Библия тека

Собрание переводов Библии, толкований, комментариев, словарей.


2-я Царств | 10 глава

Толкование Мэтью Генри


В данной главе приводится описание войны Давида с аммонитянами и их союзниками сирийцами, причем упоминается, что именно послужило поводом к войне, и сообщается о победе.

I. Давид отправил дружеское посольство к царю аммонитян Аннону (ст. 1−2).

II. На основании грязного подозрения в злом умысле Аннон унизил послов Давида (ст. 3−4).

III. Для Давида это стало оскорблением (ст. 5), и аммонитяне стали готовиться к войне с ним (ст. 6).

IV. Давид решил вести с ними войну в их стране и послал против них Иоава и Авессу, которые смело вступили в сражение и весьма умело руководили ходом такового (ст. 7−12).

V. Аммонитяне и их союзники сирийцы потерпели полное поражение (ст. 13−14).

VI. Собравшееся вновь войско сирийцев было разбито во второй раз (ст. 15−19). Таким образом Давид еще больше укрепил свою репутацию человека, который на любезность отвечает благодарностью, а на оскорбление правосудием.

Стихи 1−5. Здесь мы узнаем:

I. Об огромном почтении, которое Давид засвидетельствовал своему соседу царю аммонитян (ст. 1−2).

1. К этому его побудила какая-то услуга, оказанная ему раньше покойным царем Наасом. Давид говорит, что тот оказал ему благодеяние (ст. 2), и поэтому (памятуя о том, какое удовлетворение ему принесло проявление милости к Мемфивосфею ради его отца) он решает оказать любезность Наасову сыну и поддерживать с ним дружеские отношения. Точно так же совершение одного доброго и великодушного поступка и нас должно вдохновлять на второй. Наас был врагом Израиля, причем врагом немилосердным (1Цар 11:2), тем не менее Давиду он оказал услугу, возможно, лишь из желания досадить Саулу, который был с ним суров. Как бы там ни было, если Давид принимает услугу, то с его стороны не совсем любезно исследовать ее причину и истоки, и он решает ответить на таковую благодарностью. Когда фарисей подает милостыню из тщеславия, Бог не желает его вознаграждать, тем не менее принимающему подаяние следует поблагодарить за него. Бог знает сердца, а мы не знаем.

2. Конкретным проявлением почтения стало отправление к царю аммонитян посольства с соболезнованием по поводу смерти его отца, что принято среди правителей, которые состоят в союзе друг с другом: послал Давид слуг своих утешить Аннона. Следует заметить, что для детей, когда их родители умирают, большим утешением служит свидетельство, что друзья родителей являются и их друзьями и намерены поддерживать с ними отношения. Для скорбящих будет большим утешением знать, что кто-то скорбит вместе с ними, чутко относится к их потере и считает ее потерей и для себя. Для людей, которые уважают память своих умерших родственников, будет большим утешением видеть, что и другие проявляют к ней подобное почтение и ценят тех, кого ценили они.

II. Об огромном оскорблении, которое царь аммонитян Аннон нанес Давиду, обесчестив его послов.

1. Аннон прислушался к недоброжелательным домыслам своих князей, которые внушили ему, что Давидовы послы только притворились утешителями, а на самом деле они соглядатаи (ст. 3). Неискренние люди готовы подозревать в неискренности других; и кто желает зла своим соседям, тот ни за что не поверит, что соседи могут желать добра. Заподозрить Давида в притворстве они могли лишь потому, что знали, что наденут маску сами, если понадобится. Необоснованные подозрения свидетельствуют о нечестивом уме. По этому поводу епископ Патрик отмечает: «Даже самое очевидное и понятное может быть истолковано превратно и, как правило, толкуется превратно людьми, которые никого, кроме себя, не любят». Люди величайшей чести и достоинства не должны удивляться тому, что их действия и слова подчас неверно толкуют. Любовь не мыслит зла.

2. Подхватив это мерзкое подозрение, Аннон подло унизил послов Давида, при этом он поступил как человек злобного и ничтожного духа, которому больше подошло бы чистить выгребные ямы, а не носить корону. Будь у него какие-то основания подозревать, что Давидовы послы пришли со злым умыслом, он поступил бы благоразумнее, если бы повел себя с ними сдержанно и отпустил их как можно скорее; но очевидно, что он просто искал повод опозорить их, насколько это в его силах, из-за неприязни к их царю и стране. Послы сами по себе были людьми чести, еще большую честь им делало то, что они являлись представителями пославшего их царя, к тому же послы и их репутация находятся под особой защитой международного права. Они доверяли аммонитянам и пришли к ним без оружия, а Аннон обошелся с ними, как с мошенниками и бродягами, и что еще хуже обрил каждому из них половину бороды, и обрезал одежды их наполовину, чтобы они подверглись насмешкам и презрению со стороны слуг, чтобы стали объектом шуток и выглядели отвратительно.

III. О трогательной заботе Давида о своих слугах, которых так унизили. Он послал им навстречу, чтобы они знали, как сильно он сам переживает из-за этого скандала и как быстро отомстит за него, при этом он велел им оставаться в Иерихоне, в уединенном месте, где у них не будет повода появляться в обществе, пока половины сбритых бород не отрастут до такой длины, по которой можно подровнять оставшуюся часть, чтобы это выглядело прилично (ст. 5). Иудеи носили длинные бороды, почитая за честь выглядеть старше и солиднее; и поэтому появиться при дворе, отличаясь от ближних, было недостойным людей их ранга. Вероятно, у них была с собой перемена одежд, и они переоделись, сняв обрезанные; но потерю бороды так быстро не восстановишь; тем не менее со временем вырастет и борода, и все будет в порядке. Давайте научимся не принимать слишком близко к сердцу несправедливые поношения; с течением времени они изгладятся и обернутся против тех, кто их совершил, тогда как пострадавшая репутация со временем восстановится, как эти бороды. Бог выведет, как свет, правду твою, поэтому надейся на Него (Пс 36:6−7). Существует мнение, что этим бесчестием со стороны царя Аннона Давид был наказан сполна за почтение и стремление снискать благосклонность этого языческого правителя, которого он знал как давнего врага Израиля и мог бы вспомнить, как тот желал выколоть правый глаз каждому жителю Иависа Галаадского, замышляя тем самым положить бесчестие на всего Израиля (1Пар 11:2). Разве можно ожидать лучшего обхождения от этой злобной семьи и народа? Зачем стремиться к дружбе с народом, у которого с Израилем не должно быть ничего общего, ибо сказано, что аммонитянин не может войти в общество Господне, и десятое поколение их не может войти (Втор 23:3).

Стихи 6−14. Здесь мы узнаем:

I. О подготовке аммонитян к войне (ст. 6). Они увидели, что вызвали у Давида отвращение и подвергли себя заслуженному недовольству с его стороны. Они могли легко это предвидеть, когда оскорбляли Давидовых послов, ибо это было не чем иным, как подстрекательством к войне и дерзким публичным оскорблением. Тем не менее они, по-видимому, не учли, что не способны со своими тысячами сойтись в схватке, ибо сейчас увидели, что не равны по силам противнику, и поэтому поспешили нанять к себе на службу войска других народов. Подобным же образом и грешники дерзко раздражают Бога и подвергают себя Его гневу, никогда не задумываясь о том, что Он сильнее их (1Кор 10:22). Аммонитяне первыми бросили вызов и первыми стали собирать войска, чтобы оправдать таковой. Если бы они смирились и попросили у Давида прощение, то, вероятно, искуплением за оскорбление могла бы послужить моральная сатисфакция. Но когда аммонитяне столь отчаянно решили стоять на своем, то навлекли на себя погибель.

II. О стремительном нападении, совершенном на аммонитян войсками Давида (ст. 7). Когда Давид услышал об их военных приготовлениях, то послал Иоава с огромной армией атаковать аммонитян. Кто воюет с Сыном Давидовым, тот не просто спровоцировал Его, но и начал войну; ибо Он медлит, чтобы помиловать, но они противятся Ему, и поэтому если кто не обращается, то Он изощряет Свой меч (Пс 7:12). У Бога есть войска, чтобы послать против тех, кто открыто пренебрегает Его гневом (Ис 5:19), и таковые убедятся (впрочем, когда будет уже слишком поздно), что невозможно восставать против Него и оставаться в покое. Давид благоразумно перенес войну на территорию их страны, чтобы сражение произошло у ворот столицы аммонитян Раввы, или, существует мнение, у пограничного города Медевы, прежде чем поставили войска охранять побережье (1Пар 19:7). Ужасы и опустошение, которое несет война, столь велико, что каждый добрый правитель из любви к своему народу будет по возможности вести войну вдали от него.

III. О приготовлениях обеих сторон к сражению.

1. У врага было два воинских подразделения, которые расположились в разных местах: собственные войска аммонитян стояли у ворот города; второе же подразделение, состоявшее из сирийцев, которым платили, находилось на расстоянии в поле, чтобы атаковать войско Израиля с фланга или с тыла, тогда как аммонитяне собирались нападать спереди (ст. 8).

2. Иоав, будучи мудрым военачальником, быстро разгадал замысел врага и соответственно разбил и свое войско на два подразделения: самых опытных воинов он взял под свое командование, чтобы сражаться против сирийцев, о которых он, вероятно, знал, что они сражаются лучше, кроме того, как наемники, они были более искушенными в ратном деле (ст. 9). Остальную часть войска он отдал под командование своего брата Авессы, чтобы выступили против аммонитян (ст. 10). По-видимому, Иоав увидел, что враг настолько хорошо подготовился к бою, что его искусство главнокомандующего и мужество подвергались в тот момент небывалому испытанию.

IV. О речи, произнесенной Иоавом перед сражением (ст. 11−12). Она была не длинной, но весьма уместной и смелой.

1. Он благоразумно совещается со своим братом Авессой о разделении войска, причем не с тем, чтобы ослабить его, но, если какая-то из частей будет испытывать затруднения, вторая придет ей на помощь. Иоав готов к худшему что одной из частей придется отступать; и в таком случае будет дан сигнал, чтобы вторая часть послала отряд на помощь. Следует заметить: взаимопомощь это братский долг. При необходимости ты поможешь мне, а... я приду к тебе на помощь. Так и воинам Христа надлежит поддерживать друг другу руки в духовной брани. Сильный должен оказывать поддержку и помогать слабому. Кто Божьей благодатью победил искушения, тот должен наставлять, утешать и молиться об искушаемых. И ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих (Лк 22:32). Члены природного тела помогают друг другу (1Кор 12:21).

2. Иоав смело воодушевляет себя, своего брата и остальных воинов и их начальников стараться изо всех сил. Серьезные опасности становятся испытанием на присутствие настоящего мужества. Когда Иоав увидел наступление врага как перед собой, так и сзади, то не стал давать приказ к достойному отступлению, а воодушевил своих людей на более яростное участие в сражении: будь мужествен, и будем стоять твердо, причем не за плату или повышение по службе, не ради собственной славы и чести, а за народ наш и за города Бога нашего, за общественный покой и благополучие, что немало содействует Божьей славе. Дословно: за Бога и за нашу страну. «Давайте будем доблестными из любви к Израилю нашему народу, происходящему от того же корня, ибо за него мы сражаемся и будем иметь мир, если у него есть мир; из любви к Богу, ибо именно за Его города мы сражаемся и защищаем их». Когда мы видим, что какой-либо человек, предмет или явление дороги Богу, то они должны стать дороги и нам и побуждать нас к особому прилежанию в служении.

3. Иоав благоговейно предоставляет исход дела Богу: «Когда мы исполним свою часть свой долг на своем месте, тогда Господь сделает, что Ему угодно». Посвятим же себя исполнению всецело, независимо от успеха; давайте сделаем Божье дело, и тогда исполнится Божья воля о нас. Когда мы сознательно исполняем свой долг, то с огромным удовольствием можем предоставить исход Богу, не думая о том, что наша доблесть обязывает Его даровать нам успех, но зная, что Он вправе поступить, как Ему угодно, и все же надеясь на Его спасение, которое Он совершит Своим способом и в Свое время.

V. О победе Иоава над объединенными войсками сирийцев и аммонитян (ст. 13−14). Он готовился к худшему, допуская возможность, что сирийцы и аммонитяне окажутся для него слишком сильными (ст. 11); на самом же деле это он оказался слишком сильным для тех и других. Мы не препятствуем собственному успеху, если готовы к разочарованию. Сначала Иоав поразил сирийцев, а затем Авесса аммонитян; похоже, что аммонитяне совсем не сражались, но при отступлении сирийцев убежали в город. Воины подвергаются искушению обратиться в бегство, когда за ними находится город, в котором можно скрыться. Одно дело, когда люди имеют выбор сражаться или бежать, другое дело, когда они обязаны либо сражаться, либо умереть.

Стихи 15−19. Здесь мы узнаем:

(1) О новой попытке сирийцев восстановить утраченную честь и остановить продвижение победоносной армии Давида. Рассеявшиеся недавно войска были созваны вновь и собрались вместе (ст. 15). Даже потерпевшие поражение стремятся продолжить свое дело, пока в нем теплится жизнь. Так поступают и враги Сына Давидова (Мф 22:34; Откр 19:19). Зная о собственной неспособности, они призвали на помощь своих союзников и представителей зависимых территорий с другого берега Иордана (ст. 16) и, получив такое подкрепление, надеялись взять реванш над Израилем, но они не знают мыслей Господних и не разумеют совета Его, что Он собрал их как снопы на гумно (см. Мих 4:11−13).

(2) О том, как эта попытка потерпела поражение благодаря бдительности и доблести Давида, который, когда его поставили в известность, решил не ждать, пока враги нападут первыми, а лично возглавил свою армию и повел ее через Иордан (ст. 17) и в решительном сражении разгромил сирийцев (ст. 18), убив 7000 человек, закрепленных за семьюстами колесницами, и 40000 других воинов конницы и пехоты, как очевидно на основании сравнения с параллельным местом (1Пар 19:18). Полководец сирийцев был убит в этом бою, и Давид, вне всякого сомнения, возвращался домой с триумфом.

(3) О следствиях этой победы над сирийцами.

[1] У Давида появилось несколько данников (ст. 19). Цари, или мелкие правители, которые подчинялись раньше Адраазару, когда увидели, как могуществен Давид, то весьма мудро заключили мир с Израильтянами, с которыми, как они убедились, лучше не воевать, и покорились им, поскольку Израиль способен предоставить им защиту. Таким образом исполнилось наконец-то обетование, данное сначала Аврааму (Быт 15:18), а затем Иисусу Навину (Нав 1:4), что границы Израиля будут простираться до реки Евфрат.

[2] Аммонитяне лишились своих старых союзников. Сирийцы боялись более помогать Аммонитянам не столько из-за того, что их дело было неправым (оправдывающим преступление, состоявшее в нарушении международного закона), сколько по причине безнадежности их дела, в чем они убедились. Опасно помогать тем, против кого Бог, ибо, когда таковые падут, их помощники падут вместе с ними. Иисус Христос, Сын Давидов, отправил Своих послов, Своих апостолов и служителей (после того как посылал рабов Своих пророков) к иудейской Церкви и к народу; но те обращались с ними бесчестно, как Аннон с послами Давида, насмехались над ними, унижали их и убивали; именно это наполнило меру их беззаконий и навлекло на них погибель безвозвратно (Мф 21:35−41; 22:7; ср. 2Пар 26:16); ибо Христос воспринимает оскорбления и раны, нанесенные Его служителям, как Свои собственные, и надлежащим образом отомстит за них.

толкование Мэтью Генри на вторую книгу Царств, 10 глава

ПОМОЧЬ НАМ В РАЗВИТИИ

Получили пользу? Поделись ссылкой!


Напоминаем, что номер стиха — это ссылка на сравнение переводов!


© 2016−2024, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога.