Библия тека

Собрание переводов Библии, толкований, комментариев, словарей.


Притчи | введение

Толкование Мэтью Генри


Теперь нашему вниманию предлагается:

I. Новый автор или, скорее, летописец, или (если вам нравится) перо, которое использует Святой Дух, чтобы раскрыть нам мысли Бога, пишущее под воздействием перста Божьего (как называют Дух Бога), — и это Соломон. Его рукой была написана эта книга и две следующие — Книга Екклесиаста и Песни Песней Соломона — проповедь и песнь. Некоторые полагают, что он написал Песни Песней, когда был очень молод, Притчи — в расцвете сил, а Книгу Екклесиаста — когда был очень стар. В заглавии к своей песне он написал только свое имя — Соломон, так как, возможно, в то время еще не взошел на престол, исполнившись Святым Духом в молодом возрасте. В заглавии к своим притчам он представляет себя как сына Давидова, царя Израильского, так как в то время он царствовал в Израиле. В заглавии к Книге Екклесиаста он представляет себя как сына Давидова, царя в Иерусалиме, так как, возможно, в то время его влияние на отдаленные колена уменьшилось и владычество ограничивалось в основном Иерусалимом. Относительно автора мы можем обратить внимание:

(1) Что он был царем и сыном царя. До сих пор над Писанием трудились мужи, занимавшие выдающееся положение в мире, — такие как Моисей, Иисус Навин, Самуил, Давид; и теперь к ним присоединился Соломон. Но после него богодухновенными писателями в основном были бедные пророки, люди, занимавшие низкое положение в мире, так как приближалась та диспенсация, когда Бог решил избрать немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира, чтобы посрамить сильное, и бедные должны были заняться евангелизацией. Соломон был очень богатым царем, а его владения — очень обширными. Он был владыкой первой величины, но в то же время посвятил себя изучению божественных истин, был пророком и сыном пророка. Поэтому наставление окружающих в религии и ее законах не унизит достоинство величайших владык и монархов.

(2) Он был одним из тех, кого Бог в величайшей степени одарил мудростью и знанием, ответив на его молитвы при вступлении на царство. Его молитва достойна подражания: «Даруй мне сердце мудрое и разумное…»; и ответ на нее был очень обнадеживающим: он получил то, чего желал, и все остальное приложилось ему. Здесь мы видим, как правильно Соломон воспользовался мудростью, полученной от Бога. С ее помощью он не только управлял собой и царством, но и излагал правила мудрости для других, чтобы они передавались потомству. Таким же образом должны и мы промышлять вверенными нам талантами соответственно их предназначению.

(3) Он был одним из тех, кто ошибался и в конце своей жизни сошел с доброго Божьего пути, о котором наставлял других в своей книге. Историю об этом можно прочитать в Третьей книге Царств, гл. 11. Это печальный рассказ о том, что сочинитель подобной книги может стать отступником, как это произошло с Соломоном. Не рассказывайте в Гефе. Но пусть тот, кто особым образом используется Богом и является выдающимся человеком, на этом примере остерегается, чтобы не стать гордым и самонадеянным; и давайте все научимся не думать плохо о хороших наставлениях, даже если получаем их от тех, кто сам не живет соответственно им.

II. Новая манера изложения, в которой божественная мудрость передается притчами или короткими фразами, которые в себе содержат всю композицию и не связаны друг с другом. Мы уже читали божественные законы, истории и песни, а теперь нам предложены божественные притчи — такие разнообразные методы использует Безграничная Мудрость для нашего назидания, чтобы ни один камень не остался неперевернутым для нашего блага и у нас не было оправдания, если мы погибнем из-за собственной глупости. Наставление притчами было

(1) Старым методом назидания. Раньше всего он распространился среди греков. Каждый из семи мудрецов Греции имел высказывания, которые он сам высоко ценил и которые сделали его известным. Эти выражения были написаны на столбах и высоко почитались как слова, пришедшие с небес. A coelo descendit, Gnothi seauton. — Познать себя — это заповедь, сошедшая с небес.

(2) Простым и доступным методом назидания, который не требовал особых усилий ни от учителя, ни от ученика и не напрягал ни их разум, ни память. Большие промежутки времени и притянутые за уши доводы доставляют трудности тем, кто сочиняет учение, и тем, кто хочет уразуметь его, в то время как притча в ограниченном объеме заключает в себе и смысл, и довод и поэтому быстро постигается, легко внушается и хранится в памяти. И молитвы Давида, и назидания Соломона кратки, что мы можем порекомендовать тем, кто занят святым служением — молитвой и проповедью.

(3) Очень эффективным методом назидания, который поразительным образом соответствовал цели. Используемое здесь в качестве притчи слово Mashal произошло от слова, которое означает «господствовать» или «властвовать» благодаря повелевающей силе и влиянию, которые оказывают на сынов человеческих мудрые и весомые высказывания; и тот, кто учит с их помощью, dominatur in concionibus — господствует над своей аудиторией. Легко наблюдать, как притчи управляют миром. Как говорит древняя притча (1Цар 24:13), или как говорит притча древних (англ. пер.), она очень глубоко воздействует, формируя их взгляды и утверждая намерения. Значительная часть мудрости древних была передана потомству притчами, и некоторые считают, что о характере и наклонностях нации можно судить по содержанию ее народных притчей. Притчи в виде разговора подобны аксиомам философии, принципам закона и постулатам математики, которые никто не подвергает сомнению, но каждый стремится истолковать таким образом, чтобы иметь их на своей стороне. В то же время есть много порочных притчей, которые направлены на то, чтобы развратить человеческий разум и ожесточить во грехе. Дьявол имеет свои притчи, а мир и плоть — свои, которые порочат Бога и религию (как в Иез 12:22; Иез 18:2). В Своих притчах — которые все мудры и благи и предназначены для того, чтобы сделать нас такими же — Бог желает защитить нас от порочных влияний. Притчи Соломона не являются просто собранием мудрых высказываний, дошедших до нашего времени, как представляют некоторые, а все они были продиктованы Соломону Духом Божьим. Первая притча (Притч 1:7) подтверждает то, что Бог сказал человеку вначале: «Вот, страх Господень есть истинная премудрость» (Иов 28:28), и поэтому, хотя Соломон был великим человеком и его имя, как и имя любого другого человека, может рекомендовать нам его труды, в то же время вот, здесь больше Соломона. В этих писаниях через Соломона к нам обращается Бог. Я говорю «к нам», так как эти притчи были написаны нам в наставление; и когда Соломон обращается к своему сыну, то это увещевание предлагается нам, как сынам (Евр 12:5). И как для наших молитв нет книги более полезной, чем псалмы Давида, так и для правильного образа жизни нет книги более полезной, чем притчи Соломона, которые (как Давид говорит о заповедях) безмерно обширны и в ограниченном объеме содержат полный перечень божественных этических, политических и экономических истин, разоблачая всякий порок, хваля каждую добродетель и предлагая принципы управления собой для всевозможных взаимоотношений, условий и каждого поворота жизни. На основании Притчей Соломона и Книги Екклесиаста образованный епископ Холл (Hall) построил систему нравственной философии. Первые девять глав этой книги считаются введением из-за увещеваний изучать принципы мудрости и соответственно им поступать, а также из-за предостережений против того, что может этому препятствовать. Затем нам представлен первый том притчей Соломона (гл. 10−24), далее — второй том (гл. 25−29), далее — пророчества Агура (гл. 30) и Лемуила (гл. 31). Они имеют одну цель — направить нас правильно строить свой образ жизни, чтобы по ее окончании мы смогли увидеть спасение Господа. Наилучший комментарий к этим правилам — руководствоваться ими.

толкование Мэтью Генри на притчи Соломона, введение

ПОМОЧЬ НАМ В РАЗВИТИИ

Получили пользу? Поделись ссылкой!


Напоминаем, что номер стиха — это ссылка на сравнение переводов!


© 2016−2024, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога.