8:1−18 Пророк перечисляет разновидности процветавшего в городе идолопоклонства: поклонение «идолу ревности» (ст. 5−6); поклонение «животным» (ст. 7−13); культ «Фаммуза» (ст. 14−15); поклонение «солнцу» (ст. 16). Все слои общества были заражены грехом: и старейшины (ст. 11−12), и женщины (ст. 14), и даже священники (ст. 16).
8:2 вот подобие мужа. См. 1:27.
8:3 принес меня... в Иерусалим. Некоторые исследователи предполагали, что пророк на самом деле перенесен был Духом Божиим в Иерусалим или что он сам однажды совершил туда поездку (см. ком. к 6:1−3). Но эти предположения не являются обязательными: пророк здесь путешествует лишь в воображении, такое с ним бывало и раньше, а также случалось с другими пророками (3:12,14; 37:1; 40:1; 2Кор 12:20).
8:5 с северной стороны у ворот. Эти ворота соединяли внешний двор храма с внутренним.
идол ревности. Ср. ст. 3: «возбуждающий ревность». Он навлекает на себя особый гнев ревнующего о собственной чести Господа (Исх 20:5), потому что как раз на этом месте следовало пребывать славе Божией (см. ст. 4), а отнюдь не идолу. Под идолом ревности подразумевается, вероятно, Астарта, ханаанская богиня.
8:10 изображения... животных. Поклонение животным — это поклонение твари, а не Творцу (Рим 1:25). Человек по обетованию Божию должен владычествовать над животными (Быт 1:28), а не обожествлять их.
8:11 Иезания, сын Сафанов. Писец Сафан был исполнителем реформы царя Иосии (4Цар 22:3−14; 2Пар 34:8,15−20). Воскурение благовоний во храме составляло исключительное право священников (2Пар 26:16−21; Исх 30:7−10; Чис 16:40; Чис 18:1−7).
8:14 по Фаммузе. Во времена Иезекииля Фаммуз почитался как бог плодородия и владыка низшего мира. Поклонение Фаммузу было связано с ежегодными циклами умирания и возрождения растительности. См. Втор 28:11−12; Агг 1:10−11; Агг 2:15−19; Зах 8:10−12).
8:16 двадцати пяти мужей. В помещение между жертвенником и притвором храма могли входить только священники. Храм смотрел на восток. Вместо того, чтобы обратить свои лица ко храму и, будучи предстателями народа, оплакивать его прегрешения (9:4; ср. Иоиль 2:17), эти двадцать пять мужей буквально повернулись спинами к дому Божию и ко Господу, меж херувимами восседающему в нем, чтобы поклониться восходящему солнцу.
8:17 землю наполнили нечестием. Прегрешения, которые пророк обличает в этой главе, преимущественно касаются извращений в религиозном культе.
ветви подносят к носам своим. На некоторых ассирийских рельефах изображены люди, прикрывающие лица ветвями. Таков был один из жестов благочестия и поклонения.
комментарии Женевской Библии на книгу пророка Иезекииля, 8 глава