Библия тека

Собрание переводов Библии, толкований, комментариев, словарей.


Притчи | 25 глава

Толкование Мэтью Генри


Стих 1. Этот стих является заглавием последнего сборника притчей Соломона, ибо он исследовал и составил много притчей, чтобы с их помощью учить еще народ знанию (Еккл 12:9). Обратите внимание:

(1) Притчи были написаны Соломоном, который был божественным образом вдохновлен, чтобы передать эти мудрые и весомые выражения для использования в Церкви; мы имеем достаточно, но было еще больше. При этом Христос больше Соломона, так как если бы было записано все, что сказал и сделал Христос, то это было бы назидательно и самому миру не вместить бы написанных книг (Ин 21:25).

(2) Их собрали слуги Езекии, которые, похоже, были специально им назначены, чтобы совершить это хорошее служение для Церкви, помимо других дел для соблюдения закона и заповедей (2Пар 31:21). Неясно, то ли он нанял пророков для этой работы, как делали это Исаия, Осия, Михей, жившие в свое время, либо некоторые из них были обучены в школах пророков, или являлись священниками и левитами, которым, как мы увидим, он поручает заниматься этими божественными делами (2Пар 29:4); или же, как считают иудеи, это были вельможи и государственные деятели, которых с большим основанием можно было назвать его слугами. Если эта работа была сделана Елиакимом, Севной и Иоахом, то она не ухудшила их характер. Они переписали эти притчи из записей, сделанных во время правления Соломона, и опубликовали их как добавление к первому изданию этой книги. Публикация трудов другого человека, которые долгое время пребывали в забвении, может сослужить очень хорошую службу для Церкви. Некоторые считают, что они отобрали эти работы из 325 притчей, о которых говорил Соломон (3Цар 4:32), отложив те, которые были более материальны и относились к естественной философии, и оставив лишь божественные и нравственные. Другие полагают, что в этом сборнике особое внимание уделено наблюдениям, касающимся царей и их правления.

Стихи 2−3. Здесь говорится (1) о славе Божьей: «Слава Божья — облекать тайною дело». Ему не нужно вникать в дело, так как Он в совершенстве знает обо всем благодаря четкому и твердому видению, от Него ничего не может быть сокрыто; и в то же время путь Его в море, и стезя Его в водах великих. В Его намерениях присутствует непостижимая глубина (Рим 11:33). Мы слышим о Нем лишь небольшую часть. Облако и мрак окрест Его. Мы видим, что Он делает, но не знаем, по какой причине. Некоторые считают, что здесь говорится о грехах человеческих; Его слава в том, что Он прощает грехи, покрывает их, забывает и не вспоминает о них более. Его долготерпение к грешникам, когда Он молчит и, похоже, не обращает внимание на проблему, подобно Его славе.

(2) О славе царей.

[1] Слава Божья в том, что Ему не нужно исследовать дело, так как Он и без этого знает его, а слава царей — со всей старательностью и скрупулезностью, используя все возможности разума и методы исследования, изучать представленные им вопросы, прилагать усилия, допрашивая обидчиков, чтобы раскрыть их замыслы и вывести на свет сокрытые дела тьмы — не судить поспешно, не взвесив аргументы, не поручать полностью другим исследовать дела, а все рассматривать своими глазами.

[2] Слава Бога в том, что Его самого нельзя найти с помощью исследования, и часть этой славы возложена на царей, мудрых царей, которые исследуют дела. Их сердца неисследимы, как небо в высоте и земля в глубине, о которых мы можем догадываться, но не можем измерить. Правители имеют свои arcana imperii — государственные тайны, планы, которые они хранят в себе, государственные соображения, судить о которых обычные люди некомпетентны и поэтому не должны вмешиваться в них. Мудрые правители, исследуя дело, достигают такой глубины, которая неподвластна обычному человеку, как Соломон, когда он потребовал меч, чтобы разрубить живого ребенка, тем самым обнаружив истинную мать.

Стихи 4−5. Эти стихи показывают, что энергичные усилия царя, направленные на подавление порочности и изменение поведения людей к лучшему, являются самым эффективным способом для поддержания своего правления. Обратите внимание:

(1) В чем заключаются обязанности властей — чтобы удалить неправедного, использовать свою власть для преследования злоумышленников и не только изгнать порочных и мирских людей из своего общества и запретить оказывать им расположение, но и так напугать и ограничить их, чтобы они не распространяли инфекцию своей порочности среди подданных. Это называется отделять примесь от серебра, что обычно совершается с помощью силы огня. Нечестивые люди — мусор для нации, отбросы для страны, и поэтому от них нужно избавиться. Если люди не истребят их, то это сделает Бог (Пс 118:119). Если неправедные будут удалены от царя, если правитель продемонстрирует свое отвращение к их нечестивым путям, то это значительно ограничит их возможность совершать зло. Реформация царского двора будет способствовать реформации всего царства (Пс 110:3,8).

(2) Какие преимущества появятся, если они будут исполнять свой долг.

[1] Это сделает лучше их подданных, и они станут подобны очищенному серебру, годному, чтобы сделать из него сосуды славы.

[2] Это утвердит престол правителя: престол его утвердится правдою, ибо Бог благословит его правление, люди станут сговорчивыми и он будет долго царствовать.

Стихи 6−7. Здесь мы видим, (1) что религия не ухудшает манеры людей, а учит нас вести себя смиренно и почтительно по отношению к начальствующим, удерживать дистанцию и уступать место тем, кому оно принадлежит: «Не величайся оскорбительно и небрежно перед лицем царя или в присутствии великих людей; и не сравнивай себя с ними (как понимают некоторые). Не соперничай с ними в одежде, мебели, садах, домашнем хозяйстве или свите, ибо для них это оскорбление, а ты растратишь свое состояние».

(2) Что религия учит нас смирению и самоотречению, и этому научиться важнее, чем хорошим манерам: «Оставайся на том месте, которое принадлежит тебе по праву; не стремись произвести шикарное впечатление и добиться продвижения, не стремись принадлежать к сообществу тех, кто выше тебя; довольствуйся своим низким положением, если его определил тебе Бог», так как это верный путь к продвижению, как показал наш Спаситель в притче, которая, похоже, была позаимствована отсюда (Лк 14:9). Это не значит, что мы должны притворяться смиренными и скромными, чтобы воспользоваться этим для обретения почестей; нет, мы на самом деле должны быть скромными и смиренными, так как именно таких облачает почестями Бог и люди. Для удовлетворенности и хорошей репутации человека лучше оказаться продвинутым выше и дальше своих ожиданий, чем быть пониженным в присутствии царя, предстать перед которым была для него великая честь, в то время как он сам был самонадеян, ожидая того, на что не имел права.

Стихи 8−10. I. Здесь звучит совет обращаться к закону.

1. «Не совершай поспешно действия, не обдумав его и не посоветовавшись со своими друзьями; не вступай поспешно в тяжбу; не посылай исковое заявление во гневе или потому, что правда, как тебе кажется, на твоей стороне; взвесь вопрос не торопясь, так как мы склонны иметь предубеждение в делах, которые касаются нас самих. Взвесь расходы, неизбежно связанные с тяжбой, а также сомнительность твоего успеха, сколько беспокойства и неприятностей она принесет, а также то, что в конце концов ты можешь проиграть это дело; поэтому не стоит вступать поспешно в тяжбу».

2. «Не совершай действия, не попытавшись прежде мирно решить вопрос (ст. 9). Веди тяжбу с соперником твоим тайно, возможно, тогда вы лучше сможете понять другу друга и увидите, что нет оснований обращаться к закону». Войны, которыми часто заканчиваются государственные споры, лучше всего предотвратить мирным договором, чтобы не проливалась кровь людей и не тратились богатства. То же самое можно сказать о частных ссорах: «Не возбуждай дело против ближнего твоего, как язычник с мытарем, пока наедине не сказал ему, в чем он неправ перед тобой, пока он не отказался рассматривать его или прийти к соглашению. Возможно, дело касается тайной размолвки, которую не следует разглашать перед другими, тем более выносить на суд перед всей страной. Поэтому старайтесь поступать тайно, чтобы дело не было раскрыто». «Тайны другого не открывай», — читают некоторые. Не позорь из мести своего противника; не разглашай того, что должно остаться в тайне, и того, что вообще не относится к делу».

II. Приводится два основания, почему мы должны с такой осторожностью обращаться к закону.

1. «Так как существует опасность, что ты проиграешь дело и не будешь знать, что делать, когда ответчик оправдается в том, в чем ты обвинял его, и окажется, что твоя жалоба пустяковая и сутяжническая, что у тебя не было оснований вступать в тяжбу; и таким образом соперник твой осрамит тебя, прекратит судебный процесс и заставит уплатить издержки, которые можно было бы предотвратить обычным размышлением».

2. «Если ты прослывешь спорщиком, то это может вызвать упреки в твой адрес. Не только ответчик (ст. 8), но и все, слушающие дело, осрамят тебя и разоблачат как человека беспринципного; и тогда бесчестие твое не отойдет от тебя; тебе никогда не удастся восстановить добрую репутацию».

Стихи 11−12. Здесь Соломон показывает, насколько человеку приличествует (1) говорить уместно. Слово, сказанное прилично, которое своевременно и уместно — наставление, совет или утешение, данное в нужное время, в соответствующих выражениях, адаптированное к делу человека и его характеру, — подобно золотым шарам, напоминающим яблоки, или настоящим яблокам золотого цвета (золотой ренет) или позолоченным, какими иногда бывают лавр и предметы, которые чеканят на серебряных сосудах; или, скорее всего, их приносят на стол в корзине, сплетенной из серебряной проволоки, или в серебряной вазе филигранной работы, через стенки которой могут быть видны золотые яблоки. Несомненно, это было какое-то хорошо известное украшение для стола, которое для глаза было так же приятно, как слово, сказанное прилично, — для уха.

(2) Благоразумно обличать, чтобы обличение было приемлемым. Если оно правильно дается мудрым обличителем и правильно воспринимается внимательным ухом, то является золотой серьгой и украшением из чистого золота, очень красивым и подходящим для обличителя и обличенного. Оба они получат свою славу: обличитель — за то, что благоразумно дал его, а обличенный — за то, что терпеливо принял и воспользовался им. Другие люди похвалят их обоих, и они получат удовлетворение от взаимного общения. Давший его будет рад, что обличение произвело желаемое действие, а получивший будет иметь основание поблагодарить его за оказанную милость. Мы говорим: «Что хорошо дано, то хорошо принимается», но не всегда оказывается, что хорошо данное хорошо принимается. Было бы хорошо, если бы мудрый обличитель всегда встречал внимательное ухо, но часто бывает не так.

Стих 13. Обратите внимание:

(1) О чем больше всего должен заботиться самый незначительный слуга, которого послали с поручением и доверили дело, тем более самый значительный — посланник и посредник царя. Он должен быть верным для посылающего его, следить, чтобы из-за ошибки или намеренно не обмануть его доверия, и сделать все, от него зависящее, дабы интересы хозяина не пострадали. Тот, кто, как доверенное лицо, исполняет поручение, должен поступать так же осторожно, словно старается ради собственной выгоды.

(2) Насколько это порадует его господина: это доставит отраду его душе, как прохлада от снега (который в жарких странах с помощью великого мастерства хранят на протяжении всего года), освежающая во время жатвы работников, перенесших тягость дня и зной. Чем важнее дело ему поручено и больше опасений, что оно будет исполнено неправильно, тем более желанен посланник, исполнивший поручение успешно. С подобным желанием мы должны принимать верного служителя, посланника Христа (Иов 33:23): он будет приятным благоуханием Богу (2Кор 2:15).

Стих 14. Человеком, хвастающим ложными подарками, можно назвать того, (1) кто притворяется, что получил или дал то, чего никогда не имел или не давал, кто много говорит о своих великих делах и достижениях, но все его слова — ложь. Он является не тем, кем притворяется. Или того:

(2) Кто обещает что-то дать или сделать, но ничего не делает, кто зарождает в людях надежду на великие дела, которые он совершит для своей страны и своих друзей, кто обещает поручить им благородные функции, но то ли не имеет возможностей исполнить обещанное, то ли не собирался этого делать. Такие люди похожи на утреннее облако, которое рассеивается и разочаровывает тех, кто надеялся, что из него польется дождь, чтобы напоить сухую землю (Иуд 1:12), это безводные облака.

Стих 15. Этот стих во взаимоотношениях с другими рекомендует нам две вещи, которые помогут добиться своей цели.

1. Терпение — это умение выносить ярость, при этом не распаляясь, а также умение дождаться подходящего момента, чтобы преподнести свои соображения и дать человеку возможность поразмыслить. Здесь имеется в виду даже вельможа, которого можно склонить сделать то, чему он раньше противился, тем более обычный человек. То, что справедливо и благоразумно в настоящее время, таким и останется, поэтому не нужно торопиться и навязывать их сразу, а лучше подождать более подходящего времени.

2. Мягкость — умение говорить не раздражая и без ярости. Мягкий язык переламывает кость; он успокаивает грубый дух и побеждает тех, которые кажутся особо мрачными, как молния, которая иногда сокрушает кость, при этом не пронзая плоть. Гедеон мягким языком усмирил ефремлян, а Авигея отвратила гнев Давида. Мы говорим, что грубые слова не сокрушают костей, поэтому терпеливо должны сносить их, но мягкий язык переламывает кость, поэтому во всех случаях мы должны быть благоразумны.

Стих 16. Этот стих (1) говорит о том, что нам позволено трезво и умеренно использовать чувственные наслаждения. Нашел ты мед? Он не является для тебя запретным плодом, как для Ионафана. Ты можешь есть его, благодаря Бога, сотворившего еду, приятную на вкус, и разрешившего нам вкушать ее. Ешь, сколько тебе потребно, но не больше. Когда достаточно, это уже пиршество.

(2) Предостерегает нас избегать пресыщения. Мы можем использовать удовольствия, как мед, контролируя свой аппетит, чтобы не употребить больше, чем нам полезно, и не заболеть от этого. Мы подвергаемся особой опасности пресытиться тем, что особо приятно, поэтому те, кто превосходно питается каждый день, должны наблюдать за собой, чтобы сердца их не отягчались. Чувственные наслаждения теряют свою сладость, если ими чрезмерно пользоваться, и они становятся отвратительными, как мед, прокисающий в нашем желудке. Поэтому если мы будем разумно использовать их, то поступим себе во благо и исполним свой долг.

Стих 17. Здесь говорится о другом удовольствии, которое также не должно быть чрезмерным; это — посещение друзей. Предыдущее не рекомендовалось, чтобы не пресытить себя, а это — из страха пресытить своих ближних.

1. Изредка посещать своих близких — проявление вежливости. Тем самым мы проявляем к ним свое уважение и беспокойство, развиваем и улучшаем знакомство и взаимную любовь, получаем удовольствие и пользу от общения с ними.

2. Мудро и прилично не быть назойливыми в своих посещениях и не посещать друзей слишком часто, не задерживаться слишком долго, не устраивать визит в то время, когда они садятся кушать, и не влезать в дела семьи, ибо такое поведение считается недостойным, низким и обременительным. Ближний, для которого твои визиты стали наказанием и мучением, устанет от тебя и возненавидит тебя. Таким образом ты не улучшишь дружбу, а разрушишь ее. Post tres saepe dies piscis vilescit et hospes — на третий день рыба и компания надоедают. Фамильярность порождает неуважение. Nulli te facias nimis sodalen — не будь слишком близок ни с кем. Тот, кто живет за счет своего друга, теряет его. Но самым лучшим другом является Бог, так как нам не нужно покидать Его дом и престол Его благодати (Притч 8:34); чем чаще мы приходим к Нему, тем лучше для нас и тем более мы желанны.

Стих 18. 1. Грех, осуждаемый в этом стихе, — это ложное свидетельство против ближнего своего, произнесенное на суде или в обычном разговоре, что противоречит девятой заповеди.

2. Здесь осуждается зло, причиняемое этим грехом. В его власти не только погубить репутацию человека, но и его жизнь, имущество, семью и все, что дорого ему. Ложное свидетельство несет в себе опасность; это молот (или дубинка, которой выбивают мозги человека), цеп, от которого нет защиты, это меч, поражающий на близком расстоянии, и острая стрела, ранящая издалека. Поэтому мы должны молиться: «Господи! избавь душу мою от уст лживых» (Пс 119:2).

Стих 19. 1. Надежда ненадежного человека (как читают некоторые), что сломанный зуб; его ловкость, сила и выгода — все, на что он уповает и от чего надеется получить поддержку в своем злодействе, — подведет его во время бедствия (Пс 51:9).

2. Надежда на ненадежного человека (как читаем мы), на человека, который оказался ненадежным, хотя мы считали его верным и поэтому полагались на него, такая надежда оказалась не только бесполезной, но болезненной и огорчительной, как сломанный зуб или расслабленная нога, которые при нагрузке не только подводят нас, но и заставляют страдать, особенно в день бедствия, когда мы надеемся на их помощь. Такой человек подобен надломленному тростнику (Ис 36:6). Уверенность же в верном Боге во время беды не подведет подобным образом; в Нем мы можем покоиться и пребывать в беззаботности.

Стих 20. 1. Здесь осуждается нелепое поведение, когда поют песни печальному сердцу. Людей, пребывающих в великой скорби, нужно утешать сочувственными словами, выражать им сострадание и плакать вместе с ними. Если мы так будем себя вести, то движения наших губ утешат их скорбь (Иов 16:5). Но мы поведем себя неправильно, если решим облегчить их горе своим весельем и будем стараться развеселить их. Их скорбь усилится, если они увидят, что друзья так мало заботятся о них; это побудит их вновь копаться в причинах своей скорби, усугублять их и еще больше горевать в противовес оскорбительному веселью.

2. Это нелепое поведение сравнивается с поведением человека, снимающего с себя одежду в холодный день, отчего ему становится еще холоднее; так воздействует уксус на рану и вода на известь, когда из нее начинает выделяться фермент. Так же неуместно и нелепо петь веселые песни человеку, пребывающему в скорби. Некоторые придают этому стиху противоположный смысл: «Как надевающий одежду в холодный день согревает тело или воздействует, как уксус на рану, растворяя ее, так и поющий песни утешения человеку в скорби восстанавливает его силы и рассеивает скорбь».

Стихи 21−22. Как бы книжники и фарисеи ни исказили закон, не только заповедь любить своих братьев, но и заповедь любить наших врагов была не новой, а старой, ветхозаветной заповедью, хотя наш Спаситель дал нам ее и усилил собственным примером, возлюбив нас, когда мы были еще врагами. Это следует из данных стихов. Обратите внимание:

(1) Как мы должны выражать свою любовь к врагам. Мы должны быть добры к ним, совершать для них то, в чем они особо нуждаются, даже если это обременительно для нас: «Если голоден враг твой и жаждет, то вместо того, чтобы порадоваться его бедственному положению и придумывать, как лишить его помощи, помоги ему, как поступил Елисей с сирийцами, когда они пришли схватить его» (4Цар 6:22).

(2) Какое ободрение мы имеем, поступая так.

[1] Это будет подходящим средством, чтобы завоевать их расположение и побудить примириться с нами; мы смягчим их, как мастер, расплавляющий металл в тигле, который не только ставит его на огонь, но и все время подкладывает под него уголь для поддержания огня. Мы можем сделать из врага друга, если будем по-дружески поступать с ним. Если это не воздействует на него, то усугубит его грех и наказание; таким поведением мы будем накапливать горящие угли гнева Божьего на его голову, в то время как радость над его бедствием может побудить Бога отвратить Свой гнев от него (Притч 24:17).

[2] В любом случае из-за своего самоотречения мы ничего не потеряем: «Смягчится он к тебе или нет, но Господь воздаст тебе; Он простит того, кто подобным образом показал, что имеет дух прощения. Он позаботится о тебе, когда ты окажешься в беде (хотя ты был злым и неблагодарным), как ты позаботился о своем враге. По крайней мере, ты получишь вознаграждение при воскресении праведных, когда милость, оказанная врагам, вспомнится наряду с милостью, оказанной друзьям Бога».

Стих 23. Этот стих показывает, (1) как мы должны ненавидеть грех и свидетельствовать против него, особенно грех клеветы и злословия. Мы должны испытывать к нему отвращение и, демонстрируя это, избегать его. Клеветники не злословили бы с такой готовностью, как они это делают, если бы их с готовностью не слушали; но благочестивые манеры могут заставить молчать клеветника, если он увидит, что его рассказ неприятен сообществу. Мы должны проявлять свое недовольство, услышав плохие слова о дорогом друге, которого ценим. Подобное отвращение мы должны демонстрировать ко всякому злословию. Если мы не можем по-другому высказать свое недовольство, то должны показать его своим видом.

(2) Хороший результат, которого этим можно добиться. Кто знает, может, это заставит молчать и изгонит клевещущий язык? Если греху оказывать расположение, то он становится дерзким, если же его ограничивать, то, осознавая собственный позор, он становится трусливым; особенно это касается данного греха, так как многие оскорбляют тех, о ком говорят, надеясь обрести благоволение тех, с кем они об этом говорят.

Стих 24. Этот стих повторяет сказанное в Притче 21:9. Обратите внимание:

(1) Какого сочувствия заслуживают те, кто неудачно женился и оказался в ярме, особенно имеющие сварливую и вздорную жену или мужа, так как это в равной степени касается их обоих. Лучше оставаться одному, чем соединить жизнь с человеком, который, вместо того чтобы быть помощником, является препятствием для благополучной жизни.

(2) Как иногда можно завидовать людям, живущим в одиночестве; хотя им может недоставать радости от общения, но они лишены и раздражения, вызываемого им. И как в некоторых ситуациях есть повод сказать: «Блаженна утроба не рождавшая», так и в других случаях есть основание говорить: «Блажен муж, который не был женат, но который живет, как слуга, в углу на кровле».

Стих 25. Посмотрите:

(1) Насколько естественно для нас желать услышать хорошие новости от друзей и о состоянии наших дел издалека. Иногда мы терпеливо ждем новостей издалека; наши души жаждут услышать их, но мы должны обуздывать чрезмерность этого желания. Если эти новости плохие, то они придут слишком быстро, если хорошие, то они желанны в любое время.

(2) Как желанна будет такая хорошая новость, когда она достигнет нас; она освежает, как холодная вода освежает жаждущую душу. Соломон развивал торговлю с чужими странами и через своих посланников вел переписку с другими правителями; и он по личному опыту знал, как приятно услышать об успешном завершении переговоров за границей. Небеса — далеко расположенная страна, и как приятно оттуда услышать хорошую новость: вечное Евангелие, символизирующее благую весть, и свидетельство Духа нашему духу о том, что мы дети Божьи.

Стих 26. Этот стих говорит, что праведник, падающий перед нечестивым, оказывается в плачевной ситуации; тем самым он вызывает всеобщую скорбь и влечет за собой плохие последствия для многих, подобно возмущенному источнику и поврежденному роднику.

1. Когда праведный согрешает перед нечестивым, то есть совершает поступок, не приличествующий его исповеданию, тогда об этом рассказывают в Гефе, возвещают на улицах Аскалона, и это радует дочерей Филистимлян. Те, которые были уважаемы за мудрость и честь, пали и лишились своего превосходства; это возмутило источники, огорчив некоторых людей, и повредило родники, заразив других и побудив их поступать так же.

2. Когда праведника угнетают и им пренебрегают, когда насилие и коварство злоумышленников попирает его, когда он не на своем месте и пребывает в забвении — то это называется возмущенными источниками справедливости и поврежденными родниками правления (Притч 28:12,28; Притч 29:2).

3. Когда праведник становится трусом и раболепствует перед нечестивым, когда боится противостать нечестивому и позорно покоряется ему — то это бросает тень на религию и огорчает благочестивых людей; это укрепляет руки грешников и подобно возмущенному источнику и поврежденному роднику.

Стих 27. I. Мы должны быть духовно мертвы (1) для чувственных наслаждений, ибо не хорошо есть много меду, хотя он приятен на вкус и очень полезен для здоровья, если его употреблять умеренно. Если же его употреблять чрезмерно, то он вызывает отвращение, производит избыток желчи и становится причиной многих болезней. Истина, касающаяся всех наслаждений сынов человеческих, заключается в том, что они будут пресыщаться, но никогда не насытятся; наслаждения опасны для тех, кто позволяет себе неограниченно пользоваться ими.

(2) Для человеческой славы. Мы не должны ревностно жаждать не только удовольствий, но и славы, так как домогаться славы, жаждать аплодисментов и стремиться быть популярным — не слава, а позор. Из-за этого все будут смеяться над ними, а слава, к которой так стремятся, не есть слава, когда ее добиваются, ибо она не является истинной славой для человека.

II. Некоторые этому стиху придают другой смысл: «Есть много меду не хорошо, но весьма похвально искать превосходные и прославленные блага, это и есть истинная слава; в таком случае мы не можем причинить вред чрезмерными усилиями». Другие трактуют так: «Хотя мед приятен на вкус, но если его неумеренно употреблять, он угнетает желудок. Так и чрезмерные усилия в поисках славы и величия: хотя они и приятны, но если в своих стремлениях люди заходят слишком далеко, то их слава и величие могут превзойти их возможности, и они не смогут справиться с ними». Или можно истолковать так: «Ты можешь пресытиться, съев слишком много меда, но итог славы блаженных будет истинной славой; она постоянно будет свежа и никогда не перебьет аппетит».

Стих 28. 1. Здесь подразумевается характер мудрого и добродетельного человека. Так можно назвать того, кто владеет духом своим, кто может управлять собой, своими желаниями и чувствами и не позволяет им восставать против разума и совести. Такой человек управляет собственными мыслями, желаниями, склонностями и негодованием и поддерживает во всем этом хороший порядок.

2. Здесь также описывается плохая ситуация порочного человека, который не руководит собственным духом и не управляет собой, когда его одолевают искушения чрезмерно поесть или выпить, когда его провоцируют разразиться в непомерных страстях. Такой человек похож на город разрушенный, без стен. Все хорошее покидает его, а все зло набрасывается на него. Он не защищен от искушений сатаны и становится легкой добычей для врага; он также подвержен многим бедам и неприятностям. Его можно бесчестить столько, сколько город, чьи стены разрушены (Неем 1:3).

толкование Мэтью Генри на притчи Соломона, 25 глава

НАМ НУЖНА ТВОЯ ПОМОЩЬ

Получили пользу? Поделись ссылкой!


Напоминаем, что номер стиха — это ссылка на сравнение переводов!


© 2016−2024, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога.