43:1−5 Ранее пророк видел славу Господню, как она покидала город (10:18−22; 11:22−24); ныне, в новом видении, он свидетельствует ее возвращение. Слава приходит с востока, куда она и ушла в прошлом (11:23). Слава Господня присутствовала также над скинией и над храмом Соломона при их освящении (Исх 40:34−35; 3Цар 8:10−11). См. ком. к 11:23−24. В дальнейшем восстановленный храм был построен, однако, не по образу-плану видения Иезекииля; это было более скромное строение, чем храм Соломона (1 Езд 3:12−13; Агг 2:3). Тем не менее пророк Аггей провидел, что слава второго храма превзойдет славу первого (Агг 2:7−9). Слава Божия сойдет на второй храм, когда Иисус Христос станет пребывать среди людей.
43:7 это место престола Моего. Иерусалимский храм считали местом пребывания престола Божия; Бог, как полагали, восседал на херувимах в Святом Святых (Пс 79:2; Пс 98:1; Пс 131:13−14; Ис 37:16).
43:10 чтобы сняли с него меру. Планы построения святилища Израиля в прошлом исходили от Бога; точно так же и планы храма в видении Иезекииля — Божественного происхождения (см. ком. к 40:1 — 48:35). Ср. Чис 27:12−13; Втор 32:52; Втор 34:4.
43:12 Вот закон храма. Видение Иезекиилем храма — это единственное в Библии собрание культовых законов, если не считать установлений Моисея. Как и Моисей, Иезекииль получил закон на вершине горы (40:2).
43:13 вот размеры жертвенника. Жертвенник был выстроен как последовательность площадок, находящихся на разных ярусах, и более высокая была уже более низкой. В этом можно видеть влияние месопотамских зиккуратов (зиккурат — в архитектуре Древней Месопотамии — культовая башня, имевшая 3−7 ярусов, которые соединялись между собой лестницами и пандусами). Ср. Исх 20:24−26.
считая локоть в локоть с ладонью. См. ком. к 40:5.
43:18−27 Здесь излагаются уставы для освящения жертвенника. В первый день в жертву за грех приносится телец (ст. 18−21); во второй день — козел без порока (ст. 22−24). Затем в остальные дни приносили по козлу, по тельцу и по овну (ст. 25−26). Когда закончится время освящения, смогут начаться регулярные жертвоприношения (ст. 27). Ср. 2Пар 7:8−9. Священники не из племени Садока (43:19) при освящении были исключены из служения (см. ком. к 44:15).
43:18 для кропления на него кровью. См. Исх 29:16; Лев 4:6; Лев 5:9.
43:21 на назначенном месте дома вне святилища. См. Исх 29:14; Лев 4:12,21; Лев 8:17. Автор Послания к Евреям воспринял эти наставления как свидетельство принесения Христом Самого Себя в жертву (Евр 13:11−13).
комментарии Женевской Библии на книгу пророка Иезекииля, 43 глава