16:1−63 Иезекииль рассказывает историю девочки-найденыша, ее замужества и неверности. Ср. Ос, гл. 1−3, Еф 5:22−33; Откр 19:7; Откр 21:2,9. По его словам, Бог был и остается обличителем Своего народа вплоть до сего дня.
16:3 твой корень и твоя родина. Иерусалим был в свое время во владении язычников. Населяющих области вокруг Иерусалима (до прихода израильтян) называли по-разному: аморреями, Хананеями, иевусеями и хеттеями (ст. 45; Быт 10:15−16; Нав 10:5; 2Цар 5:6). С этой точки зрения, первые жители города ничем не отличались от еврейских патриархов, также происходивших от арамейцев-язычников (Втор 26:5; Нав 24:14).
16:5 ты выброшена была на поле. Нежеланных детей — незаконнорожденных, уродов или больных — немедленно по появлении на свет выбрасывали из дома, так что младенцы тут же умирали. Ср. Быт 21:15−16; Исх 2:1−10. Девочку-младенца выбросили сразу же, как только была перерезана пуповина. Ее даже не обмыли.
16:7 ты выросла и стала большая. Подобранная девочка-найденыш выросла и стала красивой девушкой.
16:8 простер Я воскрилия риз Моих на тебя. Когда мужчина накрывал женщину своей одеждой, это означало, что он берет ее в жены (Руфь 3:9). С этого момента женщина могла появиться перед мужчинами (за исключением мужа), только тщательно закутавшись в свои одеяния. См. Втор 22:30.
и поклялся тебе... и ты стала Моею. Ср. 36:28; Лев 26:12; Иер 11:4; Ос 1:9, а также Быт 15:7−21; Быт 26:3; Втор 1:8.
16:15−19 Все богатства, которые достались будущей царице как дар от любящего супруга и царя, были употреблены на блудодейство и распутство. Ср. «ты стала Моею» (ст. 8) с «ты понадеялась на красоту твою» (ст. 15).
16:20 приносила в жертву на снедение им. См. ст. 36; 20:31; Лев 18:21; Втор 12:31; 18:10; 4Цар 17:17. В Иерусалиме дети приносились в жертву в долине Гинном.
16:26−29 Блудила с сыновьями Египта... умножала блудодеяния... блудила... с сынами Ассура ... блудила с ними. Непослушание Израиля Богу не сводилось к одному лишь идолопоклонству. Договоры с соседними народами, которые заключались в периоды политической опасности, также свидетельствовали о недостатке доверия к Богу. Подобные союзы представляли собой нарушение преданности Израиля Господу (ср. 23:7; 29:16; Иер 2:36−37; Иер 22:20−22; Плач 1:19).
16:37 Я соберу всех... против тебя. Царица искала верности и преданности своих любовников, но они-то и становятся средством ее наказания и унижения (ср. Откр 17:15−17). Точно так же вероломно ведут себя по отношению к Иерусалиму соседние народы. Хотя эти народы являются орудием, посредством которого Бог наказывает свой народ, тем не менее они подлежат наказанию за свои неправые деяния (Иез, гл. 25; Ис 10:5,12; Зах 1:14−15; ср. ком. к 14:9).
раскрою перед ними наготу твою. Ср. 16:39; Ос 2:10; Наум 3:5; Иер 13:22,26.
16:38 буду судить тебя судом прелюбодейц. См. Притч 6:34. Все богатства и украшения прелюбодейной женщины будут отобраны у нее, и она окажется такой же нагой, какой мы ее видели в начале повествования. Но покрыта она будет не кровями ее рождения (ст. 6), а кровью, вытекшей из ее ран. Прелюбодеяние относилось к числу самых тяжких преступлений, и за него побивали камнями до смерти (Лев 20:10; Втор 22:21−24).
16:41 Сожгут домы твои огнем. Большая часть Иерусалима действительно была сожжена вавилонской армией (Иер 39:8; ср. Иер 32:29; Иер 34:22).
16:44 всякий, кто говорит притчами. Иезекииль в своих пророчествах, обычно опирается на народные пословицы — «притчи» (12:12−28; 18:1−2).
16:49 беззаконие Содомы. Иезекииль обличает город за увлечение материальным и пренебрежение бедными и нуждающимися. Ср. Мф 11:23−24. Прегрешения Иерусалима, однако, превзошли грехи обеих ее сестер — Самарии и Иудеи (Содомы).
16:60 вспомню союз Мой. Иерусалим вновь станет владычествовать над своими сестрами, но на сей раз на основе новых отношений между Богом и городом. Бог Сам искупит грехи Нового Иерусалима.
комментарии Женевской Библии на книгу пророка Иезекииля, 16 глава