Библия тека

Собрание переводов Библии, толкований, комментариев, словарей.


Притчи | 9 глава

Толкование Мэтью Генри


Стихи 1−12. В этих стихах Премудрость представлена в виде величественной и щедрой царицы — очень великой и очень щедрой. Слово Божье и есть эта Премудрость, в которой Бог являет Свою добрую волю по отношению к человеку; Бог, Слово и есть эта Премудрость, которой Отец вручил суд. Тот, кто в предыдущей главе продемонстрировал Свое величие и славу, как Творец мира, здесь демонстрирует Свою благодать и доброту, как его Искупитель. Это слово стоит во множественном числе — Премудрости, ибо во Христе сокрыты сокровища премудрости, а в Его подвиге явлена разнообразная мудрость Бога в тайне. Теперь обратите внимание:

I. На богатое угощение, которое Премудрость приготовила для всех, кто будет ее учеником. Это символически представлено в виде роскошного пира, откуда, возможно, Спаситель черпал притчи, сравнивая Царство Небесное с великолепным пиром (Мф 22:2; Лк 14:16). Об этом также пророчествовал Исаия (Ис 25:6). Подобный пир устроил Ахашверош, показывая великое богатство царства своего. Так нам представлена благодать Евангелия в постановлении о Вечере Господней. Для приема гостей (1) Премудрость побеспокоилась, чтобы был сооружен величественный дворец (ст. 1). Не найдя здания, способного вместить всех гостей, она построила дом специально для этой цели; а чтобы укрепить и украсить его, она вытесала семь столбов, придававших зданию крепость и величественность. Небеса — это дом, построенный Премудростью для приема и угощения всех гостей, приглашенных на брачный пир Агнца, то есть в дом Отца, где находится множество обителей и куда она сама отправилась приготовить для нас место. Она подвесила землю ни на чем; здесь, на земле, у нас нет вечного города, а небеса — это город, который имеет основания и столбы. Церковь — это дом Премудрости, куда она приглашает своих гостей; она поддерживается силой и обетованием Бога, как семью столбами. Возможно, здесь Соломон ссылается на храм, который он сам недавно построил для религиозных служений и куда убеждал людей прийти поклониться Богу и принять наставления Премудрости. Некоторые считают, что здесь подразумевались школы пророков.

(2) Она приготовила великолепный пир (ст. 2): «…заколола жертву, растворила вино свое; приготовила большое количество еды и напитков, и все это наилучшего качества. «Она убила жертву свою» — дословный перевод. Это был великолепный, но священный пир — пир, посвященный жертве. Христос принес себя в жертву для нас, и Плоть Его истинно есть пища, и Кровь Его истинно есть питие. Вечеря Господня — это пир примирения и радости в честь искупительной жертвы. Вино смешано с чем-то, что намного дороже его самого, чтобы придать ему необычный аромат и привкус. Премудрость полностью приготовила у себя трапезу и накрыла стол всевозможными изысканными угощениями, которых только может желать душа: здесь представлены праведность и благодать, мир и радость, уверенность в Божьей любви, утешение Духа, а также залог вечной жизни. Отметьте: все это приготовила сама Премудрость — она заколола жертву и смешала вино, что подразумевает любовь Христа, совершившего все эти приготовления (Он не поручает другим, а берет приготовление пира в Свои руки), и совершенство самих приготовлений. Они должны абсолютно соответствовать цели, которую Премудрость поставила перед собой.

II. Она любезно приглашает не каких-то особых своих друзей, а всех желающих, чтобы они пришли и поучаствовали в приготовленном пире.

1. Она послала слуг своих (девиц, англ. пер.) разнести приглашение по всей стране и послала слуг своих (ст. 3). Служители Евангелия посланы с поручением, и им велено поставить в известность о приготовлениях, сделанных Богом в вечном завете, всех, кто желает подчиниться его условиям. И они со всей девичьей чистотой, не пороча себя и не извращая слово Божье, в точности соблюдая указ, должны призвать всякого встречного по дорогам и изгородям прийти на пир Премудрости, ибо уже всё готово (Лк 14:17,23).

2. Она сама провозглашает с возвышенностей городских, так как ревностно желает блага сынам человеческим и огорчается, видя, как они отказываются от предложенных милостей ради суеты. Наш Господь Иисус сам издал Свое Евангелие; послав Своих учеников, Он следовал за ними, чтобы подтвердить их слова, более того, оно было сначала проповедано Господом (Евр 2:3). Он стоял и восклицал: «Придите ко Мне». Мы видим, кто приглашал, а теперь давайте посмотрим:

(1) Кому предназначалось приглашение — кто неразумен и скудоумен (ст. 4). Если бы мы готовили угощение, то не заботились бы обо всех людях и не искали бы расположения подобных людей, а скорее пригласили бы философов и образованных людей, чтобы послушать их мудрые изречения и извлечь пользу из их разговора. «Разве нужны мне глупцы?» Но Премудрость приглашает таких, так как они нуждаются именно в том, что она должна дать; в своих приготовлениях и приглашениях она стремится улучшить их благосостояние и дать хороший совет. Приглашены неразумные, чтобы могли стать мудрыми, и тот, кто нуждается в сердце (дословный перевод), пусть приходит и получит. Ее угощения, скорее, представляют лекарство, а не пищу, и предназначены для самого ценного и желанного исцеления — исцеления разума. Кем бы ни был человек, к нему обращено приглашение; и оно не исключает никого, если он сам не исключил себя. Даже если человек глуп:

[1] его приглашают.

[2] Он может получить помощь; их не будут презирать, и в них не будут отчаиваться. Наш Спаситель пришел призвать не праведников, а грешников, не мудрых в своих глазах, которые говорят, что видят (Ин 9:41), а неразумных, которые сознают свое невежество и стыдятся его, — тех, кто готов стать безумным, чтобы быть мудрым (1Кор 3:18).

(2) Что представляет собой само приглашение.

[1] Мы приглашены в дом Премудрости, взывающей: «Обратись сюда!» Я говорю «мы», ибо кто из нас не согласится признать, что приглашенные неразумны и скудоумны? Дверь Премудрости открыта для таких, она желает иметь общение с ними, сказать слово для их блага, ибо у нее для них нет других планов.

[2] Мы приглашены за ее стол (ст. 5): «Идите, ешьте хлеб мой», то есть вкушайте истинные наслаждения, которые можно обрести в познании и страхе Божьем. Веря в обетования Евангелия, применяя их к себе и утешаясь ими, мы пиршествуем и вкушаем угощения, приготовленные Христом для бедных душ. То, что мы едим и пьем, становится нашим, этим мы питаемся и восстанавливаем силы; то же самое делает для наших душ слово Божье — оно содержит в себе пищу и питье для тех, кто рассудителен.

(3) Что требуется от людей, чтобы получить выгоду от этого приглашения (ст. 6).

[1] Они должны оставить плохие сообщества: «Оставьте неразумие, не общайтесь с неразумными, не ходите их путями, не имейте ничего общего с делами тьмы или с теми, кто участвует в них». Первый шаг к благочестию — избегать зла и таким образом остерегаться порочных. Отойдите от меня, делающие беззаконие.

[2] Они должны пробудиться и восстать из мертвых; они должны посвятить свою жизнь не удовольствиям (ибо поступающие так мертвы, хотя еще живут), а служению Богу, так как по-настоящему живут лишь те, кто живет для какой-либо цели. «Не живите подобно животным, а хотя бы теперь начните жить жизнью людей. Живите — и вы будете жить; живите по духу — и вы будете жить вечно» (Еф 5:14).

[3] Они должны избрать пути Премудрости и держаться их: «…ходите путем разума, управляйте собой по принципам религии и здравого смысла». Недостаточно лишь оставить неразумных — мы должны присоединиться к тем, кто живет с Премудростью, кто ходит в том же Духе и теми же стезями.

III. На наставления, которые Премудрость дает слугам, посланным приглашать, служителям и другим, кто на своем месте прилагает усилия, чтобы послужить ее интересам и планам. Она говорит им:

1. Что они должны делать — не только в общем рассказывать о приготовлениях, сделанных для душ, и приглашать их, но и обращаться к отдельным личностям, рассказывать им об их ошибках, поучать и обличать (ст. 7−8). Они должны наставлять их, как можно стать лучше — поучать (ст. 9). Слово Бога, а следовательно, и служители этого слова предназначены для обличения, для исправления, для наставления в праведности.

2. С какими различными людьми им придется встретиться, как они должны общаться с ними и какого успеха можно ожидать.

(1) Им придется встретиться с кощунниками и нечестивыми, которые будут смеяться над посланниками Господа и неправильно обращаться с ними — смеяться и издеваться над теми, кто приглашает их на пиршество Господа, как это уже было (2Пар 30:10), и оскорблять их (Мф 22:6). И хотя им не запрещается приглашать неразумных в Дом Премудрости, в то же время дан совет не настаивать на приглашении, поучая и обличая их. Не поучай кощунника (англ. пер.) и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями (Мф 7:6). Христос сказал о фарисеях: «Оставьте их» (Мф 15:14). Не поучайте их [1] из справедливости к ним, ибо смеющийся над средствами, которые они имеют, лишается привилегий дальнейших средств. Тот, кто подобным образом запятнан, пусть остается запятнанным; тот, кто привязался к идолам, — оставь его; вот, мы обращаемся к язычникам.

[2] Из благоразумия к самим себе, потому что если вы будете поучать их, то:

Во-первых, напрасно будете трудиться и таким образом наживете себе бесславие и огорчение.

Во-вторых, вы рассердите их; делайте это с максимальной мудростью и тактом; если вы будете ревностно поучать, то они возненавидят вас, будут ругать и всячески злословить, и тогда ваша честь будет запятнана. Поэтому лучше не имейте с ними дела, так как ваши обличения принесут больше вреда, чем добра».

(2) Они встретят других — мудрых, благочестивых и справедливых; благодарение Богу, что не все насмешники. Мы встретимся с теми, кто мудр и справедлив себе во благо и желает учиться. Встречаясь с такими людьми:

[1] Если есть повод, мы должны обличить их, ибо мудрые не являются абсолютно мудрыми и в них присутствует то, что требует обличения; и мы не должны смотреть сквозь пальцы на ошибки людей из-за того, что благоговеем перед их мудростью, как и мудрые не должны думать, что их мудрость освобождает их от обличений, когда они говорят или делают что-то безрассудно. Чем больше мудрости имеет человек, тем больше он должен стремиться быть кротким, так как небольшая глупость является великим позором для уважаемого человека с его мудростью и честью.

[2] Вместе с обличениями мы должны дать им наставление и научить их (ст. 9).

[3] Мы можем ожидать, что подобное поведение будет воспринято как милость (Пс 140:5). Мудрый человек будет считать своими друзьями тех, кто честен с ним: «Обличи такого человека, и он возлюбит тебя за твое прямое отношение, поблагодарит тебя и возжелает, чтобы в следующий раз, когда появится повод, ты поступил так же». Великий пример милости — правильно принимать обличения и правильно давать их.

[4] Если правильно принимать обличения, то они совершат доброе дело и будут соответствовать своей цели. Мудрый станет еще мудрее благодаря данным обличениям и наставлениям. Он приумножит знание, будет возрастать в познании и, следовательно, в благодати. Никто не должен считать себя слишком мудрым, чтобы учиться, или слишком хорошим, не нуждающимся в улучшении и поэтому не нуждающимся в учении. Мы должны продолжать стремиться вперед, пока не станем совершенным человеком. Дай мудрому (написано в оригинале) совет, дай ему обличение, дай ему утешение — и он будет еще мудрее; дай ему повод (написано в Септуагинте) показать свою мудрость — и он проявит ее, а мудрые поступки укрепят привычки.

IV. На наставления, данные приглашенным, которые слуги должны внушить им.

1. Они должны знать, в чем заключается истинная мудрость и что собой представляет угощение за столом Премудрости (ст. 10).

(1) Сердцем должен двигать страх Божий, который есть начало мудрости. Благоговение перед Божьим величием, страх перед Его гневом и трепет перед Богом являются началом, первым шагом к истинной религии, откуда начинаются остальные ступени. В начале этот страх может иметь мучение, но любовь постепенно изгонит из него мучения.

(2) Голова должна быть наполнена знаниями о Боге. Познание святого (англ. пер., стоит множественное число) — разум: имеются в виду святые истины, касающиеся служения Богу и нашего личного освящения. Обличения также названы святынями (Мф 7:6). Или подразумевается, что разумом являются знания, которыми обладают святые мужи, полученные от святых пророков об истинах, которые святые люди говорили, будучи движимы Святым Духом. Это наилучший и самый полезный разум; он окажется для нас самым полезным и сделает нас лучше.

2. Пусть знают, какие привилегии они получат благодаря этой Премудрости (ст. 11): «…чрез меня умножатся дни твои. Она укрепит твое телесное здоровье, и прибавится тебе лет жизни на земле, в то время как человеческое безрассудство и невоздержанность укорачивают их дни. Она приведет тебя на небеса, и тогда дни твои будут умножены in infinitum — до бесконечности, дни жизни твоей умножатся без конца». Нет истинной мудрости, кроме как в религии, как и истинной жизни в конце этого пути.

3. Пусть знают, какими будут последствия их выбора или отказа от этого честного предложения (ст. 12). Здесь представлено (1) блаженство принявших его: «Если ты мудр, то мудр для себя; благодаря этому ты получишь выгоду, а не Премудрость». Человек не может быть выгоден Богу; это нам выгодно, когда подобным образом оказывают внимание. «Ты не оставишь свое добро другим (как бывает с мирским богатством, когда мы умираем, и поэтому оно называется чужим, Лк 16:12), а возьмешь его с собой в другой мир». Кто мудр ради своей души, тот мудр для себя, ибо душа — это человек; и лишь тот содействует своему благу, кто действительно является религиозным. Это положительно представляет нас Богу и исцеляет от глупости и вырождения; это вовлекает нас в то дело, которое является самым выгодным в этом мире и дает право на владение тем, что намного превосходит все земное в мире грядущем.

(2) Позор и бесчестье тех, кто пренебрег им: «Если ты посмеялся над предложением Премудрости, то один потерпишь».

[1] «На тебе будет лежать вина за это». Хорошие люди должны благодарить Бога за то, что они хорошие, а нечестивые сами виновны, так как Бог не является творцом греха; сатана может лишь искушать, но не заставлять; нечестивые товарищи являются лишь инструментами, поэтому вся вина лежит на грешнике.

[2] «Ты лишишься того, над чем смеялся; это приведет тебя к собственной гибели; твоя кровь будет на твоей же голове, а размышления об этом усугубят наказание. Помни, сын, что тебе было сделано это честное предложение, но ты не принял его; ты крепко держался за жизнь, но на самом деле выбрал смерть».

Стихи 13−18. Мы слышали слова Христа, желавшего привлечь нас к Богу и благочестию, и можно было бы подумать, что весь мир последует за Ним, но эти стихи говорят, как старателен искуситель, пытающийся совратить доверчивые души на стези греха; и в отношении многих он достигает своей цели, в то время как старания Премудрости оказываются неэффективными. Теперь обратите внимание:

I. Кто является искусителем — женщина безрассудная и глупая, антипод Мудрости. Я думаю, что под безрассудной женщиной особо подразумеваются плотские чувственные наслаждения (ст. 13), так как они являются великим врагом благочестия и открывают дверь пороку: как ничто другое они оскверняют и развращают разум, притупляют совесть и особым образом эффективно гасят искры обличений. Этот искуситель здесь описывается (1) очень невежественным: «Она глупая и ничего не знающая, то есть у нее нет и она не может предложить достаточно твердого здравомыслия; там, где она добивается владычества в душе, она вытесняет познания о святынях, они теряются и забываются». Блуд, вино и напитки завладели сердцем; они увлекают людей и делают их глупцами.

(2) Очень назойливым. Чем меньше разумных благ она может предложить, тем более неистовой и настойчивой становится, проводя весь день в бесстыдстве. Она шумливая (ст. 13) и постоянно со своими соблазнами охотится за молодыми людьми. Она садится у дверей дома своего (ст. 14), высматривая добычу, — не так, как Авраам, сидевший у входа в шатер, искал возможности сделать добро. Она сидит на стуле (на престоле — подчеркивает значение этого слова) на возвышенных местах города, словно имеет власть издавать закон, а мы все — должники плоти, чтобы жить по плоти, словно имеет хорошую репутацию и живет в почете, словно достойна возвышенных мест города. И возможно, она достигает своих целей больше благодаря создаваемой видимости популярности, чем притворяясь дружелюбной. «Разве не все люди, занимающие высокое положение в мире, — говорит она, — позволяют себе больше, чем допускают строгие законы благочестия? Так почему ты должен смирять и ограничивать себя ими?» Так воздействует искуситель, чтобы казаться добрым и великим II. Кто является искушаемым — молодые, хорошо образованные люди; больше всего она будет ликовать, видя их гибель. Отметьте:

(1) Каким в действительности является их характер. Это проходящие дорогою, идущие прямо своими путями (ст. 15), наученные путям религии и добродетели, подававшие надежды и хорошо начавшие, которые, похоже, приняли правильное решение и стремились к благу, а не шли по дороге к дому ее, как неопытный юноша (Притч 7:8). Именно в отношении таких она строит планы и закладывает сети, используя все свое искусство и чары, чтобы совратить их. Если они идут прямо и не смотрят на нее, то она зовет их — так настойчивы ее искушения.

(2) Как она представляет их. Она называет их глупыми и скудоумными и поэтому уговаривает прийти в свою школу, чтобы исцелиться от ограничений и формальностей их религии. Это театральный метод (который является очень близким изложением данного отрывка), где трезвый юноша, получивший добродетельное воспитание, представлен в пьесе глупцом, а интрига заключается в том, чтобы сделать его семижды чадом ада более, чем его мирские товарищи, под видом его усовершенствования и улучшения, превознося его за остроумие и удаль. То, в чем часто обвиняют грех и нечестивость (ст. 4) — в безрассудстве, — здесь несправедливо приписывается путям добродетели; но день возвестит, кто является глупцом.

III. В чем заключается само искушение (ст. 17): «Воды краденые сладки». Она приглашает вкусить воду и хлеб, в то время как Премудрость приглашает вкусить жертву, которую заколола, и вино, которое разбавила, хотя хлеб и вода вполне подходят для тех, кто голоден и жаждет. Она притворяется, что эта пища более сладка и приятна, чем обычная, так как эта вода краденая, а хлеб — утаенный, съеденный тайно (англ. пер.), с опаской быть раскрытым. Наслаждениями запретных похотей хвалятся, словно они приносят больше удовольствий, чем разрешенная любовь, а бесчестной прибыли отдается предпочтение перед справедливо заработанной. Все это служит доказательством не только дерзкого презрения, но и бесстыдного вызова (1) закону Божьему, так как утверждает, что воды становятся слаще благодаря тому, что украдены и пришли, прорвавшись через ограду божественной заповеди. Nitimur in vetitum — мы склонны к запретному. Этот дух противоречия достался нам от наших первых родителей, которые сочли запретное дерево самым желанным среди всех остальных.

(2) Божьему проклятию. Утаенный хлеб съеден тайно из страха быть раскрытым и наказанным. Грешник гордится, что ему удается так долго заглушать свои обличения и одерживать над ними победу, что, несмотря на страх, он осмеливается грешить и может заставить себя поверить, что съеденное втайне никогда не раскроется и за него не нужно будет отвечать. Приманка состоит из сладости и удовольствия, но даже по сведениям самого искусителя, это утверждение нелепо, так как несет в себе столько страха, что остается удивляться ее влиянию на людей, считающих себя разумными.

IV. На эффективное противоядие против искушения, представленное в нескольких словах (ст. 18). Кому настолько не хватает разума, что он совращается этими соблазнами и уходит, тот невежествен и идет к своей неминуемой гибели, — он не знает, не поверит, не задумывается, а искуситель не даст ему узнать, что мертвецы там, что сластолюбивая заживо умерла, что они мертвы в преступлениях и грехах. Этим наслаждениям сопутствует страх, подобный страху смерти. Это великаны — Рефаимы. Именно это погубило грешников ветхого мира — исполинов, которые были в то время на земле. Ее гости, зазванные ею, которые вкушают краденые воды, не только идут по дороге, ведущей в ад, и находятся на его краю, но и уже находятся в глубине преисподней, во власти греха, в плену у сатаны и его воли. Время от времени их терзают ужасы совести, которые представляют ад на земле. Бездны сатанинские — это глубины преисподней. Безжалостный грех — это безнадежная гибель, это бездонный ров уже здесь. Так Соломон показывает крючок, и тот, кто верит ему, не будет заигрывать с приманкой.

толкование Мэтью Генри на притчи Соломона, 9 глава

СТАНЬТЕ ЧАСТЬЮ КОМАНДЫ

Получили пользу? Поделись ссылкой!


Напоминаем, что номер стиха — это ссылка на сравнение переводов!


© 2016−2024, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога.