33:1−20 Настоящая глава открывает вторую часть книги Иезекииля. Если в первой части книги пророк преимущественно говорил об Иерусалиме в его прошлом и настоящем, то во второй части в центр внимания ставится будущее Града Божия. Иезекииль возвращается к двум важным темам: повторению призывов в качестве стража дома Израиля (ст. 1−9; ср. 3:16−21); учению о личной нравственной ответственности (ст. 10−20; гл. 18).
33:21 В двенадцатом году нашего переселения. Иерусалим был уничтожен огнем в пятый месяц одиннадцатого года правления Иехонии (4Цар 25:8−9; Иер 52:12). Если принять, что эта новость достигла изгнанников лишь в десятом месяце двенадцатого года, то можно предположить, что вестник затратил на дорогу более полутора лет. Но такой срок представляется нереально долгим для путешествия (ср. Езд 7:9); путь продолжительностью менее шести месяцев значительно более вероятен. По этой причине многие исследователи предпочитают прочтение, содержащееся в нескольких еврейских рукописях, а также в древнем сирийском переводе Ветхого Завета. В них говорится, что скорбная весть поступила к изгнанникам в одиннадцатый, а не в двенадцатый год; разница в этих двух чтениях может быть обусловлена ошибкой в написании всего лишь одной согласной буквы.
33:22 Он открыл мне уста. Пророк пребывал в немоте продолжительное время (см. ком. к 3:24−27 и 24:27). Но теперь, когда весть о разрушении Иерусалима достигла изгнанников, его уста отверзлись, и Иезекииль обращается как к тем, кто остался в Иудее по разрушении города (ст. 23−29), так и к своим сотоварищам-изгнанникам (ст. 30−33).
33:24 живущие на опустелых местах. Иезекииль обращается к тем, кто остался в Иудее.
33:25 вы едите с кровью. См. Быт 9:4; Лев 7:26−27; Лев 17:10).
33:26 оскверняете один жену другого. См. 18:6,11,15.
33:30 говорят один другому. Пророчества Иезекииля игнорировались, а он сам подвергался насмешкам, когда же события подтвердили правоту его слов, он стал популярным. Но народ и сейчас не хочет слушать пророка и не придает его словам того значения, которое привело бы к покаянию и послушанию (ст. 11).
33:32 ты для них — как забавный певец с приятным голосом. Хотя теперь на Иезекииля перестали смотреть как на человека, только произносящего пословицы (см. ком. к 20:49), все же большинство изгнанников видело в нем не более чем источник развлечения.
комментарии Женевской Библии на книгу пророка Иезекииля, 33 глава