40:1 — 48:35 Интерпретации этих глав различны. Одни усматривают в них нечто вроде плана-чертежа и указаний по строительству города, по которым будут производить работы либо возвратившиеся из плена, либо будущие поколения (ср. 43:10−11). Правда, некоторые элементы плана в пророческом видении выходят за рамки буквального понимания (напр., 47:1−12). Другие исследователи истолковывают видение Иезекиилем храма как символическое описание пути, на котором Бог благословит Свой народ. Храм воплощал избирательное присутствие Бога среди Своего народа. В форме видения и символизма (40:2; Чис 12:6) пророк описывав будущее Израиля, когда присутствие Бога среди Своего народа превзойдет все, что Израиль когда-либо видел в своей истории.
40:1 В двадцать пятом году. Речь идет о 573 г. до Р.Х. Можно предположить, что видение Иезекиилем будущего века пришлось на новый год.
40:2 В видениях Божиих. См. ком. к 1:1; 8:3.
поставил меня на весьма высокой горе. Вероятно, имеется в виду гора Сион, на которой находился Иерусалимский храм (17:22−24; 20:40; ср. Пс 47:2,3; Ис 2:2; Мих 4:1). Пророку предстоит обойти святую гору, как раньше ее обошел царь-псалмопевец (Пс 47:13−14).
40:3 вот муж, которого вид как бы вид блестящей меди. Пророка в его обходе города сопровождает ангел.
в руке его... трость измерения. Ср. 4Цар 21:13; Ам 7:7−8; Зах 2:1−2; Откр 21:10,15.
40:4 все, что увидишь, возвести дому Израилеву. Апостол Иоанн также получал подобные наставления (Откр 1:11).
40:5 трость измерения в шесть локтей. В Израиле употреблялись два вида мерных локтей: короткий локоть (около 44 см) и длинный локоть (около 51:8 см; 43:13; 2Пар 3:3); последний и имеется здесь в виду. Таким образом, мерная трость имела длину немногим более трех метров.
Храм Иезекииля.
40:6 взошел по ступеням. К храму подходили по ступеням, поднимаясь до платформы, которая служила внешним двором. Следующая лестница подводила к еще более высокой платформе, служившей внутренним двором (ст. 34,37). Еще один лестничный марш вел к зданию храма (ст. 49).
40:7 в каждой боковой комнате. Иначе: «в альковах (комнатах) для стражей». Поскольку стена отделяла священные помещения храма от внешних светских и доступных для всех территорий, у входа в храм стояли стражники (2Пар 8:14; 2Пар 35:15; 12:25,45,47; 13:5).
40:10 Боковых комнат... три. По описанию, ворота нового храма очень похожи на храмовые ворота времен царя Соломона, обнаруженные при раскопках Гацора, Мегиддо и Газера (3Цар 9:15). У главного прохода по центру ворот были построены по три комнаты на каждой стороне; в этих комнатах размещались стражи ворот, которые одновременно были стражами храмовых святилищ.
40:16 и на столбах — пальмы. См. также ст. 22,31,34,37. Древние израильские святилища обычно украшались растительным орнаментом; разнообразные деревья и кустарники обрамляли священную территорию (Исх 25:34; Исх 37:19; 3Цар 6:18,29,32,35), имитируя райский сад и воздвигая перед Израилем задачу возвратиться в этот сад Божий (см. ком. к 15:1−8).
40:17 привел он меня на внешний двор. Пришедшие на поклонение могли беспрепятственно проходить во внешний двор, но во внутренний двор доступ имели лишь священники и левиты. В тексте не разъясняется назначение тридцати комнат, расположенных по периметру внешнего двора.
40:20−27 Двое других ворот, которые вели во внешний двор, ничем не отличались от восточных ворот (ст. 5−16).
40:28 привел он меня... во внутренний двор. Внутренний двор стеной отделялся от внешнего; он также имел трое ворот (ст. 28−37).
40:38 там омывают жертвы всесожжения. Животных, предназначенных к жертвоприношению, забивали в воротах внутреннего двора, где помещался также и жертвенник (43:13−27). Части забитых жертвенных животных тщательно омывались (Лев 1:9,13; 2Пар 4:6).
40:43 крюки... приделаны были к стенам здания. Предназначенные для жертвоприношения части животных развешивались на крюках.
40:45 эта комната ... для священников. Во внутреннем дворе, поблизости о северных и южных ворот, находились комнаты, предназначенные для священников. Комнату в северной части занимали священники, отправлявшие службу у жертвенника (ст. 46), а комнату в южной части — занятые на других службах храма (ст. 45).
40:46 это сыны Садока. См. ком. к 44:15.
40:48 — 41:4 Подобно разрушенному храму Соломона, храм, который в видении осматривал Иезекииль, состоял из трех помещений: из вестибюля, или притвора (40:48−49); внешнего святилища (41:1−2); внутреннего святилища (Святое Святых) (41:3−4). Храмовое здание было поднято над окружающим пространством двора, и к притвору также надо было подниматься по лестницам (40:49). См. ком. к 40:6. Входы из внешних помещений во внутренние постепенно сужались. Подобно символике подъема в высоту при подходе к храмовому зданию сокращение ширины ворот свидетельствовало о возрастании степени святости.
40:49 были подпоры у столбов. Столбы, вероятно, были очень похожи на столбы с именами Иахин и Воаз, которые стояли перед храмом Соломона (3Цар 7:15−22).
комментарии Женевской Библии на книгу пророка Иезекииля, 40 глава