Библия тека

Собрание переводов Библии, толкований, комментариев, словарей.


4-я Царств | 15 глава

Новой Женевской Библии


15:1 В двадцать седьмой год Иеровоама. Т.е. в 767 г. до Р.Х.

15:2 Шестнадцати лет был он. Азария, также именуемый Озией (15:30,32,34; Ис 6:1), в первые годы царствования, видимо, делил власть со своим отцом (см. ком. к 14:23).

пятьдесят два года царствовал. Азария царствовал с 792 по 740 г. до Р.Х.

15:3 Он делал угодное в очах Господних. Т.е. следовал установлениям завета (см. ком. к 3Цар 2:2−4).

15:4 Только высоты не были отменены. См. 14:3−4; ком. к 3Цар 3:2.

15:5 был он прокаженным. По-видимому, Азария страдал какой-то кожной болезнью, но не проказой.

жил в отдельном доме. Для больного Азарии была построена специальная резиденция.

Иофам. Из-за болезни отца Иофам взял на себя обязанности по управлению страной.

начальствовал над дворцом. Т.е. занимал высший административный пост в Иудейском царстве (18:18; Ис 22:15−20).

15:6 в летописи царей Иудейских. См. ком. к 3Цар 11:41.

15:7 воцарился Иофам. См. 15:32−38.

15:8 В тридцать восьмой год Азарии. Т.е. в 753 г. до Р.Х.

царствовал шесть месяцев. Все царствование Захарии укладывается в один год. Захария был последним царем из династии Ииуя (10:30).

15:9 не отставал от грехов Иеровоама. См. ком. к 3Цар 12:31.

15:10 Селлум...убил его. Селлум вскоре сам был убит (ст. 14). Убийство Захарии положило начало долгому периоду борьбы за власть, сопровождавшейся дворцовыми переворотами. За тринадцать лет на израильском престоле сменились четыре царя: Захария, Селлум, Менаим и Факия. Цари восходили на израильский престол не получая благословения от пророков (Ос 8:4)

15:11 в летописи царей Израильских. См. ком. к 3Цар 11:41.

15:13 в тридцать девятый год Азарии. Т.е. в 752 г. до Р.Х.

царствовал один месяц. Через месяц после своего воцарения Селлум был убит.

15:14 из Фирцы. До основания Амврием Самарии Фирца являлась столицей северного царства (3Цар 14:17; 3Цар 15:21,33).

поразил Селлума. См. ком. к ст. 10.

15:15 в летописи царей Израильских. См. ком. к 3Цар 11:41.

15:16 Типсах. Поселение с таким названием располагалось далеко на севере, в верхнем течении реки Евфрат (3Цар 4:24), однако крайне маловероятно, чтобы в данном случае речь шла именно о нем. С другой стороны, в Септуагинте говорится о Таппуахе, поселении на границе владений Ефрема и Манассии (Нав 16:8; 17:7,8). По всей видимости, Менаим устроил резню именно там.

15:17 В тридцать девятом году Азарии. Т.е. в 752 г. до Р.Х.

царствовал десять лет. Менаим царствовал с 752 по 742 г. до Р.Х.

15:18 не отставал от грехов Иеровоама. См. ком. к 3Цар 12:31.

15:19 Фул, царь Ассирийский. Фул — одно из именований ассирийского царя Тиглатпаласара III (745−727 гг. до Р.Х.), в Библии называемого Феглаффелласаром (напр., 1Пар 5:26).

тысячу талантов серебра. Приблизительно такое же количество серебра Тиглатпала-сар III, по утверждению ассирийских хроник, получил в качестве дани от царя тирского.

чтобы руки его были за него. В обмен на уплату огромной дани царь ассирийский позволил Менаиму остаться на израильском престоле в качестве своего вассала. Таковы же были условия договора Тиглатпаласара III с царем тирским.

чтобы утвердить царство в руке своей. Признание зависимости от Ассирии требуется Менаиму для укрепления собственной власти над Израилем.

15:20 на всех людей богатых, по пятидесяти сиклей серебра. Даже для богатых израильтян пятьдесят сиклей являлись значительной суммой, поскольку в то время именно такова была цена взрослого раба.

15:21 в летописи царей Израильских. См. ком. к 3Цар 11:41.

15:23−26 После смерти Менаима на израильский престол взошел его сын Факия, проявивший себя таким же идолопоклонником, как и его предки.

15:23 В пятидесятый год Азарии. Т.е. в 742 г. до Р.Х.

царствовал два года. Т.е. с 742 по 740 г. до Р.Х.

15:24 не отставал от грехов Иеровоама. См. ком. к 3Цар 12:31.

15:25 Факей, сын Ремалии. Факей стремился к союзу с Сирией, чтобы объединенными усилиями сирийцев и израильтян положить конец ассирийскому господству в присредиземноморском регионе (16:1−9; Ис 7:1−25).

пятьдесят человек Галаадитян. Возможно, что Факей, подобно Селлуму и Менаиму (ст. 10 и 14), был уроженцем Галаада. К тому же, есть основания полагать, что прежде чем захватить израильский престол, он занимал пост правителя этой области.

умертвил его. См. ком. к ст. 10.

Войны Ассирии против Израиля и Иудеи (734−732 гг. до Р.Х.).

15:26 в летописи царей Израильских. См. ком. к 3Цар 11:41.

15:27−31 Факей, убив Факию, воцаряется над Израилем. В царствование Факея ассирийцы вторглись в Израиль и захватили часть его территории.

15:27 В пятьдесят второй год Азарии. Т.е. в 740 г. до Р.Х.

царствовал двадцать лет. Факей царствовал в Израиле с 740 по 732 г. до Р.Х.

15:28 не отставал от грехов Иеровоама. См. ком. к З Цар. 12:31.

15:29 Феглаффелласар. Т.е. Тиглатпаласар III. Судя по перечисленным в данном стихе топонимам, ассирийцы захватили северную часть Израильского царства. В ходе кампании 733−732 гг. до Р.Х. Тиглатпаласар также вторгся в Сирию и разграбил ее столицу Дамаск (16:9).

переселил их в Ассирию. Господь продолжает «отрезать части от Израильтян» (10:32), уменьшая как территорию, так и население страны.

15:30 в двадцатый год Иоафама. Т.е. в 732 г. до Р.Х.

Осия. См. 17:1−6.

15:31 в летописи царей Израильских. См. ком. к 3Цар 11:41.

15:32 Во второй год Факея. Т.е. в 750 г. до Р.Х.

15:33 Двадцати пяти лет был он. По всей видимости, в течение десяти лет Иоафам являлся соправителем своего отца Озии, иначе называемого Азарией (см. ком. к ст. 2).

шестнадцать лет царствовал. Иоафам царствовал с 750 по 735 г. до Р.Х.

15:34 Он делал угодное в очах Господних. Иными словами, Иоафам твердо хранил верность завету (см. ком. к 3Цар 2:2−4).

15:35 Только высоты не были отменены. См. ком. к 3Цар 3:2.

верхние ворота при доме Господнем. Эти ворота, называемые также «верхними воротами Вениаминовыми при доме Господнем» (Иер 20:2), располагались в северной части храмового комплекса и были обращены в сторону владений колена Вениаминова.

15:36 в летописи царей Иудейских. См. ком. к 3Цар 11:41.

15:37 Рецина, царя Сирийского. Рецин был последним сирийским царем. Образовав союз против Ассирии, Сирия и Израиль стремились силой заставить Иудею примкнуть к этому союзу (см. ком. к ст. 29 и 30; 16:5−12).

комментарии Женевской Библии на четвертую книгу Царств, 15 глава

СТАНЬТЕ НАШИМ «АНГЕЛОМ»

Получили пользу? Поделись ссылкой!


Напоминаем, что номер стиха — это ссылка на сравнение переводов!


© 2016−2022, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога.
По всем вопросам, кроме богословских, пишите сюда — biblestudydev@gmail.com. P.S.: Мы ничем не торгуем!