28:2 ты говоришь: «я бог, восседаю на седалище божием, в сердце морей». В мифологических представлениях большинства народов древнего Ближнего Востока водные глубины и первозданный океан символизировали смерть и хаос. В Библии море послушно воле Господа. По описанию Иезекииля, царь Тирский, который накопил огромные богатства и был уверен в своей полной безопасности, так возгордился, что дерзнул себя самого объявить богом, правителем морей (ср. Пс 28:10; Откр 17:1,15). Но море в конечном итоге одолеет его (Иез 28:8). См. ком. к 26:19−20.
28:3 ты премудрее Даниила. См. ком. к 14:12−23.
28:12 сын человеческий! плачь о царе Тирском. Царя Тирского того времени звали Етваалом. Пророк говорит, что Бог поначалу был с ним: поэтому царь обрисован как первозданный человек, подобный Адаму, вершине и завершению творения, жившему в созданном для него райском саду. Етваал и оставался в раю, пока в нем не обнаружилось беззаконие (28:15). Некоторые исследователи полагают, что под именем царя Тирского пророк на самом деле имеет в виду сатану, т.е. светоносного ангела, отпавшего от благодати.
28:12 О жанре ритуального плача см. ком. к 19:1−14.
28:13−14 Ты находился... в саду Божием... ты был на святой горе Божией. Пророк объединяет два образа, символизирующие место пребывания Бога, — сад (Быт, гл. 2−3) и гору (Исх 19:23; Втор 33:2; Пс 42:3; Откр 21:10). Иерусалимский храм расположен на Сионской горе и украшен растительными узорами, характерными для райского сада (3Цар 6:29,32,35).
28:21−23 Сидон обычно сочетали с его торговым партнером Тиром, расположенным в двадцати пяти милях к югу на Средиземноморском побережье.
28:25 соберу дом Израилев из народов. Господь вернет Свой народ в его страну. И тогда начнется процветание Израиля. С лица земли исчезнут все враждебные ему народы.
28:26 насадят виноградники. Предстоящее благословение Божие Израиля ассоциируется с плодородием земли (36:29−30; Ис 65:21−22; Иер 32:15; Мих 4:4; Зах 3:10).
комментарии Женевской Библии на книгу пророка Иезекииля, 28 глава