перед чем не останавливались; и они надеялись, что это поможет им преодолеть трудности, смущающие людей, которые сознательно оценивают, что говорят и делают. Они не сомневались в том, что будут слишком сильными для всех своих врагов, так как осмеливались лгать, убивать, лжесвидетельствовать и делать все ради собственной выгоды. Так они уповали на свое злодейство, надеясь, что оно защитит их, хотя оно оказалось именно тем, что погубило их.

(2) Они уповали на свою хитрость и ловкость, которую называли мудростью. Они думали, что смогут перехитрить все человечество, и поэтому презирали своих врагов. Но их мудрость и знание сбили их с пути, заставили забыть себя и приготовления, которые необходимо сделать для будущего.

3. На выражение их уверенности. Эта гордая и самонадеянная монархия так говорит о собственной уверенности:

(1) «Вечно буду госпожою» (ст. 7). Она считала, что имеет право на почести не только благодаря желанию всемогущего Бога, источника всех почестей, пока хорошо ведет себя, а будет обладать им вечно: нынешнее поколение, их потомки и наследники. Она не только гордилась тем, что была госпожою, но и была уверена, что всегда будет такой же. То же самое говорит новозаветный Вавилон: «Сижу Царицею... и не увижу горести!» (Откр 18:7). Кто полагает, что всегда будет госпожою, тот ошибается и не задумывается, что будет после, ибо смерть очень скоро положит их почести вместе с ними во прахе. Святые будут святыми вечно, а господа и госпожи не всегда будут господами.

(2) «Не буду сидеть вдовою, в одиночестве и печали; никогда не потеряю силу и богатство, заключив такой брак; монархия никогда не будет нуждаться в монархе, чтобы поддержать и защитить ее, в муже для государства; и не буду знать потери детей» (ст. 8). Она была так же уверена в дальнейшей многочисленности своего народа, как и в достоинствах своего правителя, и не боялась оказаться свергнутой или малонаселенной. Пребывающие на вершине процветания склонны воображать, что находятся вне пределов достижимости неблагоприятной судьбы.

(3) «Никто не видит меня, когда я плохо поступаю, и поэтому никто не призовет меня к ответу» (ст. 10). Обычно грешники надеются на безнаказанность, так как стараются, чтобы все их злые дела оставались в тайне. Они уповают на свое нечестивое мастерство и замыслы, надеясь, что они принесут им пользу, думают, что все сделали так правдоподобно, что никто не сможет различить их нечестия и обмана.

4. На наказание этой уверенности. Она приведет их к гибели; и это будет (1) окончательная гибель, гибель всех их утешений и упований: «Придет к тебе и то и другое (именно то, чему ты бросила вызов) потеря детей и вдовство» (ст. 9). И твой властелин, и твой народ будут истреблены, так что не будет больше руководства и не будет больше правления. Отметьте: Бог часто навлекает на грешников именно то зло, которого они меньше всего опасаются и считают себя защищенными от него. «В полной мере придут они на тебя, со всеми усугубляющими их обстоятельствами, не имея ничего, что могло бы смягчить или облегчить их». Страдания для детей Божьих не приходят в полной мере. Вдовство для них не является бедствием в полной мере, ибо они могут утешить себя, что их Творец является их супругом, как и потеря детей, ибо Он лучше для них, чем десять сыновей. Но для их врагов они придут в полной мере. Вдовство и потеря детей и по отдельности являются великими бедами, но вместе они особенно велики. Ноеминь подумала, что ее вполне можно называть Марою, когда умерли оба ее сына после мужа ее (Руфь 1:5); но эти беды обрушились на нее не в полной мере, ибо у нее остались две невестки, которые были ей утешением. Но на Вавилон они обрушатся в полной мере, и для него не останется никакого утешения.

(2) Внезапная и поразительная гибель. Это зло придет к тебе в одни день, более того, внезапно, что сделает его более ужасным, особенно для тех, кто считал себя в безопасности. «И придет на тебя бедствие (ст. 11), и у тебя не будет ни времени, ни возможности противостоять ему или приготовиться к нему, ибо не узнаешь, откуда оно поднимается, и поэтому не будешь знать, куда ставить стражу». « Тогда ты не узнаешь утра», так звучит фраза на еврейском. Мы знаем лишь то, когда и где день начнется и солнце встанет, но мы не знаем, что этот день принесет нам, когда и где бедствие поднимается. Возможно, буря придет оттуда, откуда мы меньше всего ее ожидаем. Вавилон притязал на великую мудрость и знание (ст. 10), но со всем своим знанием он не мог предвидеть, как и со всей своей мудростью предотвратить приближающуюся гибель: «Внезапно придет на тебя пагуба, как вор ночью, о которой ты и не думаешь, то есть думаешь совсем немного». Безусловно, им было дано честное предостережение об этой пагубе через Исайю и других Божьих пророков, но они пренебрегли этим известием и не поверили ему; и поэтому вполне справедливо было велено не давать им других извещений; и, частично из-за их уверенности, частично из-за стремительности и коварства врага, ее приход был для них полной неожиданностью. Кто пренебрегает предостережениями написанного слова, тому не следует ожидать других предупреждений.

(3) Это будет неотразимая гибель, против которой у них не будет защиты: «Пагуба придет на тебя так внезапно, что у тебя не будет времени спрятаться; она будет так сильна, что ты не сможешь противиться ей, остановить ее и спастись». Невозможно противостоять судам Божьим, если они приходят по поручению. Вавилон со всем его богатством, силой и многочисленностью не мог остановить приближающуюся гибель.

IV. Они обвиняются в ворожбе, колдовстве и обращении к астрологическим наукам и искусствам, которыми халдеи более всех других народов были известны; и именно от них другие народы почерпнули знания подобного вида.

1. Здесь об этом говорится как об одном из их грехов, которые разгневали Бога и навлекли на них суды Божьи (ст. 9). «Это зло обрушится на тебя, чтобы наказать за множество чародейств и за великую силу волшебств твоих». Колдовство это грех, чрезвычайно отвратительный по своей природе; он воздает дьяволу почести, которые принадлежат только Богу, он делает Божьего врага нашим водителем и отца лжи нашим пророком. В Вавилоне он был национальным грехом, одобряемым и защищаемым правительством; похоже, чародеи были государственными советниками и министрами государства. Так разве не должен был Бог наказать их за это? Обратите внимание, какое великое множество чародейств и волшебства практиковалось среди них. Это был такой околдовывающий грех, что если однажды ему открывали доступ, то он распространялся, как огонь, и они не знали, как его остановить; количество обманутых и обманщиков поразительным образом возрастало.

2. Здесь об этом говорится как об одном из их тщетных упований, на которое они сильно полагались, но они будут обмануты им, ибо оно не сможет даже известить о приближающихся судах, тем более противостать им.

(1) Здесь они обвиняются в значительных усилиях, прилагаемых в чародействе и волшебстве: «Вы занимались ими от юности вашей» (ст. 12). Они обучали этому своих юношей, и посвятившие себя этим искусствам были неутомимы в своих трудах: читали книги, занимались наблюдениями, проводили эксперименты. Ну что ж, теперь пусть остаются со своими чародействами и испытают свое искусство в критический момент. Пусть противостанут, если смогут, вторгающемуся врагу; пусть останутся, чтобы предложить свое служение своей стране; но для чего? «Ты утомлена множеством советов подобного вида (ст. 13); ты принимаешь советы от них, но ничего не приносит удовлетворения; они строят различные схемы и выносят различные суждения, но лишь усиливают недоумение и утомляют». При множестве таких советников нет безопасности.

(2) Они обвиняются в том, что среди них находится много таких людей (ст. 13). Среди них было много астрологов, или наблюдателей небес, которые не задумывались о них, как Давид, который видел в них мудрость и силу Бога; они смотрели на небеса, притворяясь, что по ним предсказывают будущее, забывая Того, Кто сотворил их и установил их господство на земле (Иов 38:33). Он Сам владычествует над ними, ибо шествует на небесах. Среди них были звездочеты, которые по движению звезд, их пересечению и противостоянию читали судьбы государств и царств. У них были предвещатели по новолуниям, составлявшие гороскопы, которые говорили, какие события стоит ожидать в какой месяц. По совокупности всех этих людей они очень высоко ценили себя; но все это был обман, а их искусство было мошенничеством. Я скажу честно, что не вижу, чем нынешняя астрология, которой занимаются некоторые и по правилам которой они решаются пророчествовать о грядущих событиях, отличаются от астрологии халдеев; поэтому всем им не удастся избежать осуждения и порицания, высказанного в их адрес данным отрывком; тем не менее я опасаюсь, что некоторые изучают их гороскопы, ценят их и их предсказания больше, чем свои Библии и ее пророчества.

(3) Все эти притворщики обличаются в недостаточности и полной неспособности оказать им какую-либо милость в день бедствия. Пусть посмотрят, удастся ли им с помощью своего волшебства победить врагов или получить выгоду, вдохновить свою армию или угасить дух выступивших против них (ст. 12). Посмотрите, какую службу для них могут сослужить те, кто занимается ворожбой: «Пусть же выступят и с помощью своей силы либо спасут тебя от приближающегося зла, либо с помощью своего предвидения заранее узнают о нем, чтобы ты мог сделать необходимые приготовления и спастись», как это сделал Елисей, известив царя Израиля о передвижении сирийской армии и тем самым дав ему возможность сберечь себя не раз и не два (4Цар 6:10). Эти чародеи были окончательно сбиты с толку в ночь, когда Вавилон был захвачен, а Валтасар убит; тогда все его астрологи, предсказатели и мудрецы оказались в тупике, увидев надпись на стене и услышав смертный приговор (Дан 5:8).

(4) Они укоряются в том, что их мудрецы погибнут вместе с ними (ст. 14). Вряд ли сможет оказать помощь своим друзьям тот, кто не может спасти себя; наилучшие из них похожи на солому, бесполезную и ничего не стоящую, и они будут как солома перед огнем пожирающим. Персы, чтобы освободить место для своих мудрецов, истребят мудрецов вавилонских; этот огонь сожжет их, и они не избавят души своей от пламени. Кто своими грехами делает себя топливом для огня, тот должен быть готов к тому, что его грехи поглотят его. Когда Бог зажжет огонь среди них, то не найдется угля, чтобы погреться, ни огня, чтобы посидеть перед ним, а лишь уголь, чтобы сжечь их. Или, скорее, эти слова подразумевают, что они будут полностью уничтожены судами Божьими, будут сожжены до пепла, и не останется ни одного угля, чтобы оказать какую-либо пользу человеку, ибо когда Бог судит, то Он побеждает.

(5) Они порицаются из-за своих торговцев и тех, с кем имели дело (ст. 15) от юности своей, [1] советуясь с ними. Им всегда нравилось общаться с астрологами, занимавшимися черной магией, и они фактически вели торговлю с ними; предсказание будущего было одним из самых выгодных видов торговли в Вавилоне, и живущие за ее счет, возможно, жили в такой же роскоши и имели так же много денег, как и самые богатые купцы; тем не менее, когда некоторых из них поглотил огонь, другие бежали из страны: каждый побрел в свою сторону, и не осталось никого спасать Вавилон. Какие ничтожные утешители все они. Или [2] ведя торговлю. Не только астрологи, с которыми они имели дело, подвели их, но и торговцы, которые заботились о своем имуществе и не беспокоились о том, что станет с Вавилоном. Каждый побрел в свою сторону, каждый волновался лишь о собственной безопасности, но никто не желал предложить руку помощи городу, в котором они получили так много денег. Каждый заботился о себе и лишь немногие о своих друзьях. Купцы, обогатившиеся за счет новозаветного Вавилона, будут оплакивать его, но они весьма благоразумно будут стоять вдали (Откр 18:15), не желая совершить что-либо в помощь ему. Блаженны те, кто верой и молитвой имеет общение с Тем, Кто будет скорым помощником в бедах

толкование Мэтью Генри на книгу пророка Исаии, 47 глава

ТВОЯ ЛЕПТА В СЛУЖЕНИИ

Получили пользу? Поделись ссылкой!


Напоминаем, что номер стиха — это ссылка на сравнение переводов!


© 2016−2024, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога.