4:1−3 Иезекииль, нарисовав Иерусалим на необожженном кирпиче, придал особый вес своим словам. Ср. 3Цар 11:30; 3Цар 22:11; 4Цар 13:17; Ис 20:2−4; Иер 13:1−14; Иер 19:1−10. В ходе раскопок в ряде местностей Месопотамии были обнаружены кирпичи и глиняные таблички, на которых процарапаны карты или архитектурные сооружения. Пророк наглядно предсказывает осаду, которой подвергнется Иерусалим в 597 г. до Р.Х. и которая завершится его разрушением.
4:3 возьми... железную доску. В данной ситуации железная доска, поставленная между пророком и городом, символизирует непримиримый разрыв между Богом и Иерусалимом. Молитвы жителей святого города не дойдут до Него, и Он не придет им на помощь.
4:4 положи... беззаконие. Двойственная природа пророческого служения — быть голосом Божиим по отношению к народу и предстательствовать перед Богом за народ — выражена во второй половине символического действия. Сейчас пророк представляет народ и несет на себе его грехи (ср. Исх 32:30−32; Рим 9:3).
4:5−6 триста девяносто дней... сорок дней. Каждый день символизирует год беззакония (4:6; ср. Чис 14:34; Дан 9:27). Вероятно, наиболее естественным объяснением срока в 390 дней является то, что он отражает осуждение грехов Израиля начиная с момента, когда Иерусалим был заселен израильтянами, или же со времени освящения храма вплоть до его разрушения. Некоторые интерпретаторы полагают, что период в 430 лет есть символическое повторение продолжительности рабства Израиля в Египте (Исх 12:40−41).
4:9−11 Иезекииль должен был существовать на скудном рационе во время своих предсказаний об осаде Иерусалима. См. Втор 28:52−57; 4Цар 6:25; 4Цар 7:12; Иер 15:2; Иер 19:9.
4:10 весом по двадцати сиклей в день. Такое количество хлеба из смешанных зерновых составляет по весу восемь унций (28,35 гр.).
4:11 по шестой части гина пей. Это количество воды соответствует примерно пинте с небольшим или 0:6 литра (см. ком. к 45:24).
4:12−15 Соблюдать все предписания ритуальной чистоты во время осады было невозможно, даже такому ревностному священнику, каким был Иезекииль. Пророк протестует против предписания Бога, приказавшего ему печь хлебы на человеческом кале, — ведь он никогда не нарушал законов, которыми определяется, что Израилю разрешено в пищу и что нет (44:31; Исх 22:31; Лев 7:19−24; Лев 11:8,39−40; Лев 22:8; Втор 14:3,8). Вследствие протеста Бог разрешил ему употреблять для выпечки хлебов коровий помет, который до сих пор используют как топливо на Ближнем Востоке (ср. 4Цар 18:27).
комментарии Женевской Библии на книгу пророка Иезекииля, 4 глава