23:1−49 Прибегая к аллегории (Огола символизирует Самарию, столицу северного царства, а Оголива — Иерусалим, столицу южного царства; 20:4), пророк обличает прегрешения сестер в совокупности, а затем над обеими произносится суд (ст. 36−49).
23:3 блудили в своей молодости. Хотя каждый человек и каждое поколение несет ответственность прежде всего за свои собственные грехи (см. ком. к 18:1−32), пророк указывает, что грехи способны накапливаться, а наказания за них могут отлагаться. Т.е. грехи, за которые наказываются оба царства, берут свое начало в блудодеяниях, совершенных в Египте (см. 16:26; 20:4−9).
23:4 были они Моими. Обе сестры были Его «женами», т.е. они состояли в отношениях завета с Господом.
23:5 пристрастилась к своим любовникам. Вступая в союзы с соседними народами, Израиль преступил клятву исключительной верности Господу, что приравнено к идолопоклонству (ст. 5−10; см. ком. к 16:26−29; ср. Ос 8:9). Блудодеяния Оголы не дали ей ни привязанности, ни любви ассирийских любовников: именно Ассирия разрушила северное еврейское царство (4Цар 17:5−6).
23:11 еще развращеннее была в любви своей. Вместо того чтобы извлечь уроки из судьбы своей сестры, Оголива (Иерусалим) развратилась еще больше. По разрушении северного еврейского царства Ассирия на целый век стала в Иудее доминирующей политической силой (4Цар 15:29; 4Цар 16:7−10; 4Цар 17:3−6). Небиблейские источники также подтверждают наличие тесных контактов ассирийских вождей как с Израильским, так и с Иудейским царствами.
23:14 еще умножила блудодеяния свои. В свою очередь, Иудейское царство вступило в союз с вавилонянами, направленный против Ассирии (2Пар 33:11). Политика в пользу Вавилона временами сменялась антивавилонскими действиями (23:17) и сопровождалась заигрываниями с Египтом (23:19−21).
23:23 из Пехода, из Шоа и Коа. Речь идет, вероятно, об арамейских племенах, занимавших территорию к востоку от реки Тигр. Их именования почти идентичны названиям племен, известным по ассирийским и вавилонским надписям, найденным в данной местности.
23:31−34 Чаша — символ Господнего благословения (Пс 15:5; Пс 22:1; Пс 115:4; 1Кор 10:16). С другой стороны, она может олицетворять гнев и ярость Божий (Плач 4:21; Авв 2:16; Зах 12:2; Откр 14:9−11).
23:40 Ср. 16:11,17; 4Цар 9:30; Иер 4:30; Ос 2:13.
комментарии Женевской Библии на книгу пророка Иезекииля, 23 глава