18:1−32 Вавилонское пленение не только наказание за грехи одного поколения. Напротив, непокорство Израиля продолжалось при жизни многих поколений, «с того дня, как вышли отцы их из Египта, и до сего дня» (4Цар 21:15), пока, наконец, не начался над ним суд. Накопившаяся общая вина народа привела к разрушению Иерусалима. В ответ уведенные в плен стали сомневаться в правосудии Божием. Но Иезекииль настаивает на том, что Господь наказывает за грехи как предшествующих поколений, так и данного конкретного человека.
18:6 на горах жертвенного не ест. О трапезах идолопоклонников на высотах (6:13; 20:28; Исх 32:5−6).
к своей жене во время очищения нечистот ее не приближается. Закон запрещает половые сношения с женщиной во время менструации (22:10; 36:17; Лев 18:19).
18:7 должнику возвращает залог его. См. также ст. 12:16; Исх 22:26; Ам 2:8. На обломке исписанной глиняной таблички, найденной в Иавне-яме и восходящей в концу VII в. до Р.Х., полевой батрак подает жалобу деревенскому чиновнику на своего работодателя за то, что тот взял в залог его одежду и теперь не возвращает.
18:8 лихвы не берет. См. ст. 13 и 17; Исх 22:25; Лев 25:35−37; Втор 23:19−20.
18:14 сын, который, видя все грехи отца своего... не делает подобного. Праведный сын не должен отвечать за грехи нечестивого отца (см. ком. к ст. 10; Втор 24:16; 4Цар 14:6).
18:24 праведник, если отступит от правды своей. Бог не только прибежище во времена печали. Его нельзя считать лишь Спасителем, одновременно не признавая Господом.
18:30−32 Предостерегая от совершения беззаконий и неизбежности наказания, Господь не желает смерти грешника (2Пет 3:9). Покаяние — это путь к жизни (59:20; Иер 18:8; Мф 3:2,8; Мф 4:17; Деян 3:19; 2Кор 7:10).
18:31 сотворите в себе новое сердце и новый дух. Новое сердце и новый дух — это дар Божий (36:26), а не человека (ср. Еф 2:8−9). Вот почему пророк призывает к покаянию.
комментарии Женевской Библии на книгу пророка Иезекииля, 18 глава