Библия тека

Собрание переводов Библии, толкований, комментариев, словарей.


4-я Царств | 15 глава

Толкование Мэтью Генри


В данной главе кратко изложена:

(I) История двух царей Иудеи:

(1) Азарии, или Озии (ст. 1−7), и (2) его сына Иоафама (ст. 32−38).

(II) История многих царей Израиля, которые царствовали в тот же период. Всего за это время их было пятеро, и все они, за исключением одного, были убиты, а их преемниками стали их убийцы.

1. Захария, последний из дома Ииуева, царствовал шесть месяцев; он был убит, и после него престол наследовал Селлум (ст. 8−12).

2. Селлум царствовал один месяц, был убит, и после него на престол взошел Менаим (ст. 13−15).

3. Менаим царствовал, или тиранствовал, десять лет, ибо его правление отличалось жестокостью (ст. 16) и безрассудными поборами. Он умер в своей постели, оставив престол своему сыну, которому также предстояло пострадать из-за него (ст. 16−22).

4. Факия царствовал два года, а затем был убит Факеем, наследовавшим его престол (ст. 23−26).

5. Факей царствовал двадцать лет и был убит Осией, который наследовал его престол и был последним царем Израиля (ст. 27−31), ибо дела царства обстояли таким образом, что все содействовало и приближало его окончательную гибель.

Стихи 1−7. Эти стихи вкратце рассказывают о царствовании Азарии.

1. Большая часть информации является общей и сообщает то же, что рассказывалось о других царях. Он был молод, когда взошел на престол, и царствовал долго (ст. 2). В большинстве случаев он поступал правильно (ст. 3) (благополучно то государство, где благочестивое царствование длится долго), но не обладал достаточной ревностью и смелостью, чтобы отменить высоты (ст. 4).

2. Его судьба отличается от истории других царей тем, что Бог поразил его проказой (ст. 5). Это более подробно вместе с тем, что послужило основанием для наказания, описывается во 2 Книге Паралипоменон 26:16 и далее, где также во всем объеме представлена слава, сопутствовавшая первой части его правления, равно как и бесславие последнего времени его царствования. Он поступал правильно, как и Амасия; подобно ему он начал хорошо, но пал до того, как закончил свое дело. Данные стихи сообщают, что (1) он был поражен проказой. Это говорит о том, что величайшие люди подвержены не только общим бедствиям, но также обычным слабостям, свойственным человеческой природе; и если они виновны в каком-либо отвратительном грехе, то наряду с ничтожнейшими людьми подвергаются самым скорбным ударам божественного мщения.

(2) Бог поразил его проказой, чтобы наказать за самонадеянное посягательство на служение священников. Если великие люди становятся гордыми, то тем или иным образом Бог смирит и даст им понять, что Он выше их и настроен против них, ибо Бог гордым противится.

(3) Он был прокаженным до дня смерти своей. Хотя у нас есть основания полагать, что он покаялся и его грех был прощен, тем не менее для предостережения других этот знак Божьего недовольства оставался на нем до конца жизни; и, возможно, это было хорошо для его души.

(4) Он жил в отдельном доме как человек, церемониально нечистый согласно закону, которому он должен был подчиниться, несмотря на то, что был царем. Тот, кто самонадеянно вторгся в Божий храм и решил, что является священником, был справедливо изгнан из собственного дворца и подвергся вечному заключению как узник или отшельник. Можно предположить, что его отдельный дом был очень удобным и соответствующим его положению. Некоторые переводы называют его свободный дом, где у него была возможность получать наслаждения. Тем не менее оказаться полностью отрезанным от общества и постоянно проживать в отдельном доме было большим унижением для такого прославившегося и занимавшего высокое положение человека, как Азария. Подобное положение для царей могло сделать их жизнь бременем, так как общаться они могли только со своими подчиненными; даже самые пассивные люди очень скоро устали бы от такого положения дел.

(5) Сын стал его наместником и управлял царским дворцом (ибо начальствовал над дворцом) и всем царством (ибо управлял народом земли); великим утешением для него самого и его царства был тот факт, что сын встал на его место.

Стихи 8−31. Для царства Израиля наилучшим было то время, когда царствовала семья Ииуя. Хотя в то время, когда царствовал он и три следующих правителя, в Израиле происходили многие отвратительные вещи (за что его постигали бедствия и скорби), но венец передавался по наследству и цари умирали в своих постелях, при этом правительство также заботилось о благополучии государства. Но теперь, когда дни этого дома подошли к концу, данные стихи описывают историю государства на протяжении тридцати трех лет, дела которого были в максимально вообразимом беспорядке. Горе женам, которые в то время носили детей и кормили их грудью (ст. 16), ибо это было время великих бедствий, когда страна отступила от закона и много было в ней начальников.

I. Давайте в общем проследим за плачевными изменениями и бедствиями, которые обрушились на них; эти времена вполне заслуженно можно назвать плохими.

1. Бог испытывал народ Израиля судами и милостями, пояснял их и принуждал к действиям через Своих служителей пророков; но израильтяне не желали каяться и изменяться, и поэтому Бог справедливо послал им бедствия, о которых предупреждал Моисей: «Если же пойдете против Меня... то Я прибавлю вам ударов всемеро» (Лев 26:21 и далее).

2. Бог исполнил Свое обещание, данное Ииую, и его сыновья до четвертого поколения восседали на престоле Израиля. Это была самая великая милость, оказанная какой-либо царской семье до или после этого. Бог сказал, что так будет (4Цар 10:30), и данная глава рассказывает, что так и было. Посмотрите, как точно Он исполняет Свои обещания. Господь долго собирался послать бедствия Израилю, и он заслужил их, но не был наказан, пока не исполнилось данное слово. Так Бог наградил Ииуя за его ревность, проявленную при искоренении поклонения Ваалу и дома Ахава; но когда мера грехов дома Ииуя наполнилась, Бог отомстил ему за пролитую им кровь, названную кровью Изрееля (Ос 1:4).

3. Все эти цари делали неугодное в очах Господних, ибо не отставали от грехов Иеровоама, сына Наватова. Хотя они конфликтовали друг с другом, но были единодушны в одном поддерживали идолопоклонство, и людям это нравилось; хотя при переливании из сосуда в сосуд они опустошались, но оставался в нем вкус его, и запах его не изменялся. Безусловно, печально, что их правительства так часто менялись и не становились лучше; среди всех, кто соперничал за власть, никто не полагал, что значительно посодействовал бы своим интересам, если бы уничтожил тельцов; все считали, что для этого нужно поддерживать поклонение им.

4. Все они (за исключением одного) составляли заговор против своих предшественников и убивали их Селлум, Менаим, Факия и Осия; все они были предателями и убийцами и, тем не менее, некоторое время оставались царями: один из них десять, другой двадцать и третий девять лет, ибо Бог может позволить нечестию какое-то время процветать и лишать царства богатства и почестей, но рано или поздно за кровь будет взыскано и с поступавшим вероломно тоже поступят вероломно. Один нечестивец часто становится бичом другого, и каждый из них в конце концов губит себя.

5. Амбиции людей, занимающих высокое положение, делают народ несчастным. Израильский город Типсах вместе с его окрестностями был жестоко уничтожен одним из этих царей (ст. 16); безусловно, каждый из них пробирался к престолу через потоки крови, и ни один из них не мог погибнуть в одиночку. Не могло быть большего проклятия для страны и большего бедствия для Израиля, чем такие люди, не беспокоившиеся о благополучии и покое своей страны, которая была принесена в жертву их мстительности и претенциозности их владычества.

6. И в то время, когда разделения разрушали израильский народ изнутри, цари ассирийские вначале один (ст. 19), а затем другой (ст. 29) выступили против него и поступали с ним, как хотели. Ничто так быстро не делает народ легкой добычей для общего врага, как внутренние раздоры и соперничество за власть. Счастлива та страна, где этот вопрос решен.

7. Именно в таком состоянии находился Израиль перед тем, как его основательно разорили и увели в плен, ибо таким оно было в девятый год правления Осии последнего из этих узурпаторов. Если бы в это время беспорядков и трудностей народ смирился перед Богом и взыскал Его лица, то тем самым мог бы предотвратить свое полное уничтожение, но когда Бог судит, то Он побеждает. Распри, которые были плодом злого духа, посланного Им, ускорили пленение, ибо царство, разделившееся в себе, очень скоро разоряется.

II. Давайте вкратце рассмотрим, как царствовали эти цари.

1. Захария, сын Иеровоама, начал царствовать в тридцать восьмой год Азарии, или Озии, царя Иудеи (ст. 8). Некоторые требовательные хронологи считают, что между царствованиями Иеровоама и его сына Захарии престол был свободен в течение двадцати двух лет, другие в течение одиннадцати лет, причиной чего стали волнения и распри в царстве. Тогда неудивительно, что Захария лишился престола еще до того, как утвердился на нем. Он царствовал всего лишь шесть месяцев, а затем Селлум поразил его пред народом, возможно, так же, как Цезарь был убит в сенате, или он публично предал его смерти как преступника с одобрения народа, для которого он каким-то образом сделал себя отвратительным; на этом закончилась линия Ииуя.

2. Но имел ли мир Селлум, убивший своего господина? Нет (ст. 13), он царствовал всего лишь один месяц, а затем был убит; возможно, на это событие ссылался пророк, живший в то время (Ос 5:7): «Ныне новый месяц поест их с их имуществом». Владычество, основанное на крови и лжи, редко бывает длительным. Вскоре Менаим, побуждаемый его преступлением или вдохновленный его примером, поступил с ним так же, как он поступил со своим господином: он умертвил его и воцарился вместо него (ст. 14). Возможно, он был военачальником армии, расположившейся в городе Типсах, и, услышав о предательстве и захвате власти Селлумом, поспешил наказать его, как поступил Амврий с Замврием в подобной ситуации (3Цар 16:17).

3. Менаим руководил царством десять лет (ст. 17). Но вопреки услышанному нами выражению, что цари дома Израилева цари милостивые (3Цар 20:31), Менаим оказался позором своей страны и настолько чудовищно жестоким правителем для подданных, колебавшихся в своем решении подчиниться ему, что не только разрушил этот город и его окрестности, но и, забыв, что сам был рожден женщиной, всех беременных женщин в нем разрубил (ст. 16). Мы можем удивляться, что подобная мысль вошла в сердце человека и сделала его таким жестоким, абсолютно потерявшим человечность. Этими жестокими методами он надеялся укрепить себя, напугать других и привлечь их на свою сторону. Но, похоже, он не достиг своей цели, ибо, когда против него выступил царь ассирийский, (1) Селлум так мало полагался на свой народ, что даже не осмелился встретить его, как врага, а был вынужден купить мир с ним за огромную цену.

(2) Он сильно нуждался в помощи, чтобы утвердить царство в руке своей, и договорился с царем ассирийским (который, безусловно, планировал позднее использовать это соглашение с выгодой для себя), чтобы тот помог ему справиться с собственными подданными, настроенными против него. Менаим приобрел его дружбу за огромную сумму денег не менее 1000 талантов серебра (ст. 19), которую взыскал с подданных, скорее всего, с помощью армии. Он разложил это серебро на всех людей богатых, весьма благоразумно пощадив бедных, возложив это бремя (как и следовало) на тех, кто мог нести его. Собрав деньги, он отдал их царю Ассирийскому в качестве платы за его армию по пятидесяти сиклей серебра на каждого человека. Так он избавился от захватчика на какое-то время; тот не оставил на земле израильской свои войска (ст. 20), но его армия в то время получила такую богатую добычу, не испытывая никаких затруднений, что это ободрило врагов вскоре вновь напасть на Израиль, когда они все опустошили. Так стал предателем своей страны тот, кто должен быть ее защитником.

4. Факия, сын Менаима, сменил на престоле своего отца, но царствовал всего два года, а затем был вероломно убит Факеем, пав под тяжестью бремени своего и отцовского нечестия. В его адрес, как и ранее, повторяется, что он не отставал от грехов Иеровоама. Это упоминается, чтобы показать, что Бог был праведен, послав погибель тем, кто пришел вскоре после него, так как они не желали изменяться (ст. 24). Похоже, на стороне Факея было несколько влиятельных людей, двое из которых здесь названы (ст. 25), и с их помощью он осуществил свой план.

5. Хотя Факей взошел на престол за счет предательства, но царствовал двадцать лет (ст. 27) так много времени прошло, прежде чем его вероломство вернулось на его голову; в конце концов ему пришлось расплатиться за него. Факей, сын Ремалии, (1) стал для своих соседей более значительной фигурой, чем все предыдущие узурпаторы, ибо даже в конце жизни (когда царствовал Ахаз, взошедший на престол в семнадцатый год его царствования) он представлял собой значительную угрозу для царства Иудеи, о чем мы читаем в Книге Исайи 7:1 и далее.

(2) Он был вынужден отдать большую часть своего царства царю ассирийскому. Здесь перечислены некоторые города (ст. 29), отнятые у него, вся земля Галаадская, расположенная по ту сторону Иордана, Галилея на севере, включавшая колена Неффалимово и Завулоново, которые были захвачены, а их жители уведены в плен в Ассирию. Этим судом Бог наказал его за попытку захватить Иудею и Иерусалим. Было предсказано, что два или три года спустя, после того как он совершил эту попытку, до того, как ребенок, рожденный в то время, сумеет выговорить: «Отец мой и мать моя», богатства Самарии понесут перед царем Ассирийским (Ис 8:4); и данные стихи описывают исполнение этого предсказания.

(3) Вскоре после этого он лишился жизни, вызвав негодование своих соотечественников, которые, возможно, были недовольны тем, что, напав на Иудею, он оставил их незащищенными перед иноземной армией. Этой ситуацией воспользовался Осия, который лишил его жизни и завладел венцом: он умертвил его и воцарился вместо него. Безусловно, очень хотел завладеть венцом человек, подвергавший себя опасности, как предатель, ибо к тому времени венец Израиля потерял наилучший из своих цветов и драгоценных камней и больше напоминал венец терновый, став предвестником смерти для всех, кто носил его; он был предан божественной справедливости, и вскоре ему надлежало лежать во прахе; ни один мудрый человек не поднял бы его, увидев на улице, тем не менее Осия не только посягнул на него, но и рискнул ради него, и это дорого ему стоило.

Стихи 32−38. Данные стихи вкратце описывают царствование Иоафама, царя Иудеи, о котором сообщается, (1) что он царствовал очень хорошо и делал угодное в очах Господних (ст. 34). Иосиф Флавий положительно характеризует его, утверждая, что он был очень благочестив перед Богом, справедлив с людьми и посвятил свою жизнь общественному благу; совершив какую-либо ошибку, он старался исправить ее и обладал всеми добродетелями, необходимыми для благочестивого правителя. Хотя высоты не были отменены, но для того, чтобы отвлечь людей от них и привязать их сильнее к святому Божьему месту, он оказывал величайшее почтение храму и построил верхние ворота, через которые входил в храм. Если гражданские власти не могут сделать все, что хотели бы, для подавления порока и безбожия, то пусть делают как можно больше для поддержания и распространения благочестия и добродетели, возвеличивая их. Если они не могут свергнуть высоты греха, то пусть строят и украшают верхние ворота дома Божьего.

(2) Что он умер в расцвете сил (ст. 33). О многих царях Иудеи сообщается, в каком возрасте они начали царствовать, и, исходя из этого, можно подсчитать, в каком возрасте они почили, но, насколько я помню, никакой информации не предоставлено о возрасте царей Израиля, а только период их царствования. Эту честь Бог оказал только царям дома Давидова, но не другим семьям. Из вычислений следует, что ни один из всех царей Иудеи не достиг возраста Давида семидесяти лет среднего возраста человека. Я не нахожу сведений о возрасте Асы. Озия дожил до шестидесяти восьми лет, Манассия до шестидесяти семи, Иосафат до шестидесяти. Эти три царя жили дольше всех, но многие другие, занимавшие важное положение, не достигли пятидесятилетнего возраста. Иоафам, о котором идет речь в данной главе, умер в возрасте сорока одного года. Он был слишком большим благословением для такого недостойного народа, чтобы долго оставаться у власти. Его смерть была наказанием, особенно если задуматься о том, каким был его сын и наследник.

(3) Что в дни его царствования Рецин, царь сирийский, и Факей, сын Ремалиин, царь израильский, заключили союз против Иудеи, который представлял собой настолько грозную силу в начале царствования Ахаза, что при известии о нем всколебалось сердце царя и сердце народа его, как колеблются от ветра дерева в лесу (Ис 7:2). Союзники поступили несправедливо, совершив попытку напасть на нее, но Писание в данном месте говорит (ст. 37): «В те дни начал Господь посылать на Иудею врагов» так же, как Он велел Семею проклинать Давида и савеянам напасть и ограбить Иова. Люди это Божья рука, меч и жезл в Его руке, которые Он использует, как Ему угодно, чтобы осуществить Свои праведные планы, хотя люди неправедны в своих стремлениях. Эта гроза собралась во время правления благочестивого Иоафама, но он сошел в могилу в мире, и она обрушилась на его нечестивого сына.

толкование Мэтью Генри на четвертую книгу Царств, 15 глава

ПОМОЧЬ НАМ В РАЗВИТИИ

Получили пользу? Поделись ссылкой!


Напоминаем, что номер стиха — это ссылка на сравнение переводов!


© 2016−2024, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога.